Как правильно брать малыша на руки

Как правильно держать новорожденного при кормлении и после

Как правильно брать малыша на руки

Как держать новорожденного на руках:

  • столбиком;
  • колыбелькой;
  • под животиком;
  • сидя (поза «будда»);
  • на коленях.

Почему важно правильно держать ребенка

У новорожденного малыша довольно хрупкие суставы, связки, слабый позвоночник. Кроха еще не умеет держать головку и спинку. Правильная поддержка ребенка — это залог его безопасного развития.

Если родители боятся брать на руки своего ребенка, это плохо скажется на его физическом, эмоциональном и психологическом развитии. Не бойтесь приучить ребенка к рукам, это не сделает его ручным и капризным. Наоборот, частое ношения малыша на ручках очень полезно:

  • телесный контакт закрепляет ощущение защищенности, спокойствия, доверия к миру. Прикосновение маминых рук — это подтверждение ее любви к ребенку, так устанавливается тесная связь мамы с ребенком;
  • правильное ношение помогает физическому развитию ребенка;
  • на ручках ребенок больше видит, узнает, это способ расширить границы его восприятия.

Основные правила

Чтобы малыш оказался на руках, придется правильно его поднять с горизонтальной поверхности.

Советы, как правильно брать новорожденного из кроватки на руки:

  1. Подойти к кроватке вплотную. Старайтесь подходить с разных сторон, чтобы малыш поворачивал голову вам навстречу в разные стороны. Это простая и доступная профилактика кривошеи.
  2. Поднимают ребенка всегда двумя руками.

    У ребенка слабо развиты мышцы шеи, он самостоятельно не держит головку, поэтому важно одной рукой всегда поддерживать ему голову (чтобы не повредился шейный отдел позвоночника).

  3. Ладонь одной руки заводят под голову крохи, придерживают затылок. Ладонь второй руки заводят под попу.

  4. Плавно и осторожно поднимают малыша.

Ребенка первых трех месяцев жизни нельзя держать за руки или за ножки (мышцы и связки у крохи еще слишком нежные).

Позы ношения ребенка на руках

Есть несколько поз ношения малыша на ручках. Разные позы помогут взрослым менять положение рук, тела, выбрать тот вариант, который понравится и им, и малышу.

На плече

В такой позе у малыша появляется возможность тренировать мышцы шеи, появляется стимул учиться поднимать головку. Когда он утомляется, то легко засыпают в ней.

Как правильно держать:

  1. Поднимите малыша.
  2. Рукой, которая поддерживает шею и голову, уложите голову малыша на свое плечо. В таком положении малыш сможет смотреть на то, что находится за вашей спиной.
  3. Второй рукой поддерживайте кроху за попку, прижимайте малыша к себе.

Столбиком

Поза «столбиком» — это разновидность позы «на плече». Педиатры очень рекомендуют использовать ее после каждого кормления. У малышей пищеварение еще не сформировано, и в такой позе крохе проще срыгнуть, если он наглотался воздуха, когда кушал. Ношение малыша «столбиком» применяют для профилактики колик в животике.

Несколько советов, как правильно держать новорожденного после кормления в позе «столбиком»:

  1. Поднимите малыша.
  2. Одной рукой продолжайте фиксировать головку и шею.
  3. Второй рукой поддерживайте кроху за попку, прижмите малыша к себе.
  4. Подержите ребенка в такой позе 5-10 минут после кормления.

Название позы говорит само за себя — малыша держат в вертикальном положении, животик прижат к телу взрослого. В такой позиции молочко хорошо проходит по пищеводу, а лишний воздух срыгивается. Контакт с теплом тела мамы помогает мышцам живота расслабиться, снимает спазмы.

Колыбелька

Это классическая поза ношения новорожденного. В ней удобно кормить малыша, детки нередко засыпают в такой позе прямо на ручках у взрослого.

Как правильно держать:

  1. Возьмите малыша из кроватки.
  2. Поднимите на уровень груди.
  3. Рука, поддерживающая голову, скользит ниже. Голова и шея малыша оказываются на сгибе вашего локтя.
  4. Вторая рука поддерживает попу и спинку малыша.
  5. Прижмите ребенка к своему телу.
  6. Меняйте руку, на которой носите ребенка, чтобы он лежал на разных боках, это важно для профилактики кривошеи.

Под животик

Особенно любят этим способом носить ребеночка папы. Как делать правильно:

  1. Уложить малыша животом на предплечье взрослого.
  2. Ручки малыша — по обе стороны предплечья взрослого.
  3. Ножки ребенка сползают по обеим сторонам вашей руки. Одна ножка ребенка прижата к вашему животу, вторую ножку, для безопасности, фиксируйте ладонью и большим пальцем.
  4. Голова малыша — на руке взрослого.
  5. Вторая рука взрослого лежит на спинке и попе малыша.

Эта поза помогает комфортному отхождению газиков (провоцируется теплом руки и мягким давлением на кишечник).

Сидя, лицом к миру (другое название — «будда»)

Эта поза комфортна для малыша, она дает хороший обзор за всем вокруг и дает ощущение защиты и комфорта (взрослый рядом):

  1. Прижмите малыша спиной к своему животу.
  2. Одной рукой обхватите его под грудью.
  3. Второй рукой ухватите под ноги, приподняв колени.

Эта поза, как и поза «столбиком», помогает пищеварению малыша. Приподнятые и прижатые к животику ноги улучшают перистальтику кишечника. Рекомендуется после 3 месяцев, чтобы не перегружать позвоночник.

На коленях

Хороша для игр и общения с малышом. В такой позиции у взрослого отдыхают руки, но телесный контакт сохраняется:

  1. Сядьте удобно. Ступни поставьте ровно. Колени плотно прижаты друг к другу.
  2. Уложите малыша на колени, личиком вверх.
  3. Обеими руками придерживайте головку малыша и плечики.

Как правильно держать ребенка во время кормления

Для кормления малыша мамы используют позу, которая удобна и для них, и для крохи. Есть несколько способов, как держать новорожденного при кормлении (подходят и для грудничков, и для малышей на искусственном вскармливании):

  • сидя;
  • подмышкой;
  • животик к животику (лежа);
  • стоя.

Сидя

Мама усаживается удобно, а малыша держит в позе «колыбелька». Для удобства используют подушку для кормления, тогда руки мамы не устают. Подушку подкладывают под опорную руку мамы (ту, на которой лежит голова ребеночка).

Подмышкой

Поза кормления «подмышкой» — это вариант кормления сидя. Малыша укладывают на подушку так, чтобы тело находилось у мамы подмышкой. Чаще этот вариант используют мамы двойняшек.

Животик к животику (лежа)

Мама ложится на бок, малыша укладывает на бочок, лицом к себе. Кормит из нижней груди. При кормлении кроху поддерживает за спинку и попу или подкладывает небольшой валик ему под спину (для удобства малыша).

Стоя

Стоя мамы кормят малыша в слинге или когда держат его на ручках в позе «колыбелька».

Как держать малыша во время купания

Купают кроху только в положении лежа. Малыша берут под голову и попку и аккуратно укладывают в ванночку. Если у вас обычная ванночка, установите в нее горку для купания. Вам не придется поддерживать ребенку головку, и свободными руками вы быстро помоете малыша (особое внимании уделите складочкам на теле, местам под коленками, в сгибах ручек, под подбородком, шейке, за ушками). В анатомической ванночке уже встроена горка для купания.

Купайте малыша до кормления. После купания осушите кожу крохи полотенцем и покормите его. Для профилактики проблем с пищеварением не забывайте, как держать новорожденного после кормления: подержите его около 10-15 минут в позе «столбиком».

Чего нельзя делать

Родителям не стоит забывать о мерах безопасности. Запомните простые правила, как нельзя брать на руки и держать малыша:

  1. Нельзя поднимать ребенка, не придерживая ему голову. Без поддержки голова у крохи запрокидывается, потому что мышцы шеи у него еще не окрепли.
  2. Нельзя поднимать новорожденного за кисти рук, запястья, потому что у него еще слабые суставы.

    Такие действия хороши и полезны в более старшем возрасте, но в период новорожденности опасны.

  3. Если держите малыша вертикально, прижимайте к себе, поддерживайте его спинку. Для неокрепшего позвоночника вертикальная нагрузка вредна и опасна.

11903

Источник: https://littleone.com/publication/0-7241-kak-derzhat-novorozhdennogo-rebenka

Нужно ли маме все время быть с ребенком?

Как правильно брать малыша на руки

Не секрет, что многие молодые матери не ходят на фитнес не потому, что им лень или некогда.

Просто в дополнительных тратах нет никакого смысла, ведь каждый день мамы часами носят на руках малышей — неплохая физическая нагрузка! Когда мы слышим или читаем в соцсетях рассказы о младенцах, которые – о чудо! – могут спокойно полежать, пока мама сходит в душ или заварит себе чай — часто не верим, что такое вообще возможно. Особенно, если наш малыш не желает проводить без мамы ни минуты, а такая ситуация встречается значительно чаще..

Действительно ли новорожденные хотят проводить с мамой как можно больше времени? Почему некоторые дети предпочитают сидеть, лежать и даже спать у нее на руках? И как правильно уходить от ребенка, если у вас есть дела? Рассказывает консультант сайта ШКОЛАМАМ.РФ, детский психолог Кравцова Елена Михайловна.

Боится ли малыш одиночества?

Новорождённый ребёнок не боится оставаться в одиночестве. Если у него нет неврологических нарушений или какого-либо заболевания, он плачет не постоянно, а лишь время от времени.

Но это не означает, что младенцу лучше быть в одиночестве. Наоборот, близость к человеку, который ухаживает за ним, а также быстрая и адекватная реакция взрослых на слёзы ребёнка — это залог его полноценного развития и эмоционального благополучия.

Мама незаменима?

Как ни странно, но примерно до 6 месяцев младенцу без разницы, кто именно за ним ухаживает. Ему нужны тепло, безопасность, еда, хороший эмоциональный контакт со взрослыми, но непринципиально, кто всё это обеспечивает.

По достижении полугодовалого возраста или немного позже малыш начинает различать «своих» и «чужих». Он негативно реагирует на попытку взять его на руки со стороны малознакомого человека, даже если это родная бабушка, которая просто давно не приезжала.

Сначала дети начинают чувствовать привязанность к тому взрослому, который проводит с ним больше всего времени и ухаживает за ним. Это может быть не только мама, но и любой другой человек, адекватно исполняющий эти функции. Дело в том, что для полноценного развития малышу нужен контакт с тёплым и заботливым взрослым, не имеет значения, кто это. Всё зависит от семейной ситуации. Постепенно возникает привязанность и к другим близким людям.

Человек, к которому ребёнок привязан больше всего, лучше других может его успокоить, и малыш чаще всего обращается за утешением именно к нему. В присутствии «главного человека» дети меньше испытывают страх, особенно в новой для себя обстановке.

Самый острый страх разлуки с близким взрослым, как правило мамой, проявляется у детей около двух лет. Дело в том, что именно в этом возрасте у ребенка формируется так называемая идентификация, или осознание собственного Я. Самые благоприятные условия для такого процесса – постоянный контакт с одними и теми же любящими его взрослыми, «его людьми», как говорят специалисты.

Не на руках, но рядом с мамой

Слинг и его разновидности, рюкзачки-переноски, автокресло-люлька, манеж, стульчики для кормления с рождения, детские шезлонги-качалки, развивающие коврики могут значительно облегчить жизнь мамы или любого другого близкого человека, который остается с малышом.

Все эти приспособления, кроме развивающих ковриков, можно использовать только после консультации с педиатром и ортопедом.

С точки зрения детской психологии, самое главное — это найти такую форму совместного времяпровождения, когда малыш будет видеть маму и/или чувствовать её, а мама сможет заниматься каким-либо полезными или интересными делами. Так что не имеет значения, какие именно устройства будут обеспечивать удобство и для мамы, и для малыша. Лишь бы это было безопасно для ребенка и подходило взрослым.

Мама, ты куда?

Каждый ребёнок индивидуален и на уход мамы каждый реагирует по-разному. Есть некоторые общие закономерности, но они имеют лишь ориентировочный характер.

Темперамент детей и стиль родительского воспитания различны, поэтому некоторые малыши боятся расставания с мамой сильнее, другие слабее. Если малыш не кричит и не плачет, расставаясь с мамой, скорее всего, это не означает, что он её не любит. Вероятно, это свидетельствует об особенностях его темперамента: возможно, он просто спокойный.

Периодически отлучаться из дома можно с рождения, позаботившись о том, что с ребёнком останется адекватный взрослый и достаточно еды. До полугода малыш, скорее всего, не почувствует себя неуютно с другим человеком.

Для ребёнка постарше эмоциональное состояние напрямую зависит от возможности быть рядом с тем взрослым, к которому он больше всего привязан. С 6 месяцев и старше лучше уходить из дома во время дневного сна малыша, заранее предупредив его, что с ним побудет бабушка или няня.

Однако ночью уходить от спящего малыша без крайней необходимости все-таки не стоит. Все дети до трех-четырех лет болезненно реагируют на неожиданное ночное отсутствие мамы, но особенно страдают малыши, сильно привязанные к матери.

Они могут более или менее спокойно вести себя с другими взрослыми, но, увидев маму снова, станут очень нервными: примутся «цепляться» за нее и требовать неотрывного внимания, не захотят укладываться спать.

Возможно, их ночной сон будет нарушен, они начнут часто просыпаться.

Ребенка более старшего возраста можно заранее предупредить, что вы собираетесь уйти из дома, когда он будет спать.

Уходим и возвращаемся по правилам

Есть несколько важных моментов, которые следует учитывать, если вам нужно уйти на некоторое время. Вот они:

— Рассказывать о том, что вам нужно уйти, но вы скоро вернетесь, стоит даже ребенку, который пока что не говорит. Делать это следует хотя бы для того, чтобы у вас выработалась соответствующая привычка: она очень пригодится вам в будущем!

  • Оставляя с бабушкой или няней малыша от полутора до трёх лет, нужно быть готовой к его бурной эмоциональной реакции. Не следует показывать малышу, что вы не уверены в правильности своего поступка и чувствуете вину перед ним. Маме надлежит сказать малышу о своём уходе и проявить твёрдость, не «метаться» ни морально, ни физически.
  • Если удастся, желательно, чтобы взрослые отвлекли ребёнка в момент маминого ухода. Если это не получилось, то можно взять его на руки, поцеловать и передать тому взрослому, кто остается с ним. Сказать, что скоро вернётесь, попросить помахать вам рукой и пожелать удачи. Если малыш сильно переживает, плачет и тянется к маме, уходить надо быстро.
  • Не стоит обманывать малыша, обещая, что вы уходите в последний раз или вернетесь через минутку. Лучше понятными словами рассказать ему, чем вы намереваетесь заняться: на работе будете говорить по телефону или печатать на компьютере, в магазине станете покупать хлеб или ботинки, в театре собираетесь смотреть выступление артистов, устраиваемое для взрослых.
  • Вернувшись, расскажите малышу о своих впечатлениях и покажите какой-нибудь интересный предмет, связанный с вашим уходом: автобусный билет, чек из магазина, театральную программку и т.п. Можно устроить игру в автобус и контролера, продавца и покупателя, актера и зрителей.

Чего не следует делать ни в коем случае

Представители старшего поколения ворчат, что вы слишком привязываете малыша к себе, что можно оставить его прокричаться, как рекомендовали педиатры еще каких-то тридцать лет назад. Вы сомневаетесь? И правильно! Это вредное устаревшее заблуждение. Если следовать такой рекомендации, можно и маме заработать невроз, и ребёнка травмировать. Даже если малыш научится плакать меньше, он станет при этом гораздо несчастнее, так как будет чувствовать себя отвергнутым.

Помните: младенец никогда не плачет без уважительной причины! У некоторых детей бывает повышенная потребность во внимании, в контакте со взрослыми, поэтому они плачут больше, чем сверстники. Они просто не могут оставаться одни.

Пытаться перевоспитать такого малыша, приучить его к одиночеству – плохое решение. Это не означает, что маме нельзя отойти в туалет или за книгой в соседнюю комнату. Постараться обеспечить ему тёплый эмоциональный и физический контакт в максимально возможном объёме – вот о чём идёт речь.

Можно ли избаловать ребенка, если носить его все время на руках?

Нет, нельзя. Так можно создать у него ощущение безопасности и собственной ценности. Он будет чувствовать себя нужным. Но не надо стремиться к количественным показателям — то есть к тому, чтобы любой ценой всё время носить младенца на руках, в ущерб здравому смыслу. Бесспорно, нужно часто брать ребёнка на руки. Важно делать это не только в те моменты, когда он плачет.

Но здесь нужно всё-таки исходить из конкретных обстоятельств. Когда есть возможность и желание — всегда брать малыша на руки. Если в данный момент не получается – ничего страшного.

Публикации, советы и видеоматериалы на сайте frutonyanya.ru носят информативный характер. Консультации специалистов портала носят справочный характер и не могут заменить визит к вашему лечащему врачу.

Источник: https://frutonyanya.ru/school/articles/semya/nuzhno-li-mame-vse-vremya-byt-s-rebenkom/

Знания, навыки и умения ребенка: первый месяц жизни

Как правильно брать малыша на руки

  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • гимнастика

В первый месяц жизни дети спят очень много – почти 20 часов в сутки. Промежутки бодрствования у ребенка очень короткие.

Но родители могут помочь своему чаду поддерживать мышцы в тонусе, занимаясь с ним гимнастикой для новорожденных. Некоторые малыши к концу первого месяца жизни могут поднять голову, лежа на животе.

Пройдет еще несколько месяцев, прежде чем ребенок в достаточной степени «освоит» свое тело, чтобы оно стало его помощником в познании окружающего мира.

О том, как развивается младенец в первую неделю жизни, вы можете узнать, прочитав статью из цикла «Календарь развития ребенка» на портале «Я-родитель».

Чувства и эмоции ребенка первого месяца жизни

Не стоит думать, что новорожденные дети не могут чувствовать и испытывать эмоции.

Некоторые ученые считают, что в первый месяц своей жизни ребенок способен тонко ощущать настроение родителей, особенно матери, поскольку не утратил с ней ту близкую связь, которая существовала между ними на протяжении девяти месяцев вынашивания.

Узнавая членов семьи, малыш может по-разному реагировать на их присутствие в помещении. Так, приближение мамы он встретит улыбкой, а например, при появлении старшего брата, который однажды напугал его резким криком или движением, новорожденный вполне может заплакать.

Слух и его значение для развития ребенка в первый месяц жизни

Доказано, что классическая музыка благотворно влияет на развитие новорожденных детей. Однако не перестарайтесь, однообразные композиции могут надоесть кому угодно, не говоря уже о младенце. Пойте песни малышу и разговаривайте с ним во время его бодрствования, и вскоре вы заметите, что он пытается отвечать вам: попискивать, лепетать и смешно фыркать.

Другая рекомендация родителям: не забывайте о значении колыбельных песен для ребенка. Они помогают ему не только расслабиться и заснуть. Слушая мамин голос, ребенок чувствует, что он любим и находится в безопасности. Некоторые детские психологи считают, что колыбельные песни помогают ребенку вырасти спокойным, уравновешенным и доброжелательным человеком.

Развивающие игры в первый месяц жизни ребенка

В первый месяц жизни ребенку интересны любые новые звуки, поэтому игрушки, способные издавать тот или ной звук (погремушки, пищалки, колокольчики, дудочки, неваляшки), придутся как нельзя кстати. Одной из первых игрушек вашего малыша в этот период может стать мобиль (подвесная конструкция с подвижными частями и звуком, которая крепится над кроватью младенца). Мобили обычно выполнены в ярких привлекающих взгляд цветах и имеют проигрыватели с музыкой.

Посмотрев этот видеоурок, вы узнаете, как выбирать игрушки для ребенка в возрасте до одного года. Рекомендации дает президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, психолог Антонина Цицулина.

Как заниматься с ребенком от рождения до одного месяца: 8 советов родителям

  1. Занимайтесь с ребенком не более пяти-семи минут в день, используя для этого каждый удобный случай;

  2. Периодически меняйте положение тела младенца, когда он бодрствует. Пусть ребенок какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, он быстрее научится двигать руками и ногами;

  3. Не бойтесь брать ребенка на руки, чтобы массировать, баюкать и разговаривать с ним. Чем больше прикосновений к своему телу ощущает малыш, тем активнее развивается его психоэмоциональная сфера.

    По мнению психологов, объятия родителей запускают у младенца положительные эмоциональные переживания и дают ощущение защищенности и комфорта. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их часто трогают или держат на руках слишком долго.

    Но если ребенок редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Именно поэтому нормально развитые и эмоционально здоровые дети так любят «обниматься» со своими родителями.

  4. Начиная с первой недели проводите занятия на фокусировку взгляда ребенка. Для этого вам потребуется крупная яркая игрушка. Дайте малышу сосредоточить взгляд на предмете и, не торопясь, перемещайте его из стороны в сторону. Следите, чтобы взгляд ребенка следовал за игрушкой. Если он начнет ненадолго «схватывать» предмет взглядом, побуждайте его к более длительному сосредоточению на предмете. Таким образом закладываются познавательные способности малыша.

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/znaniya-navyki-i-umeniya-rebenka-pervyy-mesyats-zhizni/

Как правильно брать и держать на руках новорожденного ребенка

Младенцы выглядят очень хрупкими, поэтому все родные и сами молодые мамы часто боятся брать ребенка на руки, и не знают, как сделать это правильно. Они боятся нечаянно нанести крохе травму. Действия становятся неловкими из-за неуверенности. На самом деле, новорожденные дети достаточно крепкие, и нанести им серьезный вред трудно. Чтобы не бояться брать ребенка на руки, рекомендуется заранее ознакомиться с основными правилами ношения детей.

На первый взгляд, этот вопрос может показаться совсем бессмысленным. Но многие уверены в том, что кроху нужно брать на руки только при крайней необходимости. Это обусловлено тем, что молодых мам запугивают страшилками про приучение детей к рукам.

Считается, что если брать кроху на руки часто, он к этому привыкнет и будет постоянно капризничать и проситься на руки. Но если вы не являетесь приверженцем манежа и кроваток, то носить малыша придется часто. Для самого новорожденного это, кстати, полезно.

На это есть не одна веская причина.

  • Малышу нужен физический контакт с мамой. Таким способом он чувствует любовь и укрепляется привязанность ребенка и мамы друг к другу.
  • На руках у мамы или другого взрослого крохе легче познавать окружающий мир. Ведь он рассматривает пространство под другим углом. Он знакомится с людьми, явлениями и новыми предметами.
  • Если правильно носить ребенка на руках, это будет способствовать нормальному физическому развитию малыша.

Как правильно брать малыша

Если малыш лежит в кроватке или на другой горизонтальной поверхности, то взять ребенка на руки будет особенным ритуалом. Это не очень сложно, но чтобы сделать все правильно, необходимо следовать рекомендациям. Это поможет не напугать кроху и не нанести ему нечаянно вред.

Поднимать малыша следует двумя руками. Одной рукой нужно придерживать затылок, подложив ладонь. Второй рукой придерживаем попу. Действовать следует очень осторожно и медленно.

Кладем малыша на поверхность

Важно уметь не только брать на руки малыша, но и класть обратно. Опускать в кроватку, пеленальный столик или другую поверхность следует очень аккуратно, при этом ладонями придерживая попку и затылок. При этом не только опускайте руки, но и наклоните корпус. Таким образом вам проще будет контролировать движение рук. Вы как бы страхуете малыша от того, что он резко приземлится в кроватку.

Когда малыш коснется кроватки, следует подождать 3-4 секунды, и только после этого убирать руки. Делать это рекомендуется потому, что ребенок должен немного привыкнуть к новому положению. Так он не испугается и почувствует новую опору, на которую его положили.

Держим ребенка на руках

Когда вы держите ребенка на руках, он может находиться в нескольких разных положениях. Это полезно как для родителей, так и для самого малыша. Взрослым это полезно по той причине, что поможет предупредить перенапряжение мышц. При разных способах поддержки в напряжении будут находиться разные группы мышц. У самого ребенка при этом тоже будут тренироваться разные мышцы. Кроме того, кроха сможет осматривать пространство с разных ракурсов.

Столбик

В таком положении детей носят обычно после процедуры кормления. Ведь именно так легче всего отрыгнуть излишки воздуха, который накопился в желудочке в процессе кормления. Держа малыша в такой позе, следует обязательно поддерживать весь позвоночник, а также поддерживать головку. При этом малыша располагают к себе лицом, а подбородок кладут на свое плечо. Руками необходимо надежно поддерживать поясницу и шейку.

Но важно помнить, что в вертикальном положении на позвоночник новорожденного оказывается нагрузка, которую нельзя назвать полезной. В положении столбиком не стоит часто носить малыша. Можно ограничиться 5-7 минутами после кормления.

Держать новорожденного столбиком допускается лицом от себя. При этом головку следует положить к себе на плечо. Руками нужно надежно поддерживать ножки и грудку.

На животике

Маленькие дети просто обожают «летать» личиком вниз. В таком положении обеспечивается профилактика колик и лучше отходят газы после приема пищи. Молодые родители, наслушавшись страшилок о том, что класть на животик в кроватку нельзя новорожденного, боятся это делать. Носить ребенка на руках, расположив лицом книзу, им гораздо спокойнее.

Чтобы подержать кроху книзу животиком, одну свою ладонь следует расположить у него на груди. В таком положении подбородок должен лечь вам на локтевой сгиб. Второй рукой придерживаем животик малыша, пропустив ее у него между ножками.

Когда вы держите ребенка в таком положении, у него лучше тренируются мышцы спины, укрепляется шея. Поэтому дети, которых часто так держат, раньше начинают держать головку самостоятельно.

Как Будда

В этом положении ребенок будет расположен так же, как Будда. Но полноценным сидением это назвать нельзя. Взрослый держит малыша, а он упирается ему в грудь головкой и опирается спинкой. Одна рука при этом придерживает грудку, а вторая – ножки. При этом ступни сложены вместе. Такое положение похоже на позу лотоса.

Может создаться впечатление, что малышу в этой позе неудобно. Но для малыша это положение естественно. Нужно лишь вспомнить, какую позу он принимает, когда развивается в утробе мамы. Разведение ножек таким способом принесет пользу малышу. Это профилактика дисплазии суставов.

Что нельзя делать

Держа ребенка на руках, следует помнить, чего нельзя делать.

  1. Не приподнимайте кроху, держа за запястья ручек или кисти. Ведь суставы еще не окрепли, что может привести к травме.
  2. Ни в коем случае не поднимайте ребенка, не придерживая при этом головку ладонью. Ведь шейка у новорожденных еще тоже очень слабая. Если головку не поддерживать, она будет запрокидываться. Это причиним малышу дискомфорт.
  3. Если вы уже взяли ребенка на руки, необходимо всегда следить за тем, чтобы конечности не свисали.
  4. Если вы держите кроху вертикально, обязательно поддерживайте спинку. Ведь в таком положении создается значительная нагрузка на позвоночник, которая в таком возрасте является вредной для крохи. Последствия такой неправильной поддержки могут проявиться даже через некоторое время. Это происходит примерно в 5-6 лет.
  5. Старайтесь соблюдать осторожность не только когда поднимаете или опускаете малыша, но и когда держите его. Нужно держать надежно, но не придавливать сильно.

Держим во время купания

Многие молодые мамы не знают, как правильно держать новорожденного ребенка, когда мы купаем его или подмываем. Ведь знать это тоже очень важно, чтобы не навредить малышу.

Как правило, основные принципы объясняют молодой маме еще в роддоме или приходящая медсестра, которая посещает кроху после выписки. Но никогда не будет лишним лишний раз напомнить молодым родителям о том, как правильно брать и держать ребенка.

Ведь когда это объясняется в роддоме, многое можно забыть или просто не понять.

  1. Подмывая кроху, лучше расположить личиком вверх. При этом ребенка нам приходиться удерживать только одной рукой. Второй рукой подмываем. При этом головку крохи укладываем себе на локтевой сгиб, а туловище будет лежать на предплечье. Этой же рукой держим ребенка за бедро. Другая ножка должна свисать, чтобы удобно было подмыть малыша. Именно в таком положении нужно подмывать новорожденных детей. Когда ребенок немного подрастет, его подмывают, расположив личиком книзу.
  2. При купании кроху следует держать за попку и голову. Необходимо следить, чтобы подбородок не опускался в воду.

Для старшего поколения предложенные методы держания детей могут показаться странными, так как раньше малышей носили только в положении «колыбелька». Но новые способы не принесут никакого вреда крохе, поэтому их можно попробовать без опасений.

Источник: https://babymir.net/kak-pravilno-derzhat-i-nosit-na-rukax-novorozhdennogo-rebenka/

3 положения, как нужно брать новорожденного ребёнка на руки, чтобы избежать проблем

Многие молодые родители боятся брать ребёнка на руки и приучать к ним. Но в первые три месяца малышу необходима близость человека, который искренне заинтересован в общении с ним.

Особенно важен телесный контакт — «тело к телу». Так родители помогают ребёнку ощутить себя. Смотря на лицо взрослого, малыш, как в зеркале, открывает собственную мимику, начинает ему подражать. Поэтому общайтесь с малышом в хорошем настроении, чувствуя себя спокойно и уравновешенно. А я дам несколько советов о том, как правильно держать ребёнка на руках.

Время чтения статьи: ~ 5-7 минут

Как правильно брать новорождённого ребенка на руки

Как носить новорождённого или месячного–трёхмесячного ребёнка на руках

Как правильно носить ребенка на руках, чтобы не болела спина

Как правильно брать новорождённого ребенка на руки

Грудничок ещё не знает, подойдёт ли кто-то к нему в следующий раз. Поэтому важно, чтобы вы реагировали на его крик всякий раз, когда он этого ждёт. И не боялись приучить малыша к рукам. За первые три месяца он точно не станет «ручным».

В этом видео я показываю, как брать на руки новорождённого ребёнка с горизонтальной поверхности через бок. Когда вы берёте малыша этим способом, он напрягает мышцы шеи, а значит тренируется. В то же время он держит голову в заданном положении, и это безопасно.

Если же мамы поднимают грудничка из положения на спине с поддержкой под голову, у него нет шанса включить мышцы самому, а это плохо для его физического развития.

Также можно с одного месяца носить малыша на боку, как делаю это я на видео. Для этого согните одну ножку ребёнка, противоположную вашей руке. В ролике я беру малыша на правую руку и, соответственно подгибаю ему левую ногу. Таким образом я убираю тонус, который в первые месяцы почти всегда повышен. Чуть ниже я расскажу об этом более подробно.

Рекомендации по занятию с малышом в первые месяцы жизни

Помимо советов о том, как правильно брать ребенка на руки, хочу дать вам несколько общих рекомендаций по занятиям с малышом в первые месяцы жизни:

  1. До 1 месяца не делайте ничего. Только выкладывайте ребёнка на живот и немножко, аккуратно, без резких движений еле заметно качайте на фитболе. Дайте малышу возможность осознать себя в этом мире.
  2. Оставляйте ребёнка полежать голеньким для воздушных ванн. При этом дайте свободу ручкам и ножкам: важно, чтобы малыш ими двигал.
  3. Если хотите ввести грудничковое плавание, то только свободное. Никаких кругов!
  4. Если решили пеленать, — только свободно и не круглосуточно.
  5. До 3 месяцев не занимайтесь с малышом активными массажами и гимнастикой, если их не назначил врач.
  6. С первого месяца практикуйте мягкий массаж и отдельные элементы лечебной физкультуры (ЛФК).
  7. Выполняйте мягкие и плавные упражнения на фитболе.

Начальный массаж есть в моём онлайн-курсе для 0–3 месяцев.

Его же практикуют в период 1–3 месяца и продолжают позднее, добавляя более серьёзные элементы, гимнастику и более активные упражнения на фитболе. Их я показываю в других своих курсах.

  1. До 1 месяца не делайте ничего. Только выкладывайте ребёнка на живот и немножко, аккуратно, без резких движений еле заметно качайте на фитболе. Дайте малышу возможность осознать себя в этом мире.
  2. Оставляйте ребёнка полежать голеньким для воздушных ванн. При этом дайте свободу ручкам и ножкам: важно, чтобы малыш ими двигал.
  3. Если хотите ввести грудничковое плавание, то только свободное. Никаких кругов!
  4. Если решили пеленать, — только свободно и не круглосуточно.
  5. До 3 месяцев не занимайтесь с малышом активными массажами и гимнастикой, если их не назначил врач.
  6. С первого месяца практикуйте мягкий массаж и отдельные элементы лечебной физкультуры (ЛФК).
  7. Выполняйте мягкие и плавные упражнения на фитболе.

Начальный массаж есть в моём онлайн-курсе для 0–3 месяцев.

Его же практикуют в период 1–3 месяца и продолжают позднее, добавляя более серьёзные элементы, гимнастику и более активные упражнения на фитболе. Их я показываю в других своих курсах.

Как правильно носить новорождённого или месячного–трёхмесячного ребёнка на руках

Я рекомендую ношение малыша на боку. Вот свод основных правил:

  1. Прижимайте спинку к своему телу.
  2. Головку поддерживайте рукой в районе локтевого сгиба.
  3. Время от времени ненадолго убирайте руку из-под головы, чтобы тренировались мышцы шеи
  4. Обязательно меняйте руку, на которой носите младенца, и соответственно, его бок, на котором он лежит.

    Это важно как профилактика привычного наклона головы.

Почему я советую носить детей на руках именно этим способом? Это отличное положение для коррекции привычного наклона головы. Допустим, ваш малыш любит наклонять голову вправо. Его правое ушко ближе к правому плечику, чем левое — к левому.

С помощью этой позы носите его на правом боку, и ваша рука не даёт ребёнку наклонить голову максимально вправо, как он бы хотел, имея привычный наклон.

Не бойтесь приучать малыша к рукам.
За первые три месяца он точно не станет «ручным»

Как правильно носить ребенка на руках, чтобы не болела спина

Из моих онлайн-курсов вы можете узнать, как массировать грудничков, заниматься с ними ЛФК и выполнять несложные упражнения с фитболом. А как уберечь свою поясницу, поднимая ребёнка на руки? Очень часто мои подписчицы в Instagrам спрашивают:— Ношу ребенка на руках, и болит спина. Что делать?

Да, спины мам знают, как тяжело достаются дети. Чуть ли ни у каждой первой мамочки с маленьким ребёнком на руках ноет поясница.

Вот несколько простых правил, которые избавят вас от этой напасти:

Поднимайте ребёнка за счёт мышц ног, а не спины.

Приседайте перед малышом.

Держите пятую точку строго ниже головы.

Максимально прижимайте ребёнка к корпусу.

Вставайте тоже с прямой спиной.

Попу вперёд головы наверх не поднимайте.

И ещё одно важное правило.

Если передаёте ребенка кому-то сбоку от вас, то поворачивайтесь всем корпусом. Никаких скручиваний в пояснице!

Если правила показались вам сложными или не совсем понятными, посмотрите моё видео о том, как брать ребёнка на руки и не повредить спину.

Надеюсь, мне удалось ответить на вопрос о том, можно ли брать ребенка на руки. И убедить вас, что не только можно, но и нужно. Особенно в первые три месяца его жизни. Не бойтесь сделать его «ручным». Этого не произойдёт. А если остались сомнения или вы всё ещё немного боитесь, пройдите мой курс для детей 0–3 месяцев. Кроме знаний о том, как правильно брать, держать и носить ребёнка на руках, в нём есть информация о начальном лёгком массажике ладошек и стоп, а также о безопасных и полезных покачиваниях на фитболе, начиная с рождения. Помимо этого, курс поможет вам:

  • установить тактильный контакт с новорождённым;
  • узнать физические особенности своего ребёнка;
  • провести профилактику привычного наклона головы и загиба тела;
  • узнать правильные позы малыша при ношении, купании и сне;
  • безошибочно определять наличие гипертонуса и вовремя скорректировать его массажем и гимнастикой.

«А самое главное то, что после прохождения онлайн-курса для 0–3 месяцев вы больше никогда не воскликните: «Я боюсь / не хочу брать ребенка на руки!».

Игорь Новокриницкий

Детский массажист

Подробнее о курсе массажа для малышей 0-3 месяцев

Проверьте, не допускаете ли вы этих ошибок?

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Было полезно? Расскажите другим мамам:

Подписывайтесь!

Чтобы получать полезные материалы Игоря Новокриницкого

1-2 раза в неделю. Без спама!

Источник: https://www.novokrinitskii.com/blog/kak-pravilno-derzhat-i-nosit-rebyonka-na-rukah

Как не навредить психике ребенка

В конце ноября издательство Individuum выпускает книгу педиатра Федора Катасонова, участника проекта «Сноб», — «Федиатрия. Нетревожный подход к ребенку». Книга будет продаваться на Nonfiction, в книжных магазинах, в Bookmate по подписке (предзаказ книги тут, в «Лабиринте» тут и на «Озоне» — тут). «Сноб» публикует одну из глав

Иллюстрация: издательство Individuum

Важнейшая область современной детской психологии — теория привязанности, разработанная Джоном Боулби. Про эту теорию и ее практическое приложение полезно почитать книги Карла Бриша, Гордона Ньюфелда, Деборы Макнамара. У нас активнее всех популяризирует теорию привязанности Людмила Петрановская.

Суть теории заключается в том, что у ребенка есть врожденная потребность в привязанности — формировании крепких отношений со значимым взрослым человеком, которые благоприятствуют шансам на выживание. В современном аспекте важно не столько выживание, сколько развитие. Теория привязанности говорит о том, что удовлетворение потребности в привязанности и как следствие безопасность и снижение стресса — первично по отношению к эмоциональному, когнитивному и даже физическому развитию.

Привязанность формируется правильно, когда потребность стабильно удовлетворяется. Ребенок не должен ощущать себя брошенным, он должен чувствовать любовь значимого взрослого и его постоянную готовность быть рядом и поддержать — с самого рождения. Только сполна получив поддержку, ребенок научается давать себе эту поддержку самостоятельно и перестает нуждаться во взрослом.

Такой ребенок, забеспокоившись, не доходит до истерики, а быстро успокаивается самостоятельно. Впоследствии он легче переживает стрессовые ситуации и более стабилен эмоционально.

Неудовлетворение потребности в привязанности (недостаток внимания, оставление, неадекватная реакция родителя на «плохое» поведение) приводит к нарушению познавательного развития, эмоциональной незрелости, а в самых экстремальных случаях (дома ребенка, интернаты) даже к задержке физического развития.

Как правильно формировать привязанность — не вопрос нескольких абзацев. Очень рекомендую прочитать книжку-другую на эту тему. Я же хочу обратить внимание на важное следствие. Внимание в первую очередь пап и бабушек, которые нередко обвиняют в этом мам.

Ребенка нельзя «залюбить». Ребенка нельзя «захвалить». Ребенка нельзя «приучить к ручкам».

Только переизбыток любви и поддержки приводит к тому, что ребенок чувствует уверенность, формирует базовое доверие к миру и адекватно отделяется от родителя. Любой недостаток будет приводить к неуверенности и стремлению ребенка любой ценой удержать маму рядом с собой.

Именно превратное понимание «избытка» любви приводит к проблемам с отделением 1. Часто родителям кажется, что они отдаются ребенку полностью, но если ребенок не может отцепиться, это значит, что на деле он в вас не уверен. Не уверен, что вы будете рядом, что вы поддержите в нужный момент, что вы вернетесь после разлуки.

Это значит, что ему не хватает от вас стабильности этих проявлений.

То же самое касается «захвалить». Только недохваленный ребенок будет готов убиться за похвалу. Только для него она будет иметь большую ценность, и, как следствие, он может «подсесть» на похвалу. Ребенок, чья самооценка подпитывается избыточно по умолчанию, не будет требовать постоянного подтверждения ее извне.

Что же до «приучить к рукам» — то это вредная глупость, основанная на непонимании физиологии маленького ребенка. Если ребенок родился благополучно, то сколько его не носи, он будет легко слезать с рук и самостоятельно себя развлекать и успокаивать.

Если ребенок пережил пренатальный стресс (об этом в следующей главе) и с трудом адаптируется к внеутробной жизни, он будет тревожиться, кричать и требовать носить себя на руках, независимо от того, сколько вы его носите. Он не станет лучше успокаиваться, если вы начнете откладывать его в кровать.

На врачебном жаргоне такие дети называются «слингодети» — дети, которых невозможно оторвать от мамы. Быть на руках — их потребность, и с этим надо смириться. Со временем они дозреют и научатся стабилизировать себя сами, но пока они малыши, эту потребность надо удовлетворять.

Еще раз: никакие действия мамы не снижают уровень потребности ребенка в пребывании на ручках, но неудовлетворение этой потребности может приводить к усугублению ситуации, большему стрессу, а в итоге — к нарушению привязанности.

Как успокоить младенца

Многих людей удивляет и восхищает этот простой метод успокоения плачущего ребенка. Очень часто ко мне на прием приносят плачущих детей, которых кладут навзничь и укачивают, или родители вскакивают по первому писку и начинают с ними прыгать (я таких называю «родители-марионетки»). Потом я беру ребенка, и он вдруг быстро успокаивается (не всегда, конечно, но почти). Как я это делаю? Есть два простых правила.

  1. Брать ребенка уверенно и плавно.
  2. Держать его вертикально и лицом к миру.
  3. Дети легче успокаиваются, если их слегка наклонить вперед. Это более активная поза, чем навзничь.

Иллюстрация: издательство Individuum

Дети хорошо чувствуют уверенность взрослых. Например, часто младенцы начинают плакать, когда их берут бабушки и дедушки. Родители придумывают объяснения: борода испугала, запах не тот, человек незнакомый. Я тоже бородат, тоже пахну и тоже незнакомый.

Последний фактор начинает играть роль только в 7—8 месяцев, а до этого младенец рад всем.

Настоящее объяснение в том, что ребенок чувствует слабость и неуверенность рук, его пугает резкость движений и общий душевный трепет, который испытывают давно не видевшие младенцев старики.

Не менее важно для ребенка активное положение. Лежать навзничь довольно скучно. Висеть вертикально, уткнувшись носом в мамино или папино плечо, тоже довольно неинтересно.

Зато повернувшись лицом к миру, ребенок оказывается слегка ошарашен обилием любопытной информации, кроме того он находится в активной позиции. В идеале одной рукой надо подхватить малыша под грудь, а другой придерживать под попу, слегка наклонив его вперед.

Если руки устают, можно положить его на живот на предплечье одной руки, а вторую положить под грудь. Пальцы этой руки малыш с удовольствием может пососать.

Слом устаревшей парадигмы

Не секрет, что осознанно или неосозонанно, но мы часто повторяем паттерны поведения своих родителей, и особенно это касается родительства. Почти что единственный способ научить чему-то маленького ребенка — это презентация. Дети смотрят, впитывают и копируют.

И если повседневное поведение, усвоенное от родителей, в дальнейшей жизни сильно корректируется исходя из личного опыта, под влиянием окружения, установок, которые человек выбирает себе сам, то поведение родительское (способ воспитания) усваивается, но надолго засыпает за ненадобностью.

И только когда мы сами становимся родителями, в нас активизируются давно заложенные программы, которые было невозможно отрефлексировать и скорректировать. Единственная полусознательная корректировка, которую я часто встречаю — это «я сделаю все наоборот».

То есть молодой родитель таким образом перерабатывает травму детства через полное отрицание, что тоже далеко не всегда хорошо. Брошенные грешат гиперопекой, ограниченные строгой дисциплиной растят детей без границ, недополучившие игрушек заваливают детей ненужными подарками и т.п.

К сожалению, советская система воспитания была очень мало нацелена на индивидуальные различия и вообще на психологию ребенка. Она была направлена на воспитание удобных и послушных членов общества, а не счастливых людей.

Дети воспитывались строго одинаково, ели/пили/спали/играли по часам, в садах и школах делали все одновременно и судились по одной шкале. Было моральное представление о «плохом» и «хорошем» поведении, которое не имело никакого отношения к плохому и хорошему, а означало «удобное» и «неудобное».

Как сказала мне однажды моя мама, с самым большим подозрением надо относиться к послушным детям.

Задача современного родителя — сломать старую парадигму и не награждать новое поколение детей теми травмами, которые неосознанно нанесли нам наши родители. И делать это надо не через отрицание, а через просвещение и рефлексию. Читая правильные книжки и наблюдая за собой.

Если попросить меня посоветовать всего одну книгу по воспитанию детей, то я уверенно назову «Взрывного ребенка» Росса В. Грина. Эта маленькая книжка содержит несколько чрезвычайно важных именно для воспитанных в советское и раннее постсоветское время родителей. Я надеюсь, что вы прочитаете ее целиком, но здесь кратко поделюсь крайне важными мыслями, которые в ней заложены. из них:

Ребенок ведет себя хорошо, если может.

Эта краткая фраза означает, что любое нежелательное, с вашей точки зрения, поведение ребенка — это не результат злонамеренности, капризности, осознанного желания привлечь внимание.

Дети вообще чаще всего ведут себя неосознанно (взрослые по большей части тоже). Это означает, что в любом негативном поведении ребенок не виноват. Простое следствие этой фразы — ребенка не имеет смысла наказывать.

Одна из моих любимых цитат из «Взрывного ребенка» относится к школе, но, на мой взгляд, универсальна для любого возраста:

«следует задуматься над одним неоспоримым фактом: общепринятые дисциплинарные меры не оказывают должного действия на тех учеников, к которым они применяются чаще всего, и при этом они не нужны тем учащимся, к которым они не применяются никогда» 2.

Если понять этот ключевой момент, осознать неэффективность и контрпродуктивность наказаний, принять неосознанность поведения ребенка, то воспитание становится значительно более легким делом. И это происходит само собой! Наказание наступает вслед за преступлением, но когда приходит понимание, что преступления нет, то наказание как мера даже не возникает.

Что же делать вместо наказаний? Помогать ребенку взрастить в себе навыки контроля над эмоциями и интеллектуальной гибкости. Поскольку с контролем эмоций и интеллектуальной гибкостью и у многих взрослых не очень (поэтому книга доктора Грина помогает общению не только с детьми), начать надо с себя. Помогают чтение литературы и индивидуальная психотерапия.

Росс Грин предлагает замечательный и очень эффективный метод совместного решения проблем, который не только позволяет профилактировать и справляться с приступами «нежелательного» поведения (истерики, «взрывы»), но и со временем воспитывать в ребенке способность самостоятельно успокаиваться, решать проблемы и эффективно взаимодействовать с другими. Больше того, ребенок даже может научить другого ребенка как справляться с таким же приступом — наблюдал это собственными глазами.

Метод совместного решения проблем включает в себя метод активного слушания, пропагандируемый Юлией Гиппенрейтер, но активное слушание — это только часть необходимого для налаживания контакта. После этого нужно предпринять дальнейшие шаги.

Грин рассматривает три варианта поведения родителей при возникновении конфликтной ситуации с ребенком: план А — продавливание родительского желания, план В — уступка детскому желанию и план Б — совместное решение проблем. Планы А и В означают неблагоприятное развитие событий, а план Б не только решает проблему, но и приводит к повышению осознанности ребенка, а значит профилактике дальнейших проблем.

План Б состоит из трех этапов:

  1. Сочувствие (и его подтверждение).
  2. Выявление проблемы.
  3. Приглашение к разговору.

Активное слушание — это один из приемов первого пункта плана Б. Другие приемы включают в себя, например, разговор на одном уровне с ребенком (вы опускаетесь к нему, а не говорите сверху вниз), озвучивание его эмоций и пр. Второй пункт — это обозначение коллизии.

Надо показать ребенку, что на ситуацию есть две точки зрения, а не только его, такая вот незадача. Третий пункт — самый сложный, потому что истинный план Б — это ситуация, когда ни вы, ни ребенок не знаете, к чему вы в итоге придете.

Если вы входите в план Б, заранее зная, что хотите сманипулировать ребенком и вывести его на свое готовое решение, то это план А. Важно, что решение рождается в моменте, и его автором являетесь вы оба.

Как видите, выглядит все довольно несложно, главное — овладеть методом и избегать распространенных ошибок, которые планомерно разбираются в книжке доктора Грина. Овладение методом совместного решения проблем может здорово помочь не только в родительстве, но и в семейной жизни, бизнесе и общении со своими родителями.

______________________

1 Психологическое отделение, или сепарация, — процесс становления независимой, самостоятельной личности, разделенный на несколько этапов: от простого отползания от мамы в 1 год и кризиса трех лет до трудного подросткового возраста и покидания родительской семьи.

2 Росс. В. Грин «Взрывной ребенок», пер. Н. Музычкиной, Москва, Теревинф, 2013

Источник: https://snob.ru/entry/168239/

Маленький штурмовик на борту! Перелет с ребенком — руководство

Вы только сели в самолет, а ваш ребенок начал капризничать. Люди проходят мимо вас с лицами, выражающими то ли ужас, то ли сожаление. Но в основном те, кто идет дальше по проходу, облегченно вздыхают — радуются, что не сидят рядом с малышом, кричащим, как мангуст.

Хотя не все дети орут. И не все без конца пинают кресло. В любом случае, предлагаем объединить усилия и сделать всё, чтобы ребенок полюбил самолеты и без проблем выдерживал весь полет.

Перелет с детьми в самолете: подготовка

Желательно выбрать для полета один из «непопулярных дней», ими считаются вторник, среда и четверг. В этом случае будет надежда, что салон не забьется под завязку, а это обернется меньшим стрессом для вас, большей свободой в салоне и, конечно же, снизит загруженность туалета (не хихикайте, это очень важное преимущество).

Выбирайте билеты у тех авиакомпаний, которые зарекомендовали себя как лояльные к детям, это, например:

  • Аэрофлот
  • Lufthansa
  • Air Berlin
  • Emirates
  • Turkish Airlines
  • Etihad Airways

На рейсах этих компаний вы точно получите и люльку, и подарочные наборы для малышей, и повышенное внимание бортпроводников.

Если на рейс есть онлайн-регистрация, то вам лучше быть одним из первых, кто ее пройдет. Если же на регистрацию надо ехать в аэропорт, то приезжайте туда заранее, тогда есть шанс, что вы получите место в начале отсека, а именно эти места, как правило, оборудованы креплениями для люлек. При регистрации, кстати, лучше напомнить, что эта самая люлька вам нужна. Их предоставляют детям до года и до 10 килограмм веса.

Когда у вас есть время в запасе, и вы не паникуете 20 раз в минуту, ваш ребенок тоже чувствует и ведет себя себя ощутимо спокойнее. Серьезно, взвинченный родитель пугает ребенка не меньше Фредди Крюгера. Попробуйте спланировать всё по максимуму, тогда будете чувствовать себя уверенно, а ваша уверенность передастся и малышу.

Спланировать путешествие

Формирование тарифов и предоставление мест ребенку в самолете

Стоит обратить внимание, что на международных перелетах может взиматься 10% суммы от основного тарифа, даже если отдельное место не предоставляется. Кроме того, если ребенок путешествует без предоставления собственного места, то не нужно рассчитывать на бесплатное багажное место для него.

Путешествуя самолетом с детьми 2-12 лет, вы также пользуетесь скидочными тарифами (у разных авиакомпаний они могут отличаться). Размер скидки может также определяться маршрутом следования.

Правила бесплатного провоза багажа для них при этом ничем не отличаются от взрослого билета.

Как правило, предполагается посадка только одного ребенка на ряд из-за распределения кислородных масок. Запрещена посадка детей на места рядом с аварийными выходами из соображений безопасности.

Если вы планируете перелет с ребенком, лучше регистрироваться на рейс заранее, чтобы гарантированно забронировать соседние места в самолете. Для этого вы можете воспользоваться услугами онлайн регистрации на сайте авиакомпании.

Планируя перелет с ребенком, также обратите внимание на возраст вашего чада на момент начала путешествия. Именно возраст на дату вылета учитывается для определения тарифа. То есть если в день вылета вашему ребенку исполняется 12 лет, ему необходимо будет приобрести уже взрослый билет.

Чем занять ребенка в самолете?

Тут всё, конечно, зависит от длительности перелета. Родители с большим опытом говорят, что их спасают разные игрушки и гаджеты с мультфильмами.

Примерно так выглядит «набор быстрого реагирования» летающего родителя:

  • Новые игрушки, которые вы дадите ребенку в самолете
  • Раскраски и карандаши
  • Мультики
  • Фотографии и смешные видео (ролики с котятами — это настоящее спасение)

Самое лучшее, что можно придумать для ребенка в путешествии — поиграть в настоящего искателя приключений, изучить страну или город, в который вы направляетесь. Пусть он с детства полюбит аэропорты, экскурсии, новые блюда, необычный язык и другие прелести дороги.

Если вы боитесь, что ваш маленький штурмовик разнесет весь самолет, а заодно и психику пассажиров, то можно попробовать потратить всю его энергию ДО полета. По сети гуляло видео, где папа перед рейсом помогает сыну идти вверх по эскалатору, только вот эскалатор едет вниз. Не можем сказать, на какое время растянулась их прогулка, но заявим точно: этот папа — гений.

Пытайтесь расходовать детскую энергию перед полетом: будите его не перед самым отъездом в аэропорт, а устраивайте подъем вместе с вами, в зале ожидания не сидите в креслах, а гуляйте, просите отнести «вот эту бумажечку вон в ту урну».Выполняйте эти простые правила, и в самолет войдет розовощекий и немного утомившийся бандит, который, конечно, поволнуется перед взлетом, но затем очень быстро заснет.

Как успокоить ребенка в самолете

Что делать, если вы не позаботились заранее о запасе нервных клеток пассажиров вашего рейса? Можно попробовать вытащить журнал из кармана переднего сидения. Отличная находка. На какое-то время ребенок заинтересуется. Но это не точно.Можно отдать ребенку сумку: пусть достанет вашу помаду, поест ее, полистает ваш блокнотик, в общем — сделает всё то, что нельзя делать в обычной жизни.

Малыш может капризничать при взлете, потому что у него будет закладывать уши — заранее дайте ему сок или леденец, если он постоянно будет что-нибудь глотать, то это поможет минимизировать проблему с заложенностью ушей.

Советуем положить себе в карманы маленькие игрушки и сладости.

В критический момент вы просто будете делать лицо Амаяка Акопяна и извлекать из кармана какого-нибудь бегемотика из киндер-сюрприза, что просто обязано отвлечь вашего ребенка от демонстрации способностей его слёзных желез.

А если еще и придумать бегемотику легенду («Знаешь, я нашла этого парня возле самолета, он просто сидел и хныкал, очень боялся лететь без мамы, давай попробуем его утешить и объяснить, что самолеты — это класс?»), то это сможет занять ребенка на приличный отрезок времени.

Вообще, важно помнить, что у остальных пассажиров тоже есть своя зона комфорта и ее лучше не нарушать.

  • Внимательно следите, чтобы ваш ребенок не приставал к другим людям. И, например, не просовывал свои ручки между сиденьями, чтобы повыдергивать волосы из коленки мужчины, сидящего сзади.
  • Если ребенок хочет размяться и походить по проходу, то важно пропускать других пассажиров и не мешать проходу стюардессы с тележкой.
  • Если вы смотрите мультики с гаджетов, то используйте наушники.

Ночной перелет с ребенком

Насчет ночных рейсов есть очень большие расхождения во мнениях. Одни родители советуют летать исключительно ночью, потому что так вы не собьете режим своему ребенку, а еще полет пройдет спокойнее — ведь всю ночь чадо будет спать, прерываясь лишь на приемы пищи.

Другие же говорят, что такие рейсы оборачиваются для них стрессом — малыш просыпается и кричит, а пассажиры вокруг страдают.

Бедный же родитель просто не может ничего сделать с маленьким плачущим комком в руках, но все вокруг, как назло, очень активно выражают свое возмущение.

Одно можем сказать наверняка — вполне возможно, что вам ночью поспать не удастся, потому что даже за спокойным ребенком вы постоянно будете приглядывать. А измученный родитель — это не классно, не забывайте заботиться о себе.

Перелет с грудным ребенком

Для грудничков авиакомпании почти всегда выделяют люльки, что значительно облегчает жизнь родителям. Во время взлета, посадки и в зонах турбулентности вам нужно будет держать малыша на руках, для чего вам дадут дополнительный ремень безопасности. В остальное время можете играть в «камень-ножницы-бумагу» с соседями — ваши руки будут свободны.

Вы всегда можете обратиться к бортпроводникам с просьбами о, например, горячей воды для смеси — они с радостью помогут. Еще стоит заранее уточнить, где вы можете найти пеленальный столик.

Вообще, грудные дети довольно неплохо переносят полеты. Конечно, есть разные индивидуальные особенности каждого маленького человека, но причин капризничать у совсем крошечных детей куда меньше, чем у ребят постарше.

Долгие перелеты с ребенком

Во время долгих перелетов важно взять с собой заряженные и наполненные мультиками и играми гаджеты (а также портативный аккумулятор). Настанет момент, когда малышу надоест смотреть в окно, ковырять еду, рисовать в раскрасках из подарочных наборов авиакомпании и задавать вопросы о квантовой физике. В этот момент вы снова делаете лицо Амаяка Акопяна, но теперь в вашей руке окажется не какой-то депрессивный бегемот, а планшет с любимыми мультиками. Работает не хуже хлороформа.

Даже если на твердой земле вы стараетесь не злоуботреблять показом мультиков, в самолете можно сделать свободную от лишений развлечений XXI века зону. Так вы повысите вероятность того, что ребенок полюбит полеты и будет с нетерпением их ждать.

Полет с ребенком — советы от мам

Кидс френдли однозначно «Аэрофлот» — всегда есть подарочки для ребенка. С собой на борт всегда берем новые настольные игры: поиграть, порисовать, сложить:)Ночные перелеты с детьми очень удобны. Хотя в нашем случае любые перелеты проходят отлично. Проблем никогда не было.

Ekaterina Savitskaya

С детьми очень удобно летать с «Аэрофлот». По крайней мере, там можно выбрать меню, а еще дают классные игровые наборы со всякими фломастерами, играми, раскрасками и даже сумочкой для всего этого.

Чем занять ребенка? Мы всегда берем несколько новых игрушек небольших, каждая минут на 20 может занять, а то и больше. В недавнем перелете очень круто сработали тетради с заданиями-раскрасками-наклейками из Fix Price. Перелет с грудным малышом тоже практиковали.

Мне кажется, что это самый лучший в мире попутчик! Поел и спать:)

Yana Khusnutdinova

Я стараюсь брать перелеты ночные (тогда мы просто спим всю ночь) или дневные, но с пересадками. Вот мой топ занятий для моей Софики:

  • Книжки. Когда она была совсем крохой, это были шуршащие книжки, книги с различными вкладками и окошками.
  • Раскраски, альбомы и карандаши.
  • Тесты. Моя Софика обожает заниматься по различным обучающим книжкам, поэтому короткие полеты до двух часов у нас проходят именно с обучением.
  • Вкусняшки. Да, да, да:) Изюм, любые сухофрукты, сушки и тд всегда отвлекают мою дочь на срок их поедания.
  • Новая игрушка. Ну, это известный ход. Главное, выбрать игрушку интересную и, желательно, с действиями.

Сейчас Софика стала взрослее и я разрешаю ей одной ходить по самолету и знакомиться с другими детками. Раньше мы ходили с ней вместе и разглядывали все вокруг. Многие мамы очень бояться лететь. Опасаются того, что ребенок будет плакать и его не получится успокоить.

Самое главное, что вы должны взять, это ваше спокойствие и уверенность, что все пройдет хорошо!:) Да, полет может быть длинный. Да, малыш легко может устроить истерику.

Но ваше спокойствие окажет на него влияние, а полет не бесконечен — впереди вас ждут море, солнце и отдых:)

Katerina Varfolomeeva

Надеемся, что мы вам помогли. Не отказывайте себе в перелетах из-за страха косых взглядов. Если соблюдать базовые правила этикета и не кидаться подгузниками в пассажиров, то можно отлично провести время в самолете и даже не сойти с ума.

Источник: https://www.aviasales.ru/mag/perelet-s-rebenkom-rukovodstvo

Лайфхаки для первого визита с грудничком в детскую поликлинику — ГБУЗ МО

Приятно наблюдать, как в детскую поликлинику идут чуть ли не всей семьёй молодые родители, бабушка, а то ещё и дедушка на подхвате. Но если в вашей жизни всё не так, и вам в первый раз нести ребёнка на приём к врачу придётся соло, не расстраивайтесь. Вы и без помощников вполне справитесь ✔. А чтобы ничего не забыть, прочтите нашу статью.

↪ До приёма

  • Узнайте, когда в поликлинике грудничковый день  (они могут меняться, поэтому лучше уточнить это поближе к визиту).
  • Сейчас во многих поликлиниках предусмотрены комнаты или хотя бы отделённые ширмой углы для кормления детей. Заранее поинтересуйтесь, где именно они находятся. Это поможет вам потом не бегать по этажам в поисках тихого местечка с рыдающим ребёнком на руках.

↪ Дресс-код

Для похода в поликлинику выбирайте максимально удобную одежду и обувь. Беготня по этажам с ценным грузом на руках иногда занимает много времени и отнимает массу сил. Не усугубляйте ситуацию некомфортной «экипировкой».

И сами одевайтесь, и ребёнка одевайте многослойно, чтобы не запариться и не замёрзнуть в любом случае. Одежду «на выход» малышу выбирайте такую, чтобы можно было быстро раздеть и снова одеть его (оптимальный вариант — слип/комбинезон).

Для вещей ребёнка предусмотрите вместительную и лёгкую сумку или рюкзак.

↪ Средство передвижения для vip-персоны

Пока ребёнок маленький, для визита в поликлинику удобно использовать сумку-переноску для детей.Когда малыша вынимают из коляски, он чаще всего просыпается и вдохновенно устраивает скандал, а в такой сумке обычно продолжает сладко спать до самого приёма.

Кроме того, носить кроху по этажам, повесив переноску на плечо, гораздо проще. Поможет освободить руки маме также и слинг, если вы ранее уже приспособились к его ношению.

↪ Что взять с собой (список вещей)

На приём к врачу возьмите несколько пелёнок.
У педиатра малыша придётся неоднократно перекладывать (с пеленального стола на ростомер, весы и обратно). Одной рукой держать малыша, а второй расстилать пелёнку не слишком удобно.

А вдруг потом вам нужно будет посетить другого врача? В этом случае, если пелёнка всего одна, придётся следить и за тем, чтобы не перепутать чистую и контактировавшую с разными не всегда стерильными поверхностями стороны.

Да и уронить пелёнку в суете приёма проще простого.

Поэтому облегчите себе жизнь — захватите 3–4 штуки, которые вы потом можете просто сунуть в сумку, не задумываясь о том, как их правильно сложить или расстелить снова.

Пелёнки лучше брать фланелевые, потому что ситцевые слишком тонкие, ребёнок через них может чувствовать холод поверхности и нервничать из-за этого.

Кроме запасных пелёнок, захватите и смену одежды для малыша: дети имеют привычку не вовремя срыгивать, да и подгузники иногда протекают.

А ещё не забудьте:

  • медицинский полис ребёнка или его копию,
  • влажные и сухие салфетки,
  • подгузники (ребёнка при осмотре раздевают, а повторно надевать уже мокрый подгузник не стоит),
  • бутылочки

    Источник: http://crb-ozery.ru/lajfhaki-dlja-pervogo-vizita-s-grudnich/

    Новорожденный: подробная инструкция по применению

    Большую часть времени ребенок будет лежать, но вам придется часто его поднимать — чтобы покормить, сменить подгузник, переодеть или утешить.

    Новорожденные не умеют самостоятельно держать голову, поэтому ее нужно всегда поддерживать, в том числе в тот момент, когда вы поднимаете ребенка из кровати.

    Малыши успокаиваются, когда чувствуют сердцебиение родителей, так что отличная поза в первые несколько недель — грудь к груди, так, чтобы голова младенца была на вашем плече. Не забывайте следить за тем, чтобы никакие предметы (или части вашего тела) не перекрывали ребенку дыхательные пути.

    Что делать с пупком

    В комплекте с новорожденным, как правило, идет культя пуповины — сейчас младенцев нередко выписывают с пластиковым зажимом на ней. Ее не нужно вертеть и тем более отрывать — через неделю-две после выписки она отпадет самостоятельно. Обрабатывать зеленкой и прочим остаток не нужно, он заживет и отсохнет сам по себе. Если же случилось воспаление, необходимо показать малыша педиатру, он подберет препарат для обработки.

    После того, как пупочный остаток отпадет, и ранка полностью заживет, малыша можно будет начать выкладывать на животик на несколько минут в день. В российских роддомах нередко рекомендуют не купать младенцев до полного заживления пупка, и Американская ассоциация педиатров тоже предлагает заменить ванны на обтирание губкой. Не бойтесь сделать ребенку больно, случайно дотронувшись до культи: в ней нет нервных окончаний.

    Почаще устраивайте ребенку воздушные ванны, чтобы обеспечить к ранке доступ кислорода, так она быстрее заживет.

    Как купать

    Многие родители замечают, что младенцы почти не пачкаются: пока не отвалится пуповинный остаток, обтирания губкой для поддержания чистоты вполне достаточно. Когда вы освоитесь с ребенком и научитесь уверенно его держать, можно приступать к купаниям. Mayo Clinic рекомендует купать новорожденных не чаще трех раз в неделю.

    Можно делать это и утром, и вечером — главное, чтобы вы никуда не торопились и вас ничто не отвлекало. Первое время для большей уверенности лучше купать младенца вдвоем с партнером. Можно приобрести детскую ванночку или пользоваться обычной ванной — в любом случае нельзя оставлять ребенка одного в воде, одна рука всегда должна поддерживать его. Идеальная температура воды — 36-38 градусов.

    Тепло должно быть и в комнате, где вы купаете ребенка. Если собираетесь закалять младенца, то ополаскивайте его водой на градус холоднее той, в которой он купался. Первое время необязательно использовать мыло и совсем не надо использовать марганцовку и кипяченую воду – это пережитки прошлого. Если соберетесь мыть голову малыша, не обливайте его резко, делайте все нежно, чтобы не напугать его.

    Тщательно мойте ладони и пальцы ног — туда часто забивается разнообразный мусор и даже нитки и волосы, которые могут коварно обмотаться вокруг крохотных пальцев. Детям, как правило, нравится в воде, но они могут разораться, когда вы начнете вытаскивать их из теплой ванны — поэтому заранее приготовьте теплое полотенце, куда мгновенно завернете ребенка после воды.

    Тщательно вытирать его не нужно, кожа у новорожденных очень нежная и тонкая, поэтому необходимо аккуратно промакивать ее, особое внимание уделяя складкам.

    Как соблюдать правила интимной гигиены

    Главное, что нужно помнить, подмывая ребенка: не переусердствовать. Не нужно использовать специальных средств (если обкакался, хватит обычного детского мыла), не нужно пытаться добиться стерильности между ног у ребенка.

    Лишний раз трогать половые органы не следует, купания для обеспечения чистоты им достаточно. Подробно про интимную гигиену мальчиков и девочек рассказывал Евгений Комаровский.

    Вкратце: крайнюю плоть у мальчиков не трогаем и не оттягиваем, девочек подмываем спереди назад.

    Чем мазать

    Вообще, чем меньше дополнительных вмешательств в налаживание процесса жизни вне утробы, тем лучше. Кожа малыша должна адаптироваться к внешней среде и ее раздражителям.

    Не нужно мазать складки здорового младенца с нормальной кожей прокипяченным маслом, сыпать на попу присыпку (если вам так хочется чем-то намазать его попу, то выбирайте специальные кремы под подгузник с цинком) и обмазывать младенца лосьонами и кремами.

    Кожа к ним довольно быстро привыкает, и без них быстро сохнет и шелушится. При появлении раздражений рекомендуется начать чаще менять подгузник и регулярно устраивать воздушные ванны.

    Как кормить

    Кормить новорожденного можно грудью (грудное вскармливание), адаптированной смесью (искусственное вскармливание) или и тем, и другим (смешанное вскармливание). В двух последних случаях за рекомендациями по режиму кормления следует обращаться к педиатру.

    Если вы кормите ребенка грудью, вам помогут рекомендации Всемирной организации здравоохранения (к сожалению, многие российские педиатры до сих пор не знакомы с ними и дают советы, которые препятствуют налаживанию лактации).

    ВОЗ рекомендует кормить ребенка по требованию и днем, и ночью (новорожденные могут прикладываться к груди от 8 до 12 раз в сутки), избегать пустышек и бутылок и не допаивать водой до введения прикорма (не раньше 6 месяцев). Кстати: если вы кормите ребенка грудью, носить его столбиком после кормления строгой необходимости нет: если он не беспокоится и чувствует себя хорошо, никаких танцев с бубнами не нужно.

    Грудное вскармливание не должно доставлять маме дискомфорта или боли. Если по каким-то причинам это не так, обязательно обратитесь к консультанту по лактации (часто они оказывают услуги бесплатно и дистанционно — по телефону или онлайн): он поможет младенцу и маме наладить захват, разобраться с количеством молока и ответит на все вопросы.

    Давать ли пустышку

    В предыдущем пункте (если вдруг вы пропустили) говорится, что ВОЗ против пустышек в жизни новорожденного, поскольку они мешают налаживанию лактации и подменяют нутритивное сосание ненутритивным. Есть мнение, что прибегнуть к помощи силиконовых друзей молодых родителей можно, но уже после того, как новый человек пройдет рубеж новорожденности, составляющий первые 28 дней его жизни.

    Сколько спать

    Если вам повезло, то ваш новорожденный может спать до 20 часов в сутки, и первые несколько недель жизни — однозначно не лучшее время, чтобы пытаться наладить ему режим сна. Mayo Clinic говорит нам, что первый месяц младенцы спят почти круглосуточно (когда не едят). Главное — не мешать им.

    Совет молодым родителям «спи, когда он спит», хотя и звучит абсурдно, действительно может помочь избежать депривации сна — об этом НЭН рассказывала сомнолог Ирина Завалко. Самая безопасная поза для сна — на спине. Нет, младенец не захлебнется, если срыгнет во сне – дети устроены так, что либо откашливают лишнее, либо просто проглатывают.

    Да, звучит противно, но так оно и есть. При длительном сне на животе возникает угроза угнетения дыхания.

    Как одевать на прогулку

    Раньше было принято ждать месяц прежде, чем нести ребенка на прогулку — сейчас это правило отменили (если температура на улице не ниже минус десяти, то гулять можно уже в день выписки из роддома).

    Одевая ребенка, нужно помнить, что новорожденные легко замерзают и перегреваются (а перегрев не менее вреден, чем переохлаждение).

    Основное правило выглядит так: на младенце должно быть столько же слоев одежды, сколько на вас, плюс один (этот слой вполне может заменить подобранное по сезону одеяло или ваша слингоодежда).

    Как стирать и гладить детскую одежду

    Многие покупают для младенцев специальные детские порошки, но ими имеет смысл пользоваться только в том случае, если вы готовы и все остальные вещи стирать этим порошком. Отдельно стирать детские вещи смысла не имеет: новорожденный все равно будет соприкасаться со «взрослым» текстилем — будь то простыня на вашей кровати или ваш свитер, к которому он будет прижиматься щекой. Гладить детскую одежду тоже нет необходимости — разве что вам этого очень хочется.

    Стоит ли пеленать ребенка

    Тугое пеленание «столбиком» вредно для младенческих суставов. Но мягкое пеленание — например, с помощью трикотажных пеленок на липучках, которые не ограничивают движения ногами, может помочь ребенку успокоиться и лучше спать, ведь в утробе он на последних сроках был стеснен в движениях, именно поэтому многим малышам нравится свободное пеленание. Многие дети размахивают во сне руками и просыпаются от этого — в таких случаях пеленка незаменима.

    Какие книги стоит почитать

    «Федиатрия. Нетревожный подход к ребенку» Федора Катасонова основана на подкрепленной научными доводами информации и пригодится всем, кто хочет настроиться на современное родительство.

    Сергей Бутрий написал книгу «Здоровье ребенка. Современный подход. Как научиться справляться с болезнями и собственной паникой» потому, что родителей много, а он такой один. Если вы еще не подписаны на его блог «Заметки детского врача», обязательно это сделайте.

    «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» доктора Комаровского содержит много полезных советов и толковых рекомендаций относительно ухода за новорожденным (и много размышлений автора об устройстве семьи и межполовых отношениях, на которые не нужно обращать внимания, чтобы не расстраиваться).

    What to expect the first year («Чего ожидать в первый год жизни ребенка» Эйзенберг, Муркофф, Хатауэй) — настольная книга для тех, кто впервые стал родителем. Справочник по любым вопросам и состояниям ребенка.

    «Ваш малыш от рождения до двух лет» — книга американских педиатров, супругов Уильяма и Марты Сирс, которые пропагандируют модное нынче естественное родительство. Сирсы воспитали восьмерых детей, из которых четверо стали педиатрами.

    «Искусство грудного вскармливания» – книга Дайен Виссингер, Дианы Вест и Терезы Питман из Международной Ле Лече Лиги, организации по поддержке грудного вскармливания, имеет немного сектантскую интонацию, но однозначно помогает настроиться на лактацию, отринуть устаревшие догмы, узнать много интересного о подводных (и лактостазных) камнях этого естественного процесса.

    Книга Пола Оффита «Смертельно опасный выбор. Чем борьба с прививками грозит нам всем» рекомендуется всем родителям — и тем, кто за прививки, и тем, кто сомневается. Лучший способ разобраться в чем-то — получить достоверную информация. В этой книге — именно она.

    Источник: https://n-e-n.ru/newborndays/

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком возрасте ребенок начинает говорить мама
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наши дети
Когда начинаются месячные при грудном вскармливании

Закрыть