Для чего держать ребенка столбиком сразу после кормления?
Носить малыша на руках можно в разных позах. Одна из самых полезных и удобных — это поза столбиком. Как держать ребенка столбиком?
- Нужно его медленно приподнять и перенести с горизонтального положения в вертикальное;
- Важно, чтобы голова ребенка была на вашем плече, прикасаясь к нему;
- Нет нужды все время поддерживать ребенка за шею и голову, так как он кладет головку на ваше плечо;
- Вторая рука должна быть на уровне лопаток и спинке ребенка, поддерживая его неокрепший позвоночник.
При такой позе столбиком кроха испытывает комфортное ощущение спокойствия и тепла.
Поза столбиком: полезная рекомендация или ненужная трата времени?
С одной стороны, эта поза приобрела популярность, так как действительно работает, с другой стороны, многие мамы, которые, не используют ее постоянно, не заметили особых изменений в поведении своего малыша.
Интересно! Чаще срыгивают дети, находящиеся на искусственном вскармливании, нежели дети на грудном вскармливании.
Да, действительно, когда кроху держишь в этой позе, он может срыгнуть, если слишком быстро ел. Но чаще, ребенок, находясь в вертикальном положении не срыгивает, так как не имеет привычки есть сразу много и взахлеб.
Ребенка, который правильно захватывает грудь и кормится при соблюдении всех правил грудного вскармливания, нет необходимости держать после кормления в позе столбиком.
https://youtube.com/watch?v=2t6Ya0sbY0c
Рекомендация держать ребенка столбиком после кормления пришла к нам из советских времен, когда работали советские ясли. Грудничков кормили всех одинаково, единой смесью.
И несмотря на то, что брали в ясли с 3-х месяцев, никто не учитывал при кормлении индивидуальные особенности младенца, а ведь каждому ребенку нужна своя порция и лишнее или выпитое слишком быстро, малыш действительно срыгнет.
Все знают, что размер желудочка малыша с кулачок, в яслях кормление проходило каждые 3 часа, поэтому старались накормить вволю. А потом держали в позе столбиком чтобы малыш срыгнул.
Что еще хорошего в позе столбиком?
Теперь возникает дополнительный вопрос: зачем еще держать ребенка столбиком? Не стоит расстраиваться, что привитая бабушкой идея полезности этой позы, разбита в пух и прах.
Здесь есть свои плюсы. Поза столбиком — это своего рода зарядка для детского позвоночника. Удерживая малыша столбиком, мы помогаем ему укреплять мышцы шеи и спины, а это важный момент в детском развитии. Только не нужно выполнять это упражнение слишком долго, достаточно 3—4 минутки за один раз.
Важно! Носите ребенка столбиком, когда он бодрствует, а не планирует заснуть у вас под грудью.
В каких случаях поза столбиком эффективна сразу после кормления?
Так обязательно ли держать столбиком ребенка сразу после кормления или ее можно использовать только для укрепления мышц спины?
Как консультант по грудному вскармливанию, отвечу: если малыш здоров и его животик нормально справляется с поступающей пищей, нет необходимости использовать эту позу каждый раз после кормления.
Но есть некоторые моменты, когда она будет действительно полезна вашей крохе. Поза столбиком будет эффективна если:
- Вы еще не научились правильно кормить ребенка. Кормление проходит отрывисто и неудобно. Используйте позу столбиком для выхода образовавшихся в животике пузырьков воздуха;
- Малыш совсем недавно появился на свет. Первые две недели после рождения ребенок подчиняется сосательному рефлексу и может не осознанно заглатывать воздух вместе с маминым молоком;
- Если мама кормит ребенка смесями, а не грудью. Малышу дают порционную бутылочку, которую он выпивает, иногда получая больше чем ему нужно на данный период кормления;
- Если бутылочка для кормления имеет неправильно подобранную соску с большой дырочкой. Крохе приходится проглатывать быстро поступающую пищу;
На заметку! Ваш кроха может срыгнуть, находясь в вертикальной позе, если он: переел, торопился, или был очень беспокоен при кормлении.
А как нельзя держать ребенка?
Вот тут я остановлюсь подробней. Если не делать зарядку, малышу можно меньше навредить, нежели делая ее неправильно. Поэтому обратите особое внимание на следующие рекомендации:
- Не допускайте запрокидывание головы ребенка назад или набок. Это чревато повреждениями позвонков шейного отдела;
- До 2—3 месяцев каждый раз беря ребенка на руки, придерживайте его шею и голову пальцами держущей его руки;
- Не берите младенца одной рукой. Не подымайте отдельно за кисти или локоть, а тем более не делайте это резко. Суставы новорожденных слишком хрупкие, если сустав выскочит, то проблема может остаться на всю жизнь.
Поза столбиком. Делаем вывод
Мы уже разобрались в необходимости использовать эту позу сразу после кормления только в некоторых, вышеперечисленных случаях. А нужно ли держать ребенка столбиком после кормления в случае здорового, доношенного младенца и отсутствия проблем при кормлении?
Ответ — нет. Если малыш совершенно нормально ведет себя после кормления и у него нет болезненных коликов ( использование позы столбиком неактуально.
Иногда лучше радоваться, наблюдая, как ваш кроха растет и развивается, вместо того, чтобы во всем искать правила. Мама всегда лучше знает, что для ее чада полезней!
Источник: https://vk.com/@zdorovye__deti-1007-dlya-chego-derzhat-rebenka-stolbikom-srazu-posle-kormle
Носить, нельзя откладывать
Мы хотим ребенка Не совсем так. Мы хотим здорового ребенка И снова не так. В идеале мы хотим здорового ребенка не ценой самопожертвования. И это правильно. Каждая женщина в глубине души чувствует, что материнство должно приносить радость, и тогда ей хочется повторить его вновь. Итак, что же мы хотим? Здорового и улыбчивого малыша, с одной стороны. И маму, все успевающую и хорошо себя чувствующую с другой. Возможно? Возможно! Начнем по порядку.
Как связано ношение ребенка на руках и его здоровье? Самым тесным образом. Доказано несколько вещей:
- Дети, которых постоянно носят на руках, а также гладят и целуют, гораздо спокойней, они лучше растут и развиваются. Кроме того, ребятишки до трех месяцев не умеют самостоятельно поддерживать температуру своего тела. Их необходимо согревать. Согревать человеческим теплом. Новорожденный, завернутый в несколько одеял, все равно остывает.
- Если мама не просто носит малыша, как хрустальную вазочку, а умеет делать с ним на руках домашние дела, то маленький регулярно включает мышечный корсет (мышцы туловища). Ведь мама то его положит, чтобы перепеленать, то наклонится, чтобы выбросить мусор, то присядет, чтобы поднять с пола вещь и т.д. В результате «ручные» малыши своевременно и хорошо держат голову, хорошо группируются, а в последствии прекрасно владеют своим телом.
- Находясь на маминых руках, новорожденный лежит, в буквальном смысле, под грудью и сосет ее значительно чаще, чем малыш, лежащий в кроватке. Что мы имеем? Хороший набор веса и достаточное количество молока на протяжении всего периода кормления грудью. А всем известно, что мамино молоко как раз создано для того, чтобы малыш был здоров (не было аллергий, дисбактериоза, частых ОРЗ). Вместе с тем, для хорошего пищеварения ему необходимо, чтобы животик всегда был теплый. Детки, которых мамы все время греют собой, не страдают коликами, вздутиями, ведут себя спокойно и хорошо усваивают молочко.
Со здоровьем разобрались, вывод следующий: хотим здоровое дитя – носим на руках. А как связаны мамины руки и спокойствие, улыбчивость малыша? Новорожденному гораздо больше, чем подросшему ребенку, необходима безопасность. Малыш много спит, причем 80% сна новорожденного – это так называемый быстрый сон, при котором мозг интенсивно развивается, но в тоже время малыш прекрасно оценивает ситуацию вокруг.
Никому из нас не хочется уснуть на скамейке в сквере. Мы идем домой, ложимся на любимый диван, и только тогда спим действительно спокойно. Почему? Потому, что дома все привычно, знакомо, а значит, безопасно. А что знакомо только что рожденному малышу? Стук маминого сердца, ее дыхание, тепло, запах. Вот и получается, что спокойный сон у ребенка может быть только на маминых руках.
А спокойный сон является необходимым условием для развития.
Важно отметить, что во время бодрствования безопасность детям нужна не меньше. Малыш «знает», что он беспомощен, поэтому самым безопасным местом считает мамины руки. Только там он по-настоящему спокоен. «Отсидев» свое на руках, (они начинают «просить», чтобы мама отложила их рядом с собой, после 2 месяцев, и постепенно «сходят с рук к 9 месяцам), они продолжают оставаться спокойными и дальше.
Ношение на руках способствует не только физическому здоровью малыша, его спокойствию, но также и интеллектуальному и эмоциональному развитию. Объяснение здесь простое. Малыш эмоционально развивается благодаря постоянному (а не время от времени) общению с мамой. Улыбки, взгляды умиления, удивления, радость, озабоченность – всего этого не сможет дать музыкальная игрушка, даже самая дорогая. «Ну, а интеллект-то здесь при чем?» — спросите вы.
«Сидя» на маме, малыш получает большую возможность познавать окружающий мир.
И по богатству стимулов участие ребенка в маминой деятельности нельзя сравнить с нахождением в кроватке. Здесь нужно повторить, что для полноценного развития малыша необходимо не просто носить и развлекать его, это очень скудно, а совмещать ношение ребенка и дела по дому.
Показателен факт, что дети африканских народов в первые 2 года опережают европейских сверстников по интеллектуальному, эмоциональному развитию. Все потому, что африканки носят детей на себе, долго кормят грудью и достаточно рано вместе с детьми включаются в общую жизнь.
Ношение детей является частью их материнства, делают они это легко и грациозно.
А теперь рассмотрим доводы в пользу ношения с точки зрения мамы, которая все успевает и хорошо себя чувствует:
- Организм мамы, ребенок которой живет на руках, постепенно привыкает к растущему весу ребенка и нарабатывает ловкость в ношении, поэтому она носит ребенка без ущерба для своего здоровья. Маме, которая старается не приучать ребенка к рукам, все равно приходится несколько раз в день брать ребенка на руки, чтобы покормить и перепеленать. При этом ее физическая подготовка не будет поспевать за увеличивающимся весом, и велика вероятность повредить спину при очередном поднятии ребенка. Кроме того, мама, которая долго кормит грудью и носит малыша, очень быстро восстанавливает фигуру и физическую форму.
- Мама, носящая малыша, чувствует себя гораздо спокойнее, чем та, которая постоянно бегает к кроватке. Это оправдано. Поскольку малыш все время при маме, она имеет возможность быстрее заметить его нужды, и помочь малышу до того, как он расплачется. А раз он спокоен, то и мама спокойна.
- Мама, умеющая легко носить свое чадо, мобильна. При этом, благодаря умению жить с ребенком на руках, в гостях, магазине или ресторане мама с малышом получит удовольствие от отдыха не меньше, чем до беременности.
- Мама, умеющая носить малыша, делает домашние дела вместе с ним. А во время его сна она может либо отдохнуть с ребенком в обнимку, либо заняться собой. Многие мамы, пока малыш спит, вышивают, вяжут, читают, работают за компьютером. В результате дел сделано больше, а устаешь меньше.
Если научиться носить правильно, да еще использовать слинг, то обещанная сказка действительно становится былью. Принципы и способы правильного ношения такие:
- поддерживают корпус ребенка в области грудной клетки;
- ни в коем случае не держат одной рукой голову, а другой туловище малыша – так можно повредить шейные позвонки;
- не носим ребенка спиной к себе: во-первых, он может сильно испугаться потому что не видит мамы, а во-вторых чтобы не было колик, необходимо постоянно греть его животик;
- используем разные позы для ношения на руках. Смена роз помогает маме по-разному распределять нагрузку и совмещать ношение на руках с бытовыми делами.
- Равномерно чередовать ношение то на одной, то на другой руке.
Лучше всего может научить ношению опытная мать, которая сама носила своих деток правильно, ловко и долго. Зачем учиться? К сожалению, опыт показывает, что у многих мам не получается освоить ношение самостоятельно по описанию или фотографиям. Вижу – красиво, сама беру – неудобно.
Если научиться носить правильно, то не отваливается спина и не болят руки. С другой стороны, правильное ношение позволяет делать дела по дому, не откладывая их на то время, когда малыш уснет или папа придет.
Вот и оказывается, что такая простая вещь, как ношение ребенка на руках, способствует его здоровью и развитию и позволяет все успеть. Ни это ли и есть радостное материнство?
Колыбелька
Эта поза используется с рождения для укачивания и кормления грудью.
Расположение ребенка относительно мамы:
- ребенок лежит на боку, так чтобы его животик был плотно прижат к маме;
- голова ребенка лежит в локтевом сгибе маминой руки. Мама следит, чтобы голова ребенка не откидывалась назад;
- руки ребенка не должны болтаться. Для этого можно или спеленать детку, или же за руками следит мама (руки ребенка сложены на животике и прижаты к маме);
- ножки ребенка плотно зажаты у мамы под мышкой.
Также нужно обратить внимание на следующие моменты:
- у мамы прямая спина и расправленные плечи, мама не горбится;
- руки у мамы расположены так, чтобы не было пустоты между локтями и телом;
- ребенка нужно прижимать к себе плотно, чтобы у него не было ощущения, что его могут уронить;
- основная нагрузка приходится на локти мамы, а не на запястья.
- Если мама держит ребенка правильно, он плотно прижат и не двигается относительно маминого тела. Это важно при укачивании ребенка: чем плотнее он прижат, тем быстрее успокаивается и засыпает.
Столбиком
Эта поза используется с рождения.
Расположение ребенка относительно мамы:
- Руки ребенка согнуты в локтях и прижаты к его грудной клетке;
- подбородок ребенка находится чуть выше маминого плеча.
Также нужно обратить внимание на следующие моменты:
- у мамы прямая спина и расправленные плечи, мама не горбится;
- если ребенок лежит на правом плече его нужно держать правой рукой, на левом – левой;
- мама держит ребенка за грудную клетку, не поддерживает ему голову и попу;
- у мамы прямая спина, нагрузка идет на ее корпус, не на руку.
Колыбелька на бедре
Позу можно использовать с рождения.
Расположение ребенка относительно мамы:
- мама берет ребенка в позу «колыбелька»;
- устраивает ребенка на одной руке: в локтевом сгибе лежит голова, а кистью мама поддерживает ребенка под коленки. Спина ребенка «провисает», а не лежит на руке;
- теперь сдвигаем руку с ребенком к бедру;
- нагрузка идет на мамино бедро, рука прижимает детку к бедру.
Также нужно обратить внимание на следующие моменты:
- у мамы прямая спина и расправленные плечи, мама не горбится;
- попу ребенка прижимаем к маминому бедру, а не ее животу.
Из-под мышки
Эта поза используется с рождения.
Расположение ребенка относительно мамы:
- мама берет ребенка в позу «колыбелька»;
- меняет запястья своих рук местами: рука, которая была внизу, теперь оказывается сверху и поддерживает головку малыша за ушами. Вторая рука оказывается снизу и поддерживает малыша за попу;
- мама сдвигает малыша к себе на бедро в ту сторону, где находится его попа;
- нагрузка идет на мамино бедро, а не на руку;
- подбородок ребенка наклонен к грудной клетке.
Также нужно обратить внимание на следующие моменты:
- у мамы прямая спина и расправленные плечи, мама не горбится;
- попу ребенка прижимаем к маминому бедру, а не ее животу.
29.11.2007
Елена Михалкова, инструктор по уходу за малышом Центра «Культура Материнства»,
мать троих детей
Источник: https://sibmama.ru/kak_nosit.htm
Как правильно носить новорожденного на руках
Может показаться, что ничего сложного в том, чтобы держать младенца, нет. Но в действительности от того, в каком именно положении ребенок будет находиться на руках мамы или папы, зависит его самочувствие.
Почему важно правильно носить ребенка на руках?
Способ удерживания и переноски ребенка, который только недавно появилась на свет, играет заметную роль в процессе формирования скелета, развитие мышц спины и внутренних органов. Именно поэтому нужно распределять нагрузку на тело малыша так, чтобы лишить его нижнюю часть избыточного давления.
Какие способы существуют?
Среди объема огромного количества информации о том, как нужно носить ребенка на руках, выделяется несколько основных вариантов. Среди них:
1. Классическая поза. Голова ребенка находится на локтевом сгибе руки мамы. Переносить таким образом можно малыша как в состоянии бодрствования, так и спящего. Кроме того, эта поза позволяет постоянно держать ребенка рядом с грудью и при необходимости легко и удобно начать кормление.
2. «Столбец». В этом положении ребенок находится вертикально прижатым к телу взрослого и поддерживается одной или двумя руками. Другой вариант этой позы — держать ребенка подмышкой.
3. На бедре. Этот способ предполагает, что часть веса ребенка распределяется между рукой и бедром мамы или папы, что позволяет взрослому держать свое чадо и параллельно заниматься домашними делами. Таким образом переносят малышей, начиная с 3-4 месяцев после рождения, которым уже не сидится в манеже или колыбели и хочется быть в курсе всех дел.
Что следует учесть
Наличие подробных инструкций не гарантирует, что следование им в реальной жизни будет происходить в правильных условиях. Ведь важно не только понимать, как нужно держать ребенка, но и чувствовать на какую часть тела малыша производится большая нагрузка и в соответствии с этим корректировать позу.
Именно поэтому специалисты рекомендуют тренироваться носить свое чадо еще задолго до его появления на куклах и вместе с опытными людьми. После появления малыша на свет носить его на руках советуют как можно чаще, поскольку рядом с мамой или папой ребенок будет чувствовать себя защищенным и спокойным.
Источник: https://ilovemommy.com.ua/ru/blog/kak-pravilno-nosit-novorozhdennogo-na-rukah.html
Жизнь с аутизмом: в каком возрасте не поздно ждать успехов?
Анна Кук для bbcrussian.com
Правообладатель иллюстрации Anna Cook Image caption «Неужели я три раза подряд что-то недодала своим детям?»
Недавно мне на глаза попалась книга основателя фирмы Sony Масару Ибуки под названием, от которого мне стало физически нехорошо: «Детский сад — это уже поздно». Еще его переводят на русский как «После трех уже поздно».
Анна Кук — журналист, живет в Англии с 2007 года.
Анна растит троих дочерей. У старшей дочки в три года был диагностирован аутизм.
Этот блог — о буднях и праздниках не совсем обычной семьи и о том, как в Англии относятся к проблемам детей с нарушениями развития.
Блог «Жизнь с аутизмом»
Чувство тошноты и головокружения подступило потому, что увидела я эту книгу (хотя она была написана в 1971 году и в принципе очень известна), когда моей третьей, младшей дочке было почти четыре года.
Речь в книге идет о том, что именно в первые три года в голову ребенка важно заложить основу на всю жизнь. «Eсли в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как её использовать. Это как пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере», — пишет автор.
Меня накрыло колоссальное чувство вины: неужели три раза подряд я что-то недодала своим детям, не помогла реализовать их способности, упустила драгоценное время и возможности, а теперь уже поздно?
«Уже поздно»
«Уже поздно» преследует меня с тех самых пор, как появились подозрения, что у моей старшей дочки Лизы аутизм. Это произошло семь лет назад, когда Лизе едва исполнилось два года.
— Может, я перенервничала во время беременности, и что-то пошло не так? Но теперь «уже поздно».
— Может, во время родов не надо было соглашаться на искусственную стимуляцию? Но теперь «уже поздно».
— Может, надо было все время носить ребенка на руках и не оставлять его одного в кроватке? Но теперь «уже поздно».
— Может, не надо было делать прививку, после которой Лиза проболела месяц с температурой и сыпью? Но «уже поздно».
— Может, надо было раньше бить тревогу и бросать все средства и ресурсы на круглосуточную терапию ребенка? Но теперь «уже поздно».
На этом «уже поздно» не заканчивались. Книги, статьи, специалисты и, конечно, родительские группы в интернете любезно предоставляли новые:
— Если ребенок к пяти годам не освоил туалет, то так и останется на всю жизнь в подгузниках;
— Если до года не расстаться с пустышкой, будет плохой прикус;
— Если ребенок не заговорил к четырем-пяти годам, то, скорее всего, речь так и не появится;
— После семи лет развитие мозга замедляется настолько, что ожидать появления навыков, которые должны были сформироваться до этого возраста, уже нет смысла.
В четыре года, когда в Британии дети идут в школу, у меня был практически неговорящий, очень плохо коммуницирующий ребенок с пустышкой, в подгузнике и с очень сложным поведением.
Казалось, уже все, поезд уехал так далеко, что не догнать нам его никогда.
Правообладатель иллюстрации Anna Cook Image caption В четыре года Лиза ходила с пустышкой, в подгузнике и не говорила
«Год Лизы»
К счастью, Лиза, как и многие другие дети с аутизмом, — наглядный пример того, что нет, совсем не поздно. Ни в три, ни в шесть, ни в восемь.
Что до всех этих вышеперечисленных «может», — как я выяснила из научной литературы за последние годы, доказательств, что они могут вызвать аутизм, нет.
Пожалуй, самые ошеломительные успехи в своем речевом и социальном развитии Лиза сделала именно за последний год — со своих восьми до девяти лет. Даже школьный логопед, потрясенная успехами моей дочки, предложила объявить 2018-й «годом Лизы».
Именно в этом году Лиза начала пытаться завязать разговор. Она стала задавать вопросы не только для того, чтобы попросить мультфильм или печенье, но и чтобы просто поговорить:
— Я хорошо поспала, а как ты спала, мама?
— Зоя, пора вставать, завтрак готов.
— Катя, а ты идешь сегодня в школу?
Лиза стала шутить: «Зоя, у тебя на голове подгузник! Пошутила!»
И, наконец, я дождалась слов, о которых, наверно, мечтают все родители: «Мама, я соскучилась. Я тебя люблю».
Конечно, все эти потрясающие скачки в развитии появились не по мановению волшебной палочки.
Лиза слышала, как эти вопросы задают ей, как ее сестры постоянно шутят (в их возрасте все шутки, естественно, сосредоточены вокруг туалетной темы).
Много лет я на автопилоте проговариваю за Лизой все слова, комментирую все ее действия и происходящее вокруг, задаю вопросы и сама же на них отвечаю, специально создаю ситуации, чтобы дочке надо было выразить свои мысли словами.
В школе и дома мы работали (и продолжаем работать) над обобщением навыков — например, целый год мы учили, что вопрос, заданный одному человеку, можно задать и другому, а в рассказе об одном герое можно заменить его имя на другое.
То, что обычные дети усваивают интуитивно, вообще не задумываясь, для ребенка с аутизмом совершенно не очевидно. Его всему надо обучать, как, например, иностранному языку или культурологическим особенностям какого-то экзотического племени.
Учитывая, что мозг при аутизме работает по-другому, и довольно часто аутизму сопутствуют другие нарушения развития, на обработку и понимание каких-то жизненных понятий могут уйти годы.
Правообладатель иллюстрации Anna Cook Image caption В музеи Лиза стала ходить в обычные часы, а не в специально отведенное время для детей с аутизмом
Детям с аутизмом намного сложнее учиться, потому что они часто не способны увидеть картину целиком — они в буквальном смысле «за деревьями не видят леса».
Они одновременно видят в окружающем их пространстве мельчайшие детали, прислушиваются к всевозможным звукам, могут улавливать самые слабые запахи, и при таком избытке информации не понимают, на чем им нужно сосредоточиться.
Чтобы освоить этот навык — воспринимать деревья как лес, вычленять главное, — требуется время, много времени.
И вот у Лизы, похоже, что-то «кликнуло». В мозгу сформировались какие-то нервные связи, дело пошло на лад.
Видно, какое Лиза сама получает удовольствие от того, что она может общаться. Она радостно здоровается со знакомыми, пытается завязать разговор с сестрами.
Все чаще после школы Лиза не бежит в свою комнату, как обычно, чтобы провести вечер наедине с игрушками, а идет в комнату Кати и Зои, где они вместе собирают Lego, играют в «Монополию» или наряжаются в любимых героев мультфильмов.
На детских мероприятиях я украдкой смахиваю слезу, когда Лиза сидит с другими детьми и внимательно следит за аниматором, смеется над шутками и даже тянет руку, чтобы выйти и спеть песню в микрофон.
Параллельно у Лизы, наконец, проснулась мотивация писать от руки, раскрашивать и — самое радостное для меня — работать ножницами!
Все упражнения на мелкую моторику до сих пор у нас носили, скорее, формальный характер, потому что ей это было в принципе не интересно и не нужно.
На этот раз сработали детские журналы с наклейками, картинками, рассказами и вырезалками.
За последние несколько лет я, наверно, потратила на эти журналы целое состояние. Но раньше Лизу в них интересовали только наклейки и идущие в комплекте игрушки.
И вот опять «кликнуло»: читает, раскрашивает, пишет ответы к загадкам, пытается вырезать. Однажды, когда я пыталась помочь ей что-то разрезать, Лиза с негодованием убрала мою руку, и потом, еле-еле вырезав неслушающимися руками полоску бумаги, гордо сообщила: «Я сделала это сама!»
Правообладатель иллюстрации Anna Cook Image caption Наконец-то Лиза стала работать ножницами
Возрастные кризисы
К сожалению, даются успехи Лизе и всей нашей семье непростой ценой.
Как и маленьких детей, перед очередным возрастным скачком Лизу накрывает кризис. Это означает ужасные срывы в поведении, слезы, агрессию, тотальное непослушание, бессонницу. Пережить эти кризисы непросто.
Простейшие ежедневные действия — переодеться, причесаться, выйти из дома, даже сесть в машину — вызывают бурный протест.
Лизе требуется в несколько раз больше времени, чтобы понять, чего от нее хотят. В такие дни я научилась — и объяснила это дочкам — что Лизу нельзя торопить.
Иногда может пройти больше 5-10 минут, прежде чем смысл сказанных слов дойдет до Лизы, вызовет у нее волну негатива, потом дойдет еще раз, осмыслится и, наконец, вызовет приемлемую реакцию.
В кризисный период (а он может тянуться месяцами) достается от Лизы и сестрам. В особо сложные дни я стараюсь проводить с Катей и Зоей больше времени наедине или отправляю их к друзьям на передышку.
Но в конце нас всегда ждет награда — новые Лизины умения.
Конечно, я не рассчитываю на то, что она догонит когда-нибудь свою возрастную норму. Впереди еще годы работы над речью, постановкой звуков, преодолением агрессии и обучением социальным нормам.
Главное, что она двигается — шаг назад, два шага вперед.
И не бывает никаких «поздно». Бывает «однажды».
Анна Кук — журналист, живет в Англии с 2007 года. У ее старшей дочери в три года был диагностирован аутизм.
Источник: https://bbc.com/russian/blogs-46484597
Как не навредить психике ребенка
В конце ноября издательство Individuum выпускает книгу педиатра Федора Катасонова, участника проекта «Сноб», — «Федиатрия. Нетревожный подход к ребенку». Книга будет продаваться на Nonfiction, в книжных магазинах, в Bookmate по подписке (предзаказ книги тут, в «Лабиринте» тут и на «Озоне» — тут). «Сноб» публикует одну из глав
Иллюстрация: издательство Individuum
Важнейшая область современной детской психологии — теория привязанности, разработанная Джоном Боулби. Про эту теорию и ее практическое приложение полезно почитать книги Карла Бриша, Гордона Ньюфелда, Деборы Макнамара. У нас активнее всех популяризирует теорию привязанности Людмила Петрановская.
Суть теории заключается в том, что у ребенка есть врожденная потребность в привязанности — формировании крепких отношений со значимым взрослым человеком, которые благоприятствуют шансам на выживание. В современном аспекте важно не столько выживание, сколько развитие. Теория привязанности говорит о том, что удовлетворение потребности в привязанности и как следствие безопасность и снижение стресса — первично по отношению к эмоциональному, когнитивному и даже физическому развитию.
Привязанность формируется правильно, когда потребность стабильно удовлетворяется. Ребенок не должен ощущать себя брошенным, он должен чувствовать любовь значимого взрослого и его постоянную готовность быть рядом и поддержать — с самого рождения. Только сполна получив поддержку, ребенок научается давать себе эту поддержку самостоятельно и перестает нуждаться во взрослом.
Такой ребенок, забеспокоившись, не доходит до истерики, а быстро успокаивается самостоятельно. Впоследствии он легче переживает стрессовые ситуации и более стабилен эмоционально.
Неудовлетворение потребности в привязанности (недостаток внимания, оставление, неадекватная реакция родителя на «плохое» поведение) приводит к нарушению познавательного развития, эмоциональной незрелости, а в самых экстремальных случаях (дома ребенка, интернаты) даже к задержке физического развития.
Как правильно формировать привязанность — не вопрос нескольких абзацев. Очень рекомендую прочитать книжку-другую на эту тему. Я же хочу обратить внимание на важное следствие. Внимание в первую очередь пап и бабушек, которые нередко обвиняют в этом мам.
Ребенка нельзя «залюбить». Ребенка нельзя «захвалить». Ребенка нельзя «приучить к ручкам».
Только переизбыток любви и поддержки приводит к тому, что ребенок чувствует уверенность, формирует базовое доверие к миру и адекватно отделяется от родителя. Любой недостаток будет приводить к неуверенности и стремлению ребенка любой ценой удержать маму рядом с собой.
Именно превратное понимание «избытка» любви приводит к проблемам с отделением 1. Часто родителям кажется, что они отдаются ребенку полностью, но если ребенок не может отцепиться, это значит, что на деле он в вас не уверен. Не уверен, что вы будете рядом, что вы поддержите в нужный момент, что вы вернетесь после разлуки.
Это значит, что ему не хватает от вас стабильности этих проявлений.
То же самое касается «захвалить». Только недохваленный ребенок будет готов убиться за похвалу. Только для него она будет иметь большую ценность, и, как следствие, он может «подсесть» на похвалу. Ребенок, чья самооценка подпитывается избыточно по умолчанию, не будет требовать постоянного подтверждения ее извне.
Что же до «приучить к рукам» — то это вредная глупость, основанная на непонимании физиологии маленького ребенка. Если ребенок родился благополучно, то сколько его не носи, он будет легко слезать с рук и самостоятельно себя развлекать и успокаивать.
Если ребенок пережил пренатальный стресс (об этом в следующей главе) и с трудом адаптируется к внеутробной жизни, он будет тревожиться, кричать и требовать носить себя на руках, независимо от того, сколько вы его носите. Он не станет лучше успокаиваться, если вы начнете откладывать его в кровать.
На врачебном жаргоне такие дети называются «слингодети» — дети, которых невозможно оторвать от мамы. Быть на руках — их потребность, и с этим надо смириться. Со временем они дозреют и научатся стабилизировать себя сами, но пока они малыши, эту потребность надо удовлетворять.
Еще раз: никакие действия мамы не снижают уровень потребности ребенка в пребывании на ручках, но неудовлетворение этой потребности может приводить к усугублению ситуации, большему стрессу, а в итоге — к нарушению привязанности.
Как успокоить младенца
Многих людей удивляет и восхищает этот простой метод успокоения плачущего ребенка. Очень часто ко мне на прием приносят плачущих детей, которых кладут навзничь и укачивают, или родители вскакивают по первому писку и начинают с ними прыгать (я таких называю «родители-марионетки»). Потом я беру ребенка, и он вдруг быстро успокаивается (не всегда, конечно, но почти). Как я это делаю? Есть два простых правила.
- Брать ребенка уверенно и плавно.
- Держать его вертикально и лицом к миру.
- Дети легче успокаиваются, если их слегка наклонить вперед. Это более активная поза, чем навзничь.
Иллюстрация: издательство Individuum
Дети хорошо чувствуют уверенность взрослых. Например, часто младенцы начинают плакать, когда их берут бабушки и дедушки. Родители придумывают объяснения: борода испугала, запах не тот, человек незнакомый. Я тоже бородат, тоже пахну и тоже незнакомый.
Последний фактор начинает играть роль только в 7—8 месяцев, а до этого младенец рад всем.
Настоящее объяснение в том, что ребенок чувствует слабость и неуверенность рук, его пугает резкость движений и общий душевный трепет, который испытывают давно не видевшие младенцев старики.
Не менее важно для ребенка активное положение. Лежать навзничь довольно скучно. Висеть вертикально, уткнувшись носом в мамино или папино плечо, тоже довольно неинтересно.
Зато повернувшись лицом к миру, ребенок оказывается слегка ошарашен обилием любопытной информации, кроме того он находится в активной позиции. В идеале одной рукой надо подхватить малыша под грудь, а другой придерживать под попу, слегка наклонив его вперед.
Если руки устают, можно положить его на живот на предплечье одной руки, а вторую положить под грудь. Пальцы этой руки малыш с удовольствием может пососать.
Слом устаревшей парадигмы
Не секрет, что осознанно или неосозонанно, но мы часто повторяем паттерны поведения своих родителей, и особенно это касается родительства. Почти что единственный способ научить чему-то маленького ребенка — это презентация. Дети смотрят, впитывают и копируют.
И если повседневное поведение, усвоенное от родителей, в дальнейшей жизни сильно корректируется исходя из личного опыта, под влиянием окружения, установок, которые человек выбирает себе сам, то поведение родительское (способ воспитания) усваивается, но надолго засыпает за ненадобностью.
И только когда мы сами становимся родителями, в нас активизируются давно заложенные программы, которые было невозможно отрефлексировать и скорректировать. Единственная полусознательная корректировка, которую я часто встречаю — это «я сделаю все наоборот».
То есть молодой родитель таким образом перерабатывает травму детства через полное отрицание, что тоже далеко не всегда хорошо. Брошенные грешат гиперопекой, ограниченные строгой дисциплиной растят детей без границ, недополучившие игрушек заваливают детей ненужными подарками и т.п.
https://youtube.com/watch?v=Z92AJMbG5Z4
К сожалению, советская система воспитания была очень мало нацелена на индивидуальные различия и вообще на психологию ребенка. Она была направлена на воспитание удобных и послушных членов общества, а не счастливых людей.
Дети воспитывались строго одинаково, ели/пили/спали/играли по часам, в садах и школах делали все одновременно и судились по одной шкале. Было моральное представление о «плохом» и «хорошем» поведении, которое не имело никакого отношения к плохому и хорошему, а означало «удобное» и «неудобное».
Как сказала мне однажды моя мама, с самым большим подозрением надо относиться к послушным детям.
Задача современного родителя — сломать старую парадигму и не награждать новое поколение детей теми травмами, которые неосознанно нанесли нам наши родители. И делать это надо не через отрицание, а через просвещение и рефлексию. Читая правильные книжки и наблюдая за собой.
Если попросить меня посоветовать всего одну книгу по воспитанию детей, то я уверенно назову «Взрывного ребенка» Росса В. Грина. Эта маленькая книжка содержит несколько чрезвычайно важных именно для воспитанных в советское и раннее постсоветское время родителей. Я надеюсь, что вы прочитаете ее целиком, но здесь кратко поделюсь крайне важными мыслями, которые в ней заложены. из них:
Ребенок ведет себя хорошо, если может.
Эта краткая фраза означает, что любое нежелательное, с вашей точки зрения, поведение ребенка — это не результат злонамеренности, капризности, осознанного желания привлечь внимание.
Дети вообще чаще всего ведут себя неосознанно (взрослые по большей части тоже). Это означает, что в любом негативном поведении ребенок не виноват. Простое следствие этой фразы — ребенка не имеет смысла наказывать.
Одна из моих любимых цитат из «Взрывного ребенка» относится к школе, но, на мой взгляд, универсальна для любого возраста:
«следует задуматься над одним неоспоримым фактом: общепринятые дисциплинарные меры не оказывают должного действия на тех учеников, к которым они применяются чаще всего, и при этом они не нужны тем учащимся, к которым они не применяются никогда» 2.
Если понять этот ключевой момент, осознать неэффективность и контрпродуктивность наказаний, принять неосознанность поведения ребенка, то воспитание становится значительно более легким делом. И это происходит само собой! Наказание наступает вслед за преступлением, но когда приходит понимание, что преступления нет, то наказание как мера даже не возникает.
Что же делать вместо наказаний? Помогать ребенку взрастить в себе навыки контроля над эмоциями и интеллектуальной гибкости. Поскольку с контролем эмоций и интеллектуальной гибкостью и у многих взрослых не очень (поэтому книга доктора Грина помогает общению не только с детьми), начать надо с себя. Помогают чтение литературы и индивидуальная психотерапия.
Росс Грин предлагает замечательный и очень эффективный метод совместного решения проблем, который не только позволяет профилактировать и справляться с приступами «нежелательного» поведения (истерики, «взрывы»), но и со временем воспитывать в ребенке способность самостоятельно успокаиваться, решать проблемы и эффективно взаимодействовать с другими. Больше того, ребенок даже может научить другого ребенка как справляться с таким же приступом — наблюдал это собственными глазами.
Метод совместного решения проблем включает в себя метод активного слушания, пропагандируемый Юлией Гиппенрейтер, но активное слушание — это только часть необходимого для налаживания контакта. После этого нужно предпринять дальнейшие шаги.
Грин рассматривает три варианта поведения родителей при возникновении конфликтной ситуации с ребенком: план А — продавливание родительского желания, план В — уступка детскому желанию и план Б — совместное решение проблем. Планы А и В означают неблагоприятное развитие событий, а план Б не только решает проблему, но и приводит к повышению осознанности ребенка, а значит профилактике дальнейших проблем.
План Б состоит из трех этапов:
- Сочувствие (и его подтверждение).
- Выявление проблемы.
- Приглашение к разговору.
Активное слушание — это один из приемов первого пункта плана Б. Другие приемы включают в себя, например, разговор на одном уровне с ребенком (вы опускаетесь к нему, а не говорите сверху вниз), озвучивание его эмоций и пр. Второй пункт — это обозначение коллизии.
Надо показать ребенку, что на ситуацию есть две точки зрения, а не только его, такая вот незадача. Третий пункт — самый сложный, потому что истинный план Б — это ситуация, когда ни вы, ни ребенок не знаете, к чему вы в итоге придете.
Если вы входите в план Б, заранее зная, что хотите сманипулировать ребенком и вывести его на свое готовое решение, то это план А. Важно, что решение рождается в моменте, и его автором являетесь вы оба.
Как видите, выглядит все довольно несложно, главное — овладеть методом и избегать распространенных ошибок, которые планомерно разбираются в книжке доктора Грина. Овладение методом совместного решения проблем может здорово помочь не только в родительстве, но и в семейной жизни, бизнесе и общении со своими родителями.
______________________
1 Психологическое отделение, или сепарация, — процесс становления независимой, самостоятельной личности, разделенный на несколько этапов: от простого отползания от мамы в 1 год и кризиса трех лет до трудного подросткового возраста и покидания родительской семьи.
2 Росс. В. Грин «Взрывной ребенок», пер. Н. Музычкиной, Москва, Теревинф, 2013
Источник: https://snob.ru/entry/168239/
Ношение ребенка на руках
Вопрос ношения ребенка на руках входит в перечень тем, вокруг которых возникает много неопределенности и, соответственно, разногласий. Если убрать физиологический аспект и медицинские противопоказания, то остается сфабрикованная теория, что носить на руках ребенка приводит к чрезмерному привязыванию младенца к матери, а значит, затруднениям в жизни уже взрослого человека.
Когда в 1930-е годы СССР вступил в эпоху индустриализации, на фабрики и заводы нужно было найти много рабочих. С мужчинами после Гражданской войны было негусто, зато было много женщин, нуждающихся в работе.
Создав систему ухода за ребенком с рождения, государство направило миллионы работниц на многочисленные стройки века. Жизнь диктовала свое, и естественным образом сформировался механизм разрушения нормальной привязанности матери к ребенку, а ребенка – к матери. Надо меньше брать на ручки, и проблема оставления младенца на долгие часы будет решена.
Впоследствии к этому механизму отторжения мамы от ребенка добавилось массовое внедрение искусственного вскармливания.
Возникшее как вспомогательное средство, помощь тем женщинам, у кого были физиологические проблемы с грудным молоком, постепенно смеси стали чуть ли не более популярными, чем материнское молоко.
Одновременно вводились правила по времени и способам кормления грудью, постепенно переводя этот акт взаимного общения, эмоционального и биологического, в область медицинских процедур.
Почему ребенок просится на ручки?
Первым делом надо отметить работу инстинкта самосохранения. Маленький слабый человек, неспособный после рождения даже держать голову, беззащитен, поэтому он стремится быть с матерью, испытывая сильнейшую инстинктивную тревогу из-за пребывания в одиночестве. Хорошо это или плохо? Это нормально, — это значит, что психика младенца развивается так, как ей положено от природы. Это признак здоровья.
Ребенок хочет быть ближе к маме не только из-за базового инстинкта самосохранения, но и в силу физиологии. Сердечный ритм и ритм дыхания малыша подстраивается под мамин, выправляя незначительные сбои.
Удовлетворив инстинкт самосохранения, по мере роста, ребенок начинает улыбаться и гулить. Причем для того, чтобы эмоциональная сфера развивалась нормально, ребенку просто необходим объект для общения, который будет отзываться на первые, пробные шаги ребенка в мир чувств. Таким объектом становится самый близкий человек – мама.
Ношение ребенка дает родителям возможность реагировать на потребности малыша в общении так много и часто, как это необходимо ребенку.
Ношение на руках для спасения жизни
Всемирная организация здравоохранения рекомендует применять «метод кенгуру» к недоношенным и ослабленным младенцам.
Суть метода заключается в том, что голенького малыша мама берет на ручки, прижимая к своей обнаженной коже. Врачи установили, что, вдыхая знакомый мамин запах, прислушиваясь к стуку сердца, к ритму дыхания, малыши быстрее и легче восстанавливаются, набирают вес, компенсируют какие-то потребности, возникшие из-за преждевременных или сложных родов.
Этот метод официально рекомендован больницам и родильным домам как безмедикаментозный и физиологический способ восстановления новорожденных.
Быть всегда рядом со своим малышом – просто!
Однако, не стоит забывать, что при ношении на руках нагрузка на мамину спину получается неравномерная, что приводит к сильным болям, а то и настоящим травмам, особенно по мере набирания малышом веса. Спустя какое-то время мама может начать склоняться к тому, чтобы вовсе перестать носить ребенка, несмотря на всю пользу для его роста и развития.
В таких условиях на помощь приходят специальные приспособления: слинги и рюкзачки. Распределяя нагрузку с учетом индивидуальных особенностей, тканевые переноски помогают маме носить младенца так много и часто, как это необходимо.
Такие переноски помогут правильно распределить вес ребенка и освободить руки взрослому, чтобы нормальная ежедневная деятельность продолжала оставаться доступной, даже с самым требовательным малышом.
Источник: https://ellevill.org/noshenie-rebenka-na-rukah/
Хендлинг для малышей
Хендлинг (от английского handling) – это метод, когда учат, как правильно держать ребёнка и как заниматься с малышом. Это работа рук и прикосновений родителей к своему малышу с самых первых дней его жизни. Правильно удерживая, поднимая, успокаивая и укачивая малыша, можно помочь ему осознать и овладеть своим телом, в будущем обеспечивая симметричное и полноценное развитие.
У ребёнка пока ещё нет осознания своего тела, поэтому важна забота и контакт с руками родителей. Это даёт малышу информацию, глубокую интимность общения. Ребёнок понимает заботливые руки.
Каждая молодая мамочка слышала слово тонус
Чтобы избежать его появления – очень важно правильно держать, носить, перемещать, одевать малыша.
Хендлинг для малышей является прекрасным методом, чтобы снизить у малыша мышечный тонус или напряжение и помочь в равномерном развитии левой и правой стороны тела у ребёнка. Поэтому мамочкам и папочкам было бы полезно освоить приёмы удержания малыша, чтобы способствовать, а не тормозить развитие ребёнка.
Правильно удерживая малыша, поднимая и укладывая его, одевая и укачивая, мы поможем ребёнку узнать возможности своего тела и включиться в движения.
Хендлинг даёт возможность следить за естественным развитием движений ребёнка. Его основные принципы – упорядочивание тела к средней линии. Движения должны происходить медленно и с участием ребёнка в выполнении задания. Правильная работа с малышом позволит ему почувствовать свои движения, познакомиться со своим телом и со временем он начнет активно участвовать в занятиях.
Главное, на что следует обратить внимание:
- Симметрия – нельзя допускать, чтобы одна половина тела была активнее второй;
- Частый и длительный зрительный контакт с ребёнком;
- Медленные, равномерные движения;
- Активное участие в выполнении движений.
При соблюдении этих простых принципов у ребёнка закладываются основные навыки для свободного и уравновешенного физического и духовного развития.
Правильно занимаясь с малышом, Вы учите его тому – как надо выполнять движения – и таким образом помогаете нормализовать мышечный тонус
Когда ребёнка носят на руках, он знакомится с окружающим миром, и, что особенно важно – с высоты роста взрослого человека. Когда Вы носите ребёнка и меняете положение его тела, то Вы постоянно даёте своему малышу импульсы, которые сенсорно (через ощущение) и динамично (через движение) воздействуют на положение, осанку и ощущения движения. Изменение положения детского тела положительно повлияет на развитие равновесия у ребёнка в будущем.
ЕЖЕДНЕВНЫЙ ХЕНДЛИНГ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ:
Поднимание и опускание – ребёнка поднимают и опускают, удерживая его в положении боком. Это помогает ребёнку собраться к средней линии. Чтобы способствовать развитию симметрии, поднимание и опускание надо выполнять, чередуя стороны тела.
Переворачивая ребёнка, надо обращать внимание на то, чтобы обе стороны тела были активные. Нельзя допускать, чтобы одна половина тела у ребёнка была активнее, чем вторая.
Поэтому, меняя подгузники или одевая младенца, следует обращать внимание – одинаково ли активны обе стороны тела.
Расположение в кроватке – матрас не должен быть слишком мягким или жестким. Под голову кладут только пелёночку. Ребёнка в кровати можно укладывать или на один, или на другой бок, а также на животик. Для стабильности малыша в положения на боку – за спинку можно подложить скрученное покрывало или полотенце.
Одевание ребёнка – при одевании используют перекатывающие движения, таким образом способствуя у ребёнка ощущению собственного тела. Занимаясь с ребёнком, надо позволить ему почувствовать каждое движение, поэтому движения должны быть медленными и точными. Не надо дергать малыша за ножки и ручки, так как это способствует повышению тонуса. Маленьким детям очень не нравится, когда одежду надевают через голову.
При Хендлинге обучают, что одежду через голову надо одевать в направлении со спины на перед, чтобы не задевать личико малыша. И одежда не должна ограничивать движения малыша! Одевая ребёнка, надо предложить ему на выбор две, например, кофточки, и позволить ребёнку выбирать, какую он хочет надеть. Ребёнок сделает выбор. Надо дождаться ответной реакции.
Чем больше времени Вы будете проводить вместе с ребёнком одевая его, тем меньше он будет требовать Вашего внимания ежедневно.
Ношение – малыша можно носить по-разному. Положение ребёнка должно быть симметричным, давать ощущение безопасности, стабильности и свободы движения.
Гимнастика – необходима младенцам для того, чтобы ребёнок учился чувствовать своё тело, чтобы выровнять мышечный тонус, чтобы устранить асимметрию тела и чтобы освоить разнообразные движения. Доказано, что дети, которые занимались в первый год своей жизни, чувствуют себя увереннее, лучше ориентируются в пространстве и чувствуют радость движения.
ВИДЕО:
- Ежедневное стимулирование развития ребенка (LV)
Стоимость услуг
Источник: https://arsmed.lv/ru/hendlings_ru/
Нужно ли маме все время быть с ребенком?
Не секрет, что многие молодые матери не ходят на фитнес не потому, что им лень или некогда.
Просто в дополнительных тратах нет никакого смысла, ведь каждый день мамы часами носят на руках малышей — неплохая физическая нагрузка! Когда мы слышим или читаем в соцсетях рассказы о младенцах, которые – о чудо! – могут спокойно полежать, пока мама сходит в душ или заварит себе чай — часто не верим, что такое вообще возможно. Особенно, если наш малыш не желает проводить без мамы ни минуты, а такая ситуация встречается значительно чаще..
Действительно ли новорожденные хотят проводить с мамой как можно больше времени? Почему некоторые дети предпочитают сидеть, лежать и даже спать у нее на руках? И как правильно уходить от ребенка, если у вас есть дела? Рассказывает консультант сайта ШКОЛАМАМ.РФ, детский психолог Кравцова Елена Михайловна.
Боится ли малыш одиночества?
Новорождённый ребёнок не боится оставаться в одиночестве. Если у него нет неврологических нарушений или какого-либо заболевания, он плачет не постоянно, а лишь время от времени.
Но это не означает, что младенцу лучше быть в одиночестве. Наоборот, близость к человеку, который ухаживает за ним, а также быстрая и адекватная реакция взрослых на слёзы ребёнка — это залог его полноценного развития и эмоционального благополучия.
Мама незаменима?
Как ни странно, но примерно до 6 месяцев младенцу без разницы, кто именно за ним ухаживает. Ему нужны тепло, безопасность, еда, хороший эмоциональный контакт со взрослыми, но непринципиально, кто всё это обеспечивает.
По достижении полугодовалого возраста или немного позже малыш начинает различать «своих» и «чужих». Он негативно реагирует на попытку взять его на руки со стороны малознакомого человека, даже если это родная бабушка, которая просто давно не приезжала.
Сначала дети начинают чувствовать привязанность к тому взрослому, который проводит с ним больше всего времени и ухаживает за ним. Это может быть не только мама, но и любой другой человек, адекватно исполняющий эти функции. Дело в том, что для полноценного развития малышу нужен контакт с тёплым и заботливым взрослым, не имеет значения, кто это. Всё зависит от семейной ситуации. Постепенно возникает привязанность и к другим близким людям.
Человек, к которому ребёнок привязан больше всего, лучше других может его успокоить, и малыш чаще всего обращается за утешением именно к нему. В присутствии «главного человека» дети меньше испытывают страх, особенно в новой для себя обстановке.
Самый острый страх разлуки с близким взрослым, как правило мамой, проявляется у детей около двух лет. Дело в том, что именно в этом возрасте у ребенка формируется так называемая идентификация, или осознание собственного Я. Самые благоприятные условия для такого процесса – постоянный контакт с одними и теми же любящими его взрослыми, «его людьми», как говорят специалисты.
Не на руках, но рядом с мамой
Слинг и его разновидности, рюкзачки-переноски, автокресло-люлька, манеж, стульчики для кормления с рождения, детские шезлонги-качалки, развивающие коврики могут значительно облегчить жизнь мамы или любого другого близкого человека, который остается с малышом.
Все эти приспособления, кроме развивающих ковриков, можно использовать только после консультации с педиатром и ортопедом.
С точки зрения детской психологии, самое главное — это найти такую форму совместного времяпровождения, когда малыш будет видеть маму и/или чувствовать её, а мама сможет заниматься каким-либо полезными или интересными делами. Так что не имеет значения, какие именно устройства будут обеспечивать удобство и для мамы, и для малыша. Лишь бы это было безопасно для ребенка и подходило взрослым.
Мама, ты куда?
Каждый ребёнок индивидуален и на уход мамы каждый реагирует по-разному. Есть некоторые общие закономерности, но они имеют лишь ориентировочный характер.
Темперамент детей и стиль родительского воспитания различны, поэтому некоторые малыши боятся расставания с мамой сильнее, другие слабее. Если малыш не кричит и не плачет, расставаясь с мамой, скорее всего, это не означает, что он её не любит. Вероятно, это свидетельствует об особенностях его темперамента: возможно, он просто спокойный.
Периодически отлучаться из дома можно с рождения, позаботившись о том, что с ребёнком останется адекватный взрослый и достаточно еды. До полугода малыш, скорее всего, не почувствует себя неуютно с другим человеком.
Для ребёнка постарше эмоциональное состояние напрямую зависит от возможности быть рядом с тем взрослым, к которому он больше всего привязан. С 6 месяцев и старше лучше уходить из дома во время дневного сна малыша, заранее предупредив его, что с ним побудет бабушка или няня.
Однако ночью уходить от спящего малыша без крайней необходимости все-таки не стоит. Все дети до трех-четырех лет болезненно реагируют на неожиданное ночное отсутствие мамы, но особенно страдают малыши, сильно привязанные к матери.
Они могут более или менее спокойно вести себя с другими взрослыми, но, увидев маму снова, станут очень нервными: примутся «цепляться» за нее и требовать неотрывного внимания, не захотят укладываться спать.
Возможно, их ночной сон будет нарушен, они начнут часто просыпаться.
Ребенка более старшего возраста можно заранее предупредить, что вы собираетесь уйти из дома, когда он будет спать.
Уходим и возвращаемся по правилам
Есть несколько важных моментов, которые следует учитывать, если вам нужно уйти на некоторое время. Вот они:
— Рассказывать о том, что вам нужно уйти, но вы скоро вернетесь, стоит даже ребенку, который пока что не говорит. Делать это следует хотя бы для того, чтобы у вас выработалась соответствующая привычка: она очень пригодится вам в будущем!
- Оставляя с бабушкой или няней малыша от полутора до трёх лет, нужно быть готовой к его бурной эмоциональной реакции. Не следует показывать малышу, что вы не уверены в правильности своего поступка и чувствуете вину перед ним. Маме надлежит сказать малышу о своём уходе и проявить твёрдость, не «метаться» ни морально, ни физически.
- Если удастся, желательно, чтобы взрослые отвлекли ребёнка в момент маминого ухода. Если это не получилось, то можно взять его на руки, поцеловать и передать тому взрослому, кто остается с ним. Сказать, что скоро вернётесь, попросить помахать вам рукой и пожелать удачи. Если малыш сильно переживает, плачет и тянется к маме, уходить надо быстро.
- Не стоит обманывать малыша, обещая, что вы уходите в последний раз или вернетесь через минутку. Лучше понятными словами рассказать ему, чем вы намереваетесь заняться: на работе будете говорить по телефону или печатать на компьютере, в магазине станете покупать хлеб или ботинки, в театре собираетесь смотреть выступление артистов, устраиваемое для взрослых.
- Вернувшись, расскажите малышу о своих впечатлениях и покажите какой-нибудь интересный предмет, связанный с вашим уходом: автобусный билет, чек из магазина, театральную программку и т.п. Можно устроить игру в автобус и контролера, продавца и покупателя, актера и зрителей.
Чего не следует делать ни в коем случае
Представители старшего поколения ворчат, что вы слишком привязываете малыша к себе, что можно оставить его прокричаться, как рекомендовали педиатры еще каких-то тридцать лет назад. Вы сомневаетесь? И правильно! Это вредное устаревшее заблуждение. Если следовать такой рекомендации, можно и маме заработать невроз, и ребёнка травмировать. Даже если малыш научится плакать меньше, он станет при этом гораздо несчастнее, так как будет чувствовать себя отвергнутым.
Помните: младенец никогда не плачет без уважительной причины! У некоторых детей бывает повышенная потребность во внимании, в контакте со взрослыми, поэтому они плачут больше, чем сверстники. Они просто не могут оставаться одни.
Пытаться перевоспитать такого малыша, приучить его к одиночеству – плохое решение. Это не означает, что маме нельзя отойти в туалет или за книгой в соседнюю комнату. Постараться обеспечить ему тёплый эмоциональный и физический контакт в максимально возможном объёме – вот о чём идёт речь.
Можно ли избаловать ребенка, если носить его все время на руках?
Нет, нельзя. Так можно создать у него ощущение безопасности и собственной ценности. Он будет чувствовать себя нужным. Но не надо стремиться к количественным показателям — то есть к тому, чтобы любой ценой всё время носить младенца на руках, в ущерб здравому смыслу. Бесспорно, нужно часто брать ребёнка на руки. Важно делать это не только в те моменты, когда он плачет.
Но здесь нужно всё-таки исходить из конкретных обстоятельств. Когда есть возможность и желание — всегда брать малыша на руки. Если в данный момент не получается – ничего страшного.
Публикации, советы и видеоматериалы на сайте frutonyanya.ru носят информативный характер. Консультации специалистов портала носят справочный характер и не могут заменить визит к вашему лечащему врачу.
Источник: https://frutonyanya.ru/school/articles/semya/nuzhno-li-mame-vse-vremya-byt-s-rebenkom/
Носить ребенка на себе — Как? Когда? Зачем?
В этой статье Вы узнаете, почему ношение ребенка так важно для его правильного психического развития. Вы станете лучше понимать, какие чувства испытывает ребенок, находясь рядом с мамой или папой, и как это важно для недоношенных детей. На вопросы родителей отвечает профессионал в области психологии Анна Князева.
Анна Князева – перинатальный психолог, клинический психолог, преподаватель психологии. Опыт работы в перинатальной сфере — более 20 лет. Мама 7-рых замечательных детей и бабушка двух чудесных внуков.
Не делайте из ношения культа!
Начнем с того, что носить ребенка на себе полезно с первого дня!
Но хочу подчеркнуть, я не приверженец какой-либо одной переноски или вида переносок.
Я особенно против «пугалок», которые бродят в некоторых слинго-сообществах: «Если Вы не носите малыша на себе, то он будет плохо развиваться, Вы своими руками травмируете ребенку психику на всю жизнь!» Это не так.
У меня есть знакомая многодетная мама, у которой большие проблемы со спиной. Она вырастила 5 детей, пользуясь только коляской, кроваткой и своими руками. Все дети здоровые, общительные, у мамы с ними отличный контакт.
В то же время я видела крайние степени слинго-мам, которые носили малыша только в слинге, при этом не обращали на него внимания, занимая себя общением в интернете, какими-то своими занятиями. И действительно их малыши не желали «вылезать из слинга», не желали заканчивать грудное вскармливание, потому что слинг и грудь остались единственным способом контакта с мамой, единственная возможность обратить на себя ее внимание.
Пожалуйста, помните, слинг облегчает контакт с родителем, но не заменяет его!
Первые дни и недели после рождения: создаем чувство защищенности
Конечно, каждый малыш индивидуален, у каждого могут быть свои особенности развития, здоровья и характера. Тем не менее все дети проходят через несколько схожих основных этапов.
Первый важный этап – это появление «Комплекса оживления», когда малыш восстановился после родового стресса и начинает реагировать на близких ему людей, улыбаться, отзываться на голос.
Между сном и кормлением возникают периоды бодрствования (сначала краткие), когда он готов общаться с близкими людьми и исследовать окружающий мир.
Этот этап может проявиться буквально через 3-4 дня после родов, а может и через 3-4 месяца, особенно, если малыш родился недоношенным или какое-то время провел в больнице.
До появления комплекса оживления и в сам этот период очень важно как можно больше носить малыша, поддерживать тактильный контакт (и грудное вскармливание или искусственное с имитацией грудного), т.к. для новорожденного это – основной способ почувствовать себя защищенным, начать взаимодействовать с миром. Мама (родитель) рядом – значит все хорошо, малыш спокоен.
Если маленькому не хватает тактильного контакта – это может привести к задержке в развитии и даже младенческой депрессии. Да, даже у таких маленьких детей может быть депрессия! В их случае она проявляется в отсутствии желания кушать, а еще в том, что комплекс оживления появляется сильно позже. Малыш не интересуется окружающим миром, его взгляд отстранен и повернут в себя.
Если же тактильный контакт налажен и малыш здоров, то начинают появляться сначала краткие, а потом все более длительные периоды бодрствования. Ребенок проснулся, покушал, он спокоен, защищен и может начать интересоваться окружающим миром, шевелить ручками, ножками, разглядывать все вокруг, реагировать на прикосновение или голос близких.
В это время позвоночник ребенка еще слишком слаб для вертикального положения, поэтому носить малыша можно только лежа или полулежа. Даже лучше полулежа, особенно если малыш часто срыгивает или у него повышенное внутричерепное давление. В этот начальный самый нежный период могут пригодиться слинги с кольцами, рюкзаки, в которых есть положение лежа, слинг-шарфы с намоткой в положении лежа.
Если ребенок родился недоношенным, то носить его на себе особенно важно и полезно, тело родителя согреет, даст ощущение защищенности, скорее «разбудит» малыша к жизни!
С двух месяцев и до полугода: изучаем окружающий мир
После появления комплекса оживления (неделя – 3-4 месяца со дня рождения) и до кризиса 1 года (с 9 мес. и до 1,5 лет) начинается следующий этап: этап эмоционального общения с близкими людьми. Здесь важен и телесный контакт, и взгляд, и голос.
Мы общаемся с малышом, трогаем его, разговариваем, поем песенки и потешки, показываем что-то, играем вместе с ним. Период бодрствования увеличивается, малыш активно рассматривает, пытается трогать, общаться.
Смеясь, мы называем малышей этого возраста «торчками» — они все время пытаются подняться, «торчать», изучая окружающий мир.
Примерно с 2 мес. до 6-8 месяцев малыш еще не может сам передвигаться, но потребность активного исследования мира уже есть. Стандартным образом это происходит так: малыш проснулся, покушал и, если у него не болит животик, он спокоен и бодрствует, исследуя мир. Этот период может длиться от 15 минут до полутора часов.
Именно в этот момент малыш не захочет сидеть лицом к маме, а потребует повернуть его лицом к миру. Потом наступает фаза затишья (от 1 до 15 минут), когда активность малыша спадает, он еще не капризничает, но взгляд его неактивен, словно повернут внутрь себя. Это – идеальное время, чтобы уложить его спать.
Именно в этот момент можно повернуть его к себе, начать укачивать, укрыть от внешнего мира. Если малыш останется лицом к миру, она начнет капризничать, будет гневно или раздраженно дрыгать ручками-ножками. Наступает перевозбуждение. Перевозбужденному ребенку будет сложно успокоиться и заснуть.
Если внимательно прислушиваться к ребенку, можно поймать этот момент и отследить, когда пора разворачивать малыша к себе и дать ему отдохнуть.
Конечно, есть легковозбудимые дети, которым этот опыт «лицом к миру» и вовсе нежелателен. У них перевозбуждение наступает очень быстро, обычно мамы таких малышей знают и оберегают своих чад от лишних впечатлений.
Какой переноской пользоваться в этот период? Как видите, все зависит от особенностей Вашего малыша и, что не менее важно, от особенностей Вашей семьи.
В слинг-шарфе очень хорошо пестовать легковозбудимых, тревожных или недоношенных малышей. Слинг-шарф дает максимально близкий контакт малыша и мамы, он идеально распределяет вес ребенка по спине, плечам и бедрам мамы. В тоже время, если малыш заснул, Вам будет очень сложно размотать шарф и положить малыша, не разбудив его.
Широко разрекламированная М-позиция малыша несомненно полезна особенно малышам с дисплазией, если Вы носите малыша часами (более двух часов в день). Если Вы используете одновременно разные способы перемещения с малышом: автокресло, коляска, слинг/рюкзак, и носите малыша не более 2 часов непрерывно, то М-позиция не так принципиальна, главное – широкое сидение и поддержка спинки ребенка (плотное прилегание или жесткая спинка).
Если Вы не собираетесь носить малыша часами, а вынуждены перекладывать его в автокресло/коляску/кроватку, то гораздо удобней рюкзак (слинг-рюкзак с положением лицом вперед или кенгуру) или слинг с кольцами, когда Вы можете относительно быстро положить малыша туда и аккуратно, не разбудив, снять.
Еще раз повторюсь, положение лицом вперед в целом важно и полезно для развития малыша. Вы можете носить Вашего ребенка в шарфе на бедре или в рюкзаке лицом вперед, это могут быть 5 минут или полтора часа – но дайте Вашему ребенку возможность смотреть вокруг, покажите ему мир, порадуйтесь вместе с ним его открытиям!
После полугода: нужна свобода маневра
После полугода малыша начинают активно трогать все вокруг, хватают, суют в рот. В этом возрасте им нужны свободные ручки, чтобы хватать игрушку, играть с мамиными бусами, грызть баранку и т.д. На первый план выходят те намотки шарфов, которые оставляют ручки свободными, зачастую мамы и особенно папы переходят на слинг-рюкзаки или кенгуру.
В зависимости от особенностей развития Вашего малыша, от Вашего уклада жизни подойдут разные решения. Вот всего несколько примеров:
Летом гораздо проще валяться с малышом на коврике в тени деревьев, в тоже время зимой Вы будете больше ходить и тут слинг-шарф или рюкзак вместе со слинго-курткой станут для Вас бесценными помощниками!
Если Вы гуляете с коляской и время от времени берете малыша на руки, то удобнее носить с собой рюкзак или слинг с кольцами. Вы можете быстро устроить малыша в переноске и нести на себе, а потом также быстро и осторожно переложить в коляску.
Некоторые дети испытывают что-то вроде клаустрофобии в шарфе и слинге с кольцами, им важно видеть все вокруг и свободно шевелить ручками и ножками. Не бойтесь пробовать разные варианты и оставить те, которые подходят лично Вам и Вашему малышу!
Если Ваш малыш не страдает дисплазией тазобедренных суставов, если Вы не носите его в переносках более 2 часов непрерывно, то не так важно, слинг это или рюкзак.
На первый план выходят другие факторы: выдерживает ли Ваша спина эту нагрузку, удобно ли распределяет вес малыша по спине, как часто Вы перекладываете малыша и т.д. Да и рюкзак тоже желательно протестировать перед покупкой.
Например, если в рюкзаке только плечевые лямки без пояса, то весь вес малыша придется на Ваши плечи, не факт, что шея и грудной отдел позвоночника выдержат эту нагрузку.
После года: «подхватываем» по необходимости
Ближе к году вес ребенка становится ощутимым, он начинает ходить своими ножками , и ситуация с ношением опять меняется. Носить годоваса часами тяжело физически, не каждая мама это потянет, да и папа тоже. Чаще всего, таких тяжеловесов носят за спиной (это легче).
Кроме того, малыш активно осваивает мир, он ползает, ходит, уже носит свои первые ботиночки, быстро устает и просится на ручки. Т.е. Вы все время то берете его на ручки, то отпускаете «в мир», ботиночки мажут Вашу одежду, а снимать/одевать обувь еще более хлопотно.
Поэтому если Вы идете с малышом далеко (в поход, в лес, длительные прогулки и экскурсии), то Вам скорее всего понадобится рюкзак типа туристического, возможно даже с маленькими колесиками, чтобы Вы могли провезти малыша, как в коляске. Еще один хороший выход – хипсит. Когда я растила своих детей (их у меня семеро), хипситов не было.
Но вот у меня появились внуки и в прошлом году мы опробовали хипсит со старшим внуком на отдыхе в Болгарии. Мы ходили на пляж, гуляли по городу, полуторагодовалый внук был с нами, где-то ходил сам, где-то мы несли его на себе, сажая на хипсит. В хипсите ножки сильно разведены в стороны и обувь не пачкает одежду. Пояс переносит вес тела ребенка на бедра, а сиденье позволяет не перекашивать позвоночник.
Очень удобно – можно одним движением посадить уставшего ребенка на сиденье и идти дальше или «спустить вниз» побегать.
Насколько нужна и полезна переноска после двух-трех лет? Обычно в ней уже нет большой надобности. К двум-трем годам начинается сепарация ребенка от матери, он все больше бегает вокруг и все меньше сидит на руках (редко больше часа). Даже в магазине проще посадить малыша на тележку, чем сажать добрые 15-20 кг «живого веса» на свою спину.
Впрочем, все индивидуально. Я знаю, одну маму девочки-инвалида, для которой хипсит очень долго был настоящим подспорьем. Девочка очень плохо ходила, но ходить, укреплять ножки было жизненно необходимо. Мама носила хипсит, и они долго гуляли то «пешком», то «на ручках».
Переноска – это способ, а не самоцель
В заключение хочу сказать: пользуйтесь, пробуйте разные способы ношения, но не делайте из этого религию, и главное — не заслоняйтесь переноской от ребенка! Переноска – это инструмент, чтобы быть рядом с Вашим малышом, вместе с ним открывать мир, насладиться этим в сущности коротким периодом наиболее тесной близости со своим ребенком!
Источник: https://chudochild.ru/articles/nosit-rebenka-na-sebe-kak-kogda-zachem/