Как видит новорожденный ребенок

Что видит грудничок?

Как видит новорожденный ребенок

В норме глаза малыша должны быть ясными, роговицы – прозрачными, зрачки – круглыми и живо реагирующими на свет (если ребенок смотрит на зажженную лампочку, они сузятся). Кроме того, конъюнктива, то есть соединительная слизистая, которая покрывает заднюю поверхность век и переднюю поверхность глазного яблока до роговицы, должна быть гладкой, блестящей, розовой.

Этапы развития

Новорожденный Только что родившийся ребенок различает лишь свет и тьму. Через несколько дней он видит неясные очертания предметов. С 2–3 недель малыш пытается сфокусировать взгляд на довольно крупном предмете, находящемся от него на расстоянии 25–30 см.

Еще в роддоме специалисты должны определить, нет ли у новорожденного сложных и хорошо видных отклонений в развитии глаз или инфекций, которые могли появиться у него до рождения, во время или после родов.

1 месяц На втором месяце жизни малыш начинает четко различать лицо мамы и поворачивать одновременно голову и глаза вслед за чем-то интересным (движущимися людьми, игрушками). Затем он начинает плавно следовать взглядом за предметами, движущимися по горизонтали, а потом – по вертикали и, наконец, по кругу.

Врач обратит внимание на размер глаза (большой или маленький) и на цвет зрачка: в нормальном состоянии он должен быть черным, но иногда из-за отклонений в развитии он становится, например, желтоватым. Не удивляйтесь, если доктор, заметив, что глазки малыша косят, отправит вас на консультацию к невропатологу: в некоторых случаях косоглазие появляется в результате травмы во время родов.

До 6 месяцев глазки малыша могут косить из-за физиологической слабости мышц. Если «косоглазие» сохраняется дольше, стоит обратиться к врачу.

2–4 месяцаК 2 месяцам малыш начинает узнавать близких с расстояния 2–3 метров и оживляется, завидев их. Он следит за находящейся в 50–60 см от него яркой игрушкой двумя глазами. Работа глаз становится скоординированной, начинает формироваться бинокулярное зрение.

Несмотря на то что слезный канал глаза открывается еще до рождения малыша, сами слезы появляются только в 2 месяца. Если этого не произойдет, жидкость из глаза будет скапливаться в слезном мешке, в результате чего может начаться воспаление. Обнаружить его легко: во внутреннем уголке глаза появятся капельки гноя. Чтобы избежать гнойного конъюнктивита, всем детям в роддоме закапывают по несколько капель нитрата серебра.

Если, несмотря на это, по возвращении домой у малыша обнаружились признаки инфекции, обратитесь к педиатру. Он выпишет жидкость для промывания глаз и антисептические капли, а заодно покажет, как прочищать слезный канал, слегка массируя нижнее веко от внутреннего к внешнему уголку глаз.

Если лечение не даст результата и выделения появятся снова, доктор направит ребенка к офтальмологу, который прозондирует слезный канал, чтобы восстановить отток слезы.

У новорожденных глаза на 3 мм короче, чем у взрослых. Роговица у малышей толще, а хрусталик почти круглый. Из-за этого ребенок рождается дальнозорким: острота зрения у грудничков в норме составляет +3–4 диоптрии.

6–12 месяцев В полгода малыш начинает узнавать маму и папу на расстоянии 2–3 м, умеет переводить взгляд с ближнего объекта на дальний и обратно, не теряя их из виду. В 8–12 месяцев он активно ищет предметы, которые исчезают из поля его зрения.

Обязательно обратитесь к врачу, если заметите, что малыш не фиксирует взгляд на игрушке, не наблюдает за движущимися предметами, а его зрачки не реагируют на свет.

1 год Ребенок видит предметы на расстоянии 5 м. Во время визита к врачу малышу закапают в глаза расширяющие капли, измерят остроту зрения и рефракцию (преломляющую способность глаза, чтобы определить, нет ли у ребенка склонности к близорукости. Если у детей в год определяется дальнозоркость, их зрение потом, скорее всего, станет нормальным, а в случае, если зрение уже «ушло» в минус, можно говорить о близорукости.

Полезные забавы

Для правильного развития глаз нужно смготреть и на близкие, и на удаленные предметы. Развесьте на стенах детской яркие картинки и показывайте их ребенку с разного расстояния, почаще подносите его к окну и рассматривайте предметы во дворе. В прогулочной коляске или рюкзаке-переноске сажайте кроху спиной к себе, чтобы он смотрел не только на вас, но и вдаль.

Зрение тренируют также контрастные сочетания цветов, потому старайтесь, чтобы игрушки были разноцветными, а не однотонными. А так как зрение развивается вместе с моторикой, ребенку важно не только рассматривать предметы, но и трогать их, бросать, тянуть в рот. Со второго полугодия малышу нужны кубики и пирамидки: они научат кроху соотносить внешний вид предмета с его размером и объемом, почувствовать разницу между частью и целым.

Источник: https://www.parents.ru/article/chto-vidit-grudnichok/

Когда начинают видеть новорожденные дети?

Как видит новорожденный ребенок

Девять месяцев ожидания ребенка. Время немалое, чтобы из уверенных спокойных людей превратиться в чересчур тревожных родителей. Малыш родился, мамочка здорова, но возникает множество вопросов о самом младенце. В какие сроки и что должно проявиться, когда новорожденный начинает видеть, слышать, ползать, сидеть и прочее, прочее.

Такое поведение родителей порой изумляет педиатров, ведь о периоде до года есть столько книг, интернет публикаций, и в роддомах дают памятки, и лекции мамочки слушают. И все равно вопрос «когда» остается самым важным, родители сравнивают своих деток с другими, спрашивают, получают ответы и снова начинают тревожиться.

Причин для этого обычно нет, новорожденные видят, хоть и не так четко, как взрослые люди.

Способности видеть, слышать, ощущать вкус, запах являются врожденными, но если беспокойство все же сильней разумных доводов, покажите малютку специалистам. Вам подтвердят, что ваш ребенок видит, объяснят, как видят младенцы, и тревога уйдет, а с ней и лишние вопросы. Регулярно в день здорового ребенка вы можете показывать малыша педиатру, это лучше и правильней, чем попусту беспокоиться. 

В утробе матери плод «живет» с закрытыми глазами до определенного времени, поэтому свет для него долгое время будет оставаться раздражителем, чем-то инородным и мешающим ощущениям.

Если не было патологий в беременности, то сразу после рождения младенец видит. Все остальное, что может беспокоить, вполне объяснимо недостаточностью координации совместной деятельности зрительного нерва и самого глазного яблока. 

Открытые глазки новорожденного воспринимают только свет и темноту, яркий свет заставляет щуриться, поэтому родителям часто кажется, что дитя вообще не открывает глаза, и потому зрение не может развиваться.

На самом деле зрительная система функционирует и во внутриутробном состоянии плода, хотя само «видение» отлично от привычного нам. На 26 неделе за счет мышечного сокращения дитя открывает веки, к 33-34 неделе зрачок может сокращаться от яркого света, который способен проникать сквозь стенки матки.

Наверное, многие мамочки помнят совет своего гинеколога не загорать и вообще не допускать попадание прямых лучей солнца на животик? Совет правильный, поскольку воздействие на младенца будет сильным, что повлияет на развитие в дальнейшем. 

Через сколько дней после рождения детки начинают видеть окружающие предметы достаточно хорошо, зависит от многих факторов. В том числе, от протекания беременности в первом триместре, когда формируется зрительная система плода.

Выявить нарушения зрения можно лишь к 3-4 месяцам, поэтому однозначно говорить о том, во сколько ребенок должен видеть нормально, слишком опрометчиво.

Надо лишь ориентироваться на общие нормы, а не слепо думать, что с «ребенком что-то не так», если малыш в 3 месяца не тянется к игрушке. 

Практически все младенцы видят окружающий мир несколько размыто, будто за пеленой, но уже на следующей после родов неделе зрение адаптируется к «видению» в условиях воздушной среды. К месяцу жизни дети хорошо различают крупные предметы из размытой картины, но сфокусировать взгляд на предмете еще не могут. 

И опять-таки, нельзя делать выводы о том, правильно ли развивается зрение малыша, если к этому времени еще непонятно различает он отдельные предметы или нет.

Выводы делает только офтальмолог на основании полного осмотра ребенка. Со скольки месяцев видны патологии зрения? Иногда катаракту видит неонатолог при осмотре младенца в роддоме, но обычно к 4-м месяцам можно сделать вывод о наличии патологии. Вовремя начатое лечение вернет нормальное зрение, которое необходимо в мире, где все основано на получении информации. 

  • зрачок плохо реагирует на свет, но «увидеть» источник света может. Поэтому новорожденный поворачивает голову к включенной лампе, за пеленой он видит ореол света;
  • низкая прозрачность роговицы глаза не позволяет видеть четко, малый размер роговицы;
  • младенческая дальнозоркость: ограниченная преломляющая способность роговицы приводит к тому, что дальние предметы видятся малышу лучше, чем близкие. Обычно это расстояние в 20-25 см, не более, полезно брать младенца на руки, чтобы он мог рассмотреть ваше лицо на этом удобном для его зрения расстоянии. Аналогично с игрушками, их надо весить не над лицом малыша, а на удобном для фокусировки глаз расстоянии;
  • сетчатка глаза слабая, все предметы окрашены в цвет от светло-серого до почти черного;
  • глазки новорожденного могут «смотреть» в разные стороны – это нормально! К месяцу жизни младенец научится их фокусировать на одном предмете, хотя время удержания взгляда будет не более 10-30 секунд;
  • малыш «видит» картинку, как и взрослые, только не четко. Мнение о «перевернутом» зрении в период новорожденности неверно. 

В каком возрасте и как меняется зрение у детей?

  1. К двум месяцам малыш не только следит взглядом за движением игрушки или другого объекта, но различает его цвет за счет увеличения чувствительности сетчатки глаза. Игрушки меняем на яркие, цветные. Допустима тренировка зрения: малыш может следить за медленно движущейся игрушкой. 
  2. К трем месяцам начинают работать слезные железы, ребенок будет чаще открывать глазки полностью.

    Роговица питается от желез, что увеличивает зрительные возможности ребенка. Детки различают желтый, красный, оранжевые цвета игрушек. Чтобы зрение развивалось активнее, уже можно повесить игрушки по бокам кроватки, чаще переворачивать малыша на животик.

  3. В четыре месяца предметы для малыша приобретают объем, он может дотянуться до конкретной игрушки.

    Обоняние и зрение малыша объединяются в «тандем», поэтому по запаху малыш поворачивается к объекту, который так пахнет. Маму узнают не только по запаху, голосу, но и по внешнему облику.

  4. К полугоду ребенок начинает интересоваться не только окружающими предметами или людьми, но и собственными ножками, ручками. Он уже способен их рассмотреть, играть с ними. Глазки работают согласованно, малыш видит предметы четко.

    Офтальмолог может определить наличие глазных заболеваний, если раньше их нельзя было диагностировать. 

  5. Малыш различает черты лица, улыбку, детали игрушек, цветовую гамму до синего и фиолетового. 

Когда полностью формируется зрение?

К году зрение полностью сформировано: дети видят объект целиком, а не по деталям. Радужная оболочка глаза становится именно того цвета, который у нее будет на протяжении жизни человека. Дальнозоркость в меньшей степени, но есть, поэтому предметы вдалеке ребенок различает лучше, чем вблизи, хотя на остроте зрения это почти не сказывается.

Ребенку может мешать свет от неправильно подобранного ночника, ведь он ощущает световые раздражители сильнее. Поле зрения пока узкое, но ребенок умеет использовать другие свои возможности для получения информации о предметах.

Полностью зрительная система будет функционировать к старшему дошкольному возрасту, т.е. в 5-6 лет. Однако в данном списке только средние данные по развитию зрения у малышей, ваш ребенок может развиваться по своему «сценарию», его сроки формирования могут быть несколько иными. В этом нет ничего страшного, мы все уникальны.

Похожие посты

Оставить

  • Мы с мужем все беспокоимся, что наш мальчик не видит. Оказывается, все будет не так понятно со зрением? Надо ли идти к окулисту, если беспокимся?
    • Каждый малыш развивается индивидуально, но если вы беспокоитесь, то, конечно, идите к врачу.

Источник: https://mamsy.ru/blog/kogda-nachinayut-videt-novorozhdennye-deti/

Привет, малыш! Готовим старшего ребенка к прибавлению в семье

Как видит новорожденный ребенок

Развитие ребенка

Привет, малыш! Готовим старшего ребенка к прибавлению в семье

29 марта 2019 1 604 просмотра

Елена Исупова

Представим пару, которая ждет второго малыша. Ей нужно сообщить о счастливом событии первому ребенку. Как это сделать? На помощь придут особенные книги: они подготовят старших детей к переменам, помогут избежать ревности и привнесут тепло в отношения братьев и сестер. Полистаем?

Вместе с Сашей

Возможно, вы уже знакомы с книжками-картинками о девочке Саше. Вместе с ней маленькие читатели учились ходить в парикмахерскую и летать в самолете. В книге «Саша и малыш» веселую и любознательную героиню ждет новая история: рождение братика.

Саша и малыш

Похоже, мама съела слишком много торта!

Новость о пополнении удивляет и радует. Тем более, мама и Тони с готовностью объясняют, что умеет делать малыш и как он выглядит. А еще рассказывают, что когда-то и Саша жила в животике. Девочке интересно рассмотреть старые фотографии и узнать о времени, когда она была совсем крохой.

Ребенок узнает в Саше себя.

Все дружно готовятся к появлению нового члена семьи. Приводят в порядок вещи, собирают кроватку, оформляют детскую. Саша с удовольствием участвует во всех событиях. Она выбирает подарок для братишки и делает для него рисунок. Перемены в доме ее совсем не пугают.

4 открытия о новорожденном

Вместе с Сашей дети включаются в ожидание и получают больше информации о новорожденном. Узнают, как можно с ним играть, а по каким поводам не стоит расстраиваться.

  • Малыш плохо видит и совсем беспомощен. Саша привезла в роддом подарок для Макса — плюшевого мишку. Но братик молчит — даже спасибо не говорит. Наверное, ему не понравилось. Мама утешает: поначалу новорожденные дети видят не очень хорошо. А еще ничего не умеют.
  • Новорожденный громко кричит.

Даже у кролика уши заболели!

Это происходит, когда он хочет есть, спать или когда пора менять ему подгузник. Еще он кричит, если у него болит животик. Или просто от скуки и одиночества. Нужно успокоить малыша и не переживать.

  • Найти совместные веселые занятия с малышом можно! Например, обвести на бумаге и раскрасить свои следы. Или ладошки. Или просто поваляться на кровати.

Искупаться в ванне тоже здорово!

  • Малыш может научиться играть в «Ку-ку!» Нужно закрывать лицо руками, а после говорить: «Ку-ку!» и открывать его. У Саши получилось — Макс улыбнулся. Если постараться, можно придумать другие похожие игры.

Любовь и наука

Книга «9 месяцев в ожидании брата или сестры» дополнит Сашину историю. Авторы ответят на вопросы ребенка о беременности, самочувствии мамы и малыше с научной точки зрения. Дадут новые знания о мире и человеке.

9 месяцев в ожидании брата или сестры

Каждому из 9 месяцев посвящен отдельный разворот. Очень нежные, наполненные любовью рисунки позволят представить, как выглядит малыш в животе у мамы, на что он похож и какого он размера. Например, на третьем месяце ребенок не больше лимончика, а на девятом не меньше арбуза.

Текст адаптирован для малышей. Совсем крохи могут рассматривать картинки и слушать пояснения взрослых

Отдельное место занимают интересные факты об окружающем мире. Например, о том, что появление на свет некоторых животных похоже на процесс рождения человека. Правда, самки вынашивают детенышей разный период времени. Так, слоненок развивается в животе у мамы почти два года, а бурундучок — всего один месяц.

Ребенка могут напугать перемены, связанные с появлением младшего братика или сестры. Поэтому нужно честно отвечать на его вопросы, вовлекать в процесс ожидания, рассказывать о малыше и о том, как он меняется. Тогда страх исчезнет. И уступит место любопытству, радости и любви.

По материалам книг «Саша и малыш», «9 месяцев в ожидании брата или сестры»

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2019/03/29/privet-malysh-gotovim-starshego-rebenka-k-pribavleniyu-v-seme/

Развитие ребенка в 1 месяц. Что умеет младенец в конце первого месяца жизни, и что должен уметь?

Всего за двенадцать месяцев ваш малыш изменится до неузнаваемости, и не только внешне. Он превратится в подвижного и любопытного карапуза, уже начинающего ходить, говорить и показывать первые признаки характера. Но у этого «восхождения» — 12 ступеней, 12 месяцев. Первая ступень — стартовая — заключается в основном в адаптации малыша к новым условиям «бытия». Но это отнюдь не значит, что ребенку в 1 месяц совсем нечем похвастаться!

Развитие ребенка в первый месяц жизни действительно по большей части сводится к тому, что он привыкает к новому, большому, странному миру. А вы привыкаете к тому, что с этого момента должны постоянно и неотлучно находиться рядом с ним и заботиться о нем.

Развитие ребенка в первый месяц жизни: теряем вес, набираем вес

Не стоит беспокоиться, если в первые дни жизни ваш малыш немного теряет вес. Новорождённые появляются на свет с дополнительным количеством жидкости в организме и обычно теряют до 10% своего веса за первую неделю. После этого их организм стабилизируется, и ребенок снова начинает набирать граммы. На исходе второй недели малыши, как правило, весят примерно столько, сколько они весили при рождении.

А вот уже к концу первого месяца жизни детишки, в условиях адекватного ухода и режима питания, начинают стремительно и стабильно набирать вес – в среднем от 15 до 30 грамм каждый день.

Что умеет ребенок в 1 месяц: трогательные рефлексы

Несмотря на то, что в первый месяц жизни ребенка его нервная система еще в процессе развития, он уже многое умеет. Вы увидите, что у вашего малыша есть несколько врожденных рефлексов. Один из таких, к примеру, сосание. Вскоре после появления на свет ваш ребенок способен — пусть и с вашей помощью — захватывать грудь и есть. А если вы прикоснетесь к его ладошке или положите на нее свой палец, он непроизвольно сожмет ее в кулачок.

Этот рефлекс осчастливил ни одно поколение отцов. Редкий папа упустит случай трогательно похвастаться, что у его отпрыска — крепкое мужское рукопожатие или «железная» хватка.

Если младенец вдруг чего-то испугался, например, вспышки яркого света, он разводит в стороны ручки и ножки, а затем поджимает их обратно. Это называется рефлексом Моро, он останется у ребенка до 4-5-го месяца, затем начнет постепенно угасать.

Ребенку 1 месяц: «Я бы взял бы да пошел — пусть меня отпустят!»

К концу первого месяца жизни у вашего ребенка уже формируется инстинкт к хождению. Если вы, придерживая малыша, поставите его ступню на ровную твердую поверхность, он попытается сделать первые шаги. Этот рефлекс называется «автоматическая походка новорожденного». Но не спешите! Всему свое время — не нужно стараться ставить ребенка на пол или стол, поддерживая лишь за ручки. Позвоночник малыша еще слишком слаб и однозначно не готов для такой нагрузки.

Кроме того, несмотря на то, что месячный новорожденный уже способен поворачивать голову, когда лежит на животе, его шея еще не настолько сильна, чтобы он мог держать голову самостоятельно. Поэтому всегда поддерживайте затылок ребенка, когда берете его на руки.

Спит как младенец?

Первые несколько недель вам может казаться, что единственное, в чем нуждается новорожденный помимо маминой груди — это крепкий здоровый и продолжительный сон. На самом деле, новорожденные и правда очень много спят, по 15-16 часов в день. Эти часы могут быть нерегулярными, поскольку ребенок еще не привык к нормальному режиму смены дня и ночи.

Помните, в первый месяц жизни ребенка его циклы сна и бодрствования сильно отличаются от ваших. В отличие от взрослых, сон младенцев по большей части состоит из фазы быстрого сна. Это значит, что в течение первых недель ваше дитя будет просыпаться так же неожиданно, как и засыпать.

Вы можете помочь своей крохе быстрее привыкнуть к естественным биоритмам, играя и разговаривая с ним в течение дня, и сохраняя порядок вещей однообразным и скучным ночью. В конце концов, малыш «поймет», что днем играют, а ночью спят. И постепенно, как раз к концу первого месяца жизни, малыш станет все больше бодрствовать днем и все крепче спать по ночам.

Развитие ребенка в 1 месяц: что видит, как слышит?

В первый месяц жизни ребенка развитие его зрения еще только начинается, новорождённые близоруки. Малыш видит только те объекты, которые находятся от него не дальше двадцати-тридцати сантиметров. Это значит, что младенец сможет более-менее отчетливо видеть ваше лицо, когда вы его кормите или находитесь рядом.

Кстати говоря, он предпочтет смотреть на ваше лицо вместо мордочки какой-нибудь плюшевой игрушки – неонатологи отмечают, что новорожденных естественным образом привлекают в большей степени именно «живые» человеческие лица.

Малыш также предпочтет рассматривать высоко-контрастные объекты, ведь их лучше видно (это правда не означает, что нужно заполнить детскую спальню лишь черно-белыми игрушками, пастельные «мягкие» цвета тоже хороши и полезны).

Вполне вероятно, вы заметите, что в первый месяц жизни ребенок будет скашивать глаза, пытаясь сфокусироваться. Это нормально, ведь аппарат зрительного контроля новорождённого еще не сформировался. Однако если ребенок продолжает «косить» вплоть до трех или четырех месяцев, его нужно показать врачу, это может быть признаком косоглазия.

Слух у новорожденного тоже еще не развился, но многие звуки к концу первого месяца жизни он слышит уже отчетливо. Особенно голоса родителей, к которым он привык, пока находился в утробе. Кстати, новорожденным нравятся слушать высокие, пронзительные звуки. Так что не слишком возмущайтесь, когда ваша мама или няня специально разговаривает с ним писклявым детским голоском — до некоторого времени это даже полезно.

Если ваш ребенок в месячном возрасте совсем не реагирует ни на какие звуки, покажите его врачу. Несмотря на то, что в роддоме неонатолог проверяет слух у всех новорожденных, подстраховка не повредит.

Достижение первого месяца — любовь к сладкому

Как и дети постарше (да и многие взрослые) новорожденные любят сладковатый вкус. Все дело в том, что в первый месяц жизни ребенка развитие его вкусовых рецепторов только начинается – младенец пока еще не умеет распознавать горькое и соленое. А вот сладковатый вкус своего питания (который формируется благодаря особому составу и жирности грудного молока) месячный малыш распознает уже очень хорошо.

Что касается обоняния, то у месячного малыша оно уже хорошо развито – с первых дней жизни он вполне способен различить запах соска материнской груди и запах грудного молока.

Ребенку 1 месяц: общение сквозь слезы

У ребенка в 1 месяц есть пока еще только единственный способ общения с окружающим миром – плач. Ваш ребенок может плакать до трех часов в день, и это нормально. Не паникуйте – чем старше он будет, тем будет меньше слез. Плач – это способ вашего ребенка сказать «Я голоден – корми меня!», или «У меня мокрый подгузник – поменяй его!», или просто «Я устал». В конце концов, вы научитесь различать этот плач и выбирать правильный способ успокаивать малыша.

Достижения не велики, но воля к победе — огромна!

Итак, месячный кроха еще не может похвастаться множеством новых умений и навыков. Пока он еще лишь привыкает к новым условиям жизни, кардинально отличающихся от тех, в которых он пребывал до рождения. Однако, кое-что он уже умеет. А именно:

  • заинтересованно следит за лицом склонившегося к нему человека
  • пытается повторить мимику своего «собеседника»
  • с любопытством случает речь
  • иногда повторяет некоторые звуки «в унисон» говорящему;
  • различает яркие однотонные цвета (красный, черный, белый, желтый);
  • узнает голос, запах и прикосновения того человека, который проводит с ним больше всего времени (чаще всего — это мама);
  • способен сосредоточить взгляд на неподвижном ярком предмете;
  • в положении на животе активно пытается поднять и повернуть голову.

По сравнению с тем, что ваш малыш сможет продемонстрировать в год — все перечисленные навыки кажутся незначительными. Но вы оценивайте успехи своего ребенка «с другой стороны» — по сравнению с тем крошечным «вопиющим комочком», каким ваша кроха выглядела при рождении, сегодняшний месячный карапуз — уже невероятный богатырь и герой. Не так ли?

Источник: https://www.woman.ru/kids/newborns/article/136511/

Когда начинает слышать новорожденный — Чадо Ты Мое

13.08.2019

Тревога по поводу нормального развития малыша для его родителей – естественное явление. И оно проявляется буквально во всем: от наблюдения за сном малыша, его первыми реакциями на звуковые и визуальные раздражители, и т.д.

В этой статье говорится о развитии слуха у новорожденных. Ведь отсутствие знаний и опыта часто служит причиной того, что родители не понимают, как и когда должен реагировать ребенок на те звуки, которые раздаются рядом с ним. Слышит ли он их, а если не слышит – нормально ли это в таком юном возрасте. В конце концов, что делать, если обнаружилось отклонение? Вопросов возникает много, и на всех них даются ответы в данной статье.

Из нее вы узнаете все о формировании слухового аппарата, о том, как слышит малыш и какую реакцию у него должны вызывать разные звуки в разном возрасте, а также много другого. Очень подробно рассказывается о том, когда есть причины для беспокойства, какие есть способы для самостоятельной проверки слуха у ребенка, и когда следует обратиться к отоларингологу.

Текстовый контент в статье дополнен видеоматериалом.

С появлением малыша родители открывают для себя целый новый мир, радостный, непростой, вызывающий очень много вопросов. Маленький ребенок — часто настоящая загадка для них, ведь совсем немногие молодые мамы и папы получили педиатрическое или педагогическое образование, поэтому особенности развития малышей для них в диковинку.

Один из распространенных вопросов касательно новорожденных, с которым родители обращаются к более опытным знакомым, врачам или информационным источникам — когда ребенок начинает слышать.

Как формируется слух у новорожденных, нормальны ли слабые реакции на посторонние шумы в первые недели жизни, как понять, когда бить тревогу – обо всем этом мы расскажем далее.

Когда формируется слуховой аппарат

Во многих журналах и книгах для беременных можно встретить советы будущим мамам: читать сказки, петь колыбельные или разговаривать с еще не родившимся ребенком.

Кому-то может показаться это надуманным, однако современные исследования подтверждают: ребенок, еще не родившись, уже способен слышать звуки окружающего мира, немного приглушенные из-за царящей вокруг водной среды.

Стенки живота достаточно тонкие, поэтому ученые предполагают, что малышу доступны любые звуки громче 30 децибел. Поэтому он довольно хорошо слышит не только мамин голос, но и его интонацию, и настроение.

А особенно отчетливо в такой среде улавливаются звуки низких частот, поэтому многие детские психологи советуют общаться с нерожденным малышом не только маме, но и папе.

Что касается того, когда именно ребенок начинает слышать в утробе, то здесь мнения расходятся. Некоторые исследования позволяют сделать вывод, что слуховой аппарат, а, значит, и способность слышать окружающий мир, у плода формируется к 16 неделе беременности.

Большинство же ученых считают, что слух формируется полностью к 20 неделе. То есть, начиная с пятого месяца беременности, будущим мамам рекомендуют общаться «с животиком», петь ему или читать сказки.

Исследования слуха у еще не рожденных детей довольно интересны сами по себе. В ходе таких экспериментов мамы зачитывали определенные детские стишки на последних сроках беременности, а затем снова читали их деткам уже после рождения. Психологи, наблюдающие за экспериментальной ситуацией, фиксировали у малышей реакцию узнавания на эти строки: детки начинали активно двигать ручками и ножками и улыбаться.

Как слышит новорожденный

После рождения, в первые несколько дней ребенок практически ничего не слышит из-за воды в его внутреннем ухе. Затем постепенно слуховой аппарат начинает адаптироваться к изменившимся условиям среды, становясь все более чутким.

Из-за того что слух у новорожденного ребенка в первый месяц жизни несколько притуплен, многие родители начинают беспокоиться, все ли с ним в порядке, замечая, что малыш не реагирует даже на довольно громкие звуки, не просыпается от шума телевизора или стиральной машины.

На самом деле такая постепенная адаптация обусловлена физиологически и служит на благо ребенка: после довольно спокойной и тихой среды, в которой он развивался в маминой утробе, звуки внешнего мира во всем их количестве и разнообразии казались бы малышу какофонией и перегружали бы его.

Процесс адаптации слухового аппарата длится в среднем до 4 недель и к первому месяцу жизни завершается. После 4 недель малыш начинает отчетливо слышать окружающие его звуки, а к 9-12 неделе родители могут заметить, как он старается определить, откуда они доносятся, двигая глазами и головкой.

Медики не рекомендуют излишне строго относиться к обеспечению тишины во время сна ребенка – она ему не требуется. Ведь все девять месяцев до рождения малыш непрерывно слушал, как работают органы мамы.

И после рождения гул стиральной машины, шумы с улицы или приглушенные голоса родителей не будут мешать ему.

Нормальные реакции на звуки у новорожденных

Как только слуховой аппарат малыша адаптировался к условиям среды, ребенок начинает реагировать на звуки, что иногда дает родителям новый повод для тревоги. А именно: какие реакции нормальны, а какие –нет.

Дело в том, что первое время, когда ребенок уже получает информацию от слухового анализатора, но еще не умеет реагировать на нее, его отклики могут быть странными. К примеру, реакцией даже на негромкий, однако неожиданный для ребенка звук может быть испуг и плач.

Также громкие или неожиданные шумы могут вызвать судорожную реакцию, которая, как бы странно она ни выглядела, является нормой и позволяет сделать вывод о нормальном формировании слухового аппарата. Это лишь говорит о том, что младенцы чрезвычайно сензитивны (чувствительны) к окружающей их среде.

Спустя некоторое время, обычно к двум месяцам, малыш адаптируется к окружающим его звукам и перестает так чутко реагировать на них.

Непроизвольные и судорожные реакции первого месяца жизни сменяются произвольными и упорядоченными. Малыш с удовольствием слушает обращенную к нему речь, стихи, ритмичную или классическую музыку. Можно заметить, как он старается отыскать глазами источник звука.

Когда нужно насторожиться

Поскольку слух у новорожденного ребенка формируется постепенно, многие родители испытывают тревогу, замечая, что реакции малыша отсутствуют или очень слабы. Они хотят удостовериться, что со слухом малыша все в порядке, ведь по статистике два ребенка из тысячи появляются на свет с врожденной тугоухостью.

Мы не будем описывать все возможные варианты нормы, поскольку развитие каждого ребенка протекает очень индивидуально и может быть совершенно непохожим у двух разных детей, притом, что это не будет означать, что один из них развивается с патологий.

Однако следующие закономерности позволят понять встревоженным родителям, что, возможно, что-то при формировании слуха идет не так:

  • Если в 2-3 недели малыш не обращает никакого внимания на достаточно громкие звуки.
  • Если ребенок старше месяца не пытается повернуть голову на звук, раздающийся вне зоны видимости.
  • Если трехмесячный малыш не успокаивается от голоса матери.
  • Если в возрасте около четырех месяцев малыш не обращает внимания на голоса или на необычный звук, которого он раньше не слышал, такой как шум новой игрушки.
  • Если ребенок в возрасте от двух до четырех месяцев не пытается издавать звуки, подражать интонациям, произносить первые слоги.

Если родители, наблюдая за новорожденным, замечают какие-либо странности, им стоит показать малыша врачу-отоларингологу.

Для диагностики слуха специалисты используют современное оборудование, позволяющее установить наличие нарушений даже через несколько дней после появления малыша на свет.

Как проверить слух ребенка самостоятельно

Однако прежде чем нанести визит врачу, родители могут и сами попытаться разобраться, есть ли проблемы.

Есть несколько способов, как проверить слух ребенка в домашних условиях уже в течение первого месяца его жизни:

  • Чтобы произвести проверку, нужно взять какую-то незнакомую ребенку игрушку — погремушку или дудочку, и пошуметь ей, встав при этом позади малыша, чтобы он вас не видел. При этом следует внимательно наблюдать за его реакцией.
  • Также можно проверить слух не только во время бодрствования, но и во время сна в быстрой фазе. При этом вы заметите, как через веки движутся глазные яблоки. Реакцией спящего ребенка на звук будет изменение мимики или вздох.

Ни в коем случае не стоит пугать малыша громкими звуками. Чтобы создать достаточно шума, стоит всего лишь кашлянуть или потереть ладони друг о друга.

Также стоит обратить внимание на процесс формирования речи у малыша, так как он тесно связан с формированием слуха и не может протекать нормально, если есть какие-то проблемы со слуховым аппаратом.

Уже в двухмесячном возрасте ребенок начинает издавать первые гласные певчие звуки.

Одним из признаков здорового слуха является постоянное постепенное развитие речевых навыков: ребенок начинает издавать звуки с определенным настроением, в котором он пребывает, а затем формировать простые слоги.

Если этого не происходит – стоит обратиться к врачу.

Заключение

Вопрос о том, слышат ли новорожденные – сложный и не имеющий одного ответа. Поскольку слуховой аппарат полностью сформирован уже к пятому месяцу беременности, разумеется, ребенок физиологически уже может слышать до появления на свет.

Однако адаптация к новой изменившейся среде, которую переживает новорожденный в первые недели жизни, приводит к тому, сто слух — такой, каким мы его себе представляем – почти отсутствует и формируется постепенно.

Первые недели жизни ребенок почти не воспринимает окружающих звуков, отзываясь только на громкие или внезапные, и его реакции при этом спонтанные и неупорядоченные. Но уже к месячному возрасту он начинает различать речь и с удовольствием слушает ее.

В любом случае, если у вас остались сомнения, проверка слуха у новорожденных — простой способ их развеять, для этого нужно лишь обратиться к отоларингологу.

Источник: https://tymoe.ru/blog/kogda-nachinaet-slyshat-novorozhdennyy/

Самое важное на первом месяце жизни ребенка | Медицинский центр «Президент-Мед»

Развитие внутренних органов и систем организма продолжается после рождения. Неонатальный период начинается с момента рождения и длится четыре недели. Первый месяц жизни малыша – основной адаптивный этап.

Происходит ряд морфологических и физиологических изменений, новорожденный приспосабливается к новой среде. Порядка 40 процентов всех случаев детской смертности приходятся на неонатальный период, а три четверти этих смертей – на первую неделю.

  Поэтому очень  важен контроль состояния новорожденных, выявление патологий, своевременная терапия, обучение родителей.

Регулярный патронаж в это время осуществляет педиатр. Первый визит на дом необходим в промежуток 1–3 день после выписки. Затем врач осматривает новорожденного еженедельно, при необходимости – чаще.

Уже в роддоме в первые дни жизни малыш получает прививки  – БЦЖ, от гепатита В. На тридцатый день проводят ревакцинацию от гепатита В. Никакие другие прививки в первый месяц жизни не делают.

Наблюдение за развитием новорожденного

  1. Первую неделю малыш худеет – физиологическая потеря массы. Начиная с 8–10 суток вес сначала восстанавливается, затем прибавляется. Новорожденный «набирает» за первый месяц 600–700 грамм.
  2. Две-три недели температура неустойчива и частично зависит от окружающей среды.
  3. Пульс 120–140 ударов в минуту считается нормой. При плаче может достигать 160–180.
  4. Зрение, слух развиты недостаточно.

    Видит малыш размыто, плохо фокусирует взгляд. Речь не привлекает внимания. Новорожденный реагирует на громкий звук, яркий свет.

  5. Движения хаотичные, малыш не может удерживать игрушки, а вот обхватить мамин палец ему под силу.
  6. На 5–6 сутки появляется характерный «молочный» стул с кисловатым запахом.
  7. Частота мочеиспускания постепенно увеличивается, спустя две недели достигает 15–20 раз/сутки.

Особое внимание требуется:

Обработке пупка. Остаток пуповины будет подсыхать несколько недель. Пупочную ранку следует обрабатывать перекисью водорода 3 %, она должна быть чистотой и сухой. Необходимо следить за этой областью и в случаю каких-либо изменений, подозрении на воспаление (покраснение, мокнутие) сразу проинформировать педиатра.

Родничку. Голова новорожденного немного сжата и/или вытянута и имеет два мягких пятна – роднички – места, где кости черепа еще не срослись вместе. Такая анатомия помогает продвижению вниз по родовым путям. Не стоит бояться пульсации родничка – это норма. А вот запавший или выпирающий родничок – повод для обследования.

Глазкам. Обычно глаза новорожденного не требуют специального ухода: их достаточно протирать ваткой (диском), смоченной в кипяченой водичке. Гнойные выделения, покраснение глаз говорят о конъюнктивите. Самостоятельно использовать капли не следует – назначить лечение должен врач. Если замечен желтоватый оттенок глаз, свидетельствующий о желтухе, следует сообщить педиатру.

Коже. У новорожденных чувствительная кожа, склонная к опрелостям. Поэтому после ежедневного купания следует внимательно осматривать складочки, пользоваться присыпкой. Желтоватый оттенок может указывать на желтуху, при появлении нужно проинформировать педиатра.

Соскам и гениталиям. Они бывают припухшими, у девочек может появиться небольшое количество крови на подгузнике. Это норма, но если кровь и/или припухлость не исчезнут через пару дней, обратитесь к педиатру. У мальчика следует наблюдать за неопустившимися яичками.

Первый месяц жизни – важный этап адаптации, от которого зависит будущее здоровье. Обеспечьте новорожденному в этот период наиболее пристальное внимание и своевременную помощь.

Для получения подробных консультаций и наблюдения в первый месяц жизни ребёнка обращайтесь к опытным педиатрам медицинских центров «Президент-Мед»

Источник: https://prezident-med.ru/poliklinika/pediatriya/samoe-vazhnoe-na-pervom-mesyatse-zhizni-rebenka/

Спящий младенец: что видят во сне малыши?

Наверное, каждая мама замечала, что ее кроха с первых дней жизни улыбается во сне, морщится, плачет, вздрагивает. Почему это происходит? Неужели младенцы видят сны? Что может сниться маленькому ребенку?

Рассказать

в Одноклассниках

Ответить на все эти вопросы достаточно сложно, так как месячный малыш еще не может рассказать о своих снах, но мы попробуем разобраться.

Так видят младенцы сны или нет?

До сих пор ученые считают этот вопрос спорным. Одни утверждают, что дети могут частично воспроизводить во сне все увиденное за день. Другие уверены, что мозг младенца еще не может создавать сновидения. Безусловно, оба эти мнения имеют право на существование. Весь секрет скрыт в том, как устроен детский сон, в чем его отличие от взрослого сна.

Исследования медиков подтверждают, что от самого рождения у детей наблюдается фаза быстрого сна – фаза, во время которой повышается активность мозга. Именно во время этой фазы сна человек может видеть сновидения.
Спящий младенец проводит половину всего времени сна именно в этой фазе. Эта фаза сна сопровождается активными движениями глазных яблок, улыбками, вздрагиваниями. При сканировании мозга во время этой фазы сна можно увидеть зигзагообразные узоры на экране сканера.

Взрослые проводят только одну четвертую часть сна в фазе быстрого сна. Все остальное время люди спят без снов. Если бы новорожденные все-таки могли видеть сны, то они по восемь часов в сутки могли бы наблюдать сновидения.

Некоторые ученые считают, что фаза быстрого сна такая длинная именно у детей не для того, чтобы они видели много снов, а для того, чтобы их мозг мог строить необходимые для развития мозга нейронные связи, а также, чтобы малыш развивал свою речь.

Все-таки большинство специалистов склоняются к тому, что в первый год-два жизни дети не видят снов. А потом постепенно начинают их видеть.

Когда появляются сны?

Сны – это познавательный процесс, который развивается у детей тогда, когда они начинают визуально представлять предметы в пространстве (то есть не раньше 2-3 лет).

Ученые рассказывают, что детки 4-5 лет описывают свои сны как что-то статичное, лишенное движений, что-то похожее на картинки.

Яркие сны с движениями, сюжетом и действующими лицами, выражающими те или иные эмоции, появляются годам к 7-8. Примечательно, что именно в этом возрасте ребенок начинает четко осознавать свою личность. Именно самосознание необходимо для того, чтобы ребенок мог включить свою персону в сюжет сновидения.

Таким образом, получается, что спящий младенец морщится, улыбается и вздрагивает во сне не из-за того, что видит сны, а просто из-за того, что его мозг активно развивается, попросту говоря, малыш растет!

Вопрос младенческих сновидений беспокоит умы ученых уже много лет подряд. Мамы уверены, что их малыш видит сны, ведь не зря же они улыбаются или хмурятся, а вот ученые сомневаются в этом вопросе. Возможно, мамам виднее

Источник: http://detki.co.il/useful/2014/12/16/spyashhij-mladenecz-chto-vidyat-vo-sne-malyishi/

Нужно ли маме все время быть с ребенком?

Не секрет, что многие молодые матери не ходят на фитнес не потому, что им лень или некогда.

Просто в дополнительных тратах нет никакого смысла, ведь каждый день мамы часами носят на руках малышей — неплохая физическая нагрузка! Когда мы слышим или читаем в соцсетях рассказы о младенцах, которые – о чудо! – могут спокойно полежать, пока мама сходит в душ или заварит себе чай — часто не верим, что такое вообще возможно. Особенно, если наш малыш не желает проводить без мамы ни минуты, а такая ситуация встречается значительно чаще..

Действительно ли новорожденные хотят проводить с мамой как можно больше времени? Почему некоторые дети предпочитают сидеть, лежать и даже спать у нее на руках? И как правильно уходить от ребенка, если у вас есть дела? Рассказывает консультант сайта ШКОЛАМАМ.РФ, детский психолог Кравцова Елена Михайловна.

Боится ли малыш одиночества?

Новорождённый ребёнок не боится оставаться в одиночестве. Если у него нет неврологических нарушений или какого-либо заболевания, он плачет не постоянно, а лишь время от времени.

Но это не означает, что младенцу лучше быть в одиночестве. Наоборот, близость к человеку, который ухаживает за ним, а также быстрая и адекватная реакция взрослых на слёзы ребёнка — это залог его полноценного развития и эмоционального благополучия.

Мама незаменима?

Как ни странно, но примерно до 6 месяцев младенцу без разницы, кто именно за ним ухаживает. Ему нужны тепло, безопасность, еда, хороший эмоциональный контакт со взрослыми, но непринципиально, кто всё это обеспечивает.

По достижении полугодовалого возраста или немного позже малыш начинает различать «своих» и «чужих». Он негативно реагирует на попытку взять его на руки со стороны малознакомого человека, даже если это родная бабушка, которая просто давно не приезжала.

Сначала дети начинают чувствовать привязанность к тому взрослому, который проводит с ним больше всего времени и ухаживает за ним. Это может быть не только мама, но и любой другой человек, адекватно исполняющий эти функции. Дело в том, что для полноценного развития малышу нужен контакт с тёплым и заботливым взрослым, не имеет значения, кто это. Всё зависит от семейной ситуации. Постепенно возникает привязанность и к другим близким людям.

Человек, к которому ребёнок привязан больше всего, лучше других может его успокоить, и малыш чаще всего обращается за утешением именно к нему. В присутствии «главного человека» дети меньше испытывают страх, особенно в новой для себя обстановке.

Самый острый страх разлуки с близким взрослым, как правило мамой, проявляется у детей около двух лет. Дело в том, что именно в этом возрасте у ребенка формируется так называемая идентификация, или осознание собственного Я. Самые благоприятные условия для такого процесса – постоянный контакт с одними и теми же любящими его взрослыми, «его людьми», как говорят специалисты.

Не на руках, но рядом с мамой

Слинг и его разновидности, рюкзачки-переноски, автокресло-люлька, манеж, стульчики для кормления с рождения, детские шезлонги-качалки, развивающие коврики могут значительно облегчить жизнь мамы или любого другого близкого человека, который остается с малышом.

Все эти приспособления, кроме развивающих ковриков, можно использовать только после консультации с педиатром и ортопедом.

С точки зрения детской психологии, самое главное — это найти такую форму совместного времяпровождения, когда малыш будет видеть маму и/или чувствовать её, а мама сможет заниматься каким-либо полезными или интересными делами. Так что не имеет значения, какие именно устройства будут обеспечивать удобство и для мамы, и для малыша. Лишь бы это было безопасно для ребенка и подходило взрослым.

Мама, ты куда?

Каждый ребёнок индивидуален и на уход мамы каждый реагирует по-разному. Есть некоторые общие закономерности, но они имеют лишь ориентировочный характер.

Темперамент детей и стиль родительского воспитания различны, поэтому некоторые малыши боятся расставания с мамой сильнее, другие слабее. Если малыш не кричит и не плачет, расставаясь с мамой, скорее всего, это не означает, что он её не любит. Вероятно, это свидетельствует об особенностях его темперамента: возможно, он просто спокойный.

Периодически отлучаться из дома можно с рождения, позаботившись о том, что с ребёнком останется адекватный взрослый и достаточно еды. До полугода малыш, скорее всего, не почувствует себя неуютно с другим человеком.

Для ребёнка постарше эмоциональное состояние напрямую зависит от возможности быть рядом с тем взрослым, к которому он больше всего привязан. С 6 месяцев и старше лучше уходить из дома во время дневного сна малыша, заранее предупредив его, что с ним побудет бабушка или няня.

Однако ночью уходить от спящего малыша без крайней необходимости все-таки не стоит. Все дети до трех-четырех лет болезненно реагируют на неожиданное ночное отсутствие мамы, но особенно страдают малыши, сильно привязанные к матери.

Они могут более или менее спокойно вести себя с другими взрослыми, но, увидев маму снова, станут очень нервными: примутся «цепляться» за нее и требовать неотрывного внимания, не захотят укладываться спать.

Возможно, их ночной сон будет нарушен, они начнут часто просыпаться.

Ребенка более старшего возраста можно заранее предупредить, что вы собираетесь уйти из дома, когда он будет спать.

Уходим и возвращаемся по правилам

Есть несколько важных моментов, которые следует учитывать, если вам нужно уйти на некоторое время. Вот они:

— Рассказывать о том, что вам нужно уйти, но вы скоро вернетесь, стоит даже ребенку, который пока что не говорит. Делать это следует хотя бы для того, чтобы у вас выработалась соответствующая привычка: она очень пригодится вам в будущем!

  • Оставляя с бабушкой или няней малыша от полутора до трёх лет, нужно быть готовой к его бурной эмоциональной реакции. Не следует показывать малышу, что вы не уверены в правильности своего поступка и чувствуете вину перед ним. Маме надлежит сказать малышу о своём уходе и проявить твёрдость, не «метаться» ни морально, ни физически.
  • Если удастся, желательно, чтобы взрослые отвлекли ребёнка в момент маминого ухода. Если это не получилось, то можно взять его на руки, поцеловать и передать тому взрослому, кто остается с ним. Сказать, что скоро вернётесь, попросить помахать вам рукой и пожелать удачи. Если малыш сильно переживает, плачет и тянется к маме, уходить надо быстро.
  • Не стоит обманывать малыша, обещая, что вы уходите в последний раз или вернетесь через минутку. Лучше понятными словами рассказать ему, чем вы намереваетесь заняться: на работе будете говорить по телефону или печатать на компьютере, в магазине станете покупать хлеб или ботинки, в театре собираетесь смотреть выступление артистов, устраиваемое для взрослых.
  • Вернувшись, расскажите малышу о своих впечатлениях и покажите какой-нибудь интересный предмет, связанный с вашим уходом: автобусный билет, чек из магазина, театральную программку и т.п. Можно устроить игру в автобус и контролера, продавца и покупателя, актера и зрителей.

Чего не следует делать ни в коем случае

Представители старшего поколения ворчат, что вы слишком привязываете малыша к себе, что можно оставить его прокричаться, как рекомендовали педиатры еще каких-то тридцать лет назад. Вы сомневаетесь? И правильно! Это вредное устаревшее заблуждение. Если следовать такой рекомендации, можно и маме заработать невроз, и ребёнка травмировать. Даже если малыш научится плакать меньше, он станет при этом гораздо несчастнее, так как будет чувствовать себя отвергнутым.

Помните: младенец никогда не плачет без уважительной причины! У некоторых детей бывает повышенная потребность во внимании, в контакте со взрослыми, поэтому они плачут больше, чем сверстники. Они просто не могут оставаться одни.

Пытаться перевоспитать такого малыша, приучить его к одиночеству – плохое решение. Это не означает, что маме нельзя отойти в туалет или за книгой в соседнюю комнату. Постараться обеспечить ему тёплый эмоциональный и физический контакт в максимально возможном объёме – вот о чём идёт речь.

Можно ли избаловать ребенка, если носить его все время на руках?

Нет, нельзя. Так можно создать у него ощущение безопасности и собственной ценности. Он будет чувствовать себя нужным. Но не надо стремиться к количественным показателям — то есть к тому, чтобы любой ценой всё время носить младенца на руках, в ущерб здравому смыслу. Бесспорно, нужно часто брать ребёнка на руки. Важно делать это не только в те моменты, когда он плачет.

Но здесь нужно всё-таки исходить из конкретных обстоятельств. Когда есть возможность и желание — всегда брать малыша на руки. Если в данный момент не получается – ничего страшного.

Публикации, советы и видеоматериалы на сайте frutonyanya.ru носят информативный характер. Консультации специалистов портала носят справочный характер и не могут заменить визит к вашему лечащему врачу.

Источник: https://frutonyanya.ru/school/articles/semya/nuzhno-li-mame-vse-vremya-byt-s-rebenkom/

когда новорожденный начинает видеть- я ваша кроха. — учебный сайт дети цветы жизни

 Иногда можно услышать мнение, что сразу после рождения ребенок ничего не видит и не слышит, и что развитие этих функций происходит со временем. Однако это не совсем так. В этой статье мы попытаемся разобраться, когда новорожденный начинает видеть, и как это происходит.

Когда, что и как видят новорожденные

Способность видеть у ребенка является врожденной. Большинство детей сразу после рождения видят мир расплывчатым и будто в тумане. Так зрение постепенно адаптируется к новым условиям. Малыш щурится при ярком свете, и лишь изредка открывает глаза. Однако некоторые малыши первый час своей жизни проводят с открытыми глазами, и их взгляд кажется довольно заинтересованным.

Особенности зрения новорожденного:

1. Что видит новорожденный?

  • Сразу после рождения ребенок способен реагировать на наличие или отсутствие света;
  • В первый месяц из общей размытой картины ребенок различает крупные предметы;
  • Затем начинает следить за их перемещениями, а также за проходящими родителями;
  • В 3-4 месяца малыш следит за движущимися игрушками;
  • К 6 месяцам ребенок может наблюдать за мелкими объектами и узнавать «своих».

2. На что любит смотреть малыш?

  • Большее всего новорожденные любят разглядывать лица своих родителей. Чаще всего предметом их любви становится лицо папы, благодаря отчетливым чертам, бороде или усам;
  • Изменение в привычном облике родителя может вызвать недовольство малыша. В лучшем случае он просто отворачивается, хуже, начинает плакать и капризничать;
  • Еще новорожденные любят разглядывать черно-белые узоры, фигуры или фотографии.

3. Как видят новорожденные дети?

  • В первую неделю жизни ребенок не останавливает взгляд на окружающих предметах более трех-четырех секунд;
  • В два месяца взгляд фокусируется лучше, но все равно не останавливается, а скользит по предмету;
  • Только к четырем месяцам ребенок может сфокусировать взгляд на предмете;
  • Иногда новорожденные могут немного «скашивать» взгляд. Такое явление происходит за счет того, что дети не могут использовать оба глаза вместе. Это считается нормальным до полугода. Однако, если это происходит постоянно, то лучше обратиться к врачу;

4. Как наладить контакт?

  • Замечено, что в вертикальном положении, новорожденные дети способны фокусировать взгляд. Поэтому чтобы привлечь внимание ребенка следует взять его вертикально;
  • После этого нужно подождать некоторое время, пока малыш сосредоточится;
  • Ваше лицо или предмет должны находиться на расстоянии около двадцати-двадцати пяти сантиметров от глаз ребенка;
  • Игрушки в кроватку следует вешать не перед самым лицом ребенка, а немного дальше — сбоку, либо за ножками;
  • Говорить следует спокойно, достаточно тихо, при этом лучше если на лице будет улыбка и «живая» мимика.

Таким образом, зная, как видят новорожденные, особенности их зрительного восприятия, родители с легкостью смогут найти «общий язык» со своим малышом, а также смогут понять происходит ли развитие их ребенка в соответствии с нормой или пора обратиться за консультацией к педиатру.

Источник: https://sites.google.com/site/ucebnyjsajtdeticvetyzizni/home/novorozdennye-deti

Развитие новорожденного (с рождения до 2 месяцев)

Первый период в жизни ребенка — новорожденность, от рождения до 2 месяцев.

Это переломный момент, когда ребенок переходит от уютного внутриутробного существования, где поддерживалась постоянная температура, не было резких звуков, запахов и света; к куда менее комфортной среде, в которой темнота сменяется ярким светом, а водная среда меняется на воздушную и нужно срочно учиться дышать и питаться. Все это вызывает у ребенка стресс и приводит к потере веса в течение первых дней, который возвращается через одну-две недели.

Попытаемся представить, что переживает младенец после рождения:

  • Он не знает где он, и что с ним происходит. Откуда взялось столько света (и что такое свет), и почему очень холодно (падение температуры воздуха как минимум на 10 градусов).
  • Младенец впервые видит людей и чувствует их воздействие на свое тело.
  • Он делает открытие, что умеет плакать, и часто не понимает от чего. И что на плач кто-то приходит, обычно это теплое существо, которое пытается чем-то накормить. После этого процесса наступает новое ощущение — удовольствие и счастье.
  • И т.д. Все что происходит, для ребенка новое, неожиданное и непонятное.

Уже с самого рождения младенец обладает индивидуальным темпераментом, который определяется нервной системой. Поэтому одни новорожденные более чувствительны к свету или внезапным громким звукам, другие менее. Некоторые быстрее реагирует на пребывание в состоянии дискомфорта, кто-то более суетлив, другие более спокойны, третьи — активны и энергичны. Индивидуальность ребенка проявляется уже в первые месяцы.

Реакции младенца проявляются в 6 типичных вариантах поведения этого периода:

  • Активное бодрствование — ребенок совершает разнообразные движения, в них принимает участие все тело. Глаза открыты, дыхание неровное.
  • Плач (крик) — ребенок плачет и проявляет неорганизованную двигательную (моторную) активность. Плач может принимать различные формы: «голодный плач», плач «боли», «дискомфорта», «гнева». Плач для ребенка, как голод для взрослого. Он не может его контролировать, он не может им управлять и призывать его. Плач в первые месяцы происходит вне зависимости от воли ребенка, поэтому нет оснований думать, что он делает это назло вам.
  • Спокойное бодрствование — глаза открыты и блестят, взгляд ясный. Ребенок провожает глазами движущиеся предметы. Двигательная активность практически отсутствует, гримас нет. Наиболее продуктивное состояние у ребенка для восприятия и научения.
  • Полусон (дремота) — ребенок лежит практически без движения. Глаза открыты, но часто закрываются. Дыхание ровное, но чаще, чем при глубоком сне. Когда глаза открыты, взгляд кажется тусклым, отсутствующим.
  • Ровный (глубокий) сон — глаза ребенка закрыты, тело полностью расслаблено. Дыхание медленное и ровное. На лице нет признаков напряжения и тревоги.
  • Неровный (поверхностный) сон — глаза ребенка закрыты, иногда отмечаются слабые движения конечностей. На лице появляются гримасы и мимические маски. Дыхание неровное и более частое, чем при глубоком сне.

Сначала новорожденные проводят большую часть суток в состояние сна. По мере развития организма и коры головного мозга, происходит изменения соотношения сна и бодрствования. Так, в период между 4-й и 8-й неделями продолжительность дневного сна сокращается, а ночного увеличивается. Удлиняются периоды спокойного и активного бодрствования, младенец становится более восприимчивым к воздействию со стороны родителей.

Что умеет ребенок с рождения? Рассмотрим подробно каждый компонент:

Зрение

Новорожденные способны фокусировать взгляд в очень узком диапазоне в среднем это от 18 до 26 см. (это совпадает со средней удалённостью лица матери от младенца, когда он находится у нее на руках), тогда как объекты за пределами этого расстояния расплывчаты. Это означает, что они практически не видят, что находится у противоположной стены комнаты. С каждым месяцем диапозон фокусировки медленно растет.

Как видит мир новорожденный и взрослыйЧто видит младенец с рождения до года

Движения глаз новорожденного короткие и скачкообразные. В первый месяц ребенок способен фиксировать взгляд лишь непродолжительное время. Плавные движения развиваются ко второму месяцу и ограничиваются близлежащей областью. Они пока не могут сконцентрировать оба глаза на одной точке, но это проходит к концу 2-го месяца. Также из-за плохой координации глаз, младенцы имеют трудности с восприятием глубины.

Американские психологи проводили эксперимент с «обрывом» на восприятие глубины. Ребенка помещали в конструкцию, где в одной части находился обрыв, поверх которого было положено толстое стекло.

До 6 месяцев ребенок, может без опаски проползти к своей матери совершенно спокойно, не замечая глубины.

Младенцы предпочитают смотреть на контрастные и сложные узоры, их привлекают края и контуры объектов, особенно искривленные.

Особой интерес представляют движущиеся предметы. В 1–2 месяца предпочитают черно-белую палитру.

Как видим мы (наверху) и как это же видит ребенок (внизу)

Больше всего дети восприимчивы к человеческому лицу, особенно к лицу матери. Из незнакомых лиц, ребенок вероятнее отдаст предпочтение мужскому лицу украшенному бородой, т.к. оно создает больший контраст. Сначала новорожденные прослеживают взглядом контуры лица, а к 2 месяцам начинают фиксировать свой взгляд на глазах.

С рождения и в первые месяцы, ребенок видит мир в сером цвете, объекты отличаются между собой только степенью яркости. Способность немного различать некоторые яркие цвета (красный, оранжевый, желтый, синий) появляется лишь через несколько месяцев.

Как видит цвета младенец при рождении и в 3 месяца

Слух

В первые несколько недель после появления на свет ребенок слышит звуки приглушенно, из-за наличия избытка жидкости в области среднего уха. Но при этом обладают способностью к локализации звука. Уже в первые дни жизни они поворачивают голову на звук или голос.

Новорожденные предпочитают человеческие голоса и в особенности голос матери, который они слышали ещё в утробе до рождения. Кроме того, в исследованиях, в которых матери, ожидающие скорого рождения ребенка, зачитывали вслух некоторые фразы, показали, что новорожденные предпочитали эти фразы новым. Это говорит о том, что способность к сравнительно сложному речевому восприятию развивается у ребенка еще до рождения.

Звуки могут по-разному влиять на младенцев: успокаивать, возбуждать или вызывать стресс. Низкочастотные или ритмично повторяющиеся звуки обычно успокаивают младенцев; громкие, неожиданно раздавшиеся или высокочастотные создают беспокойство. Поэтому будьте внимательны к тому, что окружает вашего ребенка.

Моторика

Как заставить двигаться ту или иную часть тела определенным образом? Вот задача для ребенка в первые месяцы и годы. С самого рождения и на протяжении последующих лет, ребенок без устали учится управлять своим телом. Развитие моторики следует «от головы к ногам» (контроль над моторикой головы осуществляется раньше, чем контроль над руками и туловищем, установление которого опережает контроль над ногами) и идёт от центра тела к периферии.

К 4–5 недели ребенок научается удерживать головку, находясь в вертикальном положении. К двум месяцам научается таким навыкам как: лежа на животе подниматься на ручки, и переворачиваться с бока на спину.

Новорожденный обладает рядом рефлексов, которые со временем пропадают. Подробнее про рефлексы вы можете прочитать в статье «Рефлексы новорожденного».

Вкус и обоняние

Органы вкусы и обоняния полностью функционируют с самого рождения. Они негативно реагируют на сильные запахи и пытаются отвернуться от них, а некоторые приятные ароматы, такие как запахи, исходящие от матери, привлекают их. Шестидневный ребенок уже способен отличить запах своей матери от запах другой женщины и отдает предпочтение знакомым запахам.

Когнитивное (познавательное) развитие

Дети появляются на свет готовыми реагировать на окружающую среду, посредством уже развитых и заложенных в них навыках: взгляд, зрительное слежение, слух, сосание, хватание и плач. На их основе строится когнитивное развитие младенца, которое обеспечивает представление детей о предметах, людях и их самих, создаются элементарные схемы (модели) этого мира. Все это является истоком зарождающегося интеллекта ребенка.

Что происходит в сознании новорожденного? Например, он пытается понять, что за ощущения происходят внутри его тела (пищеварение). Вы можете определить такие мыслительные процессы по лицу ребенка в момент бодрствования.

С рождения младенец живет только в настоящем, поэтому предмет, исчезнувший из поля зрения, как бы перестает для него существовать: он не ищет спрятанную игрушку, не узнает знакомых предметов, показанных в другом месте или в другом положении (он для них выступает как новый). И лишь к двум месяцам у ребенка начинает развиваться понятие «постоянства объектов», он узнает знакомые предметы, например, оживляется при виде бутылочки с молоком или тех, кто за ним ухаживает.

Малышам быстро надоедает смотреть на одно и то же изображение или играть с одной игрушкой. Они привыкают к повторяющимся видам и звукам. Если у ребенка есть выбор между знакомой и новой игрушкой, то большинство младенцев выбирают новую, даже если она незначительно отличается от старой. У совсем маленьких детей потеря интереса выражается в том, что они отворачиваются.

В течение первых двух месяцев появляется подражательное поведение (имитация), младенцы имитируют выражения лиц окружающих людей.

Речь

В первые месяцы жизни ребенок уже начинает «говорить», но говорить не словами, а при помощи плача. Сначала плач является реакцией на окружающую среду, например, ему некомфортно или слишком жарко.

Но к концу первого месяца появляется плач, направленный как средство коммуникации, он ориентирован на действия взрослых — «мама, покорми меня», «мне одиноко». Близкие взрослые могут различать следующие интонационные разновидности плача: подзывающий, просящий, капризный, упрекающий, требующий, заставляющий.

Мама начинает распознавать виды плача с первых недель. У ребенка нет понимания времени, поэтому все его потребности являются немедленными и срочными.

К двум месяцам начинает проявляться такое явление как «комплекс оживления», о котором подробнее мы говорим в статье Комлекс оживления и первая улыбка младенца.

Источник: https://progressio.me/novorozhdennost/

Зачем грудничку окулист?

Зрение обеспечивается сложным взаимодействием глаз и мозга. Родители должны понимать: у детей способность видеть интенсивно формируется в головном мозге от рождения до года.

Если в этот важный период глаза ребенка функционируют неправильно, мозг не может «научиться» воспринимать зрительную информацию. Даже если потом вылечить заболевание глаз, ребенок не будет видеть полноценно.

Период, когда мозг формирует способность видеть, уже закончился. Поэтому очень важно своевременно проверить состояние зрительного аппарата младенца.

Первый осмотр детского офтальмолога – после рождения

Первый осмотр офтальмолога происходит еще в роддоме. Особенно тщательно обследуют недоношенных детей или с массой 2500 грамм и менее. У них нужно исключить такое заболевание, как ретинопатия недоношенных, которое при отсутствии оказания своевременной помощи грозит полной потерей зрения.

Для недельного ребенка считается нормой зрение 0,002–0,02 (до 2 %). В этом возрасте малыш может только распознавать свет и тень, но не может четко видеть предметы и фокусироваться на одной точке. Поэтому о проверке остроты зрения не идет речи.

При первом визите к офтальмологу у ребенка выполняется визометрия переднего отрезка глаза и осмотр глазного дна для исключения врожденной патологии: атрофии или аномалии диска зрительного нерва, наличия хориоретинального очага на сетчатке, отслойки сетчатки, фиброза стекловидного тела, врожденного помутнения хрусталика (катаракты), врожденной глаукомы и др.

Поскольку глаза – это парный орган, они могут двигаться синхронно, но при этом один из них, по причине врожденной патологии, может не видеть. Только в старшем возрасте (к 3 мес.) родители могут заметить скашивание глаза к носу или кнаружи. Также офтальмолог проверяет реакцию зрачков на свет, есть ли асимметрия в открывании глаз, неестественное моргание одним или двумя глазами, подергивание век. Это может быть признаком неврологического нарушения.

Второй осмотр детского офтальмолога – в 1 месяц

Повторный осмотр детского офтальмолога проводится в 1 месяц. В этом возрасте некоторые родители замечают, что у ребенка слипаются веки после сна, под ресницами образуются гнойные корочки. Это может быть связано с непроходимостью слезного канала и воспалением слезного мешка (дакриоцистит).

У новорожденных детей слезный канал часто перекрыт пленкой. После рождения пленка разрывается сразу же или в течение первых 3-4 недель. Но некоторым малышам нужна медицинская помощь.

Обычно сначала назначают точечный массаж слезного мешочка (проводится надавливанием в области внутреннего угла глаза сверху – вниз), промывание глаза растворами антисептиков и антибактериальными каплями.

Если лечение не дает результата, детский офтальмолог в амбулаторных условиях пробивает пленку миниатюрным зондом и расширяет слезный канал.

Спустя несколько недель после рождения ребенок начинает различать яркие и крупные предметы, следить за их движениями. Окулист оценивает зрение малыша по реакциям слежения и фиксации с помощью игрушки. В возрасте одного месяца ребенок уже должен останавливать свой взгляд на заинтересовавших предметах.Как видит ребенок в 1, 2, 3 месяца по сравнению со взрослым

Третий осмотр детского офтальмолога – в 6 месяцев

В возрасте полгода происходит осмотр ребенка с первым определением рефракции, которая характеризует оптическую систему глаза. В норме изображение окружающего мира фокусируется на сетчатке глаза. Рефракция измеряется в диоптриях. У маленького ребенка рефракцию можно определить после закапывания капель, расширяющих зрачки.

Обычно рефракцию проверяют при помощи метода, который называется скиаскопия (ретиноскопия). Он основан на наблюдении за движением теней в области зрачка при освещении глаза пучком света, отражённым от зеркала. Высокая дальнозоркость или астигматизм приводят к амблиопии – «ленивому глазу». В этом случае зрительный аппарат не может нормально развиться, поскольку изображение не фокусируется на сетчатке. Отклонения рефракции важно выявить как можно раньше и своевременно назначить лечение.

В этом возрасте можно точно установить такой диагноз, как косоглазие. Не своевременное лечение косоглазия приводит к снижению зрительных функций на чаще косящем глазу, нарушению развития бинокулярного, пространственного и стереоскопического зрения (так как к шести месяцам у ребенка формируются бинокулярные связи между глазами).

Четвертый осмотр детского офтальмолога – в 12 месяцев

Детский офтальмолог может более точно определить рефракцию глаз ребенка, когда ему исполняется 10-12 месяцев. При этом вы должны знать, что годовалые дети имеют дальнозоркость около 2 диоптрий. Это нормально.

В этом возрасте диагностируется дальнозоркость высокой степени, астигматизм, врожденная миопия. При необходимости назначается лечение. Ребенку для комфортного зрения и правильного развития головного мозга выписывают первые очки.

Дальнейшие плановые посещения офтальмолога можно проходить один-два раза в год (если не выявлены глазные заболевания, и не назначен особый график наблюдения). Регулярные профилактические осмотры у офтальмолога с самого раннего детства – залог хорошего зрения.

Обращайтесь в Универсальную клинику «Оберіг»: у нас принимает детский офтальмолог. Записывайтесь на прием по телефонам:

(044) 521 30 03

(099) 521 30 03

(073) 521 30 03

Источник: https://oberig.ua/ru/tips/zachem-grudnichku-okulist/

Что видит, слышит и чувствует малыш?

Зрение, слух, осязание и обоняние являются для ребенка главными источниками информации в процессе познания мира. Благодаря им окружающее малыша пространство окрашивается в яркие краски, обретает формы, наполняется звуками и запахами. Однако это происходит не сразу

К моменту рождения зрительный и слуховой анализаторы (которые обуславливают восприятие и анализ внешних раздражителей, отвечая за зрение и слух) у ребенка еще недостаточно развиты. Это связано с тем, что нервные центры коры головного мозга, где «замыкаются» концы всех анализаторов, не завершили свое формирование. Они совершенствуются по мере роста малыша (под влиянием факторов внешней среды) и обеспечивают его гармоничное развитие.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли давать новорожденному воду
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наши дети
В каком случае дают материнский капитал

Закрыть