Когда у ребенка развивается слух

Тугоухость лечение, причины, симптомы: Тугоухость 1 2 3 4 степени у ребенка

Когда у ребенка развивается слух

Тугоухость — это снижение слуха, при котором затруднено общение с окружающими людьми. Тугоухость у ребенка, как правило, приводит к задержке психоречевого развития, ведь он учится говорить, подражая услышанному, а «недослышанные» слова приводят к речевым дефектам.

Чем больше снижен слух, тем грубее задержка психоречевого развития.

Поэтому детям с тугоухостью для нормального развития важно:

  • Выявить причину тугоухости. 
  • Устранить, либо оказать лечебное воздействие на саму причину тугоухости.
  • При необходимости подобрать слуховой аппарат.
  • А также оказать комплексное воздействие на задержку развития речи.

Диагностика тугоухости

Для выявления тугоухости детям прямо в роддоме проводят исследование — слуховые вызванные потенциалы. Однако, в таком случае выявляют только врожденную тугоухость. Этот вид тугоухости развивается у малыша, если во время беременности его мама перенесла такое заболевание как грипп, краснуха, герпес, токсоплазмоз.

Степень врожденной тугоухости, как правило, тяжелая, но в реальной жизни она встречается редко. Также редко встречается наследственная тугоухость. У многих детей тугоухость развивается после рождения и диагностируют ее уже на более поздних этапах. Например в 3-4 года, когда начинают искать причину задержи развития речи у малыша, и оказывается что это сниженный слух.

Для определения степени снижения слуха детям в таком возрасте проводят аудиограмму.

Тугоухость у детей подразделяется на нейросенсорную тугоухость (аналогичный термин — сенсоневральная тугоухость) и кондуктивную тугоухость.

Снижение слуха вызвано нарушением проведения звуковых волн — по слуховому проходу, поврежденной барабанной перепонке или воспаленным слуховым косточкам среднего уха.

Самая безобидная причина кондуктивной тугоухости — серная пробка (вымывается физиологическим раствором на приеме у ЛОР-врача). Но у детей гораздо чаще причиной кондуктивной тугоухости становится хронический отит (воспаление среднего уха), а к отитам могут приводить аденоиды 3-4 степени, хронический очаг инфекции в носоглотке и сниженный иммунитет.
Снижение слуха вызвано поражением слухового анализатора нервной системы: поражением улитки (органа слуха) или слухового нерва, проводящих путей и зон слуха головного мозга. Причина нейросенсорной тугоухости чаще всего кроется в родовой травме, глубокой недоношенности, гидроцефалии, перинатальной патологии, ишемическом поражении центральной нервной системы. Улитка (орган слуха) часто страдает при применении ототоксичных антибиотиков — аминогликозидов (гентамицин, стрептомицин, канамицин, амикацин, мономицин и пр.). У детей с гидроцефалией как правило страдают проводящие пути (демиелинизация) и улитка «слышит» звуки, но они «не доходят» до головного мозга по поврежденным проводящим путям. При гидроцефалии повышенное внутричерепное давление так же давит на слуховой нерв, проводящие пути и на зоны слуха коры головного мозга, препятствуя их нормальной работе. Недостаток кислорода во время беременности и родов приводит к гипоксически-ишемическому поражению зон слуха в коре головного мозга. При родовой травме шейного отдела позвоночника нарушается нормальный ток крови по позвоночным артериям, в результате чего страдает кровоснабжение улитки и слухового нерва. У многих детей тугоухость смешанная. То есть в родах пострадала и нервная система и есть например хронический отит.

Степени нейросенсорной тугоухости:

Нейросенсорная тугоухость 1 степени (26-40 дБ) ребенок не слышит тихие звуки, не может разобрать человеческую речь в шумной обстановке. Различает разговорную речь на расстоянии не более 6 метров, а «шепотную» — с расстояния 1—3 метра. У детей с 1 степенью нейросенсорной тугоухости часто страдает произношение и они порой переспрашивают.

Нейросенсорная тугоухость 2 степени (40-55дБ) является причиной «недослышивания» тихих и средних по громкости звуков. Разговорная речь воспринимается на расстоянии 4 метра, а шепот улавливается только у уха.

У деток со 2 степенью тугоухости речевое развитие задерживается, ребенок неохотно вступает в речевой контакт, если речь есть, то она как правило бедная, На вопросы ребенок отвечает односложно (да, нет и т.д.) неправильно произносит многие слова, из-за «недослышивания».

Нейросенсорная тугоухость 3 степени (55-70 дБ) характеризуется неспособностью различать большинство звуков, общение ребенка с окружающими людьми резко затруднено. «Шепотная» речь вообще не воспринимается, а разговорная только с расстояния 1 метра, если с ним громко говорить.

У детей с 3 степенью тугоухости как правило формируется грубая задержка психоречевого развития, он не понимает и не выполняет просьбы и не пытается разговаривать.
Нейросенсорная тугоухость 4 степени (70-90 дБ) ребенок может слышать только очень громкие звуки, состояние граничит с глухотой. У детей с 4 степенью тугоухости — речь не развивается вовсе. Если слуховой аппарат не улучшает слух, то при 4 степени прибегают к сложному оперативному вмешательству — кохлеарной имплантации.

Лечение тугоухости у ребенка

Важно вовремя выявить и лечить тугоухость у ребенка. ЛОР-врач лечит хронический отит, лазером можно удалить разросшиеся аденоиды (лазерная редукция аденоидов). Если ребенок при рождении перенес родовую травму, то улучшению слуха будут способствовать методы лечения, улучшающие работу центральной нервной системы:

Микротоковая рефлесотерапия при нейросенсорной тугоухости проводится по индивидуальной программе:

1. Улучшение кровоснабжения улитки и слухового нерва     (за счет снятия спазма позвоночных артерий). 2. Стимуляция слухового нерва для улучшения проводимости по нему нервных импульсов. 3. Активизация зон слуха и понимания речи коры головного мозга.

4. Активизация речевых зон головного мозга, отвечающих за

  • понимание речи,
  • желание вступать в речевой контакт,
  • набор словарного запаса,
  • навык построения предложений.

5. Нормализация тонуса сосудов головного мозга приводит к уменьшению выработки ликвора (внутричереной жидкости) и внутричерепное давление стабилизируется.
6. Снижение возбудимости у невротизированных, расторможенных и агрессивных детей улучшает их адаптацию в детском саду и повышает эффективность занятий с логопедом.

Медикаментозная терапия при нейросенсорной тугоухости
проводится в перерывах между курсами микротоковой рефлексотерапии:

 

— Витамины группы В и препараты содержащие фосфолипиды (лецитин, цераксон, глиатилин и пр.), необходимы для восстановления пострадавших проводящих путей нервной системы и слухового нерва. — Сосудистые препараты — улучшают кровоснабжение улитки, слухового нерва. — Ноотропы (кортексин, мексидол, цераксон, актовегин и пр.) — питают и восстанавливают пострадавшую нервную систему. — Для стабилизации внутричерепного давления у деток предпочтительно использовать не диакарб, а мочегонные травы (хвощ, фенхель, брусничный лист). А так же «конский каштан» (эскузан), который укрепляет сосуды венозных сплетений, вырабатывающих ликвор и таким образом уменьшает внутричерепное давление. 

Медикаментозную терапию каждому ребенку подбирают строго индивидуально, в зависимости от причин нейросенсорной тугоухости после проведения курса основного лечения — Микротоковой рефлексотерапии.

Цель лечения тугоухости: не только улучшить слух, но самое главное запустить правильное развитие речи и учебных навыков.

Детям с нейросенсорной тугоухостью также необходимы —

Занятия с логопедом-дефектологом и детским психологом:

Развивающие занятия направлены на расширение кругозора, развитие мелкой моторики, мышления, изучение таких понятий как цвет, размер, формирование навыков счета, чтения и письма. Часть деток на занятиях могут обходиться без слухового аппарата, другие без слухового аппарата слышат не достаточно хорошо, чтобы правильно развиваться. В таком случае ношение слухового аппарата обязательно. Но улучшение слуха и речи на фоне комплексного лечения все равно будет.

Если у ребенка 4 степень тугоухости и ему уже проведена операция по кохлеарной имплантации, но речь так и не развилась до возрастной нормы, ребенок возбудим и плохо усваивает учебный материал ему так же может помочь микротоковая рефлексотерапия.

ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ ПРОВОДИТСЯ ТОЛЬКО В ЦЕНТРАЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ РЕАЦЕНТРА В САМАРЕ.

ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ ТУГОУХОСТИ

Более подробную информацию о лечении тугоухости вы можете получить
по телефону8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
Микротоковую рефлексотерапию для лечения тугоухости 1, 2, 3, 4 степени, а так же других проблем со слухом проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах% Самара, Волгоград, Казань, Саратов, Оренбург, Ульяновск, Челябинск, Екатеринбург, Ижевск, Астрахань, Тольятти, Барнаул, Набережные Челны, Калининград, Кемерово, Санкт-Петербург, Уфа, Воронеж, Краснодар, Алматы, Шымкент, Астана, Ташкент, Фергана.

Источник: http://www.m.reacenter.ru/info/tugouhost-lechenie/

Ребенок плохо слышит — блог медицинского центра ОН Клиник

Когда у ребенка развивается слух

Нарушения слуха зачастую ассоциируются с проблемами пожилых людей. Но согласно оценкам ВОЗ, от потери слуха в настоящее время страдает 34 млн детей, то есть 7,2% от общего количества людей с таким диагнозом. Нарушения слуха, приводящие к инвалидности, развиваются по генетическим причинам, вследствие тяжелых родов, перенесенных в раннем детстве опасных инфекций. Как вовремя распознать тугоухость у ребенка и что делать, чтобы вернуть малышу способность слышать?

Особенности слуха у новорожденных

Слуховой аппарат начинает формироваться еще в материнской утробе – начиная с третьего триместра беременности плод может слушать окружающие звуки, постепенно учится распознавать голос матери. Но ухо новорожденного не до конца сформировано: например, в первые дни жизни грудничок воспринимает преимущественно сильные аудиальные раздражители, высокие тона. 

Способность различать низкие частоты появляется в 2-3 месяца – тогда малыш активнее реагирует на звуковые раздражители, вздрагивает от внезапных звуков. Если у вашего ребенка наблюдается выраженная реакция на хлопки, падения предметов – скорее всего, его слух развивается нормально.

В 4-6 месяцев дети учатся соотносить звук с источником его воспроизведения: поворачивают головку на родителей, читающих сказку, смотрят на музыкальные игрушки.

В 9 месяцев малыш распознает голоса близких людей и пытается имитировать различные звуки (начинает агукать, к примеру). Но это происходит только в том случае, если слух нормально развивается.

Если с первых дней жизни есть нарушения слуха,  малыш лишен одного из каналов взаимодействия с окружающим миром. Первые два года являются наиболее важными для формирования функций коры головного мозга: речи, познавательных и эмоциональных навыков. Если новорожденный страдает от частичной тугоухости или глухоты, важно как можно раньше выяснить ее причину и постараться компенсировать нарушения, чтобы дать возможность ребенку полноценно развиваться.

Сложность заключается в том, что в первые дни жизни грудничка родители могут не замечать у него проблем со слухом. Новорожденный реагирует на визуальные раздражители: свет, движение, и взрослым кажется, что всё в порядке. Компетентную оценку слухового аппарата малыша может дать только опытный детский отоларинголог.

Причины нарушения слуха

Специалисты разделяют причины тугоухости на врожденные и приобретенные. К врожденным относятся генетические аномалии и тяжелое протекание беременности, например:

  • недоношенность (масса тела менее 1500 г при рождении);
  • перенесенные матерью во время беременности инфекции: краснуха, желтуха, сифилис;
  • родовые травмы.

В некоторых случаях у новорожденного может быть диагностирована наследственная глухота или такие синдромы, отражающиеся на работе слухового аппарата, как Синдром Пендреда или Синдром Ушера.

Но даже если ребенок родился здоровым, есть риск развития глухоты по внешним причинам:

  • инфекции, перенесенные в раннем детстве: корь, менингит, свинка;
  • хроническое воспаление внутреннего уха;
  • травмы черепа;
  • неконтролируемый прием некоторых медикаментов.

Негативно сказывается на слухе высокий уровень шума: например, если ребенок привык слушать музыку в наушниках на большой громкости. Также привести к снижению остроты восприятия может скопившаяся ушная сера, инородное тело, попавшее в слуховой проход. Любые ушные инфекции и повреждения перепонки также вызывают временную потерю слуха, и, если не были правильно вылечены, могут стать причиной приобретенной тугоухости.

Проблемы со слухом у недоношенных детей

По официальным данным, проблемы со слухом диагностируются у 2% новорожденных. Но при перинатальных проблемах (тяжелое течение беременности, риск ее прерывания или преждевременные роды) риск увеличивается до 10%, а если малыш родился с экстремально низким весом (менее 1000 г), то до 44%. Это связано с недостаточным развитием слухового аппарата, которое необходимо вовремя диагностировать и компенсировать.

Если установить тугоухость в первые 6 месяцев жизни ребенка и подобрать методики для ее компенсации, то частичная или полная глухота не сказывается на интеллектуальном развитии ребенка и его социальной адаптации. Но поздний диагноз может привести к существенному отставанию в развитии по сравнению со сверстниками.

Чтобы исключить развитие проблем со слухом у недоношенных детей, проводится ряд мероприятий:

  • на 3-4 день после рождения проводится ЛОР-обследование малыша (если он весит более 2000 г);
  • последующие осмотры детским отоларингологом проводятся в 3 и 6 месяцев;
  • родители должны обращать внимание на развитие у ребенка реакции на звук: поворот головы на источник шума, попытки имитировать звуки.

Хорошие результаты дает аудиологический скрининг новорожденных. Для недоношенных детей он проводится в возрасте 1-1,5 месяцев. Процедура разделена на несколько этапов:

  • анкетирование родителей для выявления возможной предрасположенности к врожденной глухоте (например, наличие тугоухости в семейной истории);
  • звукометрия малыша в 1, 4 и 6 месяцев. Подается звуковой сигнал, на который должен отреагировать грудничок. Если реакции нет – это указывает на наличие слуховой патологии.

Осмотр у детского ЛОРа в первые месяцы жизни и прохождение необходимых исследований нужны для своевременного выявления даже небольшой тугоухости. Минимальное отклонение может привести к тому, что малыш будет плохо распознавать низкие звуки (например, шипящий буквы в словах), и ему сложнее будет освоить речь.

Признаки нарушения слуха у детей

Первый отоларингологический осмотр проводится грудничкам на 3-4 день после рождения. Если врач не обнаружил никаких аномалий, слуховой аппарат сформирован нормально и нет поводов для беспокойства. Но стоит записаться на внеплановый прием к детскому ЛОРу, если вы заметили, что малыш: 

  • никак не реагирует на резкие громкие звуки в возрасте 2-3 месяцев: не вздрагивает, не пугается при падении предметов или внезапном хлопке в ладоши;
  • не поворачивает голову в сторону источника звука: не смотрит на говорящего человека, лающую собаку и так далее. Этот навык формируется к 6 месяцам;
  • постоянно трогает ушные раковины: теребит их, дергает себя за мочки. Это может быть признаком дискомфорта от ушной инфекции или инородного предмета, попавшего в слуховой проход;
  • не начинает лепетать в 6-8 месяцев, или издает очень высокие звуки. Скорее всего, это означает, что ребенок плохо слышит себя;
  • не реагирует на простые просьбы («дай», «на») после года, если говорящий человек находится вне поле его зрения (нет возможности читать по губам).

У детей старшего возраста также могут появиться проблемы со слухом. Родители должны обратить внимание на следующие симптомы:

  • затрудненное освоение речи и языковые нарушения;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • сложности с усвоением школьного материала, если он не подкреплен текстом или изображениями;
  • ребенок постоянно переспрашивает, внимательно вглядывается в лицо собеседника;
  • слушает телевизор, телефон на максимальной громкости, старается сесть как можно ближе к динамику;
  • при беседе по телефону постоянно перекладывает его от одного уха к другому.

В таких случаях следует как можно скорее записаться на прием к детскому отоларингологу и пройти назначенные обследования.

Как и когда проверять слух у детей?

Первая проверка слуха у новорожденного проводится перед выпиской из роддома: на 3-4 день грудничка осматривает детский отоларинголог, осматривающий внешнее ухо, слуховой проход, целостность перепонки, проверяющий наличие реакции на звуковые раздражители.

В это же время желательно пройти скрининг. В ушко малыша вставляется компактный прибор, подающий щелкающий звук и регистрирующий реакцию внутреннего уха на него. Если реакция отклоняется от нормальной – это может свидетельствовать о патологии развития слухового аппарата и требовать дальнейшей диагностики.

Второй осмотр у отоларинголога проводится в 3-4 месяца. К этому времени малыш уже хорошо различает как высокие, так и низкие звуки. Врач может резко хлопать в ладоши (находясь вне поле зрения ребенка).

Юный пациент должен вздрагивать и проявлять признаки испуга: у него выпрямляются ручки и ножки, сжимаются кулачки, он может вздрогнуть, моргнуть. Но эта простая проверка не позволяет проверить наличие незначительной тугоухости или определить её степень.

Для этого потребуется исследования с помощью специальных аудиометрических приборов.

Если у ребенка нет никаких отклонений в развитии слуха, он реагирует на внешние источники шума, начинает лепетать, подражает звукам, развивается согласно нормам, то следующий осмотр у детского ЛОРа проводится в год. Затем желательно записать малыша на прием к специалисту в 2 года – когда ребенок осваивает речь, применяются другие методики проверки слуха.

Однако не нужно ждать планового осмотра, если вы заметили следующие аномалии:

  • малыш не поворачивает голову на резкий звук;
  • очень громко плачет (может указывать на то, новорожденный не слышит себя);
  • постоянно прикасается руками к ушкам.

В таких случаях рекомендуется как можно раньше записаться в отделение детской оториноларингологии.

Что делать, если ребенок плохо слышит?

Врожденная и приобретенная тугоухость требует коррекции и лечения. Если проблемы со слухом временные (например, вызваны инфекцией среднего уха или повреждением барабанной перепонки), врач подбирает комплекс медикаментов и физиопроцедур для скорейшего восстановления слухового аппарата. Самолечение в таких случаях недопустимо: применение растительных отваров и масел могут вызывать раздражение слухового прохода и усугубить инфекцию.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько капель Эспумизана давать новорожденным

Если вернуть утраченную остроту восприятия невозможно, для коррекции подбираются слуховые аппараты или кохлеарные имплантаты — протезы, устанавливаемые под кожей и позволяющие компенсировать сильную нейросенсорную тугоухость. Они дают возможность ребенку слышать также хорошо, как и сверстники, и полноценно развиваться. Все терапевтические процедуры должен выбирать только специалист после тщательного осмотра ребенка и проведения необходимых исследований.

Также следует придерживаться простых рекомендаций по профилактике снижения слуха среди малышей:

  • не допускать попадания воды в слуховой проход;
  • одевать ребенка по погоде, закрывать уши при сильном ветре;
  • не пропускать плановые осмотра у отоларинголога;
  • сразу обращаться за врачебной помощью, если ребенок жалуется на боль в ухе;
  • не разрешать слушать музыку/смотреть фильмы в наушниках на максимальной громкости.

Подробные рекомендации можно получить на консультации детского ЛОРа.Не откладывайте осмотр у врача: при первых подозрениях на сниженный слух обращайтесь к специалисту. Это поможет вовремя распознать нарушение и подобрать соответствующие методы лечения.

Источник: https://onclinic.ua/blog/problemy-so-sluhom-u-detey

Проверка слуха у грудничка – о современных тенденциях рассказывает врач-отоларинголог

Когда у ребенка развивается слух

Своевременный скрининг слуха в период новорожденности имеет важное значение как с медицинской, так и с социальной точки зрения. Ведь снижение слуха у ребенка приводит к нарушениям развития его речи, а также – к отклонениям в формировании интеллекта и личности в целом.

О методах проверки слуха у грудничка врачами и родителями – в домашних условиях, а также о том, что могут и должны делать родители малыша, чтобы избежать возникновения нарушений слуха у ребенка, рассказывает детский отоларинголог клиники ISIDA Виктория Халимовская.

Первая проверка слуха у новорожденного – в роддоме

Формирование органа слуха у плода начинается уже с пятой недели внутриутробной жизни и продолжается в течение всего периода беременности.

Интересный факт: к 20-й неделе беременности внутреннее ухо плода созревает до размера внутреннего уха взрослого человека.

логический скрининг проводится всем новорожденным в роддомах методом ОАЭ (отоакустической эмиссии), который позволяет выявить даже небольшое снижение слуха. Если по каким-то причинам скрининг в роддоме не проводился (это бывает, например, в случае, если новорожденный сразу после появления на свет был переведен в реанимацию), то таким детям аудиотест проводится в возрасте 1 месяца. Повторно – в возрасте трех месяцев.

Под маминым контролем

Если аудиологический скрининг в роддоме по каким-либо причинам не проводился, но у Вас возникают подозрения, что Ваш ребенок плохо слышит, проверьте слух малыша в домашних условиях (не раньше 5 дня после родов). Для этого незаметно похлопайте в ладоши рядом с ушком малыша. Звук не должен быть слишком громким. Сделайте тест сначала на правое, затем на левое ушко.

Отсутствие реакции ребенка на домашний слуховой тест – повод для немедленного визита к врачу!

Но имейте в виду, что слух у недоношенных детей развивается позже. Если ваш малыш появился на свет раньше срока, пройдите полное обследование, чтобы исключить патологии.

Слуховой аппарат развивается так, что в первые дни жизни кроха реагирует только на определенные вибрации, резкие звуки. На незначительные шумы в спокойной обстановке он не обращает внимания. К месяцу слух полностью развивается. Об этом говорят такие признаки:

  • Малыш начинает слышать и распознавать некоторые звуки.
  • В конце второго месяца он узнает на слух маму, привыкает к голосам других близких.
  • К 4 месяцу кроха осознанно поворачивает голову в сторону источников звука.
  • К полугоду кроха реагирует на свое имя и своеобразно откликается движениями. Он может улыбаться, если с ним разговаривать.

Под наблюдением врача

Некоторым малышам показано пристальное наблюдение врача-отоларинголога. В такую «группу риска» входят малыши, у которых наблюдаются следующие особенности:

  • у малыша диагностированы пороки развития;
  • в семье существует генетическая предрасположенность к глухоте;
  • у малютки зафиксирована низкая масса тела при рождении;
  • ребенок родился в состоянии асфиксии (недостаток кислорода во время родов);

Какие осложнения беременности могут повлиять на слух ребенка

Потеря слуха может быть вызвана наследственными и ненаследственными генетическими факторами, а также некоторыми осложнениями во время беременности. А именно:

  • краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности;
  • ненадлежащее употребление лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности.

Источник: https://isida.ua/article/skrining-slukha-v-period-novorozhdennosti-kak-eto-delaetsia-i-kto-v-zone-riska/

Что нужно знать родителям про детский слух

Руководство для родителей

Строим будущее

Вот уже более 40 лет компания Phonak занимается разработкой и внедрением в сурдологическую практику инновационных технологий для детей с расстройствами слуха. Высокотехнологичные решения от Phonak помогли сотням тысяч маленьких пациентов с несовершенным слухом влиться в нормальную коммуникативную среду.

Это пособие предназначено для родителей, чьи дети здоровы или уже страдают сниженным слухом. Ознакомившись с ним, Вы узнаете о причинах проблемы, профилактике тугоухости, и о том, как помочь своему ребенку обрести чудесный мир звуков, если он плохо слышит. В добрый путь!

Зачем ребенку нужен хороший слух

Значение слуха в детском возрасте сложно переоценить. Благодаря этому чувству ребенок развивает речевые и коммуникативные навыки, познает окружающий мир через его многоголосое «звучание», учится читать, наслаждается музыкой, получает предупреждение об опасности.

Хороший слух — это мир, полный красок, знаний и безграничного общения — это яркое и интересное настоящее и перспективное будущее!

Как мы слышим

Узнайте как устроено ухо, и как оно функционирует. Это поможет Вам определять условия и состояния, оказывающие влияние на слух вашего ребенка.

Человеческое ухо состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего.

  • Наружное ухо – это ушная раковина. Она собирает и передает звуковые волны по наружному слуховому проходу на барабанную перепонку.
  • Среднее ухо имеет сложную конструкцию: это полость в височной кости, образованная тремя крошечными слуховыми косточками – молоточком, наковальней и стремечком. Среднее ухо проводит звуковые волны от барабанной перепонки к внутреннему уху.
  • Улитка – часть внутреннего уха, благодаря которому мозг получает звуковые сигналы. Камеры улитки заполнены жидкостью, которая колеблется, когда двигаются слуховые косточки среднего уха. Это стимулирует волосковые сенсорные клетки внутреннего уха, преобразующие звуковые вибрации в электрические импульсы.

Электрические импульсы, попадая в слуховой нерв, и являются тем, что наш головной мозг воспринимает, как звук, который мы слышим. Нарушения на любом участке этой цепочки — будь-то обычная серная пробка в слуховом проходе, отек при воспалении среднего уха, разрыв барабанной перепонки, повреждения косточек или нервов, станут препятствием для хорошего слуха у ребенка.

Как проверить слух у ребенка самостоятельно

Оценку остроты слуха у детей в плановом порядке выполняет врач — сурдолог, но ухудшение или полная потеря слуха могут наступить внезапно, поэтому главная ответственность за выявление нарушений слуха ложится на плечи родителей. Узнайте, как оценить остроту слуха у детей.

Когда ребенок начинает хорошо слышать?

Органы слуха у плода развиваются полностью к 20 неделе беременности, поэтому новорожденный малыш должен вас слышать, различать высоту звука и интонацию

А это значит, что следить за остротой слуха нужно с самого рождения.

Как нам узнать, что у ребенка слабый слух? Симптомы тугоухости зависят от степени сниженности слуха. У ребенка может присутствовать один симптом или все сразу. Типовые признаки нарушений слуха в детском возрасте:

  • Новорожденные, малыши до 3-х месяцевМалыш не реагирует на резкие звуки и на тихий голос матери, не интересуется звуковыми игрушками. Отсутствует рефлекс Моро (движение или расширением зрачков в ответ на громкий звук).
  • Дети до 3-х летРебенок не реагирует на сказанное тихим голосом, пока не увидит говорящего, инстинктивно поворачивается к источнику интересующего его сигнала ухом или приближается к нему, громко и плохо разговаривает, плохо усваивает информацию.
  • Дети от 3-х летКаверкают слова, произнося их без окончаний или пропуская часть букв, часто переспрашивают, пристально всматриваются в лицо собеседника, повышают громкость звука телевизора, плохо усваивают информацию, поданную в звуковом режиме.
  • Дети старшего возрастаЖалуются, что плохо слышат учителя, делают ошибки в словах, слабо учатся.

Этапы развития речевых и языковых навыков ребенка

Эта таблица поможет Вам узнать, правильно ли развивается Ваш ребенок.

 
Возраст  ребенка  Навыки
9 месяцев Малыш демонстрирует понимание простейших слов «мама», «папа», «да», «нет», «пока».
10 месяцев Детское «агуканье» постепенно приобретает первые признаки речи. Ребенок произносит целые серии слогов («да-да-да», «на-на-на» и т.д.), которые начинают со временем складываться в первые распознаваемые слова.
1 год Словарный запас годовалого ребенка исчисляется несколькими словами.
1,5 года Ребенок включается в беседу, показывает знакомые ему части тела и предметы, когда его спрашивают о них. Его лексикон состоит из 20-40 слов и коротких фраз.
2 года Словарь ребенка включает до 150 слов и полновесных словосочетаний. Появляется усидчивость и желание слушать читаемые вслух книги. В этом возрасте речь ребенка должны понимать уже не только родители, но и посторонние люди.
3-5 лет Ребенок активно пользуется языком для выражения своих потребностей, проявления эмоций, получения и обмена информацией. Он должен понимать собеседника без каких-либо затруднений. Словарный запас на данном этапе в норме приближается к 1000-2000 словам, пользуясь которыми, ребенок составляет сложные фразы. К моменту начала занятий в школе он должен быть в состоянии четко и разборчиво произносить все звуки.

Отставание от графика развития может быть вызвано невнимательностью, рассеянностью или гиперактивностью, но не рискуйте! Заметив, что симптомы тугоухости проявляются регулярно, нужно немедленно записаться к детскому ЛОРу который проведет проверку слуха инструментальными методами.

Как проверяет слух ЛОР?

Слуховые способности у детей, в т.ч. у новорожденных, исследуются с помощью методов акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП), отоакустической эмиссии (ОАЭ), тимпанометрии. Эти тесты могут проводиться уже в первый месяц после рождения, когда ребенок спит или отдыхает. Они точны и безболезненны.

  • КСВП. В уши ребенка с помощью наушников подаются щелчки или тональные сигналы. Метод КСВП дает информацию о состоянии проводящих путей слухового анализатора до уровня ствола мозга. Острота слуха оценивается по реакции на тональные сигналы.
  • ОАЭ. Этот диагностический инструмент оценивает функциональность улитки. В ухо ребенка с помощью маленьких динамиков посылают звуковые сигналы. По реакции на них улитки можно судить о состоянии сенсорных волосковых клеток.
  • Тимпанометрия. Исследование определяет состояние и функциональные характеристики барабанной перепонки и среднего уха. Меняя давление в ухе ребенка, врач отслеживает подвижность барабанной перепонки.
  • Поведенческие тесты и игровая аудиометрия — дополнительные экспериментальные исследования. Оценочный критерий теста — реакция ребенка на негромкие звуки аудиометра. Тест используется в отношении детей старше 3 лет. В младшем возрасте используют поведенческие тесты со зрительным подкреплением (анимированные игры, видеоряд и т.д.).

Как оценивается качество слуха?

Мера измерения степени тугоухости – децибелы (дБ). Результаты диагностического исследования, проводимого специалистом отображаются в виде графика — аудиограммы. На аудиограмме фиксируется отображение остроты слуха в диапазоне от низкочастотных до выскокочастотных звуков. График показывает уровень и тип тугоухости — расшифровывает аудиограмму доктор. На основании этой информации подбирается метод коррекции слуха.

Как предотвратить проблемы со слухом у ребенка: 5 правил для заботливых родителей

Существует ряд причин, по которым слух может ухудшиться. Узнайте, как предотвратить тугоухость у своего ребенка.

  • Правило 1. Если у ребенка болит ухо, никогда не занимайтесь самолечением. Запущенный отит, применение сильных антибиотиков и неправильно подобранных ушных капель — частая причина тугоухости у детей.
  • Правило 2. Никогда не оставляйте малыша наедине с мелкими предметами, которые он мог бы засунуть в ухо. Объясните подросшему ребенку, чем закончится такая игра, и как будет больно.
  • Правило 3. Никогда не повышайте звук выше нормы. Пока ребенок растет, исключите громкую музыку, громкий звук телевизора, и не надевайте ребенку наушники.
  • Правило 4. Не запускайте заболевания, связанные с носоглоткой и легкими. Инфекция с гланд легко переходит на среднее ухо. Сильный кашель может стать причиной тугоухости и глухоты.
  • Правило 5. При первых признаках ухудшения слуха у ребенка — немедленно обратитесь к специалисту. Многие проблемы легко решаются на начальных стадиях.

Что делать, если у ребенка плохой слух

Новость о том, что у ребенка диагностировано расстройство слуха, заставляет родителей нервничать и бояться за будущее малыша. Возьмите себя в руки и узнайте, как себя вести и что делать в этой ситуации. Только четкие и грамотные действия помогут решить любую проблему.

К какому специалисту обратиться?

  • ЛОР. Начинать обследование нужно у детского ЛОРа. Этот специалист есть в любой детской клинике. Доктор проведет диагностику и вылечит заболевания, являющиеся причиной тугоухости.
  • Сурдолог.Этот врач занимается диагностикой и лечением расстройств слуха. Сурдолог оценивает показатели слуха, производит подбор слуховых аппаратов и других устройств, занимается проблемами, сопутствующими тугоухости (коммуникативные нарушения, расстройства координации движения и т.д.).
  • Сурдопедагог. Если слух значительно снижен, понадобиться помощь специалиста по развитию речи. Сурдопедагог занимается коррекцией и восстановлением речи.

Типы, причины, степени тугоухости

Причина тугоухости не всегда очевидна. Во многих случаях это не наследственное заболевание. Можно выделить целый ряд факторов и условий, способных вызывать расстройства слуха у человека. Причину тугоухости может определить только врач.

Выделяют два основных типа тугоухости: кондуктивная и нейросенсорная.

  • Кондуктивная тугоухость. Потеря способности различать тихие и средние по громкости звуки вследствие нарушения проводимости в наружном и/или среднем ухе. Кондуктивная тугоухость может быть временной или постоянной в зависимости от вызвавшей ее причины. Вызвать кондуктивную тугоухость могут: серная пробка, инородные тела, отит (инфекционное воспаление) среднего или наружного уха, разрыв барабанной перепонки, холестеатома (опухолевидное образование в полости среднего уха) и др. патологии. Если причиной кондуктивной тугоухости является скопление избыточной жидкости (экссудата) в полости среднего уха (как, например, при отите), то проблема решается медикаментозно, и слух в скором времени полностью восстанавливается. В других случаях прибегают к хирургическому лечению или использованию слуховых аппаратов.
  • Нейросенсорная тугоухость. Нейросенсорная тугоухость часто связана с повреждением улитки или нервного пути, что влияет на громкость и качество (чистоту, разборчивость и т.д.) воспринимаемых звуков. Причины нейросенсорной тугоухости — врожденные патологии, влияние токсичных медикаментов, шума, старость. Именуемая порой «нервной глухотой» (что, впрочем, не совсем верно), она не лечится ни хирургически, ни медикаментозно. Помочь могут лишь современные технологии цифровые слуховые аппараты и кохлеарные импланты.

Выделяют четыре степени тугоухости:

 
Степень тугоухости Примеры звуков Нижняя граница воспринимаемого звука, дБ Проблемы и их решения Информация носит общий характер: конкретные терапевтические опции врач-сурдолог определяет в индивидуальном порядке
Нормальный слух Шуршание листвы, тиканье часов от 20 дБ Отсутствуют
I степень Шепот, щелчки пальцами 20-45 дБ

Источник: https://you-med.ru/stati/pomoshh-detyam/detskiy-slukh

Признаки потери слуха

Знание основных этапов развития коммуникативных навыков может помочь выявить ранние признаки потери слуха.

В течение нескольких месяцев после рождения дети начинают слышать и распознавать ритм и мелодию голоса. Они часто отвечают гулением, когда вы разговариваете с ними. Запущенная проблема со слухом может оказывать разрушительное воздействие на способность ребенка к овладению речью.

В дальнейшем это отразится на его обучении в школе и в университете, карьере и общем качестве жизни. Представленные ниже основные этапы развития коммуникативных навыков смогут помочь вам выявить ранние признаки потери слуха у вашего ребенка.

Если у вас есть сомнения относительно развития вашего ребенка, обратитесь к специалисту для оценки слуха.

Как маленькие дети и грудные младенцы с нормальным слухом обычно реагируют на звук

  • Новорожденные дети — новорожденные дети обычно вздрагивают или «подпрыгивают» в ответ на внезапный громкий звук. Иногда они поворачивают голову в направлении звука.
  • К 2 месяцам слух вашего ребенка становится лучше. Теперь он может слышать звуки различной высоты, интенсивности и тональности.
  • К 3–4 месяцам ребенок начнет узнавать ваш голос (родителей) и сможет вокализировать согласные звуки (М, К, Г, П и Б), а также некоторые гласные звуки.
  • К 5–6 месяцам ваш ребенок может начать «хихикать». Лепет становится более похожим на слова.
  • К 8–9 месяцам ваш ребенок начинает понимать связь между словами и жестами.
  • К 11–12 месяцам ваш ребенок начинает понимать простые слова, такие как «молоко», «бутылочка» или «ванна». Он также начинает произносить слова, например, «мама» или «пока-пока».

Ваш ребенок может нуждаться в оценке слуха, если:

  • результаты скринингового исследования в больнице позволяют предположить наличие возможной проблемы;
  • он не проходил скрининговое исследование в больнице;
  • у него не наблюдается нормальный отклик на звук из представленного выше списка.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как часто делают прививку Адсм

Ваш грудной младенец или маленький ребенок может нуждаться в полной оценке слуха, если он:

  • не реагирует на обращенную к нему речь, или создается впечатление, что он не заметил, что вы разговариваете с ним;
  • просит вас повторить сказанное (относится к детям более старшего возраста);
  • поворачивает голову направо и налево в поисках источника голоса или звука;
  • начинает говорить позже по сравнению с другими детьми его возраста (основано на отчетах учителей и пр.);
  • не может правильно произносить слова и предложения;
  • испытывает трудности с восприятием одного голоса, когда разговаривает несколько человек;
  • не слышит краткие или тихие звуки;
  • плохо успевает в школе.

Вне зависимости от возраста дети могут нуждаться в полной оценке слуха, если они:

  • просят вас повторить сказанное (относится к детям более старшего возраста);
  • перенесли заболевания, способные привести к потере слуха;
  • имеют другие заболевания, которые иногда могут провоцировать потерю слуха;
  • прошли курс лечения, побочным эффектом которого может быть потеря слуха; а также если
  • в вашем семейном анамнезе есть нарушения слуха (потеря слуха передается по наследству).

Общие характеристики поведения детей с потерей слуха:

  • грусть — из-за того, что они не понимают, почему люди кричат на них;
  • злость и разочарование — если они не способны слышать или общаться;
  • застенчивость — особенно в окружении незнакомых людей, поскольку они не понимают всего, о чем говорят;
  • уединенность и замкнутость в школе — если они плохо слышат речь учителя или не могут выполнять указания;
  • утомление — напряжение слуха отнимает много энергии. Дети с потерей слуха зачастую концу дня сильно устают;
  • непослушание — проблемы с поведением могут иногда скрывать за собой потерю слуха у детей. Часто проблемы с поведением появляются в результате чувства фрустрации из-за плохого слуха;
  • Низкая самооценка — взрослые люди и сверстники могут сделать вывод о задержке умственного развития ребенка, если он не улавливает информацию, при этом сам ребенок может начать верить, что не способен и не может делать то, что делают его сверстники.

Обратитесь в ближайшую клинику или к врачу, если считаете, что у вашего ребенка есть проблемы со слухом.

Показать все Закрыть все

Источник: https://www.cochlear.com/ru/home/understand/my-child-has-hl/signs-of-hl-on-children

Развитие слуха у ребенка от рождения до года

врач-отоларинголог, к. м. н.

Уже в утробе матери младенец способен различать звуки, окружающие беременную женщину. Малыш слышит голоса родителей, музыку, играющую в комнате, шум мотора автомобиля, рассказы, которые мама читает вслух, и т. д. Интересно, что сразу после рождения ребенок выделяет голос матери среди остальных . Более того, младенец предпочитает слушать те песни и стихи, которые он слышал еще до рождения, в животе у мамы. Все это говорит о том, что слуховые умения складываются еще до рождения.

После родов

Когда малыш появляется на свет, первые недели он слышит только громкие звуки. Высокие звонкие тона привлекают внимание ребенка быстрее. Именно поэтому новорожденные так живо реагируют на сюсюканья взрослых, которые, как правило, произносятся высоким голосом.

К 2−3 месяцам ребенок начинает слышать и низкие, тихие звуки, учится сопоставлять услышанное с увиденным, связывая зрительные и слуховые впечатления воедино. Теперь малыша могут разбудить или напугать резкие, неожиданные звуки, и кроха заплачет, выказывая свое недовольство. В этот же период можно увидеть и яркую положительную реакцию на лице малыша – улыбку. Причем первое время ребенок улыбается не в ответ на улыбку взрослого, а в ответ на звук его голоса.

В 4−5 месяцев реакция становится более бурной: малыш начинает лепетать, ворковать, махать ручками и ножками. Теперь ребенок уже способен понимать, где находится источник звука, и поворачивает голову на голос взрослого. Примечательно, что движения малыша во время «разговора» с родителем синхронизируются и буквально копируют движения говорящего, – по мнению ученых, таким образом ребенок готовится к будущему овладению речевыми навыками.

К 6−7 месяцам кроха уже реагирует на свое имя, а также понимает и чувствует настроение окружающих. Так, если у мамы радостное лицо, ребенок смеется, ожидая ответного смеха, улыбок, похвалы. Если же лицо взрослого сердитое, малыш может испугаться и даже заплакать, ассоциируя сердитое выражения лица с криком и бранью.

С 9 месяцев у младенцев развивается способность подражать услышанным звукам, повторять некоторые из них, к 10−12 месяцам в речи малыша появляются первые осознанные слова: «мама», «папа», «баба», «киса» и т. д. Теперь ребенок начинает понимать, что говорят взрослые, осмысливает услышанное. Его речь развивается параллельно со слухом.

Очевидно, что речь ребенка тесно связана с его слухом. Однако не все родители придают большое значение тому, что и в каких количествах слышит их ребенок. Мамы порой не знают, о чем говорить с малышом, тем более что кроха не понимает и половины из монологов родных.

Поэтому обходятся скупыми и редкими фразами и тем самым тормозят развитие ребенка. Ведь именно постоянное «слышание» и «видение» чужой речи и стимулирует развитие речи самого малыша.

Словарный запас ребенка дошкольного возраста на 90% состоит из слов и фраз, услышанных от родителей.

Старайтесь беседовать с крохой, комментировать увиденное на прогулке, читать малышу стихи, сказки. Ошибочно полагать, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Исследования показывают, что ребенок должен слышать и видеть речь не на экране, а «вживую».

Сегодня многие мамы и папы с раннего возраста начинают обучать ребенка иностранным языкам. Здесь ключевую роль играет развитие слуха.

Детям с хорошим слухом намного проще изучать иностранные языки, поскольку они улавливают тонкие нюансы и различия в произношении тех или иных звуков.

Так, например, китайский язык — особая система тонов, и выучить его способны только люди с хорошим музыкальным слухом. Впрочем, даже в стремлении к лучшему старайтесь соблюдать меру — иногда ребенку нужно послушать и тишину.

Профессор Линн Вернер из университета Вашингтона, специалист по вопросам речи и слуха, доказал, что младенцы слышат все частоты одновременно. Именно поэтому, читая ребенку книжку или беседуя с крохой, родителям стоит выключить телевизор, радио или иные источники звука, чтобы малыш не отвлекался на посторонние шумы и сосредотачивался только на голосе взрослого.

Что-то не так

К сожалению, некоторые дети страдают нарушениями слуха различной степени. Таких малышей не так уж мало – 15 новорожденных из 1000. Правда, тяжелые поражения, такие, как глухота или сильная тугоухость, встречаются лишь в 0,5% случаев. Причины нарушений самые разные. Их принято делить на врожденные и приобретенные. К врожденным относят генетические отклонения и наследственность.

Поражения слуха могут появиться также вследствие недоношенности (вес при рождении менее 1 500 г), гипоксии, остановки дыхания у младенца во время родов, из-за родовых травм, злоупотребления во время беременности алкоголем, наркотиками. Иногда такие негативные последствия могут наступить по причине заражения мамы во время беременности краснухой, герпесом, гриппом, токсоплазмозом – заболеваниями, которые особенно опасны в первые четыре месяца беременности.

Впрочем, ребенок может родиться с хорошим слухом, но потерять его (или частично потерять) из-за осложнений после бактериального менингита, энцефалита, тяжелых форм кори, свинки, хронического воспаления уха, несчастных случаев (различных травм), химиотерапии, применения ототоксических средств (особенно некоторых антибиотиков).

Беда в том, что неспециалисту в первые месяцы жизни распознать нарушения слуха у малыша довольно затруднительно. Даже полностью лишенный слуха младенец плачет в моменты дискомфорта и может ворковать, «гулить», когда ему хорошо. Поэтому родные и не подозревают, что у ребенка могут быть проблемы со слухом.

Только когда другие дети начинают лопотать более-менее осмысленно, отзываться на свое имя, выполнять просьбы, у взрослых могу возникнуть подозрения, что у их малыша не все в порядке со слухом: ребенок все время молчит, не реагирует на просьбы, громкие звуки, музыку.

Но даже в этом случае родители далеко не всегда идут к врачу, а обращаются к медикам, когда время уже упущено.

Существуют различные методы диагностики и проверки слуха грудных детей. В некоторых развитых странах всех новорожденных обследуют на предмет снижения слуха с помощью особого метода − регистрации отоакустической эмиссии. С помощью этого совершенно безопасного и безболезненного метода можно выявить нарушения слуха даже у новорожденных, проверяя, как функционирует улитка внутреннего уха.

Кроме того, слух младенца можно исследовать и с помощью компьютерной электроэнцефалоаудиограммы, которую проводят под легким наркозом. Малышу подаются определенные сигналы, и, если слух не нарушен, в коре головного мозга возникают ответные реакции. После этого компьютер выдает заключение.

Еще один метод называется «ориентировочная аудиометрия». Он подходит для детей постарше, которые реагируют на зрительные сигналы (картинки, свет) и способны понять, где располагается источник звука. Если ребенок заинтересован только изображением и не реагирует на звуковые раздражители, можно заподозрить снижение слуха.

Что делать?

К сожалению, в 90% случаев глухота необратима. Но нарушение слуха — физический недостаток, а не интеллектуальный, и дети вполне могут овладеть устной и письменной речью, научиться читать, писать, общаться со сверстниками, а в будущем поступить в вуз, устроиться на работу, обрести семью.

Разумеется, слабослышащему ребенку требуется серьезная помощь родных. В идеале ребенку нужно подобрать протезы в возрасте до 6 месяцев, ведь наилучший период для освоения речи − от 9 месяцев до 3−4 лет. Важно регулярно заниматься с сурдопедагогом, активно развивать малыша — и нарушения слуха не станут препятствием на пути к общению и обучению малыша.

Читать на эту тему:

  • Концерт для погремушки с оркестром
  • Что-то не так с ушками?
  • Теория звука

Источник: http://www.parents.ru/article/razvitie-sluxa-urebenka-ot-0do-goda/

Почему так важно раннее выявление нарушения слуха у детей?

В настоящее время, диагностику нарушения слуховой функции у детей проводят уже в родильных домах по программе скринингового аудиологического обследования объективными методами. Но несмотря на это, нельзя сказать, что все дети с нарушенным слухом выявляются в младенческом возрасте, т.к. ребёнок может родиться слышащим, а позже потерять слух в связи с перенесёнными заболеваниями, травмами, гипоксией или по ряду других причин.

Влияние возраста постановки диагноза и оказание помощи плохо слышащему ребёнку связано с тем, что существует сензитивный период речевого развития (до 3 лет), когда у ребёнка активно развиваются речевые центры мозга. Если в этот период ребёнок не слышит окружающую его речь, то и его собственная речь не развивается. Важно понимать, что речь существует не только как средство общения, а главное – как средство развития мышления, слуховой памяти, а также овладения языком.

Для начала, необходимо всё же понимать, что такое «слух», а также, какие типы нарушений слуха существуют.

Существуют 5 типов нарушения слуховой функции:

1. Кондуктивная тугоухость – вызвана повреждениями барабанной перепонки, отитом, серными пробками, баротравмами и др. Данный тип нарушения слуха часто лечится при своевременном обращении к оториналарингологу (лор-врачу). Бывает односторонняя и двусторонняя;

2. Сенсоневральная тугоухость – вызвана повреждениями волосковых клеток во внутреннем ухе ребёнка, часто является врождённой и прогрессирует в первые годы жизни.

Наиболее часто встречающиеся причины – наследственные, нейроинфекции, нарушения кровообращения, действие шума, приём ототоксичных препаратов, ЧМТ.

Сенсоневральную тугоухость нельзя вылечить, но важно предотвратить полную гибель всех волосковых клеток, чтоб сохранить остаточный слух. Бывает односторонняя и двусторонняя;

3. Смешанная тугоухость – когда на одном ухе ребёнка сочетаются сенсоневральная и кондуктивная тугоухость.

4. Слуховая нейропатия – нарушение работы слухового нерва. Реакции на звук у ребёнка неустойчивые, но большинство детей обучаются понимать речь на слух и говорить;

5. Центральные нарушения слуха – вызваны повреждениями слуховых центров мозга. Дети с таким типом нарушения слышат даже самые тихие звуки, но плохо различают на слух речевой материал, т.к. имеют проблемы с обработкой слуховых образов слова в головном мозге. Центральные нарушения характерны для многих детей с речевыми расстройствами.

Часто вылечить нарушение слуха у ребёнка невозможно, но ему можно помочь! При условии быстрого реагирования и своевременной помощи аудиологов, педагогов и психологов, ребёнок имеет все шансы быстро абилитироваться, следовательно, общаться устной речью, понимать её на слух и овладевать языком, а то и не одним, практически на ровне со сверстниками.

На современном этапе развития слухопротезирования, специалисты могут в максимально короткие сроки надеть ребёнку слуховые аппараты и далее сделать кохлеарную имплантацию (если в этом есть необходимость). Занятия же с сурдопедагогом следует начинать сразу после выявления нарушения слуха, ещё до подбора слуховых аппаратов (СА), даже если ребёнок еще совсем мал.

Следует обратить внимание на слуховые возможности ребёнка раннего возраста, если:

1. новорождённый не реагирует на очень громкие звуки (хлопок, звук падающей железной крышки на кафель на кухне, крик и др.), появляющиеся в непосредственной близости от ребёнка.

2. маленькие ребёнок после 6 мес. не пытается искать взглядом источник звука (мелодию, голос человека, пищащую игрушку);

3. у ребёнка не появляется комплекс оживления на голос матери (при условии, что лицо мамы ребёнок не видит);

4. у ребёнка уменьшается речевая активность после гуления и начала лепета (крик, гуление и ранний лепет есть даже у глухих детей, т.к. это реализация наследственной моторной программы);

5. лепет ребёнка появляется поздно (после 10 мес.), не имеет интонационной окраски, монотонный, бедный по звуковому составу;

6. к 1,5 годам ребёнок понимает значение малого количества слов (меньше 100), часто реагирует на просьбы только при условии, что он чётко видит лицо говорящего;

7. ребёнок при общении постоянно сосредотачивает внимание на губах говорящего;

8. ребёнок выполняет просьбы только при условии сопровождения их естественными жестами.

Если вы подозреваете, что ваш малыш не слышит, обратитесь к аудиологу для проверки слуха объективными методами, которые подходят детям раннего возраста. В обычных поликлиниках лор-врачи не всегда имеют нужную аппаратуру для детей, а могут и не уметь ею пользоваться, время приёма на каждого пациента ограничено, поэтому врачу может не хватить времени адекватно оценить все стороны слухового поведения ребёнка.

Имейте ввиду, что обследование слуха у ребёнка – трудная задача, т.к. для постановки точного диагноза необходимо использовать объективные методы обследования слуха с помощью специальных приборов:

1. отоакустическая эмиссия – используется в роддомах России для скринингового выявления подозрений на нарушение слуха. Процедура обследования не длительная (около 5 мин.), ребёнок должен спокойно сидеть, т.к. движения искажают результаты обследования. Прибор либо регистрирует отоакустическую эмиссию (нормальный слух), либо не регистрирует (есть какое-либо, даже минимальное, снижение слуха);

2. импедансометрия – используется для определения нарушений в среднем ухе (выявления кондуктивной тугоухости). Процедура занимает около 5 минут, ребёнок должен спокойно сидеть на стуле или коленях матери. Результат процедуры – тимпанограмма, по которой врач определяет состояние наружного и среднего уха.

3. Компьютерная аудиометрия – основной объективные метод оценки слуха у детей до 3 лет, в т.ч. недоношенных. Используется и у детей с патологией ЦНС более старшего возраста. Обследование занимает около 30-50 мин, проводится во время естественного или медикаментозного сна ребёнка, т.к. движения искажают результат. При обследовании данным методом возможно получение аудиограммы.

Используя вышеперечисленные методы диагностики слуха врач-аудиолог может поставить ребёнку предварительный или окончательный диагноз и рекомендовать родителям, что делать раньше.

Помните, что чем раньше выявится нарушение слуха у вашего ребёнка, тем больше вероятность его дальнейшего полноценного развития наравне со слышащими, при условии раннего слухопротезирования (до года при врождённом нарушении слуха) и активной постоянной работы родителей и сурдопедагога с ребёнком.

Сурдопедагог, дефектолог Центра развития и реабилитации детей “Светлый город”

Источник: http://svetlyjgorod.ru/pochemu-tak-vazhno-rannee-vyyavlenie-narusheniya-sluha-u-detej/

Когда начинает слышать новорожденный — Чадо Ты Мое

13.08.2019

Тревога по поводу нормального развития малыша для его родителей – естественное явление. И оно проявляется буквально во всем: от наблюдения за сном малыша, его первыми реакциями на звуковые и визуальные раздражители, и т.д.

В этой статье говорится о развитии слуха у новорожденных. Ведь отсутствие знаний и опыта часто служит причиной того, что родители не понимают, как и когда должен реагировать ребенок на те звуки, которые раздаются рядом с ним. Слышит ли он их, а если не слышит – нормально ли это в таком юном возрасте. В конце концов, что делать, если обнаружилось отклонение? Вопросов возникает много, и на всех них даются ответы в данной статье.

Из нее вы узнаете все о формировании слухового аппарата, о том, как слышит малыш и какую реакцию у него должны вызывать разные звуки в разном возрасте, а также много другого. Очень подробно рассказывается о том, когда есть причины для беспокойства, какие есть способы для самостоятельной проверки слуха у ребенка, и когда следует обратиться к отоларингологу.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно

Текстовый контент в статье дополнен видеоматериалом.

С появлением малыша родители открывают для себя целый новый мир, радостный, непростой, вызывающий очень много вопросов. Маленький ребенок — часто настоящая загадка для них, ведь совсем немногие молодые мамы и папы получили педиатрическое или педагогическое образование, поэтому особенности развития малышей для них в диковинку.

Один из распространенных вопросов касательно новорожденных, с которым родители обращаются к более опытным знакомым, врачам или информационным источникам — когда ребенок начинает слышать.

Как формируется слух у новорожденных, нормальны ли слабые реакции на посторонние шумы в первые недели жизни, как понять, когда бить тревогу – обо всем этом мы расскажем далее.

Когда формируется слуховой аппарат

Во многих журналах и книгах для беременных можно встретить советы будущим мамам: читать сказки, петь колыбельные или разговаривать с еще не родившимся ребенком.

Кому-то может показаться это надуманным, однако современные исследования подтверждают: ребенок, еще не родившись, уже способен слышать звуки окружающего мира, немного приглушенные из-за царящей вокруг водной среды.

Стенки живота достаточно тонкие, поэтому ученые предполагают, что малышу доступны любые звуки громче 30 децибел. Поэтому он довольно хорошо слышит не только мамин голос, но и его интонацию, и настроение.

А особенно отчетливо в такой среде улавливаются звуки низких частот, поэтому многие детские психологи советуют общаться с нерожденным малышом не только маме, но и папе.

Что касается того, когда именно ребенок начинает слышать в утробе, то здесь мнения расходятся. Некоторые исследования позволяют сделать вывод, что слуховой аппарат, а, значит, и способность слышать окружающий мир, у плода формируется к 16 неделе беременности.

Большинство же ученых считают, что слух формируется полностью к 20 неделе. То есть, начиная с пятого месяца беременности, будущим мамам рекомендуют общаться «с животиком», петь ему или читать сказки.

Исследования слуха у еще не рожденных детей довольно интересны сами по себе. В ходе таких экспериментов мамы зачитывали определенные детские стишки на последних сроках беременности, а затем снова читали их деткам уже после рождения. Психологи, наблюдающие за экспериментальной ситуацией, фиксировали у малышей реакцию узнавания на эти строки: детки начинали активно двигать ручками и ножками и улыбаться.

Как слышит новорожденный

После рождения, в первые несколько дней ребенок практически ничего не слышит из-за воды в его внутреннем ухе. Затем постепенно слуховой аппарат начинает адаптироваться к изменившимся условиям среды, становясь все более чутким.

Из-за того что слух у новорожденного ребенка в первый месяц жизни несколько притуплен, многие родители начинают беспокоиться, все ли с ним в порядке, замечая, что малыш не реагирует даже на довольно громкие звуки, не просыпается от шума телевизора или стиральной машины.

На самом деле такая постепенная адаптация обусловлена физиологически и служит на благо ребенка: после довольно спокойной и тихой среды, в которой он развивался в маминой утробе, звуки внешнего мира во всем их количестве и разнообразии казались бы малышу какофонией и перегружали бы его.

Процесс адаптации слухового аппарата длится в среднем до 4 недель и к первому месяцу жизни завершается. После 4 недель малыш начинает отчетливо слышать окружающие его звуки, а к 9-12 неделе родители могут заметить, как он старается определить, откуда они доносятся, двигая глазами и головкой.

Медики не рекомендуют излишне строго относиться к обеспечению тишины во время сна ребенка – она ему не требуется. Ведь все девять месяцев до рождения малыш непрерывно слушал, как работают органы мамы.

И после рождения гул стиральной машины, шумы с улицы или приглушенные голоса родителей не будут мешать ему.

Нормальные реакции на звуки у новорожденных

Как только слуховой аппарат малыша адаптировался к условиям среды, ребенок начинает реагировать на звуки, что иногда дает родителям новый повод для тревоги. А именно: какие реакции нормальны, а какие –нет.

Дело в том, что первое время, когда ребенок уже получает информацию от слухового анализатора, но еще не умеет реагировать на нее, его отклики могут быть странными. К примеру, реакцией даже на негромкий, однако неожиданный для ребенка звук может быть испуг и плач.

Также громкие или неожиданные шумы могут вызвать судорожную реакцию, которая, как бы странно она ни выглядела, является нормой и позволяет сделать вывод о нормальном формировании слухового аппарата. Это лишь говорит о том, что младенцы чрезвычайно сензитивны (чувствительны) к окружающей их среде.

Спустя некоторое время, обычно к двум месяцам, малыш адаптируется к окружающим его звукам и перестает так чутко реагировать на них.

Непроизвольные и судорожные реакции первого месяца жизни сменяются произвольными и упорядоченными. Малыш с удовольствием слушает обращенную к нему речь, стихи, ритмичную или классическую музыку. Можно заметить, как он старается отыскать глазами источник звука.

Когда нужно насторожиться

Поскольку слух у новорожденного ребенка формируется постепенно, многие родители испытывают тревогу, замечая, что реакции малыша отсутствуют или очень слабы. Они хотят удостовериться, что со слухом малыша все в порядке, ведь по статистике два ребенка из тысячи появляются на свет с врожденной тугоухостью.

Мы не будем описывать все возможные варианты нормы, поскольку развитие каждого ребенка протекает очень индивидуально и может быть совершенно непохожим у двух разных детей, притом, что это не будет означать, что один из них развивается с патологий.

Однако следующие закономерности позволят понять встревоженным родителям, что, возможно, что-то при формировании слуха идет не так:

  • Если в 2-3 недели малыш не обращает никакого внимания на достаточно громкие звуки.
  • Если ребенок старше месяца не пытается повернуть голову на звук, раздающийся вне зоны видимости.
  • Если трехмесячный малыш не успокаивается от голоса матери.
  • Если в возрасте около четырех месяцев малыш не обращает внимания на голоса или на необычный звук, которого он раньше не слышал, такой как шум новой игрушки.
  • Если ребенок в возрасте от двух до четырех месяцев не пытается издавать звуки, подражать интонациям, произносить первые слоги.

Если родители, наблюдая за новорожденным, замечают какие-либо странности, им стоит показать малыша врачу-отоларингологу.

Для диагностики слуха специалисты используют современное оборудование, позволяющее установить наличие нарушений даже через несколько дней после появления малыша на свет.

Как проверить слух ребенка самостоятельно

Однако прежде чем нанести визит врачу, родители могут и сами попытаться разобраться, есть ли проблемы.

Есть несколько способов, как проверить слух ребенка в домашних условиях уже в течение первого месяца его жизни:

  • Чтобы произвести проверку, нужно взять какую-то незнакомую ребенку игрушку — погремушку или дудочку, и пошуметь ей, встав при этом позади малыша, чтобы он вас не видел. При этом следует внимательно наблюдать за его реакцией.
  • Также можно проверить слух не только во время бодрствования, но и во время сна в быстрой фазе. При этом вы заметите, как через веки движутся глазные яблоки. Реакцией спящего ребенка на звук будет изменение мимики или вздох.

Ни в коем случае не стоит пугать малыша громкими звуками. Чтобы создать достаточно шума, стоит всего лишь кашлянуть или потереть ладони друг о друга.

Также стоит обратить внимание на процесс формирования речи у малыша, так как он тесно связан с формированием слуха и не может протекать нормально, если есть какие-то проблемы со слуховым аппаратом.

Уже в двухмесячном возрасте ребенок начинает издавать первые гласные певчие звуки.

Одним из признаков здорового слуха является постоянное постепенное развитие речевых навыков: ребенок начинает издавать звуки с определенным настроением, в котором он пребывает, а затем формировать простые слоги.

Если этого не происходит – стоит обратиться к врачу.

Заключение

Вопрос о том, слышат ли новорожденные – сложный и не имеющий одного ответа. Поскольку слуховой аппарат полностью сформирован уже к пятому месяцу беременности, разумеется, ребенок физиологически уже может слышать до появления на свет.

Однако адаптация к новой изменившейся среде, которую переживает новорожденный в первые недели жизни, приводит к тому, сто слух — такой, каким мы его себе представляем – почти отсутствует и формируется постепенно.

Первые недели жизни ребенок почти не воспринимает окружающих звуков, отзываясь только на громкие или внезапные, и его реакции при этом спонтанные и неупорядоченные. Но уже к месячному возрасту он начинает различать речь и с удовольствием слушает ее.

В любом случае, если у вас остались сомнения, проверка слуха у новорожденных — простой способ их развеять, для этого нужно лишь обратиться к отоларингологу.

Источник: https://tymoe.ru/blog/kogda-nachinaet-slyshat-novorozhdennyy/

Детский слух и слуховые аппараты. Нарушение слуха у детей и лечение слуха | Статья

В первые несколько лет жизни, слух является важной частью социального, эмоционального и когнитивного развития детей. Даже легкая или частичная потеря слуха может повлиять на способность ребенка говорить и понимать язык.

Причины потери слуха у детей

Часто потеря слуха является врожденым дефектом — по статистике от 1-го до 3-х малышей на каждые 1000 новорожденных. Ряд факторов может привести к потере слуха, и примерно в половине случаев, причина не найдена. Потеря слуха может произойти, если:

  • ребенок родился преждевременно и оставался какое-то время в отделении интенсивной терапии новорожденных;
  • имел высокие показатели билирубина;
  • по необходимости принимал лекарства, которые могли привести к потере слуха;
  • имеется генетическая предрасположенность;
  • были осложнения при рождении;
  • частые ушные инфекции;
  • перенес такие инфекции, как менингит или цитомегаловируса;
  • подвергался воздействию очень громких звуков или шумов, даже кратковременно.

Как обнаружить потерю слуха у ребенка?

Для того, чтобы максимально эффективно помочь слуховыми аппаратами ребёнку с нарушением слуха, необходимо как можно раньше обнаружить у него это нарушение. Для ранней диагностики сейчас в России вводится аудиологический скрининг у новорожденных. Также педиатры во время профилактических осмотров должны проверять слух ребёнка. Подробнее о том, как проверить слух малыша

Во всём мире сейчас понимают необходимость ранней диагностики слуха у детей. Чем раньше слухопротезировать ребёнка с нарушением слуха, подобрав ему хорошие слуховые аппараты, тем лучше будет результат, тем меньше пострадает речь и умственное развитие малыша. Подробнее о детском слухопротезировании

Обратите внимание на слуховое развитие малыша

4 — 6 недельРебёнок пугается внезапных громких звуков.

3 — 4 месяцаРебенок просыпается от громких звуков или громкой речи, смотрит в направлении источника звука и речи, узнает голос родителей.

6 — 7 месяцевРебенок пытается говорить «слова», как односложные, так и многосложные. Использует по-разному модулированный крик. Поворачивает глаза или голову в сторону источника звука, прислушивается к речи.

10 — 12 месяцевРебёнок слышит тихое обращение к нему с расстояния один метр, его речь развивается. Подражает звукам речи и интонациям взрослых. Знает и откликается на свое имя. Использует лепетные слова и 1-3 существительных, впервые намерено использует речь.

Если какой-то из признаков отсутствует или кажется вам недостаточным, необходимо обратиться к специалисту. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше.

  • КСВП (для детей в возрасте до 3-х лет)
  • ОАЭ (отоакустическая эмиссия)
  • Импедансометрия (рефлексометрия)
  • Игровая аудиометрия (для детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет)
  • Тональная субъективная аудиометрия (для детей старше 6-ти лет)

Исследование слуха ребенка надо проводить в специализированной клинике. Многие родители недооценивают это требование. Им удобно провести диагностику слуха малыша в домашних условиях. Однако диагностика слуха у детей сопряжена с многими техническими трудностями и возможна лишь в условиях специализированного кабинета медицинского учреждения. И даже не все медицинские учреждения правильно подготовлены к выполнению данного исследования, чем и объясняются частые ошибки диагностики.

Источник: https://akystik.ru/info/detyam/detskij-sluh/

Скрининг слуха новорожденных и детей раннего возраста

Скрининг слуха новорожденных и детей раннего возраста является стандартизированной автоматической процедурой объективного исследования слуха, предназначенной для быстрого и надежного выявления детей, у которых  с высокой степенью вероятности имеются нарушения слуха.

Учитывая важность раннего выявления и своевременной коррекции нарушений слуха программа скрининга слуха всех новорожденных осуществляется в настоящее время более чем в 50 странах.

Слуховой скрининг новорожденных является составной частью программы раннего выявления и коррекция нарушений слуха у детей, направленной на улучшение качества жизни детей с выявленными нарушениями посредством предотвращения вторичных нарушений речи, задержки речевого развития, низкой академической успеваемости и психоэмоциональных расстройств.

Стандарты осуществления программы раннего выявления и коррекции нарушений слуха у детей сформулированы  Объединенной комиссией по слуху детей (США) в 2007 и являются общепринятыми во всем мире. Это так называемый «Принцип 1-3-6», в соответствии с которым:

  • Скрининг слуха проводят всем новорожденным до достижения ими возраста в 1 месяц, оптимально — до момента их выписки из родильного отделения
  • логическую диагностику (определение степени и характера нарушения слуха) при положительных результатах скрининга, т.е., выявлении нарушений слуха, проводят всем детям до достижения ими возраста 3-х месяцев
  • Реабилитацию нарушений слуха (слухопротезирование) всем детям с выявленными необратимыми нарушениями слуха начинают не позднее достижения ими возраста 6-ти месяцев

В Украине программы раннего выявления и коррекция нарушений слуха у детей в настоящее время не внедрены. В этой связи в Медицинском центре ЦСР АВРОРА налажен объективный слуховой скрининг на основе использования самого надежного метода скрининга — регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). Этот метод скрининга позволяет выявить нарушения слуха, обусловленные поражением среднего, внутреннего уха, слухового нерва и ствола головного мозга.

Слуховой скрининг на основании регистрации КСВП проводится с использованием современного оборудования опытными специалистами Центра АВРОРА, оценку результатов скрининга осуществляет врач отоларинголог-сурдолог. В зависимости от результатов скрининга разрабатываются рекомендации по тактике ведения ребенка.

При положительном результате скрининг-теста, указывающем на вероятность нарушения слуха у ребенка, рекомендуем провести диагностическое обследование слуха для выявления характера и степени снижения слуха, определения лечебной и диагностической тактики.

При отрицательном результате скрининг-теста, врач проанализировав историю беременности и родов, развития ребенка может рекомендовать наблюдение с последующим повторным скринингом через несколько месяцев для выявления возможных поздних нарушений слуха. Это особенно важно при наличии у ребенка некоторых  соматических и генетических заболеваний.

В каких случаях следует обращаться в Медицинский центр АВРОРА для проведения скрининга слуха новорожденных и детей раннего возраста?

Многолетний опыт функционирования программ раннего выявления и коррекция нарушений слуха у детей показал, что 50% детей с врожденными слуховыми расстройствами  имели факторы риска возникновения слуховых расстройств.

Cписок факторов риска, при наличии которых следует обязательно проводить скрининг слуха новорожденных и детей раннего возраста.

  • Инфекции матери во время беременности  в частности цитомегаловирус, краснуха, сифилис, герпес, токсоплазмоз, ВИЧ.
  • Аномалии развития головы, лица, ушных раковин включая несращение неба, кожные выросты и ямки в области ушных раковин и слухового прохода, врожденные кисты шеи.
  • Все заболевания или состояния, при которых требуется нахождение ребенка отделении интенсивной терапии новорожденных в течение 48 и более часов
  • Прием ототоксических медикаментов матерью во время беременности или ребенком в период новорожденности
  • Недоношенность – возраст гестации менее 37 недель
  • Нарушений слуха у ближайших родственников,
  • Гипербилирубинемия (желтуха) новорожденных с уровнем билирубина более 200 мкмоль/литр
  • Искусственная вентиляция легких
  • Врожденные заболевания, при которых возникают нарушения слуха: синдром Дауна, синдром Ушера, синдром Пендреда, синдром Ваарденбурга, синдром Стиклера, синдром Альпорта, синдром Тричер-Коллинза, синдром Голденхара и др.

По мере взросления ребенка скрининг слуха следует проводить в следующих случаях:

  • Отставание ребенка в речевом развитии, несоответствие речи и словарного запаса возрасту
  • Неадекватная или отсутствующая реакция на звуки
  • Частые отиты или единичные случай длительно протекавшего отита
  • Черепно-мозговая травма, повлекшая потерю сознания и/или перелом костей черепа
  • Бактериальный менингит и другие инфекции, при которых возможно осложнения со стороны слуха (эпидемический паротит, энцефалит, вирусный лабиринтит, сепсис)
  • Воздействие сильного шума
  • Настороженность родителей или опекунов относительно состояния слуха ребенка
  • Прием ототоксических препаратов
  • Химиотерапия

Раннее выявление нарушений слуха позволяет своевременно и правильно выбрать тактику лечения и реабилитации ребенка. Это бесценный шанс для слабослышащих детей стать полноценными членами общества. Скрининг слуха – это первый этап выявления нарушения слухового восприятия.

Наш многолетний опыт оказания высококвалифицированной слуховой помощи детям поможет вам. Обращайтесь к нам в Медицинский центр АВРОРА®.

Запись на прием в Медицинский центр:

тел.  (044) 333-4310

моб. (050) 382-4195

Запись на прием по SMS:

моб. (050) 382-4195

Запись на прием по E-mail:

[email protected]

Запись на прием через сайт Записаться на прием

Источник: https://aurora.ua/ru/sluh/deti/skrining-sluha-novorozhdennyh-i-detei-rannego-vozrasta.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наши дети
Когда после родов можно заниматься се

Закрыть