Когда вводить прикорм воз

Таблицы первого прикорма ребенка ВОЗ. Когда, как, что и сколько вводить

Когда вводить прикорм воз

Совсем недавно вы стали родителями, время пролетело незаметно и вот малышу уже почти полгодика, а вы ищите таблицу первого прикорма ребенка. Действительно, вопрос это нешуточный! Ведь от того что, как, когда и сколько ваш ребенок попробует впервые зависит его здоровье, физическое и интеллектуальное развитие на всю жизнь.

Когда вводить прикорм?

Все специалисты сходятся во мнении, что вводить прикорм следует после наступления шестимесячного возраста.

Документами ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) одобрен несколько более ранний ввод прикорма, но только в том случае, если молока у матери по какой-то причине нет и финансово семья не в состоянии покупать дорогие адаптированные детские смеси.

Конечно, а что же остается делать тогда? Денег на смесь нет, грудного молока нет, а чем-то ведь кормить нужно. Это единственное условие введения раннего прикорма. Но, стоит помнить, что ЖКТ (желудочно-кишечный тракт) малыша ещё не готов и скорее всего ранний прикорм повлечет за собой множество проблем с ЖКТ в будущем.

*Несвоевременный или бессистемный прикорм может привести к хроническим проблемам с ЖКТ, аллергиям, проблемам с зубами у малыша на всю оставшуюся жизнь, кроме того, повышает риск нарушений физического развития, а недостаточность питательных веществ могут иметь долговременные отрицательные последствия для здоровья и умственного развития малыша.

Таблица прикорма при исскуственном вскармливании несколько отличалась бы от таблицы первого прикорма ребенка, который на грудном вскармливании. Почему? Потому что смесь и грудное материнское молоко разные по составу, белки, жиры, углеводы в них в разных пропорциях, у них разная энергетическая ценность.

ВОЗ рекомендует до шести месяцев кормить ребенка исключительно грудным молоком, если есть такая возможность. Именно такой план ввода прикорма был бы идеальным и самым щадящим для малыша. С наступление шести месяцев грудное молоко уже не удовлетворяет всех потребностей быстро растущего организма. Поэтому рекомендуется, чтобы малыш начинал пробовать прикорм.

Как правильно вводить прикорм?

Первыми рекомендуется вводить овощи. Они малокалорийные, легкие для организма. Делая поправку на наш регион, наши сезонные овощи нутрициологи рекомендуют первым дать ребенку попробовать кабачок. Сезон молоденьких кабачков летом, поэтому, если вашему малышу исполнится шесть месяцев в другое время года, например, зимой, заготовьте кабачки в заморозке. Тоже самое касается и остальных овощей/фруктов.

Итак, начнем вводить прикорм с половинки чайной ложечки пюре из кабачка. На следующий день дадим полную чайную ложку, потом 20 грамм, затем 40, на следующий день – 60 грамм. На количестве 60 грамм пока можно остановиться. Малыш в любом случае не наестся одним только кабачком, мы даем ребенку пробовать и проверяем как его организм реагирует на этот продукт.

Если пытаться накормить ребенка 150-200 граммами одного только кабачка мы можем вызвать у ребенка отвращение к этому продукту, рвотные позывы, маленький желудок будет забитый кабачком до верху, но малыш не получит необходимого количества белков, жиров и углеводов, которые необходимы в его возрасте. Тоже самое касается всех остальных продуктов из списка первого прикорма.

Представьте если б перед вами поставили тазик одной только гречки и заставили съесть. Кроме того такое продолжалось целую неделю, каждый день по тазику гречки (а 166 грамм для детского желудка – это как целый тазик для нас). Какой был бы результат? Никакой больше гречки до конца жизни! А как насчет витаминов, питательных веществ и всего остального? Отсюда тусклые волосы, ломкие ногти и т.д.

А это у взрослого человека! Что же у малыша, когда он находится в активной фазе своего роста и интеллектуального развития?

Итак, останавливаемся на дозе в 60 мл одного овоща. Даем каждый продукт не менее 5 дней, чтоб точно понимать нет ли у ребенка аллергии. Список всех продуктов с которых начинается прикорм вы найдете в таблице «Вводим прикорм легко!», которая входит в подарочный комплект Меморика «Мой первый год».

К сведению читателей единой таблицы прикорма ВОЗ не существует! Всемирная Организация Здравоохранения описывает рекомендации по вводу продуктов малышам во всем мире. А значит, таблиц прикорма ВОЗ должно было бы быть десятки, если не сотни, ведь в Африке не растет наш кабачок, а у нас не растут плоды хлебного дерева, которые рекомендуют вводить малышам. Мы не станем давать ребенку молоко яка, а где-то посчитают картошку экзотическим плодом.

Нутрициологи совместно с педиатрами нашего, постсоветского региона, составили свои списки продуктов и рекомендаций по их вводу, согласно ВОЗ, отсюда ещё одна таблица первого прикорма ребенка, которую предлагаем вам мы.

Источник: https://www.memorik.com.ua/tablica-pervogo-prikorma/

Первый прикорм

Когда вводить прикорм воз

В первый год жизни малыша все меняется очень быстро. Казалось бы, только недавно мама постигла все тонкости грудного вскармливания, и вот уже наступает новый этап — первый прикорм. С чего начать знакомство ребенка с «взрослой» пищей? Чем лучше кормить грудничка? Как должен меняться прикорм по месяцам? Как ничего не упустить и ни в чем не ошибиться? Мы поможем вам разобраться в этой важной теме.

Когда вводить прикорм?

Оценить, готов ли ваш ребенок, можно по следующим признакам:

  1. Вес увеличился с рождения в два раза.

  2. Он уверенно держит головку.

  3. Малыш все тянет в рот, бодр и энергичен.

  4. Грудничок здоров, и в последние три дня ему не делали прививок.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует начинать введение прикорма в 6 месяцев, сохраняя грудное вскармливание до двух лет или даже дольше1. Российское здравоохранение более толерантно в этом вопросе и считает, что некоторые продукты прикорма допустимо давать малышу уже с четырех месяцев2. Именно поэтому на коробках и баночках детского питания вы можете увидеть надписи «для детей с 4 месяцев в соответствии с законодательством РФ» или похожие.

Некоторые мамы и папы руководствуются возрастом, указанным на упаковке. Мы придерживаемся мнения, что рекомендации ВОЗ являются более щадящими для пищеварения малыша. Однако самым правильным ответом на этот вопрос будет такой: посоветуйтесь о начале прикорма грудничка с наблюдающим его врачом. Зная особенности развития малыша, он сможет выбрать оптимальное время для знакомства крохи с первыми продуктами питания. Но, скорее всего, это произойдет примерно в 6 месяцев.

Почему прикорм ребенка начинают именно в 6 месяцев?

В первые месяцы жизни пищеварительная система малыша несовершенна и неспособна без проблем справиться с пищей. Да ребенку и не нужна дополнительная еда — грудное молоко мамы обеспечивает его всеми необходимыми питательными веществами3.

Примерно к полугоду ситуация меняется. Во-первых, благодаря питанию материнским молоком кишечник крохи заселяют полезные бактерии, играющие важную роль в процессе пищеварения.

Во-вторых, в организме малыша подходят к концу дородовые запасы микроэлементов, и пополнить их можно только с помощью пищи. Например, если сильно задержать введение первого прикорма, ребенок начнет испытывать дефицит железа4.

По этой причине рекомендуется отдавать предпочтение обогащенным железом кашам, а одним из первых продуктов должно стать богатое этим минералом мясное пюре.

С чего начинать прикорм?

На роль первого прикорма есть сразу два кандидата — каши и овощное пюре. Вы можете выбрать любой из этих вариантов, но должны следовать следующим правилам.

Как правильно вводить прикорм, если вы решили начать с каш?

Для первого прикорма подходят далеко не все каши. Во-первых, каша должна быть однокомпонентной — время мультизлаковых рецептов наступит позже. Во-вторых, нужно покупать только безмолочные продукты — организм крохи еще не готов к коровьему молоку. В-третьих, стоит начинать с безглютеновых злаков: рис, гречка, кукуруза. Глютен в этом возрасте может вызвать аллергическую реакцию.

Приготовленную кашу нельзя хранить. Если малыш не доел ее, выбрасывайте.

Какое овощное пюре выбрать для первого прикорма?

Главное правило состоит в том, чтобы вначале давать малышу только белые и зеленые овощи. Яркие морковка, тыква и свекла словно кричат: мы слишком богаты питательными веществами, и для нас нужен крепкий желудок. А вот кабачок, брокколи и цветная капуста всем своим видом показывают, что не содержат ничего сложного для пищеварения. С них и начинайте.

Не кормите ребенка пюре прямо из баночки, возьмите чистую ложку и отложите порцию нужного размера в его мисочку. Открытое пюре можно хранить в холодильнике не дольше срока, указанного производителем. Если он прошел, выбрасывайте или съешьте сами. Хотя, признаться честно, натуральное овощное пюре пресновато для взрослого человека :)

Как правильно вводить прикорм ребенку?

Новорожденный просит кушать круглые сутки напролет, но примерно в 4–5 месяцев у малыша вырабатывается некое подобие режима. В это время ребенок переходит на пятиразовое кормление, обычно с перерывами 4 часа между прикладываниями к маминой груди. Вот в этот график вам и надо внедриться.

Схема введениявыглядит так:

  1. Пусть день первого прикорма ребенка начнется как обычно — утром покормите его грудным молоком или детской смесью. Чтобы попробовать новую пищу, лучше всего подойдет второе кормление. Предложите немного проголодавшемуся малышу пол-ложечки каши или пюре вместо собственной груди и наблюдайте за его реакцией. Ребенок отнесется к изменившимся правилам игры с настороженностью и удивлением, но, скорее всего, любопытство возьмет верх.

  2. Если малыш наотрез отказывается пробовать новое, что ж, значит, в следующий раз. Вернитесь с предложением прикорма завтра в то же время. И послезавтра — некоторым привередам может потребоваться пять или даже больше попыток, прежде чем они согласятся отведать незнакомое блюдо.

  3. Когда у вас наконец все получится, похвалите кроху и докормите грудным молоком. Все остальные кормления до вечера должны проходить без прикорма. Внимательно следите за реакцией маленького организма на новый продукт. Скорее всего, ничего страшного не случится, но, если малыш стал вялым, у него случилось расстройство пищеварения или появились аллергические высыпания, немедленно сообщите об этом врачу.

  4. Если все в порядке, второе кормление на следующий день опять должно начаться с прикорма. Предложите малышу съесть не пол-ложечки, а уже целую ложечку блюда, которое он освоил вчера. С каждым днем увеличивайте порцию. Через неделю можно будет попробовать новое блюдо.

Что лучше для прикорма детей — домашняя пища или фабричное детское питание?

Решать вам. Если вы принципиально против любой пищи, приготовленной не на собственной кухне, варите малышу каши и овощи. Однако фабричное детское питание имеет как минимум четыре преимущества:

  1. Многие детские каши разводятся грудным молоком (молочной смесью, если малыш на искусственном вскармливании). Их не надо варить, и легко приготовить даже самую крошечную порцию.

  2. Овощи для домашнего детского пюре надо сварить на пару, а затем измельчить блендером. А баночку фабричного пюре — всего лишь открыть.

  3. Если вы будете готовить сами, скорее всего, каждый раз у вас будет получаться немного разная каша — то густая, то жидкая, то чуть «аль денте» :) Продукты прикорма из магазина всегда одинаковые и имеют правильную консистенцию.

  4. Законодательство РФ предъявляет к детскому питанию гораздо более строгие требования, чем к обычным продуктам. «Кабачок с рынка» может совершенно легально содержать следы пестицидов и другие вредные примеси, которые полностью запрещены в фабричных пюре для первого прикорма5.

Чтобы не быть голословными, приведем мнение Союза педиатров России: «преимущество продуктов промышленного производства не вызывает сомнения, учитывая их гарантированные состав, качество, безопасность и высокую пищевую ценность»2.

Какие правила прикорма нужно знать?

Есть несколько важных правил, как вводить прикорм ребенку. Они совсем несложные и работают всегда — и в самый первый раз, и когда вы будете знакомить малыша со следующими вкусами.

  1. Малышу нельзя сразу предлагать большое количество нового продукта. Начните с минимальной порции и каждый день увеличивайте ее.

  2. Прикорм нужно давать на голодный желудок — сытый малыш может потерять всякий интерес к пищевым экспериментам. После того, как ребенок съел положенную на сегодня норму прикорма, докормите его грудью.

  3. Помните, что у малыша еще нет зубов, и он не умеет жевать, только глотать. Большими кусочками пищи грудничок может подавиться! Все продукты, которые попадают в рот ребенка, должны быть измельчены или легко растворяться в слюне.

  4. Иногда аллергия на новый прикорм может проявиться не сразу. Поэтому очень важно выдерживать интервалы 5–7 дней между введением продуктов.

  5. Если что-то пошло не так, немедленно обращайтесь к доктору!

Как выглядит таблица прикорма детей до года?

Не существует таблицы введения прикорма, которая описывала бы единственно верную последовательность знакомства малыша с продуктами. Специалисты сходятся во мнении, что прикорм лучше всего начинать с каш и овощных пюре, вскоре после этого в меню следует включить фруктовые и мясные пюре. Однако допустимые сроки введения прикорма по месяцам для некоторых продуктов совпадают, и вы можете сами выбрать, какой из них станет первым.

Вам следует лишь учитывать минимальный возраст для каждого блюда и суточные нормы. Смотрите их в этой таблице, основанной на рекомендациях Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации, разработанной Союзом педиатров России2.

Таблица сроков введения прикорма и возрастные нормы для детей до года.

Что нужно приобрести для первого прикорма?

Перед тем, как вводить прикорм, у вас должны быть заготовлены следующие принадлежности для кормления:

  1. У малыша должно появиться настоящее место для еды. Нельзя кормить кроху, усадив к себе на колени. Вам будет очень сложно одновременно держать и ребенка, и все обеденные принадлежности. А грудничку — сконцентрироваться на новом диетическом питании, когда прямо у его лица находятся два любимых лакомства, пусть и прикрытые халатом.

  2. Детская мисочка используется не только для кормления, но и для разведения каши. Купите сразу несколько — через некоторое время после малыш будет кушать два или даже больше блюд за один прием пищи.

  3. «Взрослые» металлические ложки не подойдут. Примерно в это время у малышей начинают резаться зубки6, и повышается чувствительность десен, поэтому детская ложка должна быть сделана из мягкого пластика.

  4. Этот аксессуар нужен, чтобы не стирать костюм малыша после каждого приема пищи. Кстати, в продаже есть и одноразовые слюнявчики.

Также запаситесь терпением и большим количеством бумажных полотенец. Потому что ребенок не сразу освоит навыки приема пищи и поймет, что едой играть нельзя.

Источник: https://www.huggies.ru/library/uhod-za-mladentsem/kormlenie-i-son/pervyj-prikorm

Схемы прикорма: Педиатрический или педагогический?

Когда вводить прикорм воз

С момента появления младенца на свет начинает свое функционирование его пищеварительная система, которая бездействовала все 9 месяцев беременности, так как все питательные вещества поступали через пуповину.

Пищеварительная система новорожденного способна нормально переваривать только один вид пищи – молозиво (с первых минут жизни) и зрелое грудное молоко, которое приходит примерно на 3-и сутки после родов. В идеальном случае младенец не нуждается в введении дополнительного питья и пищи до полугода.

После 6-ти месяцев исключительно грудного молока становится недостаточно, чтобы покрывать растущие потребности ребенка в питательных веществах. Пищеварительный тракт уже достаточно зрелый и готов к введению прикорма.

Схемы прикорма при грудном вскармливании

На сегодняшний день успешно функционируют две схемы введения прикорма: педиатрический и педагогический. Педиатрическая схема наиболее распространена. Именно ее рекомендуют педиатры и именно она описана в руководстве по кормлению детей грудного возраста ВОЗ ЮНИСЕФ. Педагогический прикорм – это более старая схема введения прикорма. Во времена СССР о ней забыли, однако сейчас она вновь становится актуальной и находит все больше последователей.

Педиатрический прикорм

Согласно рекомендация ВОЗ прикорм следует начинать по достижении малышом 6-месячного возраста. При этом имеется в виду именно конец 6-го, начало 7-го месяца жизни (то есть 25-26 недель), а не начало 6-го месяца (21-22 недели).

В отдельных случаях врач может назначить более раннее введение прикорма в возрасте 4-5 месяцев. Обычно это происходит, если ребенку явно недостаточно питательных веществ, он отстает в физическом и интеллектуальном развитии.

Раннее введение прикорма характерно для малышей, получающих в качестве питания заменители грудного молока, поскольку такие дети испытывают дефицит витаминов и минералов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько баллов начисляется по уходу за ребенком

Как и когда правильно вводить прикорм ребенку

Общая тактика введения педиатрического прикорма такова:

  • На момент введения прикорма ребенок должен быть здоров. Начало прикорма или введение новых продуктов не должно совпадать с любыми вакцинациями.
  • Прикорм начинают с безмолочных каш или овощных пюре (кабачок, цветная капуста)
  • Прикорм дают до кормления грудью (или альтернативным питанием), пока малыш достаточно голоден. После этого докармливают по требованию.
  • Любой продукт вводится в течение 5-ти дней, начиная с одной чайной ложки. Каждый день количество удваивается, пока не дойдет до 80-100 гр в одной порции (может быть меньше, если малыш наедается). При появлении любых негативных реакций (рвота, понос, аллергия) введение данного продукта следует прекратить и дождаться стабилизации состояния ребенка.
  • Сначала продукты вводятся по отдельности, затем, при отсутствии негативных реакций, возможны комбинации из уже проверенных компонентов.
  • На протяжении всего времени введения прикорма грудное вскармливание остается основным источником питания и должно осуществляться по требованию ребенка.
  • Очередность введения продуктов контролирует педиатр, так как она зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка.

Педагогический прикорм

По сути, именно этот способ введения прикорма веками практиковался родителями. Но с активным внедрением заменителей грудного молока и постоянного медицинского контроля за детьми грудного возраста он несколько отошел на второй план.

На данный момент этот метод рекомендуют консультанты по естественному вскармливанию. Его основная идея заключается в следующем: грудное вскармливание остается основным источником питания.

Основная задача педагогического прикорма – не накормить ребенка, а стимулировать пищевой интерес:

  • Во время каждого приема пищи ребенок сидит на коленях у мамы (или другого члена семьи) и наблюдает за общей трапезой.
  • Когда ребенок начинает проявлять интерес к пище, ему предлагают попробовать еду с общего стола. Тут соблюдается принцип «микродоз». Каждый продукт ребенок пробует в очень маленьком количестве – примерно со спичечную головку. За одну трапезу ребенок может попробовать множество продуктов со стола, но количество каждого блюда не должно превышать трех микродоз.
  • Ребенок самостоятельно берет пищу руками или столовыми приборами (если умеет), при этом не допускаются игры с едой.
  • Введение нового продукта не чаще одного раза в день
  • Ребенок присутствует за столом пока он проявляет интерес к еде. При первых признаках усталости или потери интереса ребенка уносят от стола.
  • В течение месяца после начала ввода прикорма микродозы не увеличиваются. Затем неоднократно опробованные продукты можно увеличить в количестве до 1-2 чайных ложек. При этом новые продукты продолжают пробоваться в микродозах.

Сроки введения педагогического прикорма значительно шире, чем педиатрического и обусловлены они индивидуальным интересом ребенка к пище. В среднем, примерно к возрасту одного года ребенок может съедать уже достаточно большие порции с общего стола. Мама контролирует только количество – порция должна быть примерно с детский кулачок. Следите за качеством пищи на вашем столе и способами ее приготовления.

Немного соли не принесет вреда, а вот жареные, острые, жирные продукты ребенку лучше не давать, как и соленья и маринады. Если ребенок требует что-то, что ему нельзя – не стесняйтесь запрещать, ребенок поймет, что есть продукты, к которым его пока не допускают (алкоголь, шоколад, острая пища и т.д.) и вам не придется подстраивать семейный рацион под критерии детского питания. Твердую пищу разминайте вилкой.

Когда малыш научится хорошо жевать, в ход пойдут более крупные кусочки.

Достоинства и недостатки методов введения прикорма

Педиатрический прикорм одобрен медицинским сообществом. Схемы введения составлены таким образом, что ребенок гарантированно получает все необходимые питательные вещества в нужном количестве, при условии, что он не отказывается от предлагаемых продуктов. А это условие, как правило, является самым трудновыполнимым.

Дети очень часто отказываются от детского питания в виду его низких вкусовых качеств или психологического фактора. Ведь дети учатся глядя на родителей и питание, которого нет в семейном рационе, вызывает у них недоверие. Врачи считают детское питание фабричного производства более безопасной пищей для ребенка, чем пищу с общего стола.

Однако любое производство – это всегда риск возникновения брака. Нередки случаи, когда в детском питании обнаруживают посторонние предметы или оно просто не соответствует критериям качества.

Педиатрический прикорм может вызвать преждевременный отказ от грудного вскармливания и необходимость введения в рацион ребенка заменителей грудного молока.

Педагогический прикорм хорош тем, что не требует от родителей дополнительных усилий в приготовлении специальной пищи для ребенка или покупки готового детского питания. Он работает на стимуляцию пищевого интереса малыша и воспитывает культуру поведения за столом.

Однако, врачи такую схему введения прикорма не одобряют, поскольку велик риск того, что ребенок не получит необходимых питательных веществ, а одного грудного молока ему будет уже недостаточно. Педагогический прикорм подходит только для детей на грудном вскармливании.

Неплохих результатов в знакомстве малыша со «взрослой пищей» добиваются родители, которые комбинируют эти две схемы прикорма. Таким образом, вы предлагаете ребенку специальную пищу (детское питание) и если он от нее не отказывается – продолжаете вводить прикорм по схеме, рекомендованной педиатром.

В возрасте 8-9 месяцев многие дети теряют пищевой интерес и если до этого момента прикорм шел «на ура», то тут ребенок может отказаться от еды на отрез. Врачи советуют в такой ситуации сделать перерыв: неделю не давать малышу прикорм. Если и это не поможет вернуть интерес к еде – на помощь может прийти педагогическая схема.

Экспериментируйте, давайте ребенку самостоятельно пробовать кусочки взрослой пищи, которую кушаете сами. Это могут быть овощи, фрукты, как сырые, так и прошедшие тепловую обработку. Каши, рыба или мясо. Используйте яркую посуду, красиво сервируйте стол. Все эти нехитрые действия усиливают пищевой интерес и помогут малышу как можно мягче перейти от детского питания к общему столу.

В тактике педагогического прикорма малыши редко отказываются от каких-то продуктов и быстрее переходят на полноценный рацион, соответствующий пищевым привычкам семьи.

Источник: http://www.mamascom.ru/p/shemaprikorma/

Подробная таблица прикорма по ВОЗ

Это значит, что указанная таблица – всего лишь один из возможных сценариев. Его можно изменять под потребности ребенка и возможности семьи. При этом стоит придерживаться некоторых рекомендаций Всемирной организации здравоохранения:

  • Прикорм вводят, когда ребенку исполнится шесть месяцев. Начинают всегда с половины чайной ложки продукта и за неделю доводят объем порции до рекомендованного по возрасту:

овощные пюре и каши до 8 месяцев – 166 грамм, с 8 месяцев – 180 гр., с 9 месяцев до года – 200 гр.

фруктовые пюре до 8 месяцев – 70 грамм, с 8 месяцев – 80 гр., с 9 месяцев до года – 100 гр.

мясо до 8 месяцев – 30 грамм, с 8 месяцев – 50 гр., с 9 месяцев до года – 70 гр. 

  • Сначала вводят белые или зеленые овощи и фрукты, безглютеновые каши и постное мясо. После 8 месяцев можно начинать вводить фрукты и овощи ярких цветов, полужирное мясо и каши с глютеном (если ребенок хорошо усваивает продукты и не склонен к аллергии).
  • До 8 месяцев ребенка кормят пюре и густыми кашами. После 8 месяцев ему дают пищу с небольшими кусочками, чтобы он мог их разжевывать, брать руками. После 9 месяцев прикорм дают три раза в день (вводится ужин). Можно делать пару перекусов между приемами пищи, если ребенок хочет.
  • Каждый малыш испытывает чувство насыщения по-разному и будет съедать ровно столько твердой пищи, сколько ему требуется. Не стоит гнаться за точными цифрами, если ребенок нормально набирает вес.

Корректируем план первого прикорма

Если вы кормите малыша грудью, одновременно с введением твердой пищи начинайте его допаивать чистой водой или морсами.

Если ребенок медленно набирает килограммы, сначала в его рацион вводятся каши, и только потом овощи.

Если малыш страдает от запоров, ему не стоит давать рис и лучше пораньше ввести в его меню пюре из чернослива. Дети могут медленнее приспосабливаться к новым объемам пищи. Тогда введение нового продукта можно растянуть на 10 и даже 14 дней.

Если у ребенка возникает аллергия на один из продуктов прикорма, его нужно заменить следующим по списку (например, кролика на индейку или гречку на рис). Если малыш отказывается от прикорма, стоит отложить его введение на несколько дней, а потом попробовать снова.

Давайте каждый раз ребенку столько пюре, каши или сока, сколько он соглашается есть. По мере взросления он естественным образом начнет употреблять больше пищи.

Важно: Подробнее о введении фруктов читайте здесь.

Чем разнообразить детский рацион после 90 дней прикорма?

Схема введения новых продуктов остается прежней – с половины чайной ложки порция постепенно увеличивается до максимального объема, рекомендованного по возрасту. К кашам добавляется овсянка и мультизлаковая.

Когда ребенку исполнится год, можно предложить ему манку.

К овощам добавляется сначала картошка, потом морковка, свекла, помидоры, свежие огурцы и белокочанная капуста (до года ее вводят небольшими количествами в качестве дополнительного ингредиента для супов и пюре).

К фруктам в виде пюре с 8 месяцев можно добавить персики, абрикосы, банан и сливу.

Мясные пюре и котлеты на пару можно делать из нежирной говядины и баранины, курицы, постной свинины, ягненка. Раньше трех лет ребенку не стоит давать бульоны на мясе.

Рыбу дают малышу после 12 месяцев небольшими порциями один или два раза в неделю (вместо мяса). Максимальная разовая порция – 30-60 грамм. Начинайте с нежирной рыбы: минтая, речного окуня, камбалы или трески.

Кисломолочные продукты (йогурт без добавок, кефир, ряженку, снежок, сыр) можно давать ребенку с 8 месяцев. Максимальная разовая порция – 200 грамм.

Творог лучше давать после 12 месяцев по 50 грамм.

Цельное молоко вводится в рацион с 9 месяцев в качестве основы для каш. В чистом виде не рекомендуется давать молоко раньше года.

Яйца вводят аккуратно с 12 месяцев. До двух лет разовая порция желтка составляет 0,5 гр. Яйцами малыша стоит кормить не чаще двух раз в неделю.

Хлеб, печенья и макароны можно вводить с 8 месяцев исключительно ради разнообразия. Сначала в день дают по 5 грамм хлеба, макарон или сухариков. После 9 месяцев порцию увеличивают до 10-15 грамм.

Из бобовых с 10 месяцев можно давать зеленый горошек и стручковую фасоль. Остальные бобовые в рацион ребенка лучше вводить после двух лет.

Важно! Ребенку до года нельзя давать цельное молоко, яйца, мед, чаи (в том числе травяные) и шоколад. Соки тоже лучше ввести в детский рацион после 12 месяцев.

Какие вопросы о первом прикорме у вас остались? Задавайте их в комментариях, мы обязательно вам ответим!

Капли от колик «Коли Крокодил»

Источник: https://www.colicrocodile.ru/krokoblog/2017-11-10-podrobnaa-tablica-prikorma-po-voz

Британские ученые озабочены сроками введения прикорма грудничкам: дискуссия вокруг рекомендаций ВОЗ

13 января 2011 года в «Британском медицинском журнале», очень уважаемом во всем мире источнике информации по медицинским проблемам, была опубликована статья под названием «Шесть месяцев исключительного кормления грудью: насколько хороши основания?» Эта статья, призывающая пересмотреть рекомендации ВОЗ об исключительном кормлении грудью до 6 месяцев, всколыхнула весь мир, отголоски дошли и до России. Многие обеспокоенные матери, прочитав на новостных сайтах об «исследовании, доказывающем вред кормления грудью до 6 месяцев», обратились в АКЕВ с просьбой о комментарии.

Мы не будем публиковать полный текст статьи, ограничившись абстрактом; желающие могут ознакомиться с полным текстом по ссылке http://www.bmj.com/content/342/bmj.c5955.full Краткое изложение состоит в следующем: авторы статьи (Мэри Фьютрелл, Дэвид Вильсон, Ян Бут и Алан Лукас) пересматривают прежний опыт и спрашивают, не пришло ли время изменить совет кормить исключительно грудью в первые полгода жизни малыша?

«В 2001 году Всемирная организация здравоохранения объявила всеобщую рекомендацию для всех стран и государств: младенцы должны находиться на исключительно грудном вскармливании до 6 месяцев. Многие западные государства, включая 65% европейских стран и США, решили не следовать этой рекомендации целиком или частично. Однако в 2003 году министр здравоохранения объявил, что Великобритания последует этой рекомендации.

Существенные признаки указывают, что питание в раннем возрасте имеет глубокие последствия для долгосрочного здоровья, программирует аспекты развития познавательной функции, ожирения, риска сердечно-сосудистых заболеваний, рака и атопии. Однако доказательная база, поддерживающая главное изменение для всего населения в общественной политике по охране здоровья, подверглась удивительно малому исследованию.

Действительно, Научный Консультативный комитет Министерства здравоохранения по вопросам питания (SACN) не попросили формально рассмотреть научные доказательства. Их пересмотр своевременен ввиду поступления новых данных, в том числе недавнего обзора для Европейского ведомства по безопасности пищевых продуктов (EFSA).

Авторы приходят к заключению, что дополнительные продукты для младенцев могут быть введены безопасно между четырьмя и шестью месяцами».

Эта информация стала основой новостей на многих сайтах, смысл которых сводился к тому, что вводить прикорм в 4 месяца лучше, чем в 6. Мы хотим более подробно ознакомить всех заинтересованных читателей с мнениями некоторых видных специалистов, которые оставили свои комментарии к этой статье на сайте Британского медицинского журнала по ссылке http://www.bmj.com/content/342/bmj.c5955.full/reply

Первый же к статье (от Элисон Пауэлл, акушерки из Кембриджа) гласил:

«Я сообщаю, что трое из четверых авторов этой статьи выполняли консультационную работу и/или получили финансирование в течение последних 3 лет от компаний, производящих детские смеси и детские прикормы. Такие компании имеют шансы выиграть как прямо, так и косвенно от национальной политики раньше прекращать исключительное грудное вскармливание – или же от публикации статей в СМИ, которые подрывают кормление грудью».

По большому счету, уже этой информации было бы достаточно, чтобы не принимать статью всерьез, но волна реакции на нее продолжала идти, поэтому статью сочли нужным прокомментировать многие другие специалисты в области лактации и детского питания.

Если резюмировать все мнения специалистов, то можно сказать примерно следующее:

  • Статья не отвечает критериям научной достоверности, поэтому рассматривать ее как полноценное исследование невозможно.
  • В статье не учитываются другие аспекты грудного вскармливания и риски раннего введения прикорма.
  • 3 и 4 авторов статьи получали финансирование от производителей детского питания, которым выгодно более раннее введение прикорма.
  • Некоторые из приведенных в статье исследований трактуются некорректно.
  • Есть исследования, доказывающие малое влияние питания ребенка до 8 мес. на содержание гемоглобина в крови.
  • Многие исследования опровергают выводы, сделанные в статье Фьютрелла с соавторами.
  • Чем раньше введен прикорм, тем короче лактация, поэтому сложно соблюдать рекомендации ВОЗ (кормить до 2х лет), следуя рекомендациям авторов статьи.
  • От адекватного введения прикорма (6 мес.) пострадают не дети, а производители детского питания.

Вот самые интересные из комментариев.

Мнение, вводящее в заблуждение

Мэри Дж. Рэнфрю, профессор материнского и детского здоровья и директор по исследованиям материнства и детства; Вильям МакГайр, Фелиция МакКормик, Департамент науки о здоровье, университет Йорка 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая температура должна быть в комнате при купании малыша

Неудивительно, что о статье Фьютрелл с соавторами под названием «Комментарий», в которой подняты вопросы о стратегических рекомендациях относительно продолжительности исключительного кормления грудью, написали все национальные и даже международные газеты.

Негативные комментарии по отношению к грудному вскармливанию в профессиональных и научных журналах – обычное явление, и широкий интерес был предсказуем. Такое освещение привело к путанице среди семей и медицинских работников, не только в отношении последствий для здоровья, связанных с продолжительностью исключительного кормления грудью, но и относительно адекватности кормления грудью вообще после возраста четырех месяцев.

В прошлое десятилетие на основе фактических данных были достигнуты  значительные успехи в развитии политики грудного вскармливания в разных странах. Доказательная основа для такой политики выросла из вдумчивых, осторожных научных успехов (1,2), высококачественных систематических обзоров последствий для здоровья (3,4), хорошем опыте и обзорах эффективных стратегий, дающих возможность женщинам кормить грудью (5,6,7).

Такое положительное развитие появилось благодаря сотрудничеству между исследователями, законодателями, медицинскими работниками и волонтерскими организациями, которые понимают, как трудно для женщин кормить грудью в культуре, которая является антагонистической к  грудному вскармливанию (8,9,10).

Выдвинув предположения о пищевой адекватности и даже безопасности отсрочки введения прикорма грудничкам приблизительно до шести месяцев, эта статья поставила крупную совместную работу под угрозу и подорвала уверенность в значимости кормления грудью.

Поэтому важно рассмотреть, предлагает ли эта статья такой вклад в знание, который компенсировал бы этот риск. Хотя она издана как «», первая полоса веб-сайта Британского медицинского журнала пишет, что это «обзор». Рассматриваемая как обзор, эта статья терпит неудачу на всех качественных критериях (11).

Не описаны никакие методологические детали (такие как стратегия поиска или критерии включения/исключения), чтобы продемонстрировать, что при выборе исследований избежали уклона.

Нет никакого критического анализа включенных исследований, который мог бы выявить, что некоторые из упомянутых исследований являются очень маленькими, или исследуют только группы повышенного риска, или не касаются вскармливания ребенка в целом (12,13) – все это могло бы провести различия между изысканиями, обзорами, мнениями и спекулятивными статьями.

Другими словами, принципы систематики обзора, принятые, чтобы защитить профессионалов и общественность от неполной и предубежденной информации, были проигнорированы. Два примера иллюстрируют проблемы полученного результата. Фьютрелл с соавторами оспаривают результаты обзора ВОЗ 2002 года относительно оптимальной продолжительности исключительного кормления грудью (14); авторы обновили Обзор Кокрейна по этой теме в 2006 (15).

В поддержку их мнения они цитируют обзор относительно возраста введения прикорма доношенным здоровым детям (16), указывая, что он включал 33 исследования, и «не нашел никаких убедительных свидетельств для поддержки изменения» возраста от четырех до шести месяцев исключительно грудного вскармливания.

Быстрая оценка этого спонсированного Nestle обзора показывает, что 33 включенных в него статьи основаны на 25 исследованиях, которые включали как грудничков, так и детей на искусственном вскармливании; и в этих исследованиях авторы пришли к заключению, что отсрочка введения прикорма до возраста около шести месяцев была адекватна и имела относительно более высокое качество, чем поддержка более раннего отнимания от груди; и авторы этого обзора фактически заявляют, что «нет никаких явных доказательств, чтобы поддержать или опровергнуть изменение текущих рекомендаций». Второй пример представляет особый интерес. Фьютрелл с соавторами перечисляют возможные последствия дефицита железа; список включает катастрофические результаты, которых любой родитель попытался бы избежать, включая «необратимые неблагоприятные умственные, моторные и психосоциальные последствия»; вот только данные, процитированные этими авторами в поддержку грудничков с дефицитом железа, получены из американского исследования, где число младенцев на исключительно грудном вскармливании очень мало, и в котором такой серьезный дефицит железа не был установлен (17). Фьютрелл с соавторами опустили упоминание, хорошо засвидетельствованное, но часто забываемое, о повышенной биодоступности железа в грудном молоке (18). Они также не упоминают результаты большого исследования RCT, которое продемонстрировало значительное отставание в IQ и других познавательных способностях, связанное с кормлением молочной смесью (19). Пересмотр данных может и быть своевременным, как предполагают Фьютрелл с соавторами, но их статья не достигает этой цели.

У исследователей ограничено время для написания статей, которые не увеличат их  Исследовательский Превосходный Структурный Профиль (хотя такие статьи повысят их индекс цитирования).

Почему для исследования выбрали тему, которая не является приоритетом здравоохранения в стране, где меньше чем 1% младенцев кормят исключительно грудью до шести месяцев (20)? В отношении времени введения прикорма, гораздо более неотложные вопросы здравоохранения относятся к продолжительности исключительного кормления смесью, которое оказывает влияние на очень большое количество детей в Великобритании и во всем мире, и тем не менее испытывает недостаток в доказательной основе и не было подвергнуто систематическому исследованию. Рекомендации ВОЗ относятся только к кормлению грудью (21), и более свежее научное мнение EFSA (22) также только проверяет данные, связанные с кормлением грудью. Исследования и обзоры адекватности и безопасности исключительного кормления смесью должны включать сопоставление пищевого соответствия класса продуктов, имеющих более низкое качество, чем кормление грудью; риски инфицирования и загрязнения при использовании этих продуктов по сравнению с кормлением грудью; риск развития аллергии и непереносимости в результате использования продуктов, которые включают ряд ингредиентов нечеловеческого происхождения. Оценка воздействия некормления грудью (как исключительного, так и вообще) на женское здоровье и благосостояние также важный (23) аспект, который не стали затрагивать Фьютрелл с соавторами.

К сожалению, эта статья не увеличила знание, а скорее запутала и ввела в заблуждение. Результатом стало национальное и международное освещение в СМИ, которое, вероятно, увеличит продажи молочной смеси. Экспертная оценка знатоками в этой области должна была предотвратить это.

1. Howie PW, Forsyth JS, Ogston SA, Clark A, Florey CD. Protective effect of breastfeeding against infection. BMJ. 1990;300(6716):11.

2. Quigley MA, Kelly YJ, Sacker A. Breastfeeding and hospitalization for diarrheal and respiratory infection in the United Kingdom Millennium Cohort Study. Pediatrics. 2007;119(4):e837.

Источник: http://akev.info/vse-stati-odnim-spiskom/10068-vsjo-o-prikorme/10641-15716214

Таблицы прикорма России

Левчук Виктория Александровна

Прикорм самый интересный и важный период в жизни малыша, поэтому так важно соблюдать осторожность при введении взрослой пищи в рацион питания. Для простоты педиатры всего мира составили схемы прикорма или таблицы прикорма, но каждый врач предлагает свой вариант. И их можно понять, так как в каждой стране существуют свои особенности, начиная с климата и заканчивая пищевой культурой.

Однако в мире технологий, когда одним кликом мыши мы можем узнать много полезной информации, когда в наших магазинах можно найти любой экзотический продукт, тема прикорма может стать камнем преткновения в семье.

Так как прикармливать ребенка как раньше уже не хочется, да и научно вроде как обосновали, что прикорм по новой схеме эффективнее и лучше, но опять же что за новая схема, кого слушать, американских педиатров, ВОЗ или нашу российскую медицину, сложный вопрос.

Ответ прост, слушаем свое материнское сердце и не спешим.

В статье «Схема прикорма» мое материнское сердце подсказало, что вводить продукты лучше всего так, и дальше я буду подробно все описывать, как вводился прикорм и постараюсь все объяснить, то что до меня доходило с таким трудом, я постараюсь описать очень подробно и уж не сердитесь, когда буду по сто первому разу писать одну и ту же мысль, но оправданную в контексте.

Так, о чем я?! О том, что в данной статье хочу предоставить Вам все таблицы прикорма России, которые нашла и объясню откуда они. Так как в интернете лишь картинка и маленькое пояснение, что тот или иной человек прикармливает по этой схеме. А мамам, которые любят во всем разобраться нужно больше информации, так что смотрим и читаем. Все ссылки на материалы будут предоставлены внизу для бесплатного скачивания.

Удобно использовать карту сайта Энциклопедия Детское питание со списком всех статей и рецептов.

Самой главной таблицей прикорма России можно считать рекомендации ВОЗ описанные в Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста и Национальной программы по оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. В последней имеется таблица прикорма на 21 странице, она будет представлена ниже.

Табл. 14 Примерная схема введение прикорма детям первого года жизни

Рекомендации ВОЗ представлены в текстовом варианте, но из них можно составить примерное представление как вводить прикорм ребенку.

Более интересный вариант таблицы прикорма на мой взгляд по рекомендации ВОЗ и национальной программы представлен в таблице «Схема введения прикорма», составленный врачом-педиатром А. Парецкой.

Еще известная схема прикорма, которая очень часто мелькает на просторах интернета, она составлена на основании рекомендаций педиатра Я.Я. Яковлева.

Также в одном методическом пособии под названием «Вскармливание детей» были найдены интересные таблицы прикорма, которые будут представлены ниже.

Таблица 9. Схема введения прикорма

Также в методичке описывается такое понятие как дополнительный фактор питания, который дается ребенку значительно раньше основного прикорма.

Ниже также будет представлена таблица, однако выражу свое мнение, что совсем не согласна со сроками введения данных пищевых добавок, 3 месяца ранний срок для ввода сока, а 6 месяцев для творога и 7 месяцев для желтка, но повторюсь это мое личное мнение, я же в данной статье представляю различные варианты таблиц прикорма.

Кстати, все используемые материалы будут выложены в группе «Энциклопедия детское питание» в контакте, если кто-то захочет лично полистать и убедиться, так же выложу таблицы прикорма для удобства их распечатывания.

Таблица 7. Схема введения пищевых добавок

В методичке «Вскармливание детей» также представлены таблицы прикорма при естественном и искусственном вскармливании.

Самое интересное после длительного поиска мной были найдены таблицы прикорма очень похожие на выше изложенные, но сроки введения прикорма немного другие, поэтому представляю Вашему вниманию и их тоже.

4.2. Схема введения прикормов

Книга «Детское питание» издательство Эксмо 2007 года предлагает такую таблицу прикорма.

Сроки введения продуктов и блюд прикармливания детям, находящихся на естественном вскармливании

В книге «Детское питание от прикорма до 3 лет» Елены Кожушко представлена ниже выложенная таблица прикорма.

Последовательность введения продуктов для прикорма*

Всем известный педиатр телеведущий Е.О. Комаровский предлагает свое видение введения прикорма в рацион питания ребенка, в интернете много информации, но почему-то трудно уловимые, поэтому составила таблицу прикорма по Е.О. Комаровскому на основании его книги «Здоровье ребенка и здравый смыл его родственников».

Еще в интернете путешествует таблица прикорма, предложенная от педиатра-гастроэнтеролога Н. В. Дроздовской  (клиника «Семейная», г. Москва).

Также предлагаю Вашему вниманию таблицу прикорма, разработанную отделом детского питания НИИ Питания РАМН под руководством И.Я.Коня, д.м.н., профессора, академика РАЕН.

Современная схема введения прикорма по искусственному и естественному вскармливанию детей первого года жизни

В книге «Современные аспекты питания детей» В.А.Беляков, И.В.Попова, И.В.Лежнина, А.В.Кашин, 2004 года предлагает таблицу прикорма на основании рекомендаций И.М. Воронцова.

Таблица 6. Примерная схема сроков введения блюд прикорма при грудном вскармливании

Известные мне таблицы прикорма России закончились, в основном в учебниках, методичках и книгах по материнству, детскому питанию, прикорму и т.п. используется либо рекомендации ВОЗ, либо Нац.

программы по оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ, которые раз в несколько лет обновляются.

В просторах интернета можно отыскать по крупицам важную информацию по прикорму ребенка, в основном это такие же матери как я публикуют рекомендации своих педиатров, лишь потому, что им кажется их мнение согласуется с современными исследованиями и интуицией матери, которая шепчет — «все правильно».

Далее статья «Таблицы прикорма других стран», в качестве примера будет рассмотрены несколько стран и их введение прикорма в рацион питания ребенка.

Для удобства все таблицы прикорма собраны в единый файл, который удобно распечатать. Скачать здесь бесплатно — Таблицы прикорма ребенка. Размер: 1,06 Мб.

В статье использовалась информация из следующих источников, которые можно скачать здесь бесплатно.

Ссылки обновлены 03.12.2017г. Если не получается скачать, пишите в комментариях или в Контакте!!!

Не боимся и добавляем меня в ВК и , Инстаграм!

Источник: https://pitaniedetskoe.ru/tablicy-prikorma-rossii/

Рекомендации ВОЗ по введению прикорма у детей

«В тех случаях, когда грудного молока уже недостаточно для удовлетворения пищевых потребностей младенца в питании, в рацион ребенка следует включать дополнительное питание. Переход от исключительно грудного кормления к пище, употребляемой в семье, которая именуется дополнительным питанием, обычно приходится на возрастной период от 6 до 18-24 месяцев, который является очень уязвимым этапом.» — это отрывок из статьи ВОЗ.

Американская академия педиатрии и Европейское общество детских гастроэнтерологов, гепатологов и нутрициологов (ESPGHAN) говорят от том, что необходимо вводить прикорм ребенку в возрасте 4-6 месяцев, а ВОЗ рекомендует с 6 месяцев. Ключевым показателем в этом вопросе служит готовность ребенка к прикорму. Вот некоторые признаки готовности ребенка к прикорму:

  1. Хороший контроль головы и мышц спины в положении сидя.
  2. Выраженный пищевой интерес.
  3. Способность снимать пищу с детской ложки.
  4. Угасание рефлекса выталкивания.

Первая причина, обуславливающая введение прикорма, состоит в необходимости введения добавочного питания к вскармливанию грудным молоком или заменителями грудного молока, когда последние более не соответствуют полностью всем питательным потребностям ребенка, необходимым для поддержания его роста и развития.

Вторая причина прикорма — необходимость введения в питание плотной пищи, имеющей новые качества (вкус, запах, текстура), что способствует развитию ребенка, путем формирования прочных и качественных связей в головном мозге. Кроме того, твердая пища готовит мышцы полости рта к будущей речи.

До начала введения прикорма, примерно за месяц, а лучше раньше, необходимо устраивать совместные семейные трапезы.

Берите с собой ребёнка во время завтрака или обеда, кладите его в люльку или шезлонг возле обеденного стола, и пусть он видит, как вы и/или другие члены семьи принимаете пищу и беседуете.

Для ребёнка важно изучить культуру вашей семьи за столом для того, чтобы в дальнейшем ему захотелось к этому присоединиться. До этого момента ребёнок знает только, что еда – это грудное молоко или смесь, поэтому задача родителей показать ребёнку, что еда может быть другой.

Где кормить ребёнка? Ребёнок может сидеть на стульчике для кормления или у вас на руках. У него может быть своя отдельная тарелка или его еда может лежать отдельно на вашей тарелке.

Как начать? Вводить первые продукты прикорма лучше в первой половине дня, чтобы можно было отследить реакцию ребёнка. Выберите день, когда вы с малышом никуда не торопитесь и находитесь в хорошем расположении духа. Начинайте с небольшого объема (около 1ч.л.). Не торопитесь. С каждым днём постепенно можно предлагать объем все больше и больше.

С чего начать? Не имеет значения, с какого продукта вы начнёте знакомство ребёнка со взрослой пищей. Это может быть каша, сезонные фрукты или овощи. Не существует научно доказанной правильной последовательности введения прикорма.

Если малыш отказывается есть какой-то продукт, не отчаивайтесь, повторите попытку через пару недель. Некоторым детям определённый продукт может понравиться только после пятнадцатой пробы.

Важно не торопиться, не переживать и не заставлять малыша есть. Пусть время, проведённое за столом, станет для вас с ребёнком приятной частью дня. То, что вы заложите сейчас, послужит основой для развития правильных пищевых привычек у ребёнка. Доверьтесь своему малышу, он сам покажет, когда он наелся. От родителей зависит, что у ребёнка будет на обед, в каком виде это будет приготовлено, какой объем будет лежать в тарелке, а ребёнок сам решит, сколько съесть.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какую рыбу можно вводить в прикорм ребенку

Практические рекомендации воз в отношении введения прикорма

Ниже в кратком виде представлены основные этапы перехода рациона питания грудного ребенка от материнского молока к пище с семейного стола. Эти этапы образуют непрерывный процесс, а переход от одного этапа к другому проходит относительно быстро и плавно (см.таблицу).

Возраст Необходимое количество энергии в сутки в дополнение к грудному молоку Текстура Частота Среднее количество еды на порцию
6 — 8 месяцев 200 ккал/сутки Густая каша, пюреобразная еда 2 — 3 основных приема пищи в день. В зависимости от аппетита ребенка можно предложить 1 — 2 перекуса. Начинайте с объема 2 — 3 ст.л., постепенно увеличивая объем до 1/2 чашки 250 мл
9 — 11 месяцев 300 ккал/сутки Мелкопорезанная и пюреобразная еда, еда в виде кусочков, которые ребенок берет руками 3 — 4 основных приема пищи в день. В зависимости от аппетита ребенка можно предложить 1 — 2 перекуса. 1/2 чашки 250 мл
12 — 23 месяцев 550 ккал/сутки Мелкопорезанная и пюреобразная еда (по необходимости) из рациона семьи 3 — 4 основных приема пищи в день. В зависимости от аппетита ребенка можно предложить 1 — 2 перекуса. 3/4 или целая чашка 250 мл

Развитие навыков

Цель на этом начальном этапе состоит в том, чтобы приучить грудного ребенка есть с ложки. Первоначально нужно лишь малое количество пищи (примерно одна или две чайных ложки), и давать ее нужно на кончике чистой чайной ложки или пальца.

Возможно, ребенку понадобится некоторое время, чтобы научиться пользоваться губами для снятия пищи с ложки и перемещать пищу, готовую к проглатыванию, в заднюю часть ротовой полости. Часть пищи может стекать по подбородку, выплевываться.

Этого с самого начала следует ожидать, и это не означает, что ребенку еда не нравится.

Жидкости

Кормление грудью по требованию должно продолжаться с такой же частотой и интенсивностью, как и в период исключительного грудного вскармливания, и грудное молоко должно оставаться главным источником жидкости, пищевых веществ и энергии. В этот период никакие другие жидкости не нужны.

Пища переходного периода

Первой предложенной ребенку пищей должны быть размятые продукты, состоящие из одного ингредиента, мягкой консистенции, без добавления сахара соли или острых приправ.

К числу положительных примеров можно отнести хлебные злаки, кроме пшеницы, такие, как сваренный дома и размятый рис, картофельное пюре, мягкая густая каша из традиционных злаковых продуктов (таких, как овес, и пюре из овощей или фруктов).

В пюре для размягчения можно добавить грудное молоко (или детскую питательную смесь).

Частота приема пищи — один-два раза в день.

Частота приема пищи

Каждый день следует предлагать два-три основных приема пищи, а между ними можно давать легкие закуски, такие, как йогурт, немного кефира, размятое сырое или печеное яблоко, намазанный маслом, маргарином или вареньем хлеб. Ко времени этого этапа грудным детям, которые не кормятся грудью или детской питательной смесью, будет необходимо питаться не менее пяти раз в день.

Правила введения прикорма и таблица ВОЗ: как, когда и сколько?

«Ты уже начала вводить прикорм?» — один из самых популярных вопросов среди мамочек детей 4-7 месяцев.

А с чего начала? Как реагирует? Нравится ли ему? Нет ли аллергии? Грудью уже меньше кормишь? А что, разве творог ещё не пора давать? – вот лишь небольшая часть тем, на которые ведут разговоры мамы на форумах, по телефону, на прогулках и в поликлиниках в этот период.

За последние годы схема введения прикорма претерпела ряд изменений и современные родители вынуждены искать баланс между наставлениями своих мам и бабушек советской закалки и рекомендациями современных педиатров. А что нам подскажет таблица прикорма ВОЗ и существует ли она вообще?

Основные рекомендации ВОЗ по введению прикорма

  1. До 6 месяцев ребёнок не нуждается в прикорме. Ему достаточно грудного молока. А с 6-месячного возраста организм малыша готов к принятию новой пищи, которая необходима для его полноценного роста и развития;
  2. Следует как можно дольше сохранять грудное вскармливание (по возможности, до 2 лет и дольше), наряду с введением прикорма;
  3. При знакомстве ребёнка с новой пищей, будьте терпеливы и последовательны, не принуждайте его к еде, проявляйте чуткость и внимательность.

    Не заставляйте его съедать большие порции, объём пищи должен соответствовать возрасту малыша, его размеру и активности;

  4. Начинайте прикорм с маленькой порции нового продукта и, по мере привыкания ребёнка к нему, постепенно увеличивайте его количество;
  5. Консистенция пищи должна постепенно становиться твёрже, а блюда необходимо разнообразить;
  6. Согласно ВОЗ, объём прикорма при грудном вскармливании должен постепенно начать преобладать над маминым молоком.

    Примерно к 1,5-2 годам количество кормлений составляет 3-4 раза в сутки;

  7. Заботьтесь о сбалансированном питании ребёнка с достаточным количеством витаминов и минеральных веществ. Пища должна быть разнообразной: в меню необходимо включать овощи, каши, яйца, мясо и рыбу;
  8. Увеличивайте объём выпиваемой малышом жидкости.

Таким образом, все рекомендации ВОЗ по прикорму довольно обобщённые, в них нет жёстких указаний относительно последовательности вводимых продуктов и их количества.

Поэтому никакие таблицы прикорма по месяцам к ВОЗ не относятся. Они созданы на основе этих рекомендаций и общепринятых норм, которые дают педиатры.

Но догмой они ни в коем случае не являются, а скорее отражают наиболее желаемую и популярную схему знакомства малыша с новыми продуктами.

Возраст для прикорма

6 месяцев – наиболее благоприятный период для начала знакомства со взрослыми продуктами. Это при условии нормального роста и развития малыша, хорошей прибавки в весе (читайте актуальную статью: Развитие ребенка по месяцам до года>>>).

При наличии специальных медицинских показаний, недостаточной прибавки в весе и нахождении на искусственном вскармливании, врачи могут порекомендовать вводить прикорм с 4 месяцев.

Но я бы не рекомендовала этого делать.

Желудок ребенка не готов к прикорму.

Внешне все будет выглядеть прилично – ребенок будет открывать рот и кушать пюре, которые вы предложите. Но внутри будет идти сильная нагрузка, которая проявится аллергиями, запорами или жидким стулом, беспокойным сном малыша.

Знайте! В 4 месяца нужно найти причину, почему ребенок мало прибавляет в весе и устранить ее.

Развитие, особенности поведения ребенка под грудью, сколько и когда должен прибавлять ребенок, а также ритмы снов грудничка, смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>

Таблица введения прикорма: последовательность и объём

Что отражено в таблице, которую, как считают большинство мамочек, разработала ВОЗ (хотя к ней она отношения не имеет)?

  • Таблица предлагает такую последовательность введения продуктов: кабачок – цветная капуста – брокколи – гречневая каша – рис – кукурузная каша – тыква – яблочное пюре – пшённая каша – мясо кролика – чернослив – индейка – пюре из груш;
  • Далее, как правило, вводятся не вошедшие в таблицу: овсяная каша, пюре из моркови, яичный желток, творог, кефир, манная каша, другие фрукты и виды мяса;
  • Если порция достигает 100 г, то рекомендуется добавлять 1 чайную ложку: в овощные пюре – растительного масла, в каши – сливочного масла;
  • Начинать прикорм, согласно этим выдуманным нормативам, следует с 3 г продукта (0,5 ч. л.). За неделю его нужно довести до 166 г.;
  • Параллельно с введением нового продукта, ребёнок должен кушать те блюда, к которым он уже привык. И чем их больше в рационе, тем чаще можно чередовать.

Важно! Схема введения прикорма ВОЗ, если бы ее действительно составили специалисты здравоохранения, никогда бы не давала такие объемы для 6-ти месячного малыша.

Желудок ребенка не готов к таким порциям.

Такие объемы быстро снизят пищевой интерес у малыша и, уверяю, что к 7-8 месяцам, вы столкнетесь с полным отказом ребенка есть прикорм.

Каждую неделю работаю с такими мамами в индивидуальных консультациях.

Чтобы вы понимали, на чем строится здоровый интерес ребенка к прикорму, как добиться, чтобы малыш кушал много и с удовольствием, смотрите интернет-семинар Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку>>>

Почему таблицу нельзя считать универсальной?

Давайте еще раз некоторые моменты проговорим:

  1. У ВОЗ есть только общие рекомендации по тому, как должен быть устроен прикорм и в каком возрасте его нужно вводить;
  2. Никакой действующей или разработанной ВОЗ таблицы прикорма – не существует. Это выдумка вполне определённой мамы, которая переписала обычную педиатрическую схему введения прикорма, сделав ее более детальной, с разбивкой на продукты;
  3. Ввод прикорма по этой схеме и с таким объемом прикорма приводит в 7-8 мес. ребенка к полному отказу от прикорма и нарушениям в сфере питания ребенка.

Какие еще ошибки можно встретить в схемах по введению прикорма?

  • Нет учета индивидуальных особенностей детей;

Например, если у ребёнка не выявлены нарушения пищеварения и он хорошо прибавляет в весе, то прикорм, как правило, начинают с овощей. Это наиболее часто встречающийся вариант.

А вот если, наоборот, у малыша недостаток веса, то многие педиатры рекомендуют сначала вводить каши, а уже потом: овощи, мясо, кисломолочные продукты.

  • Нормы объёма овощей и каши на 7-й день прикорма по каждому продукту – до 180 грамм.

Это количество далеко от реальности. Мало какой ребёнок в 6-7 месяцев осилит этот объём.

Ни в коем случае не давите на своего малыша, чтобы скормить всё это количество, иначе создадите серьёзную нагрузку для его пищеварительной системы. Более эффективным может оказаться предложение ему нескольких блюд меньшего объёма.

  • Таблица последовательного введения продуктов сосредоточена в рамках педиатрического прикорма, согласно которому сначала маленькими порциями даются пюреобразные продукты, затем, по мере привыкания к ним, их количество постепенно увеличивается, консистенция становится гуще.

Пока один продукт не доведён до нужного объёма, другой не вводится.

Уже более 10 лет я учу мам, как вводить прикорм по системе естественных потребностей ребенка. Это предполагает знакомство малыша с пищей, исходя из его интереса к ней и готовности к прикорму.

Продукты не разминают в пюре, а дают очень маленькими кусочками. Ребёнку не готовят отдельные блюда, а предлагают то, что едят взрослые.

Цель такого прикорма – не накормить его досыта, а сформировать устойчивый интерес к еде и правильное пищевое поведение. Подробнее читайте в статье: Педагогический прикорм>>>.

Введение прикорма по ВОЗ подразумевает бережное введение прикорма, без сокращения грудных кормлений. Именно такому подходу и учимся на курсе Азбука прикорма.

Как определяется готовность к прикорму?

Выделяют психологическую и физиологическую готовность к новой еде.

  1. Психологическая готовность выражается в том, что малыш начинает интересоваться взрослой пищей, тянется к ней, хочет попробовать;
  2. Физиологическая готовность связана с особенностями организма и необходимостью расширения рациона с целью получения большего количества питательных веществ.

Среди таковых признаков:

  • ребёнок может сидеть самостоятельно или с минимальной поддержкой (читайте: Когда ребенок начинает сидеть>>>);
  • он уверенно держит голову;
  • он часто просит грудь (как будто уже не наедается молоком);
  • рефлекс выталкивания языком пищи ослабевает;
  • вес малыша с момента рождения удвоился.

Все признаки следует учитывать комплексно, особенно сочетание психологической и физиологической готовности.

Ещё несколько правил введения прикорма

  1. Старайтесь быть спокойной, не торопите ребёнка и не давите на него. Наблюдайте за ним и обязательно учитывайте его предпочтения. Заинтересовать в еде бывает не так-то просто, а вот отбить желание кушать очень легко!
  2. Отслеживайте физиологическую реакцию ребёнка на каждый продукт: не появились ли запоры, сыпь, боли в животике и т. д.

    Если заметите хотя бы один из нежелательных симптомов, отложите прикорм продуктом, на который малыш отреагировал, до нормализации его состояния;

  3. Если ребёнок не хочет кушать какое-то новое блюдо, не заставляйте его. Попробуйте повторно предложить этот продукт через 1-2 недели;
  4. Объём новой пищи должен увеличиваться постепенно. Но не нужно жёстко ограничивать малыша, запрещать ему скушать лишнюю ложечку, если он очень хочет и тянется к ней.

    Интерес ребёнка чаще всего является преимуществом перед остальными факторами.

Ребенок имеет вполне четкие сигналы о том, что, когда и как он хочет кушать.

Немного  знаний, сноровки — и вы будете самым лучшим специалистом по введению прикорма своему малышу.

:

Источник: https://uroki4mam.ru/tablitsa-prikorma-voz

Когда вводить прикорм?

Во время беременности и в период грудного вскармливания ребёнок был заочно знаком со вкусами тех или иных продуктов «через маму» Однако, первые «взрослые» продукты появляются в рационе ребенка в возрасте около полугода в виде прикорма. Это крайне важный этап развития, поскольку именно сейчас у мамы есть возможность заложить основу правильных пищевых привычек.

Ваш ребенок сам подскажет, когда пора начинать прикорм – он больше не наедается привычным питанием, начинает проявлять интерес к «взрослой» еде, прибавка в весе замедляется. Полный перечень признаков читайте в нашем материале.

Формирование вкусовых привычек малыша

Процесс формирования вкусовых привычек малыша начинается ещё до рождения, во время внутриутробного развития, и продолжается в период грудного вскармливания. Поэтому контролирование рациона мамы благотворно влияет на будущие пищевые предпочтения малыша и закладывает основу здорового пищевого поведения.    

Введение прикорма дополняет рацион ребёнка достаточным количеством важных микроэлементов (например, железом и цинком), обеспечивает организм питательными веществами  и способствует развитию навыков жевания и глотания твердых кусочков.

Когда начинать прикорм

Независимо от типа вскармливания, примерно в 6 месяцев согласно рекомендации ВОЗ пора вводить первый прикорм.  Запланируйте посещение наблюдающего специалиста в этот период, чтобы определить оптимальное время ввода первого прикорма именно для вашего ребенка.

Основные признаки готовности ребёнка к прикорму:

  • Беспокойство и голод. Малыш проявляет признаки беспокойства часа через два после кормления; требует повторного кормления.
  • Неспокойный ночной сон. Малыш чаще просыпается, требует грудь, засыпает только после кормления.
  • Замедление показателей прибавки в весе и росте. 
  • Приятие новой пищи. Ребенок все реже выталкивает еду или воду изо рта при кормлении с ложечки. 
  • Пищевой интерес. Малыш тянется к столу,  пытается попробовать новую  «взрослую» пищу.

Источник: https://www.nutriclub.ru/0-12-months/weaning/when-to-start-weaning.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наши дети
Что должно быть в аптечке для новорожденного

Закрыть