Как научить ребенка выговаривать букву Ч

Ребёнок не произносит звук [Ч]

Звук [Ч] ставится после того, как в речи ребёнка прочно закрепились остальные шипящие: [Ш], [Ж] и [Щ]. Если внимательно прислушаться, в звучании [Ч] можно услышать два звука: [ТЬ] и [Щ]. Произнесите их быстро, и получится искомый звук! Для ребёнка это не так-то просто.

Язык должен выполнить очень сложные перестроения! Сначала его кончик закорючкой поднимается вверх, потом «прищёлкивается» к нёбу, после чего резко опускается вниз.

Разве сразу это может получиться? Вот ребёнок и ограничивается первой частью комбинации: звуком [ТЬ], отсюда и «тисы», «теловек», «тяска» (часы, человек, чашка) или звуком [Щ]: «щай», «щайка», «щайник» (чай, чайка, чайник).

2. Как поставить ребёнку звук [Ч]?

Для начала надо показать ребёнку точку на нёбе, от которой язык должен отскакивать (отщёлкиваться) на звуке [Ч]. Путь к этой точке укажет конфета. Артикуляционное упражнение так и будет называться: «Вкусная конфетка».

Сядьте перед зеркалом, положите небольшой кусочек ириски (или шоколадки) на кончик языка ребёнка и попросите прилепить лакомство к нёбу за верхние резцы. Контролируя движения языка с помощью зеркала, ребёнку будет легче сориентироваться. Ему придётся очень постараться, приложить усилие, иначе сладость просто не удержится наверху.

Упражнение выполняется под строжайшим контролем со стороны взрослых. Не дай бог, если кусочек ириски (шоколадки) попадёт в дыхательное горло! Можно заменить конфету кусочком бумаги. Это будет уже не так сладко и интересно, зато более безопасно.

Конечно, язык при выполнении упражнения будет хитрить: ириску или бумажку он постарается прилепить к зубам, да ещё к нижним. Не годится! Именно к нёбу, на бугорки-альвеолы! После ряда успешных попыток, ребёнок (и язык!) должен запомнить исходную позицию.

3. Закрепление звука в речи

Проделав несколько раз артикуляционное упражнение «Вкусная конфета», ребёнок сможет, наконец, изобразить паровозик, отходящий от станции: «Ч-ч-ч-ч-, ч-ч-ч-ч». Взрослый при этом читает стихотворение:

Мчится поезд

Ч-ч-ч! все проЧь с дороги!

Отдавить могу я ноги!

МЧусь на север:

ОЧень сроЧно

Надо всем доставить поЧту!

Ни на ЧАС не опоздать,

Всем приветы передать!

Ч-ч-ч-ч-

(Е.Г. Карельская)

4. Ласковые словечки

Работая над звуком [Ч], необходимо вспомнить, что с его помощью образуются «ласковые» слова: стульЧик, зайЧик, пальЧик и т.д. Поиграйте с ребёнком в игру «Ласковые слова»:

«Скажем ласково, и вот, [Ч] к нам в гости и придёт!»

Взрослый бросает мяч и говорит «обычное» слово, а ребёнок возвращает взрослому мяч и произносит ласковый вариант слова: гриб – грибоЧек, дуб – дубоЧек, забор – заборЧик, лист – листоЧек, сын – сыноЧек, рука – руЧка, книга – книжеЧка, слово — словеЧко и т.д. Слова, дающие в уменьшительно-ласкательной форме звук [Ч] взрослому перед проведением игры лучше записать на листочке, чтобы игра прошла динамично и без затянувшихся пауз.

Закрепите успехи с помощью народных потешек и прибауток. В них «ласковые» слова встречаются наиболее часто:

Ой, каЧи, каЧи, каЧи!

Приехали торгаЧи.

В головах-то калаЧи.

В руЧках пряниЧки,

В ножках яблоЧки.

По бокам конфетоЧки,

Золотые ветоЧки.

Чики, чики, чикалочки!

Едет гусь на палоЧке,
УтоЧка на дудоЧке,

КуроЧка на ЧУРОЧКЕ,

ЗайЧик на таЧке,

МальЧик на собаЧке.

БабоЧка – коробоЧка,

Улетай на облаЧко!

Твои детки на лугу

Гнут ЧЕРЕМУХУ в дугу,

Тебя ожидают,

ЗайЧиков гоняют.

 5. Чистоговорки и скороговорки для закрепления звука [Ч]

Придумайте совместно с ребёнком чистоговорки типа:

ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА: ПеЧка в доме горяЧа.

ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА: Видели граЧа.

ЧУ-ЧУ-ЧУ, ЧУ-ЧУ-ЧУ: ЧервяЧка дадим граЧу.

ЧУ-ЧУ-ЧУ, ЧУ-ЧУ-ЧУ: Я конфету не хоЧу.

ЧО-ЧО-ЧО, ЧО-ЧО-ЧО: У враЧа болит плеЧо.

ЧО-ЧО-ЧО, ЧО-ЧО-ЧО: Любим маму горяЧо.

ЧИ-ЧИ-ЧИ, ЧИ-ЧИ-ЧИ: ОЧень ЧИСТЫЕ мяЧи.

ЧИ-ЧИ-ЧИ, ЧИ-ЧИ-ЧИ: ОЧень Чёрные граЧи.

ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ, ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ: ПтиЧка на мяЧе.

ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ, ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ: споём песню о граЧе.

Скороговорки можно найти в сборниках скороговорок, или воспользоваться этими:

Точь в точь, как мать и дочь.

У Танечки — тачка, у Анечки — печенья пачка.

Молчал, молчал, да и вымолчал.

Пекарь пёк калачи в печи. Горячи калачи, калачи горячи.

В печи калачи, как огонь, горячи. Для кого печены, для кого верчены?

Для Галочки калачи, для Галочки горячи.

Рябина-рябиночка, родимая кровиночка.

У барана-круторога рога кручены-перекручены, верчены-переверчены.

Ходит квочка около дворочка, водит деточек — около клеточек.

 6. Игры, загадки и стихотворения со звуком [Ч]

Игра «Подскажи словечко» тоже пригодится в работе над звуком [Ч]:

Запасли на зиму впрокЖгуЧий яровой (ЧЕСНОК).Положила мне на блюдоМама розовое ЧУДОРада ягодке нездешней,Я полакомлюсь (ЧЕРЕШНЕЙ). Наказали кошку Машку:Та хвостом смахнула (ЧАШКУ).Осторожно разливайВсем по ЧАШКАМСладкий (ЧАЙ).и т.д.

(Загадки от Е.Г. Карельской из книги «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев»)

Для игр вам может пригодиться и такая забавная считалочка:

УЧит чёрный граЧ сЧиталку:

«Чиж нашёл на даЧе палку.

ПоЧинил чердак и таЧку,

Лапкой наступил на жваЧку

Чижик, чижик, не взлететь!

Нам – играть, тебе – смотреть!»

(Е.Г. Карельская)

Если силы и время остались, можно выучить и такое стихотворение:

Качели для паучат

Весь день, не покладая рук,

Трудился старенький паук.

Прилаживал у ели

Для внуЧенек каЧели.

Он плёл их веЧер, и всю ноЧЬ,

Усталость отгоняя проЧь.

ПауЧьи те каЧели

К утру уже висели.

В них доЧка — пауЧиха

Детей каЧает тихо.

На капельке дождинке

В тонЧайшей паутинке.

(Е.Г.Карельская)

 7. Заключительные рекомендации

Конечно, материал, приведенный здесь, надо давать в несколько приёмов. Нельзя обрушивать на ребёнка всё разом. На постановку и автоматизацию звука [Ч] уйдёт как минимум 10 — 15 занятий по 10 — 20 минут.

Надеемся, у ребёнка всё получится, и он порадуется вместе с вами и чистому звучанию своей речи, и маленьким открытиям в удивительном мире звуков и слов!

Источник: http://xn----8sbhee6acfvbl4aa.xn--p1ai/index.php/postanovka-i-avtomatizaciya-zvukov/44-zvuk-ch.html

Учим буквы и звуки

Перед тем как научить ребёнка читать, родителям советуют сначала научить малыша узнавать и различать звуки. Одним детям разница между буквами и звуками становится понятна после первого объяснения, а другим нет. И вот тогда маме приходится подключать фантазию и все свои педагогические способности, чтобы для начала самой понять, а потом и ребёнку объяснить, для чего же различать звуки и буквы и как это делать.

Надо понять такую закономерность: звуков намного больше, чем букв, звуки главнее букв, буквы сами по себе ничего не значат, а все качества, например: звонкость, мягкость и т.д., относятся к звукам. Одна буква может обозначать несколько звуков. Поэтому учить говорить и читать мы начинаем именно со звуков.

Расскажите малышу сказку:
«В древние времена жили люди. Они уже умели говорить и поэтому любили рассказывать друг другу сказки и петь песни. Но всё, что они рассказывали, быстро забывалось, потому что люди не умели писать. Сказки и песни были такими интересными, что человеку захотелось их запомнить надолго. И тогда люди придумали специальные значки-буквы.

Буквы обозначали звуки, которые произносили люди, рассказывая сказку. Так древний человек стал записывать свои сказки с помощью букв. Поэтому в книжках живут теперь буквы-значки, но они всегда молчат, пока ты не захочешь их прочитать вслух. И как только ты захочешь прочитать букву, сразу появится звук. Звук и буква – самые близкие друзья и не могут жить друг без друга.

Буква без звука молчит, а звук без буквы сразу исчезает».

Нарисуйте с ребёнком город букв и звуков: 

Всего в городе будет 33 домика, потому что в алфавите – 33 буквы. В городе будет протекать река, которая разделит его на три части. Один берег называется «Гласные», второй – «Согласные», а на третьем берегу построены пустующие домики. Однако в городе будут строить домики не только на берегу, но и на реке. Плавучие домики – особые. Их можно раскрасить двумя цветами, а пустые домики – одним серым цветом.

Домики в городе делятся на три вида: с двумя жильцами, с одним и пустующие домики.

На берегу гласных будет 6 домиков-одиночек: а, и, о, у, ы, э.

На берегу согласных построены домики, где живут сразу 2 звука — твердый и мягкий: б-бь, в-вь,г-гь, д-дь, з-зь, к-кь, л-ль, м-мь, н-нь, п-пь, р-рь, с-сь, т-ть, ф-фь, х-хь, и домики-одиночки: ж, ц, ш, й, ч, щ. Всего на берегу согласных построили 21 домик.

На реке будут жить домики-чемоданчики, их всего 4. В домике Е живут два звука Й-Э, в домике Ё живут звуки Й-О, в домике Ю – Й-У, в домике Я – Й-А. Эти домики построили на реке, потому что в них соседствуют гласные и согласные звуки.

На третьем берегу стоят пустующие дома: Ь знак и Ъ знак. В этих домиках никто не живёт. Поэтому у этих букв нет звуков. Они нужны только для письма.

Играйте с нарисованной картой

Рассуждайте с ребёнком в такой последовательности: буква Б – это домик двух друзей: большого и твердого звука Б и маленького и мягкого звука бь. Сравните, как звучит буква Б, например, в словах Бом и Бим. (В слове Бом мы слышим твёрдый звук Б, в слове Бим — мягкий звук бь).

Когда рассматриваете книжку, спросите: «Где в слове МЕДВЕДЬ буква М? А какие звуки живут в домике-букве М?» Ребёнок должен вспомнить карту или прямо рассматривать её с вами в этот момент и показать пальчиком, что в этом домике живут звуки: большой и твердый М и маленький и мягкий мь.

Изучая согласные буквы, называйте их обозначаемым ими звуком, т.е. не «мэ» или «эм», а «м». Иначе потом ребёнку будет очень сложно научиться соединять буквы в слоги и слова.

Соотношение звуков и букв довольно абстрактная для малышей вещь. И им будет проще понять её, если ориентироваться по картинке и создавать образы в воображении.

Сайт «Разумейкин» поможет малышу выучить буквы в разделе «Буквы и чтение» и познакомиться с характеристиками звуков в разделе «Подготовка к обучению грамоте» — обучающие видео и интерактивные задания превратят обучение чтению в увлекательную игру!

Онлайн занятия для детей 3 — 10 лет:

  • развитие внимания, памяти, логики;
  • подготовка к школе, помощь в освоении школьных предметов;
  • расширение кругозора — знакомство с биологией, географией, физикой, химией.

3-4 года 5-6 лет 7-8 лет 9-10 лет

Источник: https://www.razumeykin.ru/publikatsii/uchim-bukvy-i-zvuki

Как научить ребенка выговаривать звуки

Как решить самые распространенные проблемы с речью у детей

С какими основными речевыми проблемами сталкиваются дети и как родители могут их решить. Это нам помогала выяснять логопед-дефектолог Юлия Гордиенко.

Проблема: ребенок не выговаривает звук Р

Эта проблема встречается у детей чаще всего, ведь это самый сложный звук. Именно ему специалисты дают максимальное время: беспокоиться по поводу неумения ребенка его произносить нужно ближе к шестилетнему возрасту, тогда как большинство остальных звуков малыш осваивает к 4–5 годам и раньше.

Основная причина, по которой ребенок не выговаривает звук Р, — это недостаточная развитость артикуляционного аппарата. Следовательно, главная задача родителей и ребенка — развивать его, разрабатывать мышцы во рту.

Массаж

Чтобы помочь органам речевого аппарата достигнуть нормального размера, формы и подвижности, развить и ускорить рост нужных мышц, можно делать массаж. Такой массаж может делать как специалист, так и мама.

Для этого нужно с помощью деревянных палочек, ушных палочек, шпателей или других мягких инструментов либо просто чистых пальцев аккуратно поднимать язык ребенка вверх, слегка натягивая уздечку (подъязычную связку).

Пальцы можно использовать, потому что дети часто противятся тому, чтобы с ними проводили какие-то манипуляции с помощью инструментов.

Упражнение «Заборчик»

Зубы верхней и нижней челюстей смыкают, формируя «заборчик». Затем нужно улыбнуться с напряжением, обнажив зубы.

Язычок приобретает форму конфеты, которую нужно «перекатывать» от правой щеки к левой, тем самым растягивая подъязычную мышцу.

Ребенку нужно представить, что у него на губах осталось варенье, мороженое или шоколад, которые ему нужно аккуратно и тщательно слизать. С помощью языка он должен медленно облизывать губы по кругу. Это непроизвольная форма подтягивания подъязычных мышц. Благодаря этому упражнению ребенок потом сможет самостоятельно поднимать язык.

Упражнение «Часы»

Нужно представить, что язык — это стрелка часов, и с его помощью надо показывать время. Хотя бы вверх, вниз, вправо и влево (3 часа, 6 часов, 9 часов и 12 часов).

Нужно взять нитку, продеть ее сквозь пуговицу и натянуть. Затем малыш языком должен провести пуговицу с одного края нитки до другого и обратно. Пуговицу можно заменить чем-то съедобным, например, конфетой или маленьким бубликом-сушкой. То есть в этом упражнении мы работаем уже не с воображаемыми вещами, а с конкретным предметом.

Упражнение «Соломинка»

Кладем соломинку, палочку или тот же бублик на язычок, сам язык ребенок вытягивает вперед и пытается удержать на его кончике указанный предмет. Тут язык должен научиться держать стойкую позицию, не колебаться и не засовываться обратно. В этом упражнении желательно использовать съедобные предметы, чтобы, выполняя его, малыш не проглотил посторонний предмет и не подавился им.

Как подготовить ребенка к детскому саду

Нужно улыбнуться так, чтобы были видны нижние и верхние зубки, и задержаться в этом положении на несколько секунд.

Упражнение «Трубочка»

Попросите ребенка сделать губы «трубочкой» и удерживать их в таком положении несколько секунд.

Упражнение «Орешек»

Пусть ребенок представит, что во рту лежит орешек, и перекатывает его с помощью языка из одной щеки в другую.

https://www.youtube.com/watch?v=RQf3Y17YMbs

Часто дети смягчают свистящие: говорят Ш/Щ вместо С, Ж вместо З, Ч вместо Ц, что делает речь кашковатой. Для исправления этих дефектов нужно укреплять речевой аппарат в целом.

Упражнение «Чашка»

Попросите ребенка высунуть язык вперед, придав ему форму чашечки, и удерживать так несколько секунд. В этом упражнении важно, чтобы ребенок старался закрутить вверх края языка.

Упражнение «Шоколад»

Ребенку нужно будет дотянуться языком к верхней губе и «облизать шоколад» на ней. Если он может дотянуться до носа, замечательно, пусть тянется как можно выше. Главное, стараться закрутить вверх кончик языка.

Свистящие звуки произносятся при положении губ, напоминающем улыбку. Поэтому попросите ребенка хорошенько улыбнуться, и в такой улыбке не спеша произносить необходимый звук.

Частный детский сад — с чем сталкиваются родители и как избежать проблем

Проблема: ребенок заикается

Главное правило исправления заикания — быть спокойным и никуда не спешить. Это касается как ребенка, так и его родителей. Все упражнения надо выполнять размеренно, не торопясь.

Упражнение «Распевка гласных»

Ребенок по очереди просто распевает все имеющиеся гласные звуки (А, И, О, У, Ы, Э). Мотив может быть любым. Во время этого упражнения у ребенка расслабляются мышцы артикуляционного аппарата. Можно сопровождать выполнение упражнения легкой приятной музыкой или звуками природы — это тоже помогает ребенку расслабиться. 

Нужно учить ребенка произносить слова, разбивать их на слоги. Если медленно, враспев произносить слово, ребенку будет проще. Пусть он начнет с медленного произношения первого слога, затем второго и т. д. В итоге получится, например, «паа-раа-шюут», а не «ппппарашют».

Упражнение «Считалочка»

Речь идет о пересказе небольшого текста или даже предложения, во время которого ребенок делает паузу после каждого слова, считая до пяти. Таким образом, он будет говорить медленно, отделяя одно слово от другого. Это поможет ему сконцентрироваться и донести свою мысль. Ведь часто дети просто торопятся высказать то, что им хочется, и им неважно, что они при этом заикаются. На первых этапах это упражнение можно выполнять даже не со словами, а со слогами.

Упражнение «Итоговое»

Во время этого упражнения ребенок должен пересказывать какой-то простой текст, употребляя все вышеописанные советы для устранения заикания: произносить слова по слогам, распевая гласные и отсчитывая паузы между словами.

Каждое упражнение нужно делать в течение 10–15 секунд. Чтобы ребенку было нагляднее, понятнее и интереснее следить за временем, можно воспользоваться песочными часами. Сеанс упражнений должен длиться 10-15 минут. Дольше ребенок не выдержит, да и в этом случае речь уже будет идти о других, более сложных задачах. В то же время занятие длительностью меньше 10 минут не принесет необходимого эффекта.

Не заставляйте ребенка делать логопедические упражнения, если он простужен, если у него насморк и болит горло. Ведь это не только создает стресс, но и в прямом смысле вредит речевому аппарату.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли купать новорожденного ребенка два раза в день

Источник: https://vesti.ua/poleznoe/348538-kak-nauchit-rebenka-vyhovarivat-zvuki

Как научить ребенка выговаривать звуки дома? Упражнения на тренировку сложных звуков

Речь ребенка формируется на протяжении дошкольного возраста. Следить за ней нужно с раннего возраста, чтобы к первому классу у ребенка полностью закрепилось правильное произношение букв. Но случается, что у детей школьного возраста наблюдается нечистая речь.

Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях.

Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время.

Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

https://www.youtube.com/watch?v=m8UbgN0hgko

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка,Славный мишка,Весь из плюша

Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?

Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка.

Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей.

Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение? Оставьте свой :

Источник: https://pedsovet.su/publ/90-1-0-5361

Постановка и автоматизация звука «Ч»

Произнесение звука «Ч» нередко вызывает сложности у детей. Чтобы научить ребенка произносить его, нужно пройти несколько этапов.

Подготовительная работа

Работу над любым звуком стоит начинать с артикуляционной гимнастики. Это позволит размяться и настроиться на работу. Для разминки можно выбирать любую игровую методику. Рассмотрим лишь несколько вариантов.

1. «Качели»: такое упражнение помогает укрепить мышцы языка и научить ребенка управлять кончиком языка.
Рот открыт, губы в улыбке. Ребенок поочередно касается языком верха полости рта и низа, затем верхних зубов и нижних, места за верхними зубами и нижними.

2. «Язык шагает через зубы»
Рот открыт, губы в улыбке. Ребенок касается языком наружной и внутренней поверхности верхних и нижних зубов.

Кроме того, можно попросить ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «Ч». Затем следует произносить сначала просто разные звуки, потом слоги и слова. Этот прием позволит оценить, насколько хорошо малыш узнает нужный звук. Если у ребенка лучше развито наглядное мышление, стоит вместо слов предложить ему картинки, в названии которых есть «Ч».

Дыхательные упражнения

Постановка звука «Ч»

Звук «Ч» состоит из звуков «Щ» и «ТЬ». Это значит, что ребенок, правильно произносящий последние два звука, легко справится и с произнесением «Ч». Существует два способа постановки данного звука.

1. Ребенок должен очень быстро произнести сочетание звуков «ТЬ» и «ШЬ». При этом очень важно, чтобы губы находились в широкой улыбке.2. Ребенок очень быстро произносит звук «ТЬ», повторяя его. Сначала язык должен касаться основания зубов с внутренней стороны, затем следует постепенно отодвигать его немного глубже, к альвеолам.

Если научить произносить «Ч» не удается, можно обратиться к логопеду, который поставит звук с помощью специального зонда.

Чтобы убедиться, что звук поставлен, следует проверить, как ребенок произносит его изолированно. Для этого также применяются игровые методики: малыша можно попросить имитировать ход часов с помощью звука «Ч» или успокоить кого-то («Ч-Ч-Ч»). Если всё в порядке, можно приступать к автоматизации.

Автоматизация звука «Ч»

Проводить автоматизацию нужно с учетом возраста ребенка. С малышом лучше всего использовать картинки или игрушки, с детьми постарше отлично подойдут стишки и песенки. Начинать стоит с произнесения слогов, а затем постепенно переходить к словам и предложениям. При этом нужно подбирать такой материал, чтобы звук «Ч» оказывался в разных позициях. В любом случае автоматизация должна проходить в игровой форме. Игры можно использовать самые разные.

1. «Песенки вместе с любимым персонажем». Необходимо выбрать любого сказочного или мультипликационного персонажа, который интересен ребенку, написать на карточках слоги, содержащие букву «Ч». Затем нужно предложить следующее задание: «Твой любимый герой решил помочь тебе научиться произносить «Ч» и приготовил для тебя песенки из слогов.

Спой вместе с ним! Ча-ча-ча; Чо-чо-чо; Чу-чу-чу; Чи-чи-чи». Очень важно, чтобы звук «Ч» ребенок в слоге произносил правильно, только в этом случае можно переходить к следующему слогу.2. «Эхо». Ребенок должен повторить несколько слов, произнесенных взрослым, в том же порядке, выделяя звук «Ч».3. «Предложение».

Для этого упражнения можно написать несколько слов с буквой «Ч» на бумаге или использовать картинки. Задача ребенка — составить с каждым из них предложение.4. «Детеныши». Следует предложить назвать детенышей различных животных и птиц (белок, зайцев, галок, волков), выделяя при этом звук «Ч».

5. «Неразбериха».

Ребенку предложены наборы букв из одного слова в перемешанном порядке. Его задача — собрать слово и произнести.

Постановка и автоматизация звука «Ш»

Источник: http://stotysyhc.ru/postanovka-i-avtomatizatsiya-zvuka-ch/

ЛОГОПЕД.РУ: Как исправить произношение во взрослом возрасте

  • Скачать видео «Сам себе логопед. Курс самокоррекции речи для взрослых.»

    Довольно часто это — результат привычки, закрепившейся с детства. Как правило, такую привычку сопрождают слабость и небольшая раскоординированность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти. Нередко встречаются и различные дефекты строения речевого аппарата (их может определить стоматолог или ортодонт): неправильный прикус, укороченная подъязычная связка («уздечка»), высокий нёбный свод и др.

    Более серьезные причины нарушения звуков определяются, как правило, еще в детстве.

    Можно ли самостоятельно исправить произношение?

    Лучше всего, конечно, заниматься под руководством опытного логопеда. Специалист поможет справится с проблемой наиболее быстро и качественно. К логопеду также стоит обратиться, если у вас:

    — нарушены не один-два, а три или более звуков;

    — возможны нарушения строения речевого аппарата (неправильный прикус, короткая «уздечка» т.п., см. выше);

    — хотя бы незначительное снижение слуха;

    — неврологические проблемы;

    — проблемы с речью появились после травмы или сильного стресса.

    Если же вышеописанное «не про вас», вы можете попробовать заниматься самостоятельно. Однако, помните, что в случае отсутствия каких-либо результатов после двух-трех недель регулярных самостоятельных занятий, стоит все-таки обратиться за помощью к логопеду.

    Возможно, вам понадобится несколько советов, после которых вы продолжите самостоятельную работу. А может оказаться, что в вашем случае необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист.

    С чего начать?

    С определения, какие именно звуки нужно исправлять. Иногда люди не замечают недостатков собственного произношения, и узнают о них со слов других людей или записав свою речь на диктофон. Услышать свою речь со стороны — хороший способ установить, какие звуки у вас нарушены. Например, можно воспользоваться следующими словами и фразами.

    1. Группа свистящих (нарушаются, как правило, все вместе) – [с], [з], [ц].

    Коси, коса, пока не высохла роса. В зоопарке Зина видела разных зверей.

    В конце деревни цветет акация.

    2.Группа шипящих (могут нарушаться как вместе, так и по отдельности) – [ш], [ж], [ч], [щ].

    У Наташи новая шуба и шапка. У ежа ежата, у ужа ужата. У причала кричали чайки.

    Волки рыщут, пищу ищут.

    2. Звук [л].

    Клава надела на голову белый платок.
    У Лёни болит левое колено.

    3. Звук [р].

    В порту разгружают пароходы.
    Марина принесет грецкие орехи.

    4. Все звуки.

    Галин черный щенок резвится около дома. Бабушка сушит на веревке мокрое бельё.

    Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю.

    Начать можно с любого из нарушенных звуков. Главное, работать над звуками по очереди, а не над всеми разом. То есть, только после того, как исправлен один, можно переходить к следующему.

    Процесс работы над звуком

    включает в себя четыре обязательных этапа: — подготовительный; — этап постановки звука; — этап автоматизации; — этап дифференциации; а также один дополнительный этап: — введение звука в речь.

    О том, почему он дополнительный, речь пойдет ниже.

    При прохождении всех этих этапов весьма важна преемственность и последовательность. Нельзя перескочить через этап или перейти к следующему, не освоив предыдущего. Результат вас явно не обрадует.

    Подготовительный этап

    Помогает подготовить речевой аппарат к правильному произношению звука. Начните с изучения правильной артикуляции звука, т.е. какое положение занимают органы речи и как они двигаются при произнесении каждого конкретного звука. Возможно, у вас сразу же получится правильный звук.

    Если нет, придется поделать специальные упражнения артикуляционной гимнастики, но сначала обязательно прочтите рекомендации по ее выполнению. Артикуляционный уклад наиболее часто нарушающихся звуков, а также упражнения специальной гимнастики можно найти в разделе «Эти трудные звуки!..

    «

    После того, как речевые органы будут достаточно подготовлены (упражнения выполняются четко, без ошибок, в достаточно быстром темпе), можно переходить к постановке звука.

    Этап постановки звука

    Постановка звука может осуществляться различными способами, в зависимости от артикуляции каждого конкретного звука. Рекомендации по постановке того или иного звука смотрите в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Конечной целью этого этапа является постановка правильного произношения изолированного звука. Звук считается поставленным, если вы можете правильно произносить его изолированно, т.е. рычать: «р-р-р», шипеть «ш-ш-ш» и т.д.

    Автоматизация

    Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть довести произношение его в речи до автоматизма.

    Автоматизацию начинают с произношения слогов — прямых (ра, ро, ру, ша, шо, шу и т.д.) и обратных (ар, ор, ур, аш, ош, уш). Поначалу удобнее произносить слоги в медленном темпе, растягивая все звуки, как бы пропевая их — ааа-ррр, ррр-ааа. Это позволяет органам речи занять правильное, но пока еще не совсем привычное для них положение. Постепенно темп произнесения слогов можно увеличивать, приближая его к нормальному темпу речи и даже чуть быстрее.

    После успешной автоматизации звука в слогах можно переходить к словам, а потом и к предложениям. Не спешите сразу же приняться за скороговорки. Это наиболее трудная , а потому последняя часть этапа автоматизации, к ней нужно хорошо подготовится. Материал для автоматизации наиболее часто нарушающихся звуков также есть в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Дифференциация

    Это различение, разграничение похожих звуков, например, [р] и [л], [с] и [ш]. На этапе дифференциации мы учимся не путать эти звуки в речи. Этот этап особенно важен для тех, кто в своей речи смешивает эти звуки или смешивал раньше. Однако, и остальным не стоит пренебрегать дифференциацией.

    Начинаем дифференциацию, так же, как и автоматизацию, с различения звуков в слогах (ра-ла, со-шо), затем переходим к словам (рожки-ложки, миска-мишка) и фразам. На этом этапе можно активно использовать скроговорки (Шла Саша по шоссе. Карл у Клары украл кораллы и др.) Материалы для дифференциации различных звуков также есть у нас на сайте.

    Этапы, описанные выше обязательно нужно пройти, чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук. Как правило, после завершения последнего этапа дети уже свободно употребляют ранее нарушенный звук в своей речи. Однако, у взрослых это проиходит не всегда. В этом случае на помощь приходит еще один вид работы.

    Введение звука в речь

    Введению звука в речь хорошо способствует заучивание наизусть стихов, содержащих слова с нужным звуком, пересказывание текстов и составление рассказов (устных сочинений). Поскольку звук/звуки вводятся в речь уже после этапа дифференциации, работа проводится, как правило, сразу над группой звуков, например, группой свистящих, группой шипящих, соноров ([р] и [л]) и т.д.

    Работа над текстом

    1.Возьмите любой текст. Лучше, если он будет содержать слова и выражения, которые вам часто приходится употреблять в своей профессиноальной деятельности. Например, можно использовать доклад, с которым предстоит выступить перед коллегами или просто текст из профильного учебника. Но, в принципе, любой художественный текст или газетная статья тоже подойдут.

    2.Прочитайте выбранный текст про себя, подчеркивая все встречающиеся буквы, обозначающие нужный звук/звуки. Обратите внимание, что в русском языке многие буквы могут обозначать не один, а несколько звуков. Так, например, буква «з» может обозначать звук [з] в слове “замок”, мягкий звук [з’] в слове “зима”, звук [с] в слове “мороз”, мягкий звук [с’] в слове “гвоздь”. Буква “ч” в некоторых словах читается как звук [ш]: “что”, “чтобы”, “конечно” и т.д.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько времени должен спать ребенок

    3.Прочитайте текст вслух несколько раз, стараясь произносить нужный звук/звуки правильно.

    4.Перескажите, стараясь произносить звуки правильно.

    Устное сочинение

    Это может быть рассказ на любую тему, например, «Как я провел выходные» или «Предложение по увеличению объема продаж в условиях экономического кризиса».

    1. Продумайте план рассказа. Можно набросать его на бумаге, а можно держать в голове.

    2. Подумайте, какие слова с нужным звуком/звуками там могут встретиться.

    3. Рассказывайте, стараясь произносить звуки правильно. Запишите свой рассказ на диктофон.

    4. Прослушайте запись. Во всех ли словах звуки были произнесены правильно?

    5. Поработайте над ошибками, если они были. Выпишите на бумагу слова, которые были произнесены неверно, и произнесите их вслух, стараясь выговаривать правильно.

    6. Еще раз расскажите свое сочинение, стараясь правильно выговаривать звуки.

    https://www.youtube.com/watch?v=wB34pNZlrxc

    Если вы обнаружите, что занимаясь регулярно, «застряли» на каком-либо этапе больше месяца, или у вас возникнут вопросы, обратитесь за консультацией к логопеду.

    Желаем успеха!

    Конспект открытого мини–группового занятия по технике речи, раздел «дикция». Исправление недостатков в произнесении согласного звука «Р». .

    тест.

    тест.

  • Источник: https://www.logoped.ru/big07.htm

    Что является причиной неправильного произношения?

    Самой распространенной ошибкой взрослых при общении со своим ребенком является подражание его речи. Мы сюсюкаем с маленьким человечком, часто при этом коверкая слова. Получается, что наша речь опускается до уровня малыша. Вместо того, чтобы в разговорах с маленькими детьми говорить как можно лучше, четко выговаривая все звуки и буквы, мы намеренно делаем свою речь малопонятной.

    Так как ребенок не слышит от вас правильной речи, он не сможет ее запомнить и повторить. Поэтому, чтобы малыш научился правильно говорить, ваша речь должна быть четкой и разборчивой.

    Причиной неправильного воспроизведения отдельных звуков может быть особенность строения речевого аппарата

    • Связка, находящаяся под языком, короче, чем должна быть, и это затрудняет его движение.
    • Нормальной речи мешает размер языка (слишком маленький или, напротив, большой).
    • Очень тонкие или, наоборот, пухлые губки, что затрудняет их артикуляцию.
    • Отклонения в строении зубов или челюсти.
    • Дефект слухового аппарата, не позволяющий слышать некоторые звуки, а, значит, правильно их произносить.

    Некоторые дефекты речи родители вполне могут исправить самостоятельно. Основные трудности малыш испытывает при произношении шипящих звуков — Ж, Ч, Ш, Щ, буквы Р, а также З, Г, К, Л, С и Ц.

    Как помочь ребенку выговаривать шипящие звуки?

    Научить малыша выговаривать буквы Ж, Ч, Ш, и Щ немного проще, чем, к примеру, букву Р. Чаще всего у детей отмечается проблема с произношением шипящих Ж и Ш. При этом звук Ш еще не так режет слух, как неправильно произносимая Ж.

    Обычно проблема с шипящими возникает из-за того, что у малыша не получается расслабить язычок и растянуть его, чтобы края касались верхних боковых зубов.

    Поэтому кроху надо научить нескольким простым упражнениям

    1. Расслабим язычок. Положить язык на нижние зубы, как будто блинчик, а верхними постучать по нему, говоря при этом «Та-та-та». После этого язычок должен расслабленно полежать. Потом надо пошлепать по нему верхней губой и сказать «Па-па-па».
    2. Подъем кончика языка вверх. Для выполнения задания нужна жевательная конфета или резинка (она будет для малыша хорошей мотивацией). Нужно, чтобы он открыл ротик на 2-3 см, распластал язычок по нижней губе, высунув при этом его кончик. Положите на него кусочек конфеты и попросите ребенка прилепить ее к небу за верхними зубками. Проследите, чтобы кроха использовал только язык, а не использовал челюсть.
    3. Выдуваем воздух через середину языка. Небольшой кусочек ваты положите на стол. Пусть малыш улыбнется, и расположит язычок как в предыдущем задании. Задача малыша — сдуть ватку на другой конец стола, не надув щечки. При этом он должен произнести подобие буквы Ф.
    4. Сдуваем вату с носа. Ребенок приоткрывает рот, укладывает язычок так, чтобы посередине него получился желобок, а края почти сходились. На нос помещаем кусочек ваты, Малыш должен глубоко вдохнуть воздух носом и резко выдохнуть ртом. Вата при этом должна полететь вверх.
    5. Произносим звуки Ж и Ш. Попросите кроху произнести слог СА, язык в это время должен быть за зубками. Затем нужно подвинуть язычок поглубже в ротик. По мере продвижения к альвеолам, звук из С превращается в Ш. Чтобы получить звук Ж, повторяем упражнения, произнося вначале слог ЗА.
    6. Больше слов с Ж и Ш. Вспомните или придумайте стишки или скороговорки, где в словах часто встречаются буквы Ж и Ш. Повторяйте их с малышом по нескольку раз.
    7. Произносим букву Ч. Если у малыша повышен тонус языка, поначалу справиться с упражнением ему будет сложнее. Звук Ч состоит из ТЬ и Щ. Сначала язычок должен ударить по альвеолам, произнося ТЬ, после чего расслабиться, пропуская через щелочку звук Щ. Эти два звука сначала медленно, а затем быстрее должны слиться в один Ч. После нескольких тренировок у малыша все получится!

    Потренируйте произношение разными небольшими стишками. Например:

    • Были галчата в гостях у волчат,
    • Были волчата в гостях у галчат,
    • Ныне волчата галдят как галчата,
    • И как волчата, галчата молчат.

    Учимся произносить букву Р

    Хорошо выговаривать букву Р малыш начинает лишь к 5-6 годам. Если ваша кроха еще не достигла этого возраста, не стоит паниковать раньше времени.

    Обычно с буквой Р связаны некоторые проблемы

    • Маленький человечек совсем не выговаривает рычащий звук, он просто выпадает у него из слова. Это случается, когда буква Р расположена между гласными. К примеру, гараж звучит, как «га — аж».
    • Малыш заменяет звук Р на Л, Ы или Й. Получается вместо розы — «лоза», рыжий — «ыжий», сорока — «сойока».
    • Малыш произносит звук Р, но не так, как он должен звучать в русском языке. Он или вибрирует, как у англичан, или грассирует, что характерно для французов.

    Исправить недостатки при произношении буквы Р можно, делая некоторые упражнения. А выполнять их лучше, сидя и держа спинку ровно. При этом ребенок должен видеть себя в зеркале.

    Так он может проследить, насколько правильно выполняет задание

    • Парус. Ребенку надо широко открыть рот, а кончик языка поднять за верхние зубки. Нижнюю часть язычка чуть прогнуть вперед, а края прижать вверх к коренным зубкам. Повторить это нужно 3 раза подряд по 10 секунд.
    • Лошадка. Нужно плотно прижать язычок к нёбу, и тут же резко отпустить его. При этом получится звук, напоминающий цоканье копыт. Повторить задание не менее 10-15 раз.
    • Индюк. Изобразите с крохой рассерженного индюка. Ребенок должен выбрасывать язычок изо рта, просовывая его между зубками. При этом нужно произнести похожие на «бл-бл» звуки. Задание выполняют в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
    • Прикусим язычок. Конец языка высунуть наружу, а ротик растянуть в улыбке. Затем потихоньку прикусить язык зубками.
    • Чистим зубки. Малышу надо широко улыбнуться и кончиком языка поводить по внутренней стенке верхних зубов, не двигая нижней челюстью.
    • У кого длиннее. Предложите крохе сравнить, у кого язык длиннее. Получится ли у него дотянуться им до подбородка или кончика носа.
    • Дятел. Нужно широко открыть ротик и сильно постучать языком по внутренней части десны у верхних зубов. В это время нужно произнести «д-д-д».

    Чтобы ребенок не устал от многочисленных упражнений, делайте перерывы, предлагая ему порычать как лев. Чтобы закрепить намечающиеся успехи, дополнительно можно выучить с малышом скороговорки и слова, в которых есть буква Р.

    Выговариваем буквы З, С и Ц правильно

    Когда ребенок не выговаривает букву С, одновременно он не может произнести и остальные свистящие буквы и слоги — З, Ц, ЗЬ, СЬ. Причина этого — недостаточно развитый артикуляционный аппарат.

    Исправить ситуацию также помогут специальные упражнения

    1. Загони мячик в ворота. Цель этого задания — научиться выпускать длинную направленную струю воздуха. Сделайте на столе ворота из кубиков или других игрушек. Скатайте неплотный ватный шарик. Малыш должен, сложив губки трубочкой, подуть на шарик и загнать его в ворота. Выполняя упражнение, нельзя надувать щеки, а выдуваемый воздух должен идти одной длинной струей, без прерываний.
    2. Песенка язычка. Приоткрыв ротик, надо расположить язык на нижней губе. Затем нужно пошлепать губками — «пя-пя-пя» (язычок поет). Воздух при этом выходит плавной струйкой, не прерываясь. Затем, широко открыв рот, подержать мягкий язычок на нижней губе так, чтобы она не подворачивалась. Нужно, чтобы края языка касались уголков рта.
    3. Блинчик. Важно научить малыша расслаблять язычок. Для этого он должен улыбнуться, передний край языка положить на нижнюю губу. Улыбка не должна быть напряженной, а язык лишь чуть свешиваться с губки.
    4. Чистим зубки. Упражнение аналогично заданию для буквы Р, только чистить будем не верхние, а нижние зубы.

    Буква З является парной для буквы С, поэтому его постановкой занимаются аналогично звуку С.

    Звук Ц состоит из двух звуков — Т и С, которые быстро переходят от одного к другому. Важно научить малыша отделить один звук от другого. Попросите кроху произнести сначала длинный звук «тсссс», а затем короткие «тсс, тсс, тсс». В итоге у малыша получится звук Ц.

    А как на счет к и г?

    Звуки К, Г и Х относятся к заднеязычным, что предполагает при их произношении высокий подъем языка. Когда ребенок не произносит эти буквы, чаще всего его язычок просто ленится (за исключением врожденных патологий, которые могут исправить только врачи). Чтобы заставить язык трудиться, нужно делать упражнения.

    Катание с горки. Положите на ладошку крохе шарик из ваты. Малыш должен приоткрыть рот, и удерживать корень языка в приподнятом положении, а кончик его опустить. Затем нужно быстро выдохнуть так, чтобы сдуть ватку с ладони. Получится звук К.

    Ложечка. Попросите малыша медленно сказать «та-та-та». Возьмите чайную ложку и осторожно отодвиньте язык, надавив на переднюю часть его спинки. Вместо «та» у крохи сначала получится «тя», а потом и «кя». Продолжая давить на язык, ловите момент, когда у малыша получится чистое «ка». Ему нужно запомнить, в каком положении в этот момент находился его язык. Не волнуйтесь, если это получится не сразу.

    Независимо от того, упражнения для произношения какой буквы вы делаете с малышом, после занятий повторяйте с ним как можно больше слов, стишков или песенок с этой буквой.

    Поделитесь с друзьями:

    Источник: https://baragozik.ru/4-6-let/kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-zvuki.html

    Ребенок не выговаривает звук

    Трогательно и мило звучат словечки ребенка, который еще не научился правильно выговаривать звуки. Обычно детям сложно даются свистящие, шипящие, звуки «р» и «л». Большинство родителей не видят в этом проблемы и просто ждут, пока речь ребенка сформируется сама собой. Или занимаются с ним сами, как считают нужным.

    Но бывает, что и после 5-6 лет ребенок нормально не разговаривает. И тогда у родителей начинается паника: уже пора идти в школу, а ребенок совершенно не готов! Почему так происходит и когда нужно обращаться к специалисту, чтобы не упустить время? Об этом рассказал учитель-логопед высшей категории, методист, заведующая областной психолого-медико-педагогической консультации Житомирской области Алла Шовтюк.

    К трем годам дети должны говорить больше тысячи слов

    Обычно дети начинают произносить звук «р» к пяти годам. Однако если родители видят, что ребенку уже 3-4 года, а он не выговаривает многие звуки, с трудом и мало говорит, лучше не ждать пяти лет, а сразу обратиться к специалисту. Ведь вопрос не в одном или нескольких звуках, а в формировании речи в целом.

    Например, к трем годам ребенок должен говорить около тысячи слов, то есть вполне свободно разговаривать. А если этого нет, нужно идти к неврологу и логопеду, чтобы узнать истинную причину недоразвития речи. Часто родители успокаивают себя тем, что близкие родственники ребенка в детстве тоже плохо говорили, а потом все само собой исправилось.

    Однако причины могут быть самые разные: неправильное строение артикуляционного аппарата (короткая уздечка языка, заячья губа, расщепленное мягкое небо, неправильный прикус и так далее), а еще различные неврологические нарушения. Нужно учитывать, что нынешние дети подвержены влиянию многих факторов: плохая экология, некачественная вода, продукты с различными вредными добавками и так далее.

    Все это очень сказывается на детском здоровье. Поэтому те проблемы, которые пару десятков лет можно было исправить всего за несколько месяцев, теперь требуют гораздо длительного времени и усилий.

    Если специалист выявил у ребенка проблемы, мешающие развитию речи, ими нужно немедленно заниматься и по возможности исправить. Например, короткую уздечку языка можно подрезать хирургическим путем. А если ничего не предпринимать, то и к 6-7 годам не будет никакого результата. Многие люди всю жизнь страдают от речевых изъянов и не могут устроиться на работу, связанную с живым общением. И все только потому, что родители вовремя не обратились к специалисту.

    Что делать, если у ребенка болит голова

    Можно ли обойтись без специалистов?

    Некоторые папы-мамы уверены, что смогут и сами научить ребенка правильно произносить звуки. Но это не так просто, как кажется. В результате часто получается обратный эффект: ребенок начинает произносит звуки неправильно, например, звук «р» выговаривает горлом, и этот дефект исправить потом очень сложно.

    Поэтому лучше всего после трех лет (если есть проблемы с речью), прийти с ребенком на консультацию к специалисту.

    Сегодня в каждом детском саду есть логопедическая группа, а с сентября по всей стране откроются инклюзивно-ресурсные центры, где будут работать логопеды, дефектологи и психологи, предоставляющие бесплатные консультации. 

    Если специалист не выявит серьезных проблем, значит, для ребенка достаточно артикуляционной гимнастики и логопедического массажа. Гимнастика проводится в игровой форме, во время которой ребенка учат делать специальные упражнения, например, поднимать язычок за верхние зубы. Различных упражнений множество: «Грибок», «Маляр», «Гармошечка», «Лошадка» и так далее.

    Специалист также проводит ребенку специальный массаж языка, добиваясь его вибрации зондом (эдаким шариком). А когда ребенок научится правильно произносить звук, то есть звук будет звучать изолированно чисто, его можно закреплять в слогах, словах и затем в предложениях. Учитель-логопед обучит всему этому и ребенка, и родителей, которые продолжат занятия дома.

     

    Гипертонус у грудничка: норма или патология?

    Я – не такой, как все?

    Очень важно, чтобы у ребенка не развился комплекс неполноценности. В коллективах над такими детьми часто смеются, дразнят, поэтому родители должны убедить ребенка в том, что он ничем не отличается от других, а правильная речь – это только дело времени.

    Стоит только немного позаниматься, и все будет хорошо. Нужно всячески поддерживать ребенка, проявлять свою любовь и внимание. Показывать, что его любят таким, как он есть.

    А чтобы ребенок не ленился заниматься, можно придумать вознаграждение за его маленькие победы: вкусный торт, новая игрушка, поход в кино и так далее. 

    Чтобы ребенок гармонично развивался, родители с самого раннего детства должны уделять ему достаточно времени и внимания. Например, во время прогулки показывать ему предметы, называть их, учить, какие звуки издает кошка, собака, как шумит ветер и так далее. Такие занятия принесут только пользу и помогут ребенку быстрее научиться разговаривать. А чем ребенок старше, тем содержательнее и интереснее беседы, тем больше развиваются речь и память. 

    Юлия Мельничук

    Источник: https://tsn.ua/ru/lady/dom_i_deti/deti/rebenok-ne-vygovarivaet-zvuk-r-kak-ego-nauchit-1200471.html

    Сам себе логопед: постановка звуков

    • на
    • ВКонтакте
    • в Одноклассниках

    Дети, как губки, впитывают в себя окружающие звуки. Они попугайничают и, подобно лесному дрозду, пытаются имитировать слова, которые слышат. Так мы все учимся говорить – сначала слышим, потом воспроизводим.

    bambinostory.com
     

    В детстве я совершенно не выговаривала звук [Р]. Проблема большинства детей, не так ли? Ведь этот звук – один из самых сложных в произношении – причем не только для французов.  

    Тогда мне очень помогли стихи на имитацию нужного звука. Настоящий взрывной [Р] наконец-то был получен. Собственный детский опыт подтолкнул меня к сочинению стихов, где каждое слово имело бы в своем составе труднопроизносимый звук.

    Правильный старт

    Подобную тактику применяют на своих занятиях логопеды. Правда, сначала специалисты проводят с детьми артикуляционную гимнастику (движение губ), затем проговаривание отдельных звуков и только потом чтение слоговых рядов (кра-кро-кри) и слов. Чтение стихотворений с повторяющимся звуком – это последняя стадия закрепления.

    Крохам и дошколятам

    Маленьким деткам любимого Корнеем Чуковским возраста (от 2 до 5 лет) подойдут такие же маленькие стихотворения – в две-пять строчек. Конечно, все зависит от подготовленности ребенка. Ведь некоторые дети уже в 2 года могут «заболтать» взрослого.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие признаки заболевания кори

    ТИГР
    Стишок-рычалка развивает звук [р]

    Грозный и огромный тигр – Мастер он звериных игр. На траву вдруг резко прыг – И издал свирепый рык. Но я тигру пригрожу,  Громче тигра зарычу.

    Ррррррррр!

    ТРАКТОР ТРИЖДЫ ЗАТРЕЩАЛ
    Скороговорка для развития произношения дифтонга [тр]

    Трактор трижды затрещал — И прицеп затрепетал. Громко тарахтел мотор,

    Словно ротор-метеор.

    ПРИГЛАШУ Я ЛУЧШЕ ГЛАШУ
    Стишок-шипелка развивает произношение звука [ш]

    Приглашу я лучше Глашу, чтобы вместе скушать кашу. Наша каша будет краше

    со стаканом простокваши.

    Помощь школе

    Длинные стихи – более сложный уровень. Они могут использоваться для детей, уже умеющих говорить, но все еще коверкающих слова. Это подготовка к школе. В любом случае, подобные стихотворения так же неплохо чеканят дикцию взрослого человека. Так что на досуге оказывается полезным выучить один такой вирш наизусть и прочесть.

    ЖАДНЫЙ ЖУК
    Стишок-жужжалка развивает произношение звука [ж]

    Жёлтый жук нёс старый жёлудь. Жёлудь очень был тяжёлый. Жёлтый жук был жутко жадным, Даже листик было жалко. Жук свой путь держал под гору, Жёлудь же терял опору. Жук сердито гнал всех прочь, Кто желал ему помочь. Жёлудь вдруг с жука свалился, С горки живо укатился. Жук теперь вздыхает сложно.

    Жёлудь он сжевать не сможет.

    ПЧЕЛКА
    Стишок-жужжалка развивает произношение звука [ж]

    С медом коржик я сжую, И про пчелку расскажу. Пчелка в улее живет И нам жалует свой мед. Пчелку надо уважать И никак не обижать. Есть у пчелки тоже жало. Обижать же пчелку жалко. Потому я с ней дружу

    И, как пчелка, все жужжу.

    МОХНАТЫЙ МИШКА
    Стишок-шумелка для развития произношения шумного звука [ш]

    В школу шел мохнатый мишка. У него под мышкой книжка. Мишка шумным был мальчишкой, Забиякой и врунишкой. И грустила мама мишки,  Что шалит ее сынишка. Но любил он маму слишком – Обижать ее не вышло. Стал хорошим и послушным, Собирал свои игрушки. И теперь поет кукушка,

    Что он лучший на опушке. 

    ПОЧЕМУЧКА
    Стишок развивает произношение звука [ч]

    Почемучка, между прочим, Почемучать любит очень. Почемучает он маму, Почемучает упрямо. — Почему?! – вопит он звучно. –  Колет пальчики колючка? Почему на небе тучка? Почему у деда внучка? Почему я Почемучка?!!! Маме с папой будет взбучка –

    Не отстанет Почемучка.

    Автор текста и стихов
    Маргарита Герасименко

    Уважаемые читатели! У вашего малыша были проблемы с произношением букв Р, Ж, Ч, Ш и др.? Вы прибегали к помощи логопедов? Ждем ваши комментарии!

    Если вы хотите поделиться личным опытом или рассказать о проблеме для статьи на нашем портале, пишите на [email protected]

    Источник: https://rebenok.by/articles/stature/early/21574-detskie-stikhi--trenirovka-zvukov-rechi.html

    Как выговаривать шипящие звуки. Учим ребёнка выговаривать буквы л, р, ш, ж, к – без участия логопеда. в) Закрепление шипящих звуков при помощи потешек

    Часто дети не выговаривают звук «ш» или произносят его неправильно. В таком случае необходимы уроки с логопедом, он точно знает как научить ребёнка говорить букву «ш». Но если у мамы есть желание и время, она может заниматься с ребёнком дома самостоятельно.

    Упражнения для развития речевого аппарата

    При правильном произношении звука «ш» язык должен занимать во рту определённое положение. Он широко распластан, а кончик поднят к твёрдому небу, и образует с ним щель за верхними зубами. Боковые края языка прижимаются к верхним резцам.

    Как научить ребёнка говорить букву «ш» дома — делать с ним гимнастику для язычка

    Если малыш не может правильно выговаривать звук, нужна артикуляционная гимнастика. Для домашних занятий используют специальные упражнения, которые тренируют речевой аппарат. Ребёнок должен выполнять их перед зеркалом, чтобы видеть как у него получается повторять то, что показывает мама:

    • «заборчик» – малыш должен сомкнуть зубы и показать маме, какой у него получился «заборчик»;
    • «трубочка» – ребёнок вытягивает губы вперёд трубочкой, затем быстро чередует упражнение «трубочка» и «заборчик»;
    • «ленивый язычок» – язык нужно высунуть изо рта и положить на нижнюю губу, полностью при этом расслабив;
    • «ковшик» – расслабленный язычок подгибаем вверх и заводим за верхние зубы, дуем на него, при этом получается звук «ш».

    Кроме приведённых основных упражнений, можно использовать и другие. Когда ребёнок будет легко и правильно повторять все задания переходят к постановке звука «ш».

    Занятия по постановке звука «ш»

    Без игры в обучении малыша не обойтись. Сначала нужно проверить внимательность и чёткость восприятия. Произносите в произвольном порядке слова с буквой «ш» и без неё. Предложите ребёнку хлопать в ладоши, когда он слышит слова, в которых есть звук «ш».

    Обязательно похвалите малыша за его успехи.

    Попросите ребёнка изобразить при помощи руки шипящую змею, которая должна дойти по нарисованному лабиринту к цели.

    Вспомните вместе где ещё можно слышать шипящие звуки – шуршание опавшей листвы под ногами, шипение кошки, шорох испуганной мышки, шелест листьев на ветру.

    Для закрепления звука используйте сначала слоги и слова, а затем скороговорки, детские стихи и чистоговорки. Большую помощь в автоматизации произношения окажут картинки, изображающие предметы, в названии которых есть буква «ш».

    Начинать обучение правильному произношению звука «ш» нужно с артикуляционных упражнений. Затем при помощи игр и занятий можно закрепить достигнутый результат.

    ПРОИЗНОШЕНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]В НОРМЕ.

    Характеристика шипящих звуков и их артикуляция

    К группе шипящих звуков относят звуки[Ш, Ж, Ч, Щ].

    Как произносится звук [Ш] в норме

    Звук Ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

    При произнесении звука Ш

      губы несколько выдвинуты вперед; кончик языкабоковые края языка

    Источник: https://vsykosmetika.ru/kak-vygovarivat-shipyashchie-zvuki-uchim-reb-nka-vygovarivat-bukvy-l-r-sh-zh-k-bez.html

    Как научить ребенка говорить букву Ш?

    Во многих семьях можно встретить такую ситуацию, когда маленький ребенок не в состоянии выговорить букву “Ш”. Такое случается примерно в четырех из десяти случаев, поэтому ситуацию можно назвать распространенной — ведь это одна из самых сложных букв в алфавите, впрочем, как и остальные шипящие, а значит и решение такой проблемы существует и отлично показывает себя в деле.

    Часто такая проблема может сохраняться у малышей до конца обучения в начальной школе, а если и вовсе не придавать значения этой проблеме — то дефект вполне может остаться с человек навсегда, плотно закрепившись в речи. Нередки случаи, когда семья не готова обращаться к помощи логопеда — это могут быть как финансовые проблемы, так и личные убеждения. В таком случае, можно приступить к обучению на домашней основе — в статье как раз рассмотрены варианты устранения проблемы с буквой “Ш”.

    Как проверить произношение звука “Ш”?

    Прежде чем приступать к коррекции возможных дефектов, необходимо провести глубокую проверку умения проговаривать шипящий звук. Зачастую на такую проблемы обращают внимание воспитатели в детских садах и педагоги — ведь иногда родители просто не замечают назревающую проблему и связывают все с небольшим возрастом и неопытностью. Всего лишь несколько минут в день — и вы сможете убедиться в отсутствии или наличии проблемы со звуком “Ш”.

    Виды произношения

    Нарушение произношения может быть разным — следует выделить две формы нарушения: сигматизм (когда присутствует дефект произношения именно самого звука) и парасигматизм (здесь уже речь идет о замене звука на другой). Очень часто можно встретить именно парасигматизм: например, когда малыш говорит вместо “шапка” неполное “апка” и тому подобное.

    Существует несколько типов неправильного произношения, которые необходимо знать перед непосредственно самой диагностикой:

    • межзубное произношение. С ним звук получается шепелявым, так как ребенок выдвигает язык сильно вперед, просовывая его между зубов;
    • носовой сигматизм. Этот оттенок произношения появляется тогда, когда малыш слишком напрягает глубокую часть языка, подтягивая корень к небу — так и получается глубокий шипящий звук с “Х” со своеобразным акустическим эффектом;
    • боковой сигматизм. Проявляется в звуке ярко выраженным хлопком;
    • призубный парасигматизм. Здесь звук заменяется на “Т” — это происходит из-за того, что язык слишком сильно упирается в зубы, а конкретнее — в верхние резцы;
    • губно-зубной парасигматизм. В нем “Ш” заменяется на “Ф”, что свидетельствует о нарушении прикуса;
    • свистящий парасигматизм. В нем четко слышится свистящий звук “С”, но никак не “Ш”.

    Методы обследования произношения

    Проверку произношения можно осуществлять как незаметно, просто наблюдая за речью малыша в течение дня и фиксируя все неточности и особенности, так и упражняясь в игровом формате, уделяя на этот подход немного времени каждый день. Конечно же, второй способ позволяет более точно и эффективно определить дефект, поэтому стоит рассказать о нем более подробно.

    https://www.youtube.com/watch?v=YP-gZ2A-u2A

    Проверка произношения осуществляется в несколько этапов по возрастающей: сначала изолированно, далее в слогах, словах, фразах и целых предложениях:

    Изолированно проверяются звуки: ребенку необходимо повторять за родителями разнообразные варианты звуков как бы в форме игры “Повторялки”. Потом можно переходить к работе с двухбуквенными сочетаниями: ША, ШУ, ШЭ, ШО и подобными им. Далее можно включать уже трехбуквенные варианты с двумя гласными: УШУ, ОШО, ЫШИ, ЭШЭ и т.д. Блок сложнее будет включать в себя “Ш” с согласными: ШКА, КША, КШИ и другие. Как только малыш проговорит их все, можно брать варианты посложнее: СШИ, ШИС, УШУШ.

    Для того, чтобы малышу было проще повторять за вами, старайтесь максимально четко произносить все звуки, отчетливо показывая свою артикуляцию, на которую малыш будут обращать внимание во время обучения.

    Стоит учитывать, что если имеются проблемы со звуком “Ш”, то такие же трудности возможны и остальными шипящими: Щ, Ж и Ч. Именно поэтому работать со звуками необходимо комплексно.

    После переходим к работе со словами. Для того, чтобы заниматься малышу было интереснее, распечатайте или приобретите карточки со словами, которые будут дополняться разноцветными картинками с предметами, включающими звук “Ш”.

    Например, к звуку рядом с гласными подойдут слова шея, мышь, машина. “Ш” рядом с согласными будет встречаться в кошке, шляпке, шпильке. Звук, встречающийся дважды, есть в словах шишка, шашки, шуршание.

    “Ш” в сочетании с другими трудными звуками можно встретить в шаре, шарфе, шкуре.

    Для того, что развивать произношение звука в предложениях, нужно чтобы речевой аппарат был в полной готовности. Если малыш справляется с “Ш” в больших фразах, то значит, что Ш-артикуляция ему по силам: Папа Маше шапкой машет; Шла Саша по шоссе и сосала сушку; Мышь за печкой шуршит и тому подобные. Если этот этап дается малышу тяжело, то лучше вернуться к более простым вариантам и отточить именно их.

    Некоторым детям достаточно будет такой тренировки, что в кратчайшие сроки поставить у себя правильное произношение звука “Ш”. В других же случаях необходима более тонкая и усердная работа.

    Причины дефектов в звуке “Ш”

    Точную причину, по которой ребенок не справляется с шипящим звуком, определит только специалист. Но в целом, выделяют следующие факторы:

    • физиологический. К ним относятся неправильный прикус, крупный размер языка, высокое небо и прочие;
    • долгое использование соски. Из-за него портится прикус, а значит, поддаются дефектам многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
    • искажение речи родителями. Часто мы слышим, как родственники “сюсюкаются” с малышом, произнося звуки в искаженном виде. Малыш очень быстро схватывает такую манеру говорения, которая впоследствии может закрепиться в речи;
    • речевые дефекты взрослых. Малыш часто копирует речь взрослых — а значит, дефекты родителей могут перейти к детям;
    • неправильный подход к обучению. Многие мамы и папы очень много требуют от своих детей, не пытаясь правильно показывать способы произношения и артикуляции сложных звуков;
    • отставание в развитии. Если у ребенка еще не сформировались мышление, память и внимание, то и речь будет не на должном уровне;
    • нарушение слуха. Нередкая причина проблемы с “Ш”, когда ребенок с трудом распознает звуки на слух.

    Если вы заметили, что ваше чадо уже долгое время не справляется с произношением шипящего звука “Ш”, то не стоит медлить с посещением детского логопеда, который способен решить эту проблему профессионально и качественно.

    Тренируем произношение звука “Ш”

    Начинать упражняться следует только после того, как органы речи разогрелись и стали более подвижными. Именно поэтому родители должны уделять время в начале занятий под артикуляционную гимнастику, которая поможет лучше произносить самые разнообразные звуки.

    Проводим разминку

    Начинаем с тренировки языка. Есть несколько классических упражнений, позволяющих сделать его более подвижных и послушным:

    1. “Блинчик”: Распластанный язык необходимо положить на нижнюю губу и задержать его в таком положении на несколько секунд — минимум на 10.
    2. “Чашечка”: Все также язык находится распластанным на нижней губе, только теперь необходимо приподнять его кончик и края, как бы создавая форму чаши.
    3. “Болтушка”: стараемся поднимать и опускать “чашечку” из предыдущего упражнения несколько раз.
    4. “Фокус”: все ту же “чашечку” необходимо высунуть изо рта и завернуть кончик языка кверху, не касаясь при этом губ. На кончик носа можно положить что-то легкое: кусочек салфетки или ваты, а на выдохе направить воздух четко на предмет.
    5. “Лошадка”: известное упражнение, в котором малыш должен цокать, издавая звук, похожий на топот копыт лошади.

    Такие упражнение хорошо делать вместе и перед зеркалом, чтобы нагляднее демонстрировать артикуляцию.

    Упражнения для губ проводим после разминки языка:

    1. “Хоботки слоников”: делаем губами широкую трубочку (как в произношении звука “О”), а затем узкую (как при “У”). Повторяем несколько раз.
    2. Чередуем “Трубочку” в форме звука “У” и улыбку. Необходимо добиваться того, чтобы улыбка была широкой.
    3. “Удивление”: губы должны находиться в положении, будто произносят звук “О”.
    4. “Заборчик”: необходимо широко улыбнуться и продержать лицо в таком положении несколько секунд — так тренируются мышцы щек.
    5. “Варенье”: здесь малыш должен широко и по всему контуру облизать губы.
    6. “Качели”: широко открываем рот и перемещаем язык от верхних зубов к нижним и наоборот.

    Старайтесь прибегать к разнообразным упражнениям и не следовать каждый раз одному и тому же алгоритму — все время пробуйте новое.

    Постановка звука

    Правильное произношение звука — это навык, а значит, на его автоматизацию уйдет время, так как необходимо будет постоянно и систематически заниматься его оттачиванием и отработкой. Часто встречаются случаи, когда на одном занятии произношение улучшилось, а к следующему опять деформировалось — стало посвистывающим или шепилявым.

    Для того, чтобы не упустить негативные изменения, стоит постоянно следить и присматривать за речью малыша. Для этого не забывайте аккуратно напоминать ребенку о правильном положении языка во время произношения “Ш”, но в то же время следите и за своей речью — иногда взрослые могут не замечать своих собственных проблем.

    Более взрослых детей можно просить читать вслух тексты с шипящими звуками.

    Рассмотрим два упражнения, которые помогут автоматизировать произношение звука в словах и фразах соответственно:

    1. “Назови ласково”: эта игра также развивает умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы. В ней малышу необходимо прослушать слова и назвать их “ласковые” формы. Например: шапка-шапочка, шар-шарик, мешок-мешочек.
    2. “Исправь ошибки”: упражнение помогает добиться автоматизации “Ш” в целых фразах. Родитель произносит фразу, которую ребенок должен исправить на правильный вариант. Например: Мышка съела кошку — Кошка съела мышку; Крыша сидит на петушке — Петушок сидит на крыше; У шин есть машина — У машины есть шины; Лягушка испугалась мошку — Мошка испугаласт лягушку; Шашки играют в Мишу — Миша играет в шашки и так далее.

    Необходимо стараться как можно чаще возвращать малыша к навыку произношения “Ш”: например, задавать вопросы, ответом на которые будут слова с этим звуком. Также в течение дня можно использовать потешки, скороговорки и чистоговорки: Шапку свяжем малышу, шу-шу-шу, шу-шу-шу; Одеваем малыша, ша-ша-ша, ша-ша-ша; Собирай карандаши, ши-ши-ши-ши-ши-ши; Любят сказки малыши, ша-шу-ши, ша-шу-ши.

    Еще одним эффективным способом является постановка звука от других, уже известных ребенку звуков. Например, если малыш легко справляется с “Т”, то попросите его произнести “Тс-с-с-с”, вытягивая звук до тех пор, пока он не дойдет до произношения “Ш”. Потом стоит повторить процедуру, спрятав язык за зубы — произношение будет более чистым.

    Звук можно ассоциировать у чада с шипением кота. Для тех детей, что без труда выговаривают звук “Р”, можно использовать следующий трюк: просто попросите ребенка прошептать “Р” — результат будут крайне похож на наш шипящий.

    Тоже самое касается и освоенного звука “С” — малыш произносит его, приподнимая края языка в форме ложечки до тех пор, пока между ним и небом не образуется нужная щель.

    Как следует из статьи, даже такой сложный для произношения звук, как шипящий “Ш” можно освоить, просто приложив чуть больше усилий и практики. Постоянные тренировки и закрепление изученного помогут добиться постановки правильной речи.

    Источник: http://top100deti.ru/blog/razvitie-rebenka/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-sh

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Наши дети
    Как завернуть ребенка в пеленку

    Закрыть