В каком возрасте дети начинают говорить

Когда ребенок начинает говорить мама и папа, в каком возрасте дети начинают разговаривать, во сколько мальчики


Сегодня никто не сомневается в том, что чтение, пение колыбельных во время беременности прекрасно развивают слух плода, а также, налаживает эмоциональную связь с мамой. Эмоции и врожденный музыкальный слух — важные составляющие речи. Задолго до того, как ребенок произносит первые слова, он внимательно изучает феномен общения взрослых — мимику лица во время разговора и жесты.

Когда же кроха готов к произношению слов? Отчего это зависит?

Развитие речи начинается сразу после рождения — новорожденный плачет пытаясь сообщить миру о своих потребностях. Стандартно, первые слова появляются около 18 месяцев, а предложения в конце второго года жизни. Отклонения от нормы возможны до шести месяцев, например, некоторые дети начинают говорить первые слова в два года.

Ребенок начинает говорить если растет в атмосфере общения

Невозможно научиться говорить, когда рядом нет соответствующего стимула. Опыт общения начинается с момента появления на свет и продолжает формироваться, если рядом находятся любящие родители.

Эмоциональная близость, спокойный разговор, легкий массаж, кормление грудью — все это дает отличный старт, чтобы ребенок быстрее начал говорить. Рассказывайте ему все, что происходит вокруг используя короткие, простые предложения.

Говорите о себе в первом лице — «я одеваю шапку», вместо «мама одевает шапку», а также, в единственном числе «ты ложишься спать», вместо «мы ложимся спать».

Таким образом, у подросшего малыша не возникнет путаницы в понимании того, о чем говорят взрослые и сверстники. Кроме того, не пропускайте регулярные посещения педиатра и других специалистов, они вовремя выявят проблемы, которые в будущем, могут вызвать проблемы с произношением. Малышу год? Пришло время для логопедических игр, благодаря которым ребенок начинает говорить более четко:

  • стройте смешные рожицы перед зеркалом
  • коснитесь носа и подбородка языком
  • проверьте, кто из вас плотнее надувает щеки
  • кто сильнее вытянет язычок
  • надувайте мыльные пузыри, дуйте на перья или вату.

Во время освоения слов, не заставляйте ребенка повторять их правильно или каждый раз исправлять ошибки. Достаточно будет того, что вы повторите сказанное слово или слог обращенный к предмету верно. Не забывайте хвалить кроху за предпринятые усилия.

Интересной игрой для развития общей моторики влияющей на речь, будет знакомство с цифрами изображенными на монетах. Предварительно промыв мелочь, покажите малышу, по каким признакам их можно раскладывать — номиналу, рисунку, размеру. Ваше присутствие во время игры обязательно, поскольку ребенок может случайно или специально проглотить монету.

Что свидетельствует о задержке развития речи?

Установить отставание речевого развития может только педиатр. Самостоятельно ставить диагноз не нужно.

Признаком отставания являются затруднения с пережевыванием пищи. Это может свидетельствовать о неправильном развитии рта, что помешает крохе нормально разговаривать. Насторожиться следует, если рот постоянно открыт, из него вытекает слюна.

Гиперактивность, неадекватное поведение, полное отсутствие желания общаться с окружающими (включая родителей, близких родственников) являются тревожными симптомами.

Если трехлетний ребенок говорит невнятно, его речь непонятна окружающим, тоже может отмечаться задержка речевого развития.

То, в каком возрасте дети проходят различные этапы формирования речи, тоже может указывать на наличие отклонений. Если ребенок слишком долго не произносит слов, не начинает говорить словосочетаниями к полутора годам, плохо понимает обращенную к нему речь, не гулил в младенчестве, следует принять меры.

Причины задержки развития речи

Речевой аппарат может развиваться неправильно из-за нарушений внутриутробного развития. Если мать вела нездоровый образ жизни, курила, употребляла алкогольные напитки, наркотические вещества или агрессивные лекарственные препараты в период вынашивания, у крохи могут возникнуть отклонения в физическом и умственном развитии, негативно влияющие на способность разговаривать.

Негативно может повлиять заболевание. Если ребенок в раннем возрасте переболел инфекционным заболеванием, его развитие ненадолго замедляется. При отсутствии осложнений однако вскоре состояние нормализуется, кроха перестанет отставать от установленной нормы.

Возможно недостаточное развитие ротовой мускулатуры. Дети при этом предпочитают мягкую пищу твердой, часто роняют еду. Возможная причина – раннее прерывание лактации: ребенок прилагает больше усилий, чтобы получить материнское молоко, чем при питье из бутылочки, что способствует укреплению мышц рта.

Проблемы могут возникать с концентрацией внимания. Ребенку сложно сосредоточиться на словах взрослых, из-за чего кроха хуже запоминает сказанное, испытывает затруднения с воспроизведением.

Могут наблюдаться нарушения слуха. Ребенок не слышит сказанное достаточно хорошо, не может воспроизвести, не понимает речь и не увеличивает пассивно словарный запас в младенчестве.

Когда ребенок начинает говорить? Нормы

Многое зависит от индивидуальных особенностей, как генетических, так и здоровья. Специалисты утверждают, что девочки, начинают говорить раньше мальчишек, тем не менее, для всех детей процесс выглядит следующим образом:

  • от рождения до трех месяцев — плач, стоны, гримасы
  • 4 — 6 месяцев — лепет, сочетание гласных с согласными, появляются первые «мама, баба, папа», делает эксперименты с голосом — кричит, издает разнообразные звуки
  • 7 — 12 месяцев — слоги могут относиться к отдельным предметам, вокализация напоминает быструю речь взрослого, но большинство того, о чем пытается сказать малыш, понимается с трудом
  • от года до полутора — появляются короткие слова с эмоциональным ударением
  • полтора — два года — ребенок начинает говорить около 50 слов, многие из них схожи с речью взрослого. Пытается повторять звуки правильно, учится составлять простые предложения
  • три года — все понимает, строит полные предложения, использует все больше и больше слов.

Период с двух до трех, самый динамичный. В этом возрасте личный пример является наиболее значимым, если смеяться над словами ребенка, игнорировать просьбы или эмоции крохи, желание разговаривать снижается, а это значит, что специалисты могут поставить ошибочные диагнозы. Однако, посещение логопеда, будет лучшим решением в этом случае.

Примерный возраст первых слов

Когда ребенок начинает сидеть

На вопрос, во сколько дети говорят «мама», трудно ответить однозначно. Здоровый малыш уже в 9-10 месяцев пытается называть предметы, которые находятся в его поле зрения. Осознанной такую речь назвать пока еще нельзя. Кроха просто подражает взрослым, копируя произносимые ими звуки.

После года малыш начинает понимать, как пользоваться речью; именно к этому времени относятся первые осознанные слова. Так, ребенок ясельного возраста может звать к себе папу, маму или «бабу», употребляя конкретное слово по отношению к конкретному человеку.

Когда ребенок начинает говорить «мама», «папа» и другие слова осознанно, с ним уже можно побеседовать почти как со взрослым.

Поле года словарный запас ребенка значительно увеличивается

Во сколько дети начинают говорить — если первые слова задерживаются

Разница со сверстниками до полугода считается вариантом нормы, поскольку это может быть связано со многими факторами. Стало известно, что у 30% детей задержка речи имеет генетический характер — у одного или обоих родителей прогресс шел с такой же скоростью.

Также это результат сложных или преждевременных родов, но при условии, что моторное развитие не нарушено. Если вы видите, что малыш в год понимает речь взрослых и выполняет простые просьбы, волновать не о чем. Когда обращаться к врачу? Если наблюдаются проблемы со слухом — плохая реакция на обращения или ее отсутствие.

Отставание в развитии физических и моторных навыков, пассивное поведение.

Все возникшие вопросы и решение проблем следует решать как можно быстрее, так как они часто перерастают в более серьезные нарушения, которые впоследствии мешают нормальному функционированию в обществе.

Стимуляция малыша к осознанной речи

Когда ребенок начинает держать голову

Когда младенцы начинают говорить первые слова, это становится радостным событием для родителей. Вполне здоровый ребенок может долго молчать, «как партизан», если родители не стимулируют его к произнесению осознанных слов. Известно, что мозговые зоны, отвечающие за развитие речи, активно развиваются во время любых действий руками: пальчиковых игр, рисования, лепки. Чтобы быстрее услышать первые слова, родители должны:

  • Чаще играть с ребенком в конструктор, кубики, пирамидки для развития координации движений и мелкой моторики;
  • Называть крохе предметы, которые он ежедневно видит (кошка, собака, ложка, машина);
  • Петь малышу детские песни и рассказывать подходящие по возрасту сказки («Колобок», «Курочка-Ряба»);
  • Рассматривать с младенцем детские иллюстрированные книги и составлять короткие рассказы по картинкам.

Произносить все слова в разговоре с малышом нужно четко, правильно ставя ударение и выговаривая все буквы. Если темп речи слишком быстрый, ребенок вряд ли что-то поймет, поэтому беседа взрослого и крохи должна быть спокойной, размеренной. Не рекомендуется включать малышу современные детские песни, звучащие в быстром темпе (например, ансамбль «Кукутики»), такая музыка – для ребят от 3х лет и старше.

Развитию осознанной речи способствуют игры на развитие мелкой моторики

Обязанности родителей

Занимайтесь с малышом. Но уроки превратите в игру. Произносите названия тех предметов, которые вы вместе увидите. Если малыш не повторяет их — не настаивайте, пусть обучение будет незаметным, ненавязчивым. Искренне радуйтесь, если ваше чадо произнесет новое слово. Хвалите его.

Не предупреждайте все желания крохи, ставьте наводящие вопросы: «Какого цвета?», «Хочешь кушать?», «Что коровка делает?» Причем сложность ответов увеличивайте постепенно, начав с простого. Читайте малышу детские стишки, сказки, напевайте песенки. Причем обязательно воспроизводите звуки (мяукание, жужжание), поощряя попытки повторить только что произнесенное вами.

Не сюсюкайте — слова должны произноситься правильно, четко. Комментируйте действия (и его, и свои). Научите кроху кривляться (растягивать губы, вытягивать их в трубочку, щелкать язычком), это отличная зарядка для артикуляционного аппарата. Если малыш выражает желания какими-то жестами, поправляйте его, озвучивая его желания в вопросительной форме: «Ты пить хочешь?», «Игрушка упала?» и т. п.

Заведите дневник, в который вы будете вносить все изменения: новые звуки, слова, звукоподражания. Так будет проще проследить рост речевого развития.

Признаки отставания в речевом развитии

Родителям и воспитателям детского сада следует четко знать признаки отклонений в развитии речевой функции. Это поможет вовремя определить нарушения и помочь ребенку. Признаки отклонений прописаны для каждого возраста, что объясняется быстрым развитием малыша до 2-3-летнего возраста.

Признаки нарушений:

  • В месячном возрасте ребенок не кричит накануне кормления.
  • В 4-месячном возрасте малыш не может улыбаться, гулить.
  • В 5 месяцев не ищет людей или предметы, которые называет мама, держа его на руках, не слушает музыку.
  • В 7-месячном возрасте не узнает родственников, не может адекватно реагировать на интонации, не играет погремушками или музыкальными игрушками.
  • К 9-месячному возрасту не лепечет, не повторяет слоги и слова за родственниками.
  • К 10-месячному возрасту ребенок не мотает головой в знак отрицания, не машет рукой, когда кто-то уходит.
  • К годовалому возрасту вообще не говорит и не лепечет, не выполняет простые задания.
  • В 1 год 4 мес. невпопад употребляет слова «мама», «папа».
  • В 1 год 9 мес. малыш не произносит 6 осмысленных слов.
  • К 2 годам ребенок не показывает части тела (руки, ноги, голову, нос, глаза, пальцы), не способен выполнить сложные задания: «Сходи в комнату, принеси игрушку».
  • К 2,5 годам малыш не понимает, чем отличается маленький и большой предмет.

Источник: https://poliklinika122.ru/koklyush/kogda-rebenok-nachinaet-govorit-predlozheniyami.html

Как научить аутиста говорить: советы как разговорить аутичного ребенка – рекомендации специалистов ABA

Недостаток коммуникативных и речевых навыков является одним из основных симптомов аутизма. Дети с РАС не просто отличаются от других поведением, но и способом восприятия окружающего мира, невозможностью быстро адаптироваться под разные ситуации. Это одна из причин, почему аутисты не говорят. Или почему дети-аутисты кричат, не в состоянии иначе реагировать на происходящее.

Тем не менее при грамотном подходе и всесторонней поддержке со стороны родителей, они способны развить неплохую речь, которой будет достаточно для нормальной социальной адаптации. Сегодня существует немало методов, которые помогут особенному ребенку выйти на новый, вербальный уровень общения. Главное — знать, как работать с ребенком аутистом правильно.

И не забывайте, что кроме игр высокую эффективность показала физкультура при аутизме.  

Почему аутисты не разговаривают

Алалией называют недоразвитую речь или ее полное отсутствие при нормально развитом слуховом аппарате. К данному нарушению приводят, как правило, нарушения соответствующих отделов головного мозга при родах, сильных травмах головы, а также ряд патологий ЦНС. Причины зависят от формы недуга. Алалия может быть:

  • моторной;
  • сенсорной;
  • сенсомоторной.

Патогенез моторной алалии — расстройство аналитико-синтетической деятельности, которое возникает из-за нарушения функций лобно-теменных областей левого полушария мозга. Сенсорная алалия развивается вследствие поражения височной доли левого полушария.

В редких случаях встречается сенсомоторная алалия, которая обуславливается сочетанием сенсорной и моторной форм. В этом случае разговорить аутиста труднее всего. В качестве терапии применяется сенсорная интеграция для детей и взрослых, которая помогает развить необходимые навыки в мягкой форме.

Алалия моторная

Указывает на недоразвитую экспрессивную речь (произношение звуков). Данная форма алалии выражается в затруднительном овладении словарным запасом и пониманием грамматической части языка. При этом способность к пониманию речи может быть развита на высоком уровне. Как правило, дети-аутисты при моторной алалии начинают говорить в 4 года и позже. Признаки: невозможность выразить мысли словами, неправильное построение предложений, замкнутость, чувство тревоги, агрессивность.

Сенсорная алалия

Заболевание означает заторможенное развитие импрессивной речи (восприятие и понимание). По вышеуказанным причинам не происходит связь между такими составляющими слова, как смысл и звук.

Аутичный ребенок может иметь безупречный слух и данные к овладению разговорной речью, но при этом не понимать, что говорят окружающие.

Признаки: нарушенное восприятие речи, повторение слов за другими (имитация, подражание), слияние двух-трех слов в одно, невозможность связать предмет и обозначающее его слово.

В каком возрасте начинают говорить дети с аутизмом

При расстройствах аутистического спектра нарушение речевых навыков в той или иной форме присутствует всегда. Такие дети начинают разговаривать намного позже своих сверстников — в 4-5 лет и позже.

Стоит отметить, что от родителей в большей степени зависит, в каком возрасте малыш начнет переходить от невербальной к вербальной (словесной) форме общения. Современные методы лечения аутизма позволяют развивать все навыки достаточно эффективно.

Что способствует формированию правильного и стабильного произношения у ребенка:

  • регулярное общение и обучение;
  • поощрение успехов;
  • хороший зрительный контакт;
  • стимуляция ребенка к тому, чтобы начать разговаривать.

Чтобы помочь малышу приобрести такой важный коммуникативный навык, как речь, мы предлагаем пройти курсы ABA для родителей, где вы сможете получить бесценные теоретические знания и навыки, а также научитесь на практике применять методику прикладного анализа поведения.

Как научить разговаривать ребенка аутиста

Научить говорить ребенка с аутизмом — это важная задача специалистов и родителей. Для этого используют методики, адаптированные под особенности детей с РАС. Как правило, они проводятся в помощь игровой форме и кардинально отличаются от принципов обучения речи обычных малышей из-за специфики патологии. Что используется в учебном процессе:

  • стимуляция;
  • жестикуляция;
  • вокал;
  • поощрение.

Для девочек и мальчиков подход особо не отличается. Упор делается на сильных сторонах ребенка с учетом его предпочтений. На наших курсах мы рассказываем, как правильно обучать детей с расстройством аутистического спектра речи, какие упражнения при каком типе патологии лучше выполнять. Регистрация на 1 курс для родителей детей аутистов уже открыта.

Стимуляция ребенка к общению

Это особенно важно при моторной алалии. Без должной мотивации вы не увидите значимых успехов, как бы не старались. В процессе игры важно, чтобы произносимые родителями звуки, сопровождались жестами, хорошо знакомыми ребенку.

Также в качестве стимула можно применять любимое лакомство — протяните его малышу и проговаривайте определенный звук. Если он его повторит или хотя бы попытается, отдайте награду, если нет, то все равно отдайте, но через несколько секунд. На данном этапе важно установить четкую ассоциацию между звуком и поощрением.

Чтобы понять, как научить аутиста говорить, вы можете посетить наши дистанционные курсы для родителей.

Вокальные игры

В силу нетипичного восприятия картины мира, дети-аутисты достаточно трудно обучаются. Тем не менее игровые вариации занятий дают хорошие результаты, особенно, если речь идет о способности разговаривать.

В процессе игры, которая нравится малышу, начните как можно чаще произносить тематические звуки и возгласы, например, би-бип, б-ррр, т-ррр. Если он тут же повторяет за вами, стоит его начать хвалить. Примечание: не стоит требовать и настаивать на повторении звуков.

Такие действия с вашей стороны могут привести к тому, что ребенок замкнется в себе и откажется разговаривать вовсе.

Обучение на основе жестикуляции

Общение с детьми аутистами полезно подкреплять жестами, поскольку у них хорошо развита зрительная память. Если малыш уже научился просить что-либо с помощью жестов, то озвучивайте поощрение, когда отдаете его. Подобная ассоциация увеличивает вероятность того, что ребенок начнет спонтанно переходить на просьбы в устной форме (зная, как называется награда).

Поощрение каждого звука

Как научить ребенка аутиста разговаривать, если все методы испробованы? Используйте вознаграждение в каждом случае, когда малыш произносит звуки вслух. Это многократно повысит вероятность их повторения. Также стоит словесно хвалить его, но не выборочно, а каждый раз.

Примечание: выбирайте разные виды поощрения, поскольку называя их, вы развиваете запас слов у крохи. Если ребенок аутист не говорит, это простой способ стимулировать его к первым словоформам. Также небольшая щекотка может в этом помочь.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как давать зодак детям

Методы поощрения аутиста также зависят от общей стратегии обучения.

Как говорить с ребенком аутистом старше 10 лет

Чтобы коммуникация с особенным ребенком среднего возраста была максимально эффективной, стоит придерживаться нескольких принципов:

  • в общении используйте короткие, простые предложения;
  • если речь воспринимается плохо, используйте жесты, письмо;
  • не допускайте стрессовых ситуаций;
  • не заставляйте говорить, если ребенок не хочет;
  • поощряйте инициативу и желание идти на контакт.

Начинать учить аутических детей никогда не поздно, даже в 10 лет. Когда аутисты начинают разговаривать, это во многом облегчает коммуникационный процесс, однако бывают случаи, когда дефекты речи выражены значительно.

Как лучше адаптироваться в новой среде, как помочь ребенку-аутисту читать и общаться, как понять, ребенок-аутист у стоматолога реагирует на стресс или на боль — это все актуальные темы, которые рассматривают наши специалисты на курсах и приемах.

Оказать помощь в данном вопросе и подобрать индивидуальную тактику обучения вам могут специалисты по аутизму в Москве.

Источник: https://aba-kurs.com/kak-nauchit-autista-govorit-sovety-kak-razgovorit-autichnogo-rebenka-rekomendatsii-spetsialistov-aba/

Когда ребенок начинает говорить первые слова, как быстро научить ребенка говорить в 1, 2, 3 года

Предпосылки для развития речи закладываются ещё в период беременности, и многие мамы, зная об этом, включают музыку, поют песенки и разговаривают с малышом (хорошо, если это делают и папы, и другие члены семьи). Это стимулирует слух и зоны мозга, отвечающие за формирование языка. Доказано, что уже в утробе дети различают звуки и начинают двигать губами, когда говорит мама.

От чего зависит развитие речи появившегося на свет человека? Это четыре составляющие:

  • Способность слышать.
  • Функционирующий речевой аппарат.
  • Насыщенная языковая среда (и речь, направленная на малыша).
  • Желание общаться.

Так как же помочь ребёнку начать говорить? Убедитесь, что первые два физиологические фактора в норме, и создайте условия для развития двух других психологических аспектов.

1. Есть простой способ проверить слух в домашних условиях: похлопайте в ладоши, позвените погремушкой и посмотрите на реакцию — малыш может моргнуть, задвигать ручками, замереть, начать искать источник звука глазами или, с двух месяцев, повернуть голову в сторону шума. Отсутствие реакции или любой тревожащий вас сигнал — повод проверить слух.

2. Речевой аппарат при рождении готов к работе лишь частично и постепенно «дозревает». К третьему месяцу опускается гортань, у языка появляется больше места, и малыш начинает издавать звуки, которые затем будут складываться в слоги и слова. Чтобы это получалось, ему обязательно нужно с рождения слышать взрослого и видеть его лицо, следить за его губами. Поэтому первые полгода-год родителям важно быть «зеркалом».

Например, около трёх месяцев, когда дети начинают говорить агу, нужно активно и эмоционально повторять за ними, стимулируя к многократному произнесению и соединению звуков. С вашей поддержкой кроха будет проходить этапы развития речи первого года: гуление и лепет. Постепенно отдельные звуки «а-а-а», «гы-кхы», «а-гу» перерастают в «ба-ба-ба», «аль-ле-е-лы-aгы».

В 5–6 месяцев появляются новые звуки и слоги: ба-ба, ма-ма, ду-ду, а затем они удлиняются: ба-ба-ба, ма-ма-ма.

С 7 до 12 месяцев отрабатываются нужные звуки и устанавливаются взаимосвязи между предметом и названием, а также за отдельными понятиями закрепляются определённые звукосочетания и слоги.

Малыш внимательно вслушивается и пытается подражать речи взрослых, а значит, усваивает просодическую сторону речи, которая включает в себя интонации, тембр, ритм, темп, мелодику, дыхание, паузы и даже мимику во время произношения. Эта сторона не менее важна, чем звуковая, и речевому аппарату нужна тренировка. Поэтому важно продолжать говорить так, чтобы дети видели ваше лицо, петь песни с разной мелодикой и ритмами.

Возраст около года (12–14 месяцев) — устоявшаяся норма, когда ребёнок начинает говорить первые слова, хотя уже с 8–9 месяцев некоторые дети целенаправленно говорят мама, папа, баба). Малыш уже выполняет простые словесные просьбы и соотносит предметы с их названием.

Уголок для чтения в Инфант-классе Монтессори-школы LePort

3. Необходимым условием, чтобы помочь ребёнку научиться говорить, является насыщенная языковая среда. От взрослых нужны простые, но очень важные действия:

  • речь должна быть направлена на малыша, темп при этом немного замедлен, слова растянуты, артикуляция подчёркнута;
  • говорить, петь и читать как можно больше, чтобы создать «разговорный объём», из которого малыш черпает свой словарный запас и может подражать (подробнее об этом в статье «О чём говорить с детьми»);
  • следить за грамотностью и красотой речи.

4. У детей должно быть желание общаться, которое внимательный взрослый активно поддерживает. Помните о принципах взаимодействия с малышом, которые действуют на любых возрастных этапах (подробнее о них в статье «О чём говорить с детьми»):

1) Обращаемся именно к сыну или дочке (речь направлена на ребёнка и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами), внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».

2) Демонстрируем заинтересованность в реакции, транслируем мысль: «Мне важно услышать тебя».

3) Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал нашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Мария Монтессори писала: «В возрасте одного года ребёнок произносит первое слово намеренно. Он лепечет, как и раньше, но теперь у этого лепета есть цель, и эта преднамеренность является доказательством его способности к пониманию. Ребёнок начинает ещё в большей степени осознавать, что язык имеет отношение к его окружению, и в нём появляется ещё большее желание овладеть языком сознательно», — Мария Монтессори, «Впитывающий разум ребёнка», гл. 11.

Педагог и малышка рассматривают картину в Тоддлер-классе Монтессори-школы «Золотая бусина»

Речевое развитие детей от года до трёх лет

После года начинается лавинообразный рост словарного запаса. В 1,5 года в норме появляются предложения из двух слов («Мама, дай»), а в 2 происходит «взрыв языка», как обозначила этот этап Мария Монтессори: двухлетка говорит много, обозначая и то, что происходит вокруг, и то, что думает, чувствует и делает сам.

Около трёх лет происходит важное событие — в речи и сознании маленького человека появляются слова «я», «моё» и «я сам». Родители должны удовлетворять потребность малыша в общении и поддерживать его попытки выразить себя, создавая ситуации успеха.

Конечно, на то, в каком возрасте ребёнок начинает говорить предложениями, влияет множество факторов, и возрастные границы довольно условны. И всё-таки задача родителей — создавать условия, о которых мы писали выше, и устранять препятствия, к которым можно отнести:

  • Сюсюканье (оно не даёт детям правильный образец ни со звуковой, ни с просодической, ни с лексической сторон языка).
  • Отсутствие речи, направленной на малыша.
  • Отсутствие движения (для развития зон мозга, отвечающих за развитие речи, детям необходима свобода движения, которая исключает ходунки, манежи и прочие приспособления и предполагает ползанье, лазанье, качание).
  • Постоянное присутствие соски во рту.
  • Отсутствие твёрдой пищи.
  • Эмоциональные, интеллектуальные перегрузки.
  • Шум (тяжёлая музыка и т. п.).
  • Телевизор, планшеты (важно помнить, что только человеческая речь и коммуникация являются для детей условием формирования и развития языка).
  • Излишняя предупредительность взрослых и, как результат, отсутствие усилий маленького человека.

Почему ребёнок не начинает говорить

К сожалению, за последние годы число детей, имеющих сложности в речевом развитии, выросло в несколько раз. Причины, почему ребёнок поздно начинает говорить или говорит плохо, могут быть разными:

  • осложнения во время беременности и родах;
  • генетика;
  • поражение органов слуха;
  • нехватка микроэлементов;
  • проблемы нервной системы;
  • социальные факторы.

Важно понять, относятся ли они к медицинской или педагогической сфере, чтобы знать, к какому специалисту обратиться.

Родители могут проанализировать поведение крохи с точки зрения четырёх составляющих речи, чтобы попробовать определить, где именно возникают сложности.

Нужно помнить о двух сторонах: понимание чужой речи и собственная активная речь. Часто бывает, что в 2 года малыш прекрасно понимает обращения к нему, обладает богатым словарным запасом, но есть какие-то препятствия, мешающие ему разговаривать.

И совсем другая ситуация, когда, например, двухлетка не связывает предметы и их названия, не воспринимает простые слова и не воспроизводит их.

Но если ребёнок плохо говорит в 3 года или не говорит совсем — это в любом случае повод обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, логопеду, дефектологу.

Верхнее фото сделано в Монтессори-школе «Золотая бусина»

Возможно, вам будет интересна электронная книга о развитии ребёнка в первый год жизни. В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.

Источник: https://mchildren.ru/kak-bystro-nauchit-rebyonka-govorit/

Когда дети начинают разговаривать?

Многие специалисты точно указывают, в каком возрасте дети начинают говорить. Однако родители должны помнить, что это скорее усредненные данные. Каждый малыш индивидуален, растет и развивается в различных условиях, имеет свой темперамент. А потому начинает говорить в разные периоды.

Первое детское слово

Чаще всего свой опыт разговорной речи младенец начинает с привычного агуканья (агу) и гуления (гули). Мама различает у малыша покряхтывания, причмокивания, цоканья. Так ребёнок тренирует язычок и учится воспроизводить первые звуки.

Приблизительно к пяти-семи месяцам младенец уже может складывать звуки в слоги. Самые банальные это ам-ам, ап-ап, па, ма. Именно из них позднее складывается первое слово — дети начинают говорить «мама» и «папа». Тому есть самое банальное объяснение: подобные слова часто фигурируют в разговоре с малышом. Особенно когда родитель озвучивает каждое свое действие. К примеру, «мама сейчас покормит» или «пойдем с папой гулять».

Первые фразы

После того как малыш произнёс свое первое слово, начинается стремительное развитие его словарного запаса. Он тем больше, чем чаще и чётче разговаривает с крохой родитель. Как правило, уже в 10 месяцев младенец может говорить простые слова типа кися, ням-ням, дай, мама, папа, ав, топ-топ и др. Подобный словарный запас уже к полутора годам превращается в способность говорить короткими предложениями. Чаще малыши произносит что-то типа «Не дам, мое», «Иди топ-топ», «Даня писать» и др.

Если на этом этапе родительское окружение поддерживают кроху, разговаривает с ним увлечённо, то уже к возрасту 2 года дите начинает говорить точными, но короткими предложениями с окончаниями, предлогами, правильными падежами. К примеру, «Мама покормит», «Я спал», «Не хочу», «Машина едет». 

Интересно! Рвота и понос у детей без температуры: лечение

Нормы развития разговорной речи у ребенка

Медики и специалисты дефектологии делят процесс развития речи у ребёнка на несколько этапов:

  • 1-2 месяца. В этом возрасте младенец учится различать речь родителей, реагировать на звуки и интонацию голоса. Начинает интенсивно улыбаться. Первые эмоции проявляет при помощи крика или плача. Именно они становится первыми предвестниками развития разговорной речи.
  • 3-4 месяца. В этом возрасте младенец уже способен произносить гласные звуки. Появляется способность гулить и агукать.
  • 5-6 месяцев. Из набора гласных и согласных звуков появляются первые слоги. Которые позднее складываются в простые слова типа мама, баба, папа.
  • 7-8 месяцев. Здесь ребёнок уже понемногу произносит свои первые связки гласных и согласных звуков, чётко напоминающее обычные слова. Такой «разговорчивый» малыш уже осознанно имитирует речь родителей.
  • 1 год. Кроха уже уверенно выговаривает первые простые слова типа кися, мама, пить, дай. Словарный запас постоянно расширяется. В этом возрасте дети начинают говорить свои четкие первые слова осознанно.
  • 1,5 года. Если родители регулярно чётко болтают с малышом, приблизительно к этому возрасту он уже умеет говорить простыми предложениями без склонений по падежам. Как правило, предложение состоит из действия-глагола плюс существительного-предмета или особы.
  • 2 года. В этом возрасте дети начинают говорить предложениями, которые свободно складываются из трёх и более слов. И именно на этом этапе кроха способен выполнить самые банальные бытовые просьбы. Тут в ходе развития речи малыш уже употребляет предлоги, приставки, правильные окончания.

А уже в 3 годикам ребёнок полноценно изъясняется фразами. При этом свободно использует с прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения и наречия. При этом нечеткое или неправильное произношение некоторых звуков считается нормой. Специалисты утверждают, что ребёнок обязательно выговорит все звуки до 6 лет. Поэтому если малыш еще не произносит букву «р», не стоит паниковать.

Первые признаки расстройства и нарушения речи

О том, что развитие речевых навыков у малыша идёт неестественно, имеет отклонения, свидетельствуют некоторые нарушения. Мама, при тесном и полноценном общении с крохой, может обращать на них внимание. Выглядят признаки расстройства речи так:

  • Полное или частичное отсутствие реакции на обращение к малышу;
  • Позднее появление или агуканья, гуления или их полное отсутствие;
  • Молчание малыша до возраста один год;
  • Отсутствие фраз в речи ребенка после 2 лет;
  • Отсутствие зрительного контакта со взрослыми, нейтральная реакция на прикосновения или оклик.

Считается, что проблемы с речью возникают у малыша при патологиях неврологического характера, недоразвитии речевого аппарата или проблем с лор-органами. Признаками таких нарушений являются:

  • Отсутствие жевательных навыков при переходе на твёрдую пищу;
  • Нечленораздельная речь малыша;
  • Открытый рот крохи даже во время бодрствования;
  • Повышенное слюноотделение;
  • Затрудненное носовое дыхание;
  • Ночной и даже дневной храп.

Интересно! Как ребенка научить говорить?

Важно: Выявленные проблемы никогда не разрешаться самостоятельно. При одном или нескольких обозначенных симптомах родители должны обратиться с ребёнком к специалисту.

По каким причинам происходит задержка развития речи

Профессионалы выделяют две основные причины нарушения речевого развития у малышей – социальные и физиологические. К первым относят:

  • Отсутствие тесного и близкого общения с мамой и папой. Родители не осуществляют тактильного контакта с младенцем, не стараются разговаривать с ним.
  • Отсутствие развивающих занятий в играх с малышом. Всевозможные потешки, игры на развитие мелкой моторики стимулируют развитие речи.
  • Игнорирование родителями возможности разговора с малышом. Папа и мама не поддерживают диалог с младенцем, не стараются угадать его желания по жестам и дать им названия.
  • Разговор с малышом по принципу сюсюканья или слишком быстро, отрывисто. В этом случае кроха не понимает и не успевает уловить смысл сказанного.
  • Асоциальная среда, в которой растет малыш. Родители-алкоголики, родители-скандалисты и подобное провоцируют развитие психологической травмы у малыша. Та отображается в нежелании развиваться и говорить.
  • Регулярный чрезмерный шум. Особенно негативно влияют на речевые центры ребёнка слишком громкая музыка или разговорная речи из телевизора. Слова и фразы оттуда звучат отрывисто, что мешает малышу воспринять информацию должным образом.

К физиологическим причинам нарушения разговорной речи специалисты относят любые патологии медицинского характера. В том числе проблемы с лор-органами, родовые травмы, неврологический расстройства.

Зная, в каком возрасте дети начинают говорить, не стоит подгонять своего ребенка под установленные рамки, поскольку каждый кроха индивидуален.

Источник: https://www.kleo.ru/items/kids/kogda-deti-nachinaut-razgovarivat.shtml

В каком возрасте начинают говорить дети — буду мамой

С появлением на свет новорожденного каждая мамочка с нетерпением ожидает первых слов. По мере взросления и развития ребенок говорит все больше и сложнее. Простые звуки складываются в короткие словосочетания. Когда нужно ожидать от маленькой личности осмысленных фраз? Во сколько начинают разговаривать мальчики, и есть ли разница в речевом развитии с девочкой? Почему возникают проблемы с разговором у детей?

Ребенок говорит

Основные этапы речевого развития

В возрасте около двух месяцев новорожденные начинают агукать, еще через 8 недель появляется лепет. Родителям нужно понимать, что показатели речевого развития индивидуальны и значительно отличаются даже между детьми в одной семье. Наследственный фактор занимает не последнее место: в случае, если один из родителей начал поздно говорить, то первые слова у наследника будут позже, чем у сверстников.

Первые уроки родителей

Исследования специалистов по развитию речевого аппарата выделяют основные этапы. У малыша первично восприятие с пониманием, с течением времени слова складываются в осознанную речевую фразу.

Первые звуки и эмоции

Этапы речевого развития

Возраст ребенкаОсновные характеристики по общению
От 1 до 2 месяцев Способность дифференцировать звуки вокруг, различать речь окружающих людей. Карапуз в состоянии криком указать взрослым на дискомфорт. К концу 8 недели от рождения малыш учится улыбаться, может рассмеяться
3 месяца Отлично распознает родной голос мамы, понимает по интонации настроение. С помощью протяжных гласных начинает гулить, появляются первые сочетания гласных и согласных (А-ГУ, А-А, У-А)
От 5 до 6 месяцев Ребенок воспринимает обращенные к нему слова и фразы. Может лепетать, повторяя несколько раз слоги друг за другом ( БА-БА-БА, ВА-ВА-ВА и другие)
7 месяцев Грудничок начинает говорить длинными цепочками слогов и звуков, слегка похожими на слова. Осознанно повторяет различные звуки
1 год Кроха в состоянии повторять или самостоятельно говорить первые слова: МАМА, ПАПА, ДАЙ. Сложные слова произносить трудно, поэтому она уменьшает количество слогов
18 месяцев Реагирует в ответ на обращение к нему, легко общается простейшими словами. Ребенок способен сформировать предложение из неполных слов
2 года Период, когда идет активное общение между крошкой и окружающими. Предложения состоят из 3 или 4 слов, используются окончания и приставки для разговора. С пониманием слушает взрослых, при объяснении слушается
3 года Речь у ребенка развита, разговор состоит из фраз. Задействованы разные части речи (местоимения, предлоги, прилагательные и другие). Если определенные звуки малыш говорит неправильно, это норма для возрастной категории

Особенности развития к 3 годам

Важно! Трехлетний возраст – это период, когда ребенок должен начать говорить предложениями и вести диалог с окружающими. Специалисты считают, что становление речи в три года – это завершенный процесс. Основные понятия усвоены, последующее совершенствование зависит от индивидуальных навыков и способностей.

Когда произносят первые слова

Когда ребенок начинает ползать

Чаще всего к 1-му году жизни дети, независимо от половой принадлежности, способны сказать от двух-трех до 15 слов. В этом количестве специалисты учитывают упрощенные детские сокращения:

  • вместо слова собака «ава»;
  • слово кошка заменяют на простое «мя» или «мяу»;
  • если ребенок хочет спать, чаще ребенок произносит протяжно «тяяяяя».
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Куда устанавливать детское кресло в машине

Знакомство с питомцем

Не все дети могут одинаково разговаривать, молчуны чаще или вообще не говорят или произносят минимум слов. Родителям нужно учитывать пассивный словарный лексикон. Даже если малыш вслух слова не произносит, значение фраз мамы он должен однозначно понимать. У разных детей состав запаса слов отличается. Один усвоит название игрушки, другому понятно слово велосипед, третий начинает стягивать одежду при фразе мамы «а теперь идем купаться».

Когда начинают говорить мальчишки

Обычно будущие мужчины произносят первые слова и осознанные фразы позже, чем девочки. Педиатры считают, что нормой будет появление связной речи к 2.5 годам или чуть позже. Если в три года и старше сынок может выговорить до 15 слов или не может соединить слова в законченную фразу, это расценивают как задержку развития. Необходима консультация детского врача.

Во сколько разговаривают девочки

По данным статистики, навыком разговора овладевают в среднем к полутора годам жизни. Не все детки способны четко и ясно выражать свои эмоции и желания словами. Известно, что девочки быстрее развиваются в целом, поэтому и говорить отчетливо начинают раньше.

Важно! Ребенок, независимо от гендерной принадлежности, может научиться проговаривать слова только при активном участии взрослых.

Когда ребенок скажет фразу

Карапуз может заговорить, если в наличии четыре составляющие:

  • органы слуха без патологии;
  • работающий речевой аппарат;
  • общение и речь воздействуют на ребенка;
  • желание малыша вступить в диалог.

Когда ребенок начинает сидеть

В каком возрасте ребенок говорит первые слова? Доктор Комаровский советует развивающие упражнения, в которых мама последовательно показывает и озвучивает части тела: лицо, нос. Нормальное физиологическое развитие и два других психологических фактора стимулируют начало разговора. Дите будет впитывать все звуки и слова из внешнего окружения. Уже после года возможен быстрый рост словарного запаса.

Внимание! Мало просто любить своего ребенка, нужно постоянно заниматься и общаться с крошкой. Никто не может дать больше, чем близкие и родные люди.

К полутора годам маленький человечек способен самостоятельно построить фразу «Мама дай». Двухлетний карапуз говорит достаточно много. Он способен обозначать свои действия и озвучивать события вокруг него.

В промежутке от одного до двух лет в речи больше существительных и глаголов. Ребенок осмысливает на слух несложные рассказы. Слова начинают соединяться в первые простые фразы. Мама может услышать «Это мое», «Идем домой». После двух лет лексикон стремительно увеличивается за счет местоимений и прилагательных:

  • «мне больно»;
  • «я иду»;
  • «хочу кушать»;
  • «красный шарик».

Сформированный пассивный запас слов, слогов и звуков позволяет воспринимать сюжеты мультиков и разговоры сказочных героев.

К какому возрасту произносят словосочетания

Когда ребенок начинает гулить и агукать

Возраст, когда ребенок говорит первые слова, зависит от среды воспитания и индивидуальных особенностей. Примерно в два года и старше малыш может высказываться грамотными предложениями, состоящими из двух или трех слов. В его распоряжении – от 250 до 300 единиц речи. Появление в разговоре предлогов, прилагательных помогает проговаривать словосочетания.

К 2.5 и старше речевые функции достаточно развиты. Сложные звуки еще тяжело подчиняются ребенку («Р», «З», «Л» и другие), но с ним интересно общаться, он легко строит предложение из словосочетаний. К трем годам родители часто отдают своих подросших чад в детские коллективы. В окружении детей увеличивается словарный запас, речь становится уверенной и более совершенной.

Особенности развития и речи до 3 лет

Дальнейшее развитие в норме приводит к появлению у 4-х летнего ребенка огромного числа вопросов. Родители должны отвечать максимально грамотно и полно. Не нужно в разговоре с малышом упрощать названия предметов и понятий. Ребенок должен услышать правильные термины. Это стимулирует пополнение словарного запаса и в дальнейшем поможет избежать проблем при общении со сверстниками и старшими.

Почему возникает задержка речи

Когда ребенок начинает говорить, не все идет гладко и без проблем. Родные малыша, особенно мама, обязаны внимательно наблюдать за процессом речи. Иногда могут проявляться нарушения при попытке произнести слова. Важно их распознать, чтобы вовремя оценить ситуацию и принять соответствующие меры. Проблемы реальны, если у малыша:

  • отсутствуют частично или полностью гуление и лепет;
  • нет ответной реакции на прямое обращение к нему;
  • к 18 месяцам не произнес ни одного слова;
  • в 2 года нет фразовых сочетаний;
  • нет ответа на касания родных, не поворачивает голову и глаза при разговоре или звуках.

Проблемы с речью

При патологиях невралгического характера могут сформироваться проблемы с речевым воспроизведением. Если у малыша заболевания лор-органов или их врожденное недоразвитие, возникают симптомы:

  • звуки и слова невозможно понять из-за нечленораздельного произношения;
  • ребенок не может жевать твердую пищу;
  • когда малыш не спит, у него открыт рот, язык снаружи, обильное выделение слюнной жидкости.

Перечисленные проблемы не могут пройти без соответствующего лечения. Нужны консультации невролога, лор-врача, психотерапевта, логопеда и других специалистов для постановки правильного диагноза. Если в три года малыш не способен сказать фразу самостоятельно, есть риск недоразвития речевого аппарата.

Занятие с логопедом

Причины нежелания ребенка говорить

Замечено, что, чем больше времени и общения уделяют родители своему крошке, тем быстрее он осваивает новые слова, складывает их в предложения. Родители делают ошибку, считая своего ребенка несмышлёным и ничего не понимающим. Начинать читать нужно как можно раньше. Доктор Комаровский указывает много факторов, от которых зависит речевое развитие:

  1. Если малыш много времени предоставлен самому себе или сидит перед экраном телевизора или планшета, это может затормозить развитие речи.
  2. У детей с короткой уздечкой возможно отставание в разговорчивости. В ситуации, когда проблема становится выраженной, уздечку под языком лучше подрезать.
  3. Эмоциональные малыши часто начинают говорить позже сверстников. Они просто не успевают называть словами то, что чувствуют или хотят.
  4. Невозмутимые и спокойные карапузы могут долго молчать. У них нет причин звать или просить, они всегда всем довольны.
  5. У очень внимательных родителей дети молчат от того, что взрослые предугадывают все желания.

Факторов, тормозящих возраст, во сколько  лет ребенок начинает говорить, немало. Самое главное – нужно активно разговаривать с малышом, разносторонне его развивать. Чтение книжек, показ и повторение новых предметов, занятия по мелкой моторике дадут обязательный результат. Ребенок станет говорить и будет удивлять родных.

Занятие для развития речи

Источник: https://tanyavanya.ru/moj-malysh/v-kakom-vozraste-nachinayut-govorit-deti.html

Ребенок в 2 года не говорит. Во сколько начинают разговаривать дети?

Ноябрь 22, 2016

Врачи и психологи в один голос утверждают: воспитанием ребенка нужно начинать заниматься как можно раньше, с самого его рождения. Некоторые заходят еще дальше, предлагая начать обучение во время беременности: считается, что уже в утробе матери ребенок отлично слышит все происходящее вокруг, поэтому ему нужно читать книги и включать музыку. Все это способствует более раннему развитию речи у ребенка, так как  умение говорить– это приобретенный навык.

Первые осознанные, «человеческие», звуки ребенок начинает произносить примерно в полгода, однако развивать эти навыки нужно сразу после его рождения. Для полноценного развития, в том числе развития речи, маленький человек должен чувствовать заботу и внимание со стороны родителей. Рекомендуется чаще брать его на руки и разговаривать с ребенком. Таким образом, вы дадите ему и физический, и речевой контакт, что заставит его почувствовать себя в безопасности.

Одновременно это будет способствовать и развитию других чувств и навыков новорожденного. Когда заговорит ребенок , зависит не только от строения его речевого органа, но и от правильного воспитания и обучения с первых дней жизни.

Если в первые недели после рождения звуки ребенка ограничиваются криком, уже на второй месяц его речь изменится.

В это время у него появляются отдельные звуки: в такие моменты ребенку очень важно получить одобрение матери, чтобы он был уверен, что все делает правильно.

Рекомендуется повторять за ним те же звуки и сопровождать это улыбкой. Затем можно добавлять собственные звуки, так как дети обучаются, подражая взрослым. Еще один отличный способ развить речевые способности ребенка – это музыка. Чтобы речь развивалась правильным образом, желательно ставить ему негромкие, но ритмичные мелодии. Хорошо подойдут для этого детские песенки, в которых четко выражен ритм и отдельные звуки и слоги.

Подходящий возраст для развития речи

Нельзя сказать с точностью до одного дня, в каком возрасте ребенок точно должен начать разговаривать. Однако есть общие критерии, по которым можно оценить уровень развития речевых навыков ребенка. Например, первые раздельные слоги дети должны произносить с 7-8 месяцев. Это будут наборы простейших звуков: ма-, ба-, па-, та-, да- и т.д.

Не надо думать, что в этом возрасте ребенок ничего не понимает. Наоборот, он как никогда нуждается в общении, поэтому с ним нужно постоянно разговаривать. Рассказывайте ему о том, что происходит в доме, за окном, а также о нем самом.

Объясняйте, как устроено тело ребенка, что он только что сделал, и что еще будет делать вечером. Повторяйте фразы по несколько раз, чтобы ребенок не только учился, но и тренировал собственную речь.
Для общения с малышом выбирайте простые, четкие и короткие слова.

Учиться нужно от простого к сложному, поэтому дайте ему возможность повторять за собой базовые слоги.

Избегайте слов-паразитов и других слов, засоряющих речь, так как впоследствии он будет употреблять их непроизвольно. Вообще, помните, что дети подражают родителям во всем, а не только в речи – проще говоря, вы воспитываете свою маленькую копию. Не бойтесь поправлять ребенка, если какие-то слова он что-то произносит неправильно или нечетко. Важно выработать правильное произношение с самого начала, так как исправлять ошибки в более старшем возрасте намного сложнее.

Как и когда происходит формирование речи

При нормальном развитии ребенка после года он вполне сносно говорит отдельные слова или даже простые фразы из 2-3 слов. Иногда бывает и так, что в один год ребенок продолжает молчать.

Сразу же бить тревогу не нужно, так как у некоторых малышей наблюдается естественная задержка речевого развития, когда он способен нормально осмысливать происходящее (то есть понимает указания родителей), но говорить пока не может.

Самое главное на этом этапе – продолжать пополнять словарный запас ребенка, постоянно с ним разговаривая. Нужно добавлять в речь новые слова, а также не оставлять его без внимания.

В полтора года словарный запас ребенка насчитывает уже несколько десятков слов. Большинство из них состоит из 1-2 слогов и произносятся с речевыми ошибками. Однако намного важнее то, что ребенок говорит их к месту, то есть осознает, что он хочет сказать родителям.

К двум годам словарный запас насчитывает уже 250-300 слов, что вполне достаточно, чтобы ребенок мог нормально разговаривать с родителями. В этом возрасте, как и раньше, очень важно продолжать разговаривать с ребенком, рассказывая ему обо всем, что вас окружает.

Только сейчас разговор нужно вести в формате диалога, чтобы развивать у ребенка коммуникативные навыки.

Если же в речевом развитии ребенка отмечаются задержки, не расстраивайтесь, так как в каком возрасте ребенок начинает разговаривать, зависит от особенностей его организма. Врачи рекомендуют развивать мелкую моторику, поэтому делайте ребенку массаж пальцев рук, которую начинают с полугода. Если же эти и другие упражнения не помогают, тогда обратитесь к специалисту – логопеду.

Чтобы ребенок заговорил раньше, можно использовать различные методы развития речи, например логопедический массаж. Развитие мелкой моторики пальцев способствует ускорению развития речи. Рекомендуется с 6 месяцев делать массаж пальчиков ребенку, использовать развивающие игрушки можно только под присмотром родителей.

Не стоит высматривать и намеренно искать отклонения в развитии ребенка. Все дети разные и особенности развития каждого малыша зависят от его психотипа, генетических особенностей и характера. У всех людей, даже самых маленьких существуют свои методы познания мира, поэтому будьте бдительны, но старайтесь разглядеть в своей крохе, что именно ей свойственно и что будет максимально способствовать развитию малыша.

Речь ребенка развивается постепенно, поэтому не нужно ждать от него сложных предложений уже ко второму году жизни. Наоборот, первое слово ребенка вы, скорее всего, не поймете.

Но это совершенно нормально: логопеды говорят, что на этом этапе достаточно отдельных слогов или звуков, в которых будет угадываться предмет, другой человек или описание явления. В возрасте одного года дети должны знать полтора-два десятка слов.

Имеется ввиду, что это не полноценные «слова», а отдельные звукоподражания или слоги.

Во сколько дети начинают говорить, зависит как от природы, так и от воспитания, данного родителями. Первое слово ребенок произносит примерно в 7-8 месяцев или чуть позже.

Естественно, это будет не самостоятельное слово, а только слог или пара повторяющихся слогов. Неслучайно ребенок, как правило, первым всегда произносит слово «мама». Во-первых, мама – это самый близкий ему человек, с которым он проводит большую часть времени.

Во-вторых, слово «мама» содержит два простых и одинаковых слога, и произносится легче всего.

Когда ребенку исполнится один год, он должен знать около 8 слов, после чего его словарный запас будет увеличиваться. Важно понимать, что ребенок должен не просто произносить слова, а делать это осознанно. Именно «привязка» слов к конкретному объекту или ситуации и отличает разумного человека от животных. Распознать это довольно просто: если ребенок произносит одни и те же слоги (пусть и не очень внятные) только при определенных обстоятельствах – значит, развитие идет правильно.

Родители должны развивать в ребенке умение говорить. К сожалению, многие из них делают все наоборот, когда пытаются подстроиться под ребенка и тоже начинают коверкать слова – проще говоря, сюсюкаются с ним.

Делать этого ни в коем случае нельзя, так как с самого начала следует обучать ребенка правильному произношению.

  С другой стороны, добиваться красивой речи в таком возрасте еще рано, поэтому наилучший вариант для родителей – произносить слова самостоятельно, но так, чтобы ребенок связывал слово с объектом. Например, спросите его «где кошка?», чтобы он показал пальцем на домашнее животное.

К двум годам у ребенка появляется фразовая речь: это значит, что он должен уметь связывать два-три слова друг с другом, даже если они будут лепетными. Когда ребенок начинает строить более сложные предложения, его словарный запас достигает трехсот слов. Если ребенок не говорит в 2 года, это становится серьезным поводом для обращения к врачу.

После трех лет дети активно используют в речи прилагательные и предлоги, а к пяти годам их речь становится совсем понятной для всех взрослых, а не только для родителей. В этом возрасте ребенок начинает задавать много вопросов, интересуясь окружающим миром, а взрослые должны отвечать на них, а не отмахиваться от своих детей.

Более того, родителям следует стимулировать в детях тягу к знаниям и всячески развивать их речь. Нужно не только отвечать на вопросы детей, но и задавать им свои вопросы – например, просить поделиться впечатлениями от прогулки.

Нельзя запрещать детям играть или общаться с другими детьми. Также рекомендуется ежедневно читать ребенку книги в соответствии с его возрастом, а также слушать с ним музыку, петь и танцевать.

Все это способствует гармоничному развитию ребенка, а не только развитию речевых центров.

Когда ребенок не говорит в 2 года простейшие фразы из 2-3 слов, нужно обратиться к логопеду и неврологу. На задержки речевого развития влияют не только патологии органов речевого аппарата, но и неврологические нарушения.

Логопед проведет тесты для выявления проблем с речью и назначит специальные упражнения. Родители под руководством логопеда вполне могут обучиться им, чтобы заниматься с детьми дома самостоятельно.

Самое главное в этой ситуации – не затягивать с приемом у специалиста и ежедневно выполнять корректирующие упражнения.

Источник: https://govorysha.ru/vo-skolko-deti-nachinayut-govorit/

Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно?

Нельзя назвать точный возраст, когда ребенок начнет сидеть самостоятельно, все зависит от степени развития малыша. Главное, данный процесс не нужно ускорять, нужно, чтобы все протекало естественно.

Что говорят врачи?

Дети начинают садиться в возрасте от 5 до 7 месяцев, так считают педиатры. Они же утверждают, что нормой считается, если малыш стал сидеть до девяти месяцев.

В зависимости от степени психомоторного развития одни дети уверенно сидят в 4,5 месяцев, а некоторые отказываются сидеть до года. Наблюдения показывают, что девочки обычно начинают сидеть раньше, чем мальчики.

Конечно, у активных и стройненьких детей все получается быстрее, чем у их пухленьких сверстников, хотя бывают и исключения.

Иногда ребенок хорошо ползает и уже начинает ходить, но до сих пор не сидит самостоятельно. Стоит ли беспокоиться по этому поводу? Нет, ни в коем случае. Ребенок сам освоит сидячую позу, когда ему это потребуется. К специалисту стоит обратиться только в том случае, если ребенок до девяти месяцев не переворачивается с живота на спинку и наоборот, и даже не проявляет никакого желания сесть.

Есть дети, которые уже в три-четыре месяца проявляют настойчивое желание принять сидячее положение. Не стоит потакать в этом стремлении. Позвоночник ребенка не окреп, сидение в таком раннем возрасте нанесет ему вред. Лучше выкладывать его в люльку-шезлонг, где малыш будет находиться в полулежачем положении и у него увеличится обзор, без вреда для позвоночника.

Физиологические особенности детского позвоночника

Позвоночник малыша не имеет изгибов. Они возникают только в период роста. К двум-трем месяцам появляется шейный изгиб, после того, как ребенок начинает держать головку. Далее, в шести месяцам появляется грудной изгиб. Позже формируется поясничный изгиб, когда ребенок начинает ходить. Естественная форма позвоночника формируется только к 3-4 годам.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как узнать есть ли у ребенка глисты симптомы

Связки и мышцы находятся в стадии формирования, и поэтому не стоит забывать о предосторожностях. Если ребенка принуждать сидеть, возможно искривление позвоночника и нарушение в развитии тазовых костей. Не готовый к сидению малыш не сможет удержать спинку, что приведет к нарушению дыхания и вызовет деформацию грудной клетки.

Не нужно:

Слишком опекать малыша, лишая его свободы развиваться и передвигаться самостоятельно.
Обкладывать ребенка подушками, чтобы он не дай бог не завалился. Именно заваливаясь в стороны, малыш начинает тренировать мускулатуру, мышцы и приобретает необходимый опыт.

Рекомендации для родителей

Когда ребенок начинает учиться сидеть, лучше использовать неровную поверхность. Если ребенок лежит в неудобной для него позе, он учится переворачиваться и принимать удобное положение.

Можно использовать детский стульчик, который откидывается под углом 40-45 градусов. Стульчик удобен и полезен, ребенок будет начинать сидеть без нагрузки на позвоночник, такой стульчик можно брать с собой в любую комнату.

Гимнастика для укрепления позвоночника

  • Чтобы развить вестибулярный аппарат и укрепить спинку ребенка можно использовать фитбол-мяч. Для детей подойдет мячик диаметром 65 см. Упражнения на нем необходимо проводить перед едой, ежедневно. На мячик кладется пеленка, а на нее животик вниз ребенок. Покачивание и встряхивания на фитболе помогут ребенку быстрее сесть, он научится поднимать плечи и голову.
  • С 5-6 месяцев можно ребенка притягивать к себе за ручки, чтобы посадить.
  • Упражнения «велосипед», при которых вы будете разгибать, и сгибать ножки малыша, также полезны для укрепления мышц. 

Источник: https://www.votonia.ru/poleznye-sovety/vse-v-pervyy-raz/?id=11515

Когда ребенок начинает говорить?

Родители с трепетом ждут первых слов малыша – сначала это “мама” и “папа”. Затем к ним присоединяется еще 5–10 простых слов типа “баба”, “дай”, “на”. Речь означает мышление, и эти два процесса помогают друг другу. Хотите вырастить умного ребенка – занимайтесь речью!

Фото автора Daria Shevtsova : Pexels

Уже в первый месяц жизни младенец вычленяет речь из остальных звуковых раздражителей, поэтому разговаривать с ним рекомендуют почаще. Это поможет сформировать речь на более поздних этапах.

Но порой развитие речи приостанавливается. Родители очень сильно переживают: такую остановку связывают порой с признаками аутизма или СДВГ, задержкой развития и другими малоприятными “диагнозами”. Когда пора волноваться, а когда – еще нет?

Когда начинают говорить дети: норма и отклонение

В целом ситуация проста, а описание примерной нормы укладывается в такую таблицу:

  • гуление и “агу” – 3 месяца;
  • первые слоги и их проба (бабаба, мамама) – 6 мес.;
  • имитация речи (болтает несвязные слоги, подражая родителям) – с 7 мес.
  • первые слова, в т.ч. упрощенные и усеченные формы – с 12 мес.;
  • обращение к людям, простые предложения (предмет и глагол) – с 1,5 лет;
  • предложения из 3-4 слов, использование приставок, изменение окончаний – с 2 лет;
  • фразовая речь, предложения из 4 слов (допускается искажение отдельных звуков) – с 3 лет.

Однако наблюдения педиатров показывают, что эти возраста – всего лишь примерные ориентиры. В реальности оказывается, что девочки, например, начинают говорить в среднем на 1-2 мес. раньше мальчиков. У мальчишек же чаще случается длительная “молчанка”. После нее мальчики начинают говорить сразу полноценными предложениями, проходя все стадии развития за несколько месяцев.

На что обратить внимание:

  • среди первых слов должны быт не только “мама-папа”, но и выражение эмоций (“ай-ай”, “бо-бо”), названия простых предметов, глаголы (“дай”);
  • к 1,5 годам средний словарный запас должен насчитывать 50–100 слов, включая прилагательные (“белый”, “быстрый”) и местоимения “я”, “ты” и др., из них ребенок составляет короткие фразы;
  • к 2,5 годам словарный запас у детей разрастается до 250–300 слов.

Родители, не паникуйте!

К сожалению, часто встречаются “добрые люди”, которые делают из статистических данных “страшилку” для родителей молчаливых детей.

Если ваш ребенок еще не говорит или не укладывается в норму, это НЕ означает автоматически задержки психического развития (ЗПР), аутизма, отставания в развитии речи, отсутствия звукоподражания. Окончательный “вердикт” могут вынести совместно врач-педиатр, логопед и опытный детский (!) психолог.

Часто понимание речи не означает говорения. Тогда ребенок распознает слова, указывает на предметы, понимает цепочку действий и выполняет их. Но говорить он может начать позже, чем указано в норме по возрастам.

Когда ребенок начинает говорить – мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский однозначно говорит о том, что первыми слогами и первыми словами не нужно “меряться” с родителями других детей. При этом всерьез волноваться мамочкам стоит только после 3-х лет. До этой возрастной границы может происходить немало изменений. Например, молчаливые детки накапливают словарный запас, а потом начинают говорить полноценными фразами.

Второй тезис Комаровского – нужен детский психолог, однако он не всегда доступен. К примеру, родители не из областных центров практически не имеют доступа к такому специалисту.

Комаровский уверен, что важны не конкретные показатели (агу, слоги, слова, фразы, словарный запас), а их динамика. В частности, если дети одинаково говорят простые слова и в год, и в полтора, то это плохой признак. А если малыш отстает по показателям, но в 2 года знает 50 слов, а в 1,5 с трудом говорил первые слова, то развитие и динамика – налицо, и речь скорее всего выправится со временем.

Важно: ориентироваться надо на тенденцию, а не на факты (количество слов, тип речи – отдельные слова, фразы, предложения).

Важное исследование о говорении: к 5 годам все наладится!

Исследователи из Университета Западной Австралии изучили состояние почти 1300 детей, из них 15% заговорили после 2 лет. Ученые посмотрели динамику процесса и тестировали деток в более поздние периоды. Как выяснилось, уже к 5 годам дети практически не отличались от своих вовремя заговоривших сверстников. Эмоциональные и психологические проблемы, которые наблюдались у этих деток в 2 года, с развитием речи тоже исчезли.

Почему дети поздно начинают говорить?

Кроме влияния пола и возрастных характеристик, на речь влияет масса факторов:

  • Экология, генетика, медицина (в т.ч. репродуктивная). Мамы раньше были здоровее. Чаще используется стимуляция. В итоге неврологические изменения не дают заговорить “по возрасту”.
  • Минимальное или непродуктивное общение. Ребенок с гаджетом в руках предоставлен сам себе, а родители с ним общаются реже, более простыми фразами.
  • Слабая мелкая моторика, гипертонус или недоразвитие мышц. В формировании речи задействуется масса органов и систем. В итоге недостаток развития, например, одной только трапециевидной мышцы заставляет для компенсации “поджимать” язык, а у ребенка вместо речи получается невнятная каша.

В целом состояние речи зависит от трех факторов: физиологии мозга, поведенческого разнообразия (что делает ребенок, с кем) и богатства среды (общения с разными людьми).

Поэтому разумно, если ребенок позже начинает говорить, разговаривать с ним, читать ему, выбирать мультфильмы с хорошо говорящими героями. Важно обеспечить общение с ровесниками – чтобы его возможности для действий были максимально разнообразными, а среда стала богаче.

Источник: https://saluma.ru/231/

Когда ребенок должен начать говорить?

В первую очередь родителям важно понять, что ребенок никому ничего не должен. Он развивается в соответствии со своим внутренним ритмом, который может сильно отличаться от среднестатистических норм. Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется. И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех.

Оценивая прогресс ребенка, мы рекомендуем вам не принимать близко к сердцу рассказы знакомых: многие мамы и папы очень сильно преувеличивают успехи своего чада. Лучше ориентируйтесь по следующим ключевым точкам речевого развития (не забывая, что график каждого малыша индивидуален).

2–4 месяца АгуканьеВ это время грудничок начинает «гулить», «агукать»1. Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.
6 месяцев АгуканьеВ это время грудничок начинает «гулить», «агукать»1. Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.
~ 1 года Первые словаК первому дню рождения малыш выучивает свои первые настоящие слова. Да, это довольно примитивные «мама», «папа», «баба», но они уже — не просто набор звуков. Ребенок понимает смысл, адресует их конкретным взрослым1.Вскоре речь карапуза пополняется другими простыми словами. Например, он более-менее отчетливо вскрикивает «ой», когда уронил игрушку, или «дай», когда хочет что-то получить. Первичный словарный запас малыша обычно состоит из 5–10 слов.
1-1,5 года Расширение словарного запасаКаждую неделю ребенок радует родителей новыми словами, но мама и папа не всегда могут понять детский «диалект». Дело в том, что малыш уже различает немало слов в речи взрослых, но у него не получается их повторить. Так «каша» превращается в «ка», «упало» в «апа», «птичка» в «тика». Нередко малыш придумывает концептуальные слова, объединяющие сразу несколько предметов, например, обозначает одним слогом все мягкое и теплое — от пледа до собаки. Набор первых слов крохи ограничен существительными, глаголами, междометиями.При оценке развития ребенка родителям важно в первую очередь оценивать не количество слов, которые он произносит, а пассивный запас слов, которые он явно понимает в речи взрослых.
1,5-2 года Первые предложенияЭто период, когда дети начинают говорить все активнее. Малыш выучивает два очень важных для коммуникации слова — «да» и «нет». Он повторяет услышанное, может даже запомнить целые фразы. Словарный запас существенно расширяется и достигает 250 и более слов1. В нем продолжают преобладать названия окружающих предметов и основных действий, но появляются первые абстрактные выражения, например, «привет» и «пока».Малыш понимает, что вместе слова работают лучше, и учится составлять первые предложения. Они довольно короткие — всего 2–4 слова, но позволяют внятно выражать желания.
2-3 года Полноценная речьРечь малыша становится почти взрослой, потому что вслед за существительными и глаголами в ней появляются первые слова, относящиеся к другим частям речи. Малыш начинает употреблять местоимения, а заодно понимает, что у предметов есть род и число. Он открывает для себя прилагательные и теперь не просто называет предметы, а дает им характеристики. Он осваивает вопросительные слова, начинает постоянно спрашивать вас то об одном, то о другом. Он даже способен уложить в голове времена, склонения и спряжения, пусть пока и не знает, как они называются.К возрасту трех лет с ребенком можно полноценно общаться, и сфера разговоров не ограничивается темами «кушать, играть, спать». Малыш знает 800–1000 слов1, может рассказать вам, что делал в гостях у бабушки, ответить на ваши вопросы и задать вам в сто раз больше.По большому счету, навыки речи у ребенка сформировались. Осталось только отполировать их, продолжая наращивать словарный запас и практикуясь в произношении.

Как помочь ребенку быстрее сказать свои первые слова?

Речь тесно связана с интеллектом, поэтому многие родители стремятся побыстрее разговорить малыша и очень беспокоятся, если он не хочет этого делать. Сегодня существует немало методик раннего развития речи. Вы можете выбрать и попробовать какую-то из них, но только не переусердствуйте.

Иногда слишком интенсивные упражнения дают побочные эффекты — малыш может замкнуться в себе от перегрузки информацией или перестать интересоваться окружающим миром, желая узнавать новые слова только из любимых обучающих мультиков.

Чтобы понять, не приносит ли программа развития вреда, внимательно следите за поведением и эмоциональным состоянием ребенка, а также регулярно консультируйтесь со специалистом.

Кроме авторских методик, есть и универсальные советы, помогающие родителям быстрее услышать первые слова крохи:

  • Не думайте, что малыш заговорит быстрее, если вы искусственно сократите общение с ним до самых примитивных слов. Наоборот, с рождения старайтесь разговаривать с ребенком на самые разные темы, даже абстрактные.
  • Если малыш не спит, постоянно говорите с ним. Комментируйте свои действия во время игр, кормления или переодевания. На прогулке рассказывайте обо всем, что видите — о деревьях и цветах, о дорогах и машинах, о дожде и солнце, о бабочках и птицах. Описывайте каждый предмет — что он делает, какой у него цвет, размер, количество, из чего он состоит и т.д. Если он связан с чем-то уже знакомым крохе, укажите на эту связь.
  • Не закрепляйте в сознании малыша упрощенные формы слов. Если ребенок называет кошку «ко», подтвердите, что поняли его, и произнесите правильно: «да, это кошка». И, конечно, не выдумывайте таких слов сами1.
  • Когда дети начинают говорить, важно дать им возможность для получения свежих знаний. Не ограничивайтесь замкнутым кругом «дом, парк, детская площадка». Водите малыша на детские мероприятия, в зоопарк, музеи и в другие места, где он сможет получить новые впечатления.
  • Читайте малышу книжки, показывайте картинки и объясняйте, что изображено на них, пойте детские песенки, ищите видео для детей в интернете. Все это стимулирует интерес малыша к освоению речи, расширяет словарный запас и выстраивает логические связи между различными предметами, действиями, явлениями, свойствами.
  • Хвалите малыша за достигнутые успехи. Даже если они совсем крошечные.

В каком возрасте стоит беспокоиться, если ребенок не начинает говорить?

Еще раз напомним: каждый ребенок — личность со своими индивидуальными особенностями. Возраст выхода на каждый из этапов речевого развития сильно варьируется для разных детей. Если малыш сказал свои первые слова на месяц-два позже нормы — ничего страшного. Говорить о возможной проблеме можно только в том случае, если малыш отстает на этап и больше:

Почему ребенок никак не произносит первые слова?

Источник: https://www.huggies.ru/library/uhod-za-mladentsem/etapy-razvitiya-rebenka/kogda-rebenok-nachinaet-govorit

Во сколько дети начинают говорить и как им помочь

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Всё дело в том, что детская речь возникает гораздо раньше, чем звучит осознанное «мама» или «дай».

Первая форма общения — это плач. Родители знают, что он различается в зависимости от того, что хочет донести ребёнок. Например, пронзительный вопль, скорее всего, означает, что младенцу требуется пища, а кряхтящее хныканье — что пора сменить подгузник.

Звуки, похожие на настоящие слова, появляются в возрасте 4–6 месяцев. К этому времени совершенствуется речевой аппарат и ребёнок начинает экспериментировать, открывая и закрывая рот, вдыхая и выдыхая, двигая языком, меняя форму губ. Так появляется младенческий лепет: «а-ба-ба», «агу» или даже «мама».

Но относиться серьёзно к таким первым словам не стоит: это случайность. Ребёнок ещё не связывает своё «мама», «баба» или «дай» с конкретными людьми или действиями.

Если человек уверяет, что его ребёнок заговорил в 7–9 месяцев, он либо заблуждается, либо выдаёт желаемое за действительное.

Первое осмысленное слово появляется в возрасте между 11 и 12 месяцам. И далее процесс идёт лавинообразно. Уже к году ребёнок обычно знает и произносит не одно, а от 2 до 20 слов: «мама», «папа», «баба», «дай» и порой исковерканные, но тем не менее понятные «ту-ту» (поезд), «бух» (падать) или «ам» (есть).

Собственно, год можно считать той самой границей, после которой возникает уверенная речь. Конечно, дети разные: кто-то начинает болтать в 11 месяцев, а кто-то помалкивает до года с хвостиком (лепет не в счёт). Но есть важная временная точка. Если ребёнок не произносит ни одного осознанного слова к 15 месяцам, необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром. Возможно, ему придётся пройти дополнительные обследования, например проверить слух или посетить невропатолога.

Как понять, что у ребёнка проблемы с речью

Мама — самый главный эксперт по собственному малышу. Поэтому, если ей кажется, что у ребёнка есть сложности с произношением звуков или реакцией на услышанное, этого уже достаточно для разговора с врачом.

Но помимо «кажется» существуют объективные признаки речевых проблем. Они различаются в зависимости от возраста.

  • 3–4 месяца: ребёнок не лепечет, не экспериментирует со звуками.
  • 5–6 месяцев: не реагирует на неожиданные звуки, не поворачивает голову на зов, не смеётся.
  • 8–9 месяцев: не отзывается на собственное имя, лепет редкий и однообразный.
  • 12 месяцев: не произносит ни одного слова, даже «мама», «дай» или «на».
  • 13–18 месяцев: не показывает простые предметы на картинке или вокруг (например, не понимает вопроса «Где мячик?»), не имеет в лексиконе хотя бы шесть слов к возрасту 18 месяцев и не усваивает новые.

Ещё один тревожный симптом — потеря приобретённых языковых навыков. Например, если к 18 месяцам ребёнок употребляет «нормативные» шесть слов, но вы точно знаете, что всего пару месяцев назад их было больше 20, сообщите педиатру о таком регрессе.

Как помочь ребёнку заговорить

Лучший способ — создать все условия для общения. Вот три наиболее важные вещи, которые должен делать каждый родитель.

1. Разговаривайте

Не надо болтать без перерыва. Просто говорите с ребёнком, когда проводите время вместе.

  • Называйте вещи, которые держите в руках или протягиваете малышу: «Это мячик. А это машинка».
  • Описывайте, что вы делаете: «Сейчас мы надеваем штаны. А теперь — курточку. И отправляемся гулять!»
  • Поясняйте, что происходит вокруг: «У-у-у, какая громкая машина поехала!», «Кар! Это ворона каркает», «А вот у мамы звонит телефон».
  • Задавайте вопросы: «Слышишь, как нас папа зовёт? Побежали к нему!», «Твой зайчик, наверное, устал? Он хочет в кроватку?»
  • Пойте колыбельные.

2. Читайте вслух

Чтение показывает ребёнку, что существует много разных слов, учит составлять предложения, демонстрирует, как развивается действие. Это побуждает его к рассказу собственных историй, например о том, как играют друг с другом куклы, зачем спряталась машинка или почему ему не хочется есть ваш суп.

3. Слушайте

Будьте благодарны за рассказы: проявляйте заинтересованность, слушайте внимательно, смотрите в глаза. Сделайте так, чтобы ребёнок захотел говорить с вами о происходящем вокруг. Это станет для него стимулом использовать больше слов и складывать их в более сложные предложения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наши дети
Как проявляется ветрянка у маленьких детей

Закрыть