В каком возрасте дети начинают слышать

Что нужно знать родителям про детский слух

В каком возрасте дети начинают слышать

Руководство для родителей

Строим будущее

Вот уже более 40 лет компания Phonak занимается разработкой и внедрением в сурдологическую практику инновационных технологий для детей с расстройствами слуха. Высокотехнологичные решения от Phonak помогли сотням тысяч маленьких пациентов с несовершенным слухом влиться в нормальную коммуникативную среду.

Это пособие предназначено для родителей, чьи дети здоровы или уже страдают сниженным слухом. Ознакомившись с ним, Вы узнаете о причинах проблемы, профилактике тугоухости, и о том, как помочь своему ребенку обрести чудесный мир звуков, если он плохо слышит. В добрый путь!

Зачем ребенку нужен хороший слух

Значение слуха в детском возрасте сложно переоценить. Благодаря этому чувству ребенок развивает речевые и коммуникативные навыки, познает окружающий мир через его многоголосое «звучание», учится читать, наслаждается музыкой, получает предупреждение об опасности.

Хороший слух — это мир, полный красок, знаний и безграничного общения — это яркое и интересное настоящее и перспективное будущее!

Как мы слышим

Узнайте как устроено ухо, и как оно функционирует. Это поможет Вам определять условия и состояния, оказывающие влияние на слух вашего ребенка.

Человеческое ухо состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего.

  • Наружное ухо – это ушная раковина. Она собирает и передает звуковые волны по наружному слуховому проходу на барабанную перепонку.
  • Среднее ухо имеет сложную конструкцию: это полость в височной кости, образованная тремя крошечными слуховыми косточками – молоточком, наковальней и стремечком. Среднее ухо проводит звуковые волны от барабанной перепонки к внутреннему уху.
  • Улитка – часть внутреннего уха, благодаря которому мозг получает звуковые сигналы. Камеры улитки заполнены жидкостью, которая колеблется, когда двигаются слуховые косточки среднего уха. Это стимулирует волосковые сенсорные клетки внутреннего уха, преобразующие звуковые вибрации в электрические импульсы.

Электрические импульсы, попадая в слуховой нерв, и являются тем, что наш головной мозг воспринимает, как звук, который мы слышим. Нарушения на любом участке этой цепочки — будь-то обычная серная пробка в слуховом проходе, отек при воспалении среднего уха, разрыв барабанной перепонки, повреждения косточек или нервов, станут препятствием для хорошего слуха у ребенка.

Как проверить слух у ребенка самостоятельно

Оценку остроты слуха у детей в плановом порядке выполняет врач — сурдолог, но ухудшение или полная потеря слуха могут наступить внезапно, поэтому главная ответственность за выявление нарушений слуха ложится на плечи родителей. Узнайте, как оценить остроту слуха у детей.

Когда ребенок начинает хорошо слышать?

Органы слуха у плода развиваются полностью к 20 неделе беременности, поэтому новорожденный малыш должен вас слышать, различать высоту звука и интонацию

А это значит, что следить за остротой слуха нужно с самого рождения.

Как нам узнать, что у ребенка слабый слух? Симптомы тугоухости зависят от степени сниженности слуха. У ребенка может присутствовать один симптом или все сразу. Типовые признаки нарушений слуха в детском возрасте:

  • Новорожденные, малыши до 3-х месяцевМалыш не реагирует на резкие звуки и на тихий голос матери, не интересуется звуковыми игрушками. Отсутствует рефлекс Моро (движение или расширением зрачков в ответ на громкий звук).
  • Дети до 3-х летРебенок не реагирует на сказанное тихим голосом, пока не увидит говорящего, инстинктивно поворачивается к источнику интересующего его сигнала ухом или приближается к нему, громко и плохо разговаривает, плохо усваивает информацию.
  • Дети от 3-х летКаверкают слова, произнося их без окончаний или пропуская часть букв, часто переспрашивают, пристально всматриваются в лицо собеседника, повышают громкость звука телевизора, плохо усваивают информацию, поданную в звуковом режиме.
  • Дети старшего возрастаЖалуются, что плохо слышат учителя, делают ошибки в словах, слабо учатся.

Этапы развития речевых и языковых навыков ребенка

Эта таблица поможет Вам узнать, правильно ли развивается Ваш ребенок.

 
Возраст  ребенка  Навыки
9 месяцев Малыш демонстрирует понимание простейших слов «мама», «папа», «да», «нет», «пока».
10 месяцев Детское «агуканье» постепенно приобретает первые признаки речи. Ребенок произносит целые серии слогов («да-да-да», «на-на-на» и т.д.), которые начинают со временем складываться в первые распознаваемые слова.
1 год Словарный запас годовалого ребенка исчисляется несколькими словами.
1,5 года Ребенок включается в беседу, показывает знакомые ему части тела и предметы, когда его спрашивают о них. Его лексикон состоит из 20-40 слов и коротких фраз.
2 года Словарь ребенка включает до 150 слов и полновесных словосочетаний. Появляется усидчивость и желание слушать читаемые вслух книги. В этом возрасте речь ребенка должны понимать уже не только родители, но и посторонние люди.
3-5 лет Ребенок активно пользуется языком для выражения своих потребностей, проявления эмоций, получения и обмена информацией. Он должен понимать собеседника без каких-либо затруднений. Словарный запас на данном этапе в норме приближается к 1000-2000 словам, пользуясь которыми, ребенок составляет сложные фразы. К моменту начала занятий в школе он должен быть в состоянии четко и разборчиво произносить все звуки.

Отставание от графика развития может быть вызвано невнимательностью, рассеянностью или гиперактивностью, но не рискуйте! Заметив, что симптомы тугоухости проявляются регулярно, нужно немедленно записаться к детскому ЛОРу который проведет проверку слуха инструментальными методами.

Как проверяет слух ЛОР?

Слуховые способности у детей, в т.ч. у новорожденных, исследуются с помощью методов акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП), отоакустической эмиссии (ОАЭ), тимпанометрии. Эти тесты могут проводиться уже в первый месяц после рождения, когда ребенок спит или отдыхает. Они точны и безболезненны.

  • КСВП. В уши ребенка с помощью наушников подаются щелчки или тональные сигналы. Метод КСВП дает информацию о состоянии проводящих путей слухового анализатора до уровня ствола мозга. Острота слуха оценивается по реакции на тональные сигналы.
  • ОАЭ. Этот диагностический инструмент оценивает функциональность улитки. В ухо ребенка с помощью маленьких динамиков посылают звуковые сигналы. По реакции на них улитки можно судить о состоянии сенсорных волосковых клеток.
  • Тимпанометрия. Исследование определяет состояние и функциональные характеристики барабанной перепонки и среднего уха. Меняя давление в ухе ребенка, врач отслеживает подвижность барабанной перепонки.
  • Поведенческие тесты и игровая аудиометрия — дополнительные экспериментальные исследования. Оценочный критерий теста — реакция ребенка на негромкие звуки аудиометра. Тест используется в отношении детей старше 3 лет. В младшем возрасте используют поведенческие тесты со зрительным подкреплением (анимированные игры, видеоряд и т.д.).

Как оценивается качество слуха?

Мера измерения степени тугоухости – децибелы (дБ). Результаты диагностического исследования, проводимого специалистом отображаются в виде графика — аудиограммы. На аудиограмме фиксируется отображение остроты слуха в диапазоне от низкочастотных до выскокочастотных звуков. График показывает уровень и тип тугоухости — расшифровывает аудиограмму доктор. На основании этой информации подбирается метод коррекции слуха.

Как предотвратить проблемы со слухом у ребенка: 5 правил для заботливых родителей

Существует ряд причин, по которым слух может ухудшиться. Узнайте, как предотвратить тугоухость у своего ребенка.

  • Правило 1. Если у ребенка болит ухо, никогда не занимайтесь самолечением. Запущенный отит, применение сильных антибиотиков и неправильно подобранных ушных капель — частая причина тугоухости у детей.
  • Правило 2. Никогда не оставляйте малыша наедине с мелкими предметами, которые он мог бы засунуть в ухо. Объясните подросшему ребенку, чем закончится такая игра, и как будет больно.
  • Правило 3. Никогда не повышайте звук выше нормы. Пока ребенок растет, исключите громкую музыку, громкий звук телевизора, и не надевайте ребенку наушники.
  • Правило 4. Не запускайте заболевания, связанные с носоглоткой и легкими. Инфекция с гланд легко переходит на среднее ухо. Сильный кашель может стать причиной тугоухости и глухоты.
  • Правило 5. При первых признаках ухудшения слуха у ребенка — немедленно обратитесь к специалисту. Многие проблемы легко решаются на начальных стадиях.

Что делать, если у ребенка плохой слух

Новость о том, что у ребенка диагностировано расстройство слуха, заставляет родителей нервничать и бояться за будущее малыша. Возьмите себя в руки и узнайте, как себя вести и что делать в этой ситуации. Только четкие и грамотные действия помогут решить любую проблему.

К какому специалисту обратиться?

  • ЛОР. Начинать обследование нужно у детского ЛОРа. Этот специалист есть в любой детской клинике. Доктор проведет диагностику и вылечит заболевания, являющиеся причиной тугоухости.
  • Сурдолог.Этот врач занимается диагностикой и лечением расстройств слуха. Сурдолог оценивает показатели слуха, производит подбор слуховых аппаратов и других устройств, занимается проблемами, сопутствующими тугоухости (коммуникативные нарушения, расстройства координации движения и т.д.).
  • Сурдопедагог. Если слух значительно снижен, понадобиться помощь специалиста по развитию речи. Сурдопедагог занимается коррекцией и восстановлением речи.

Типы, причины, степени тугоухости

Причина тугоухости не всегда очевидна. Во многих случаях это не наследственное заболевание. Можно выделить целый ряд факторов и условий, способных вызывать расстройства слуха у человека. Причину тугоухости может определить только врач.

Выделяют два основных типа тугоухости: кондуктивная и нейросенсорная.

  • Кондуктивная тугоухость. Потеря способности различать тихие и средние по громкости звуки вследствие нарушения проводимости в наружном и/или среднем ухе. Кондуктивная тугоухость может быть временной или постоянной в зависимости от вызвавшей ее причины. Вызвать кондуктивную тугоухость могут: серная пробка, инородные тела, отит (инфекционное воспаление) среднего или наружного уха, разрыв барабанной перепонки, холестеатома (опухолевидное образование в полости среднего уха) и др. патологии. Если причиной кондуктивной тугоухости является скопление избыточной жидкости (экссудата) в полости среднего уха (как, например, при отите), то проблема решается медикаментозно, и слух в скором времени полностью восстанавливается. В других случаях прибегают к хирургическому лечению или использованию слуховых аппаратов.
  • Нейросенсорная тугоухость. Нейросенсорная тугоухость часто связана с повреждением улитки или нервного пути, что влияет на громкость и качество (чистоту, разборчивость и т.д.) воспринимаемых звуков. Причины нейросенсорной тугоухости — врожденные патологии, влияние токсичных медикаментов, шума, старость. Именуемая порой «нервной глухотой» (что, впрочем, не совсем верно), она не лечится ни хирургически, ни медикаментозно. Помочь могут лишь современные технологии цифровые слуховые аппараты и кохлеарные импланты.

Выделяют четыре степени тугоухости:

 
Степень тугоухости Примеры звуков Нижняя граница воспринимаемого звука, дБ Проблемы и их решения Информация носит общий характер: конкретные терапевтические опции врач-сурдолог определяет в индивидуальном порядке
Нормальный слух Шуршание листвы, тиканье часов от 20 дБ Отсутствуют
I степень Шепот, щелчки пальцами 20-45 дБ

Источник: https://you-med.ru/stati/pomoshh-detyam/detskiy-slukh

Когда ребенок начинает видеть и слышать

В каком возрасте дети начинают слышать

Каждого родителя интересуют все вопросы о здоровье своего ребенка. Любой тревожный сигнал становится стимулом для серьезных размышлений и действий. Однако не все признаки и симптомы у ребенка становятся причиной для такого поведения родителей.

Многие характеристики состояния здоровья маленького крохи являются вполне нормальным развитием. К таким характеристикам относятся притупленный слух и зрение у новорожденного.

Сегодня мы с вами поговорим о том, когда новорожденный начинает нормально видеть и слышать, а также, почему родителям не следует беспокоиться.

Когда новорожденный начинает видеть

Только что рожденный кроха не может фокусировать взгляд, у него пелена на глазках и это может вызвать беспокойство у родителей. До определенного возраста такое состояние у малыша является нормой. Однако некоторые родители считают, что ребенок при рождении совсем ничего не видит, а когда новорожденный начинает видеть становится заметным. Однако данная позиция не совсем правильная.

Новорожденный ребенок еще не может фокусировать свой взгляд, из-за пелены на глазках изображение расплывчато, поэтому создается ощущение, что ребенок ещё ничего не видит. В этот период у малыша неосознанный взгляд, он не может еще следить за предметами, за мамой. При этом яркий свет может спровоцировать малыша отреагировать, прищурить глазки.

Со временем происходит взросление крохи и формирование полноценного зрения.

Следует обратить внимание на следующие моменты:

  • В первые недели жизни малыш реагирует только на свет, но к концу первого месяца уже начинает распознавать крупные предметы;
  • Следующим этапом развития зрения является слежение крохи за перемещением своих родителей;
  • Примерно к трехмесячному возрасту ребенок начинает активно следить за движением и движущимися предметами;
  • К полугодовалому возрасту ребенок уже вполне хорошо видит, умеет распознавать предметы, активно фокусирует взгляд на интересующих его игрушках, взгляд становится осознанным, сосредоточенным.

У подавляющего большинства новорожденных существуют любимые предметы для наблюдения. К таким предметам, прежде всего, относятся родители. У пап очень часто бывают усы и борода, что особенно активно привлекает деток. Лица родителей служат самым любимым предметом для наблюдения малышом.

Иногда, изменения привычного облика родителей может привести к неадекватному поведению малыша. Глобальное изменение внешности для вашего крохи может стать причиной серьезного эмоционального срыва.

Дело в том, что малыш уже привык за вами наблюдать, знает все ваши черты лица, реагирует на каждое ваше мимическое действие. Но изменения во внешнем облике вызывают у ребенка ощущение неизвестного, чужого, чего ваш малыш еще очень боится.

Поэтому, если вы решили сбрить бороду, либо покрасить и подстричь волосы, то малыш может после этого плакать, капризничать, отворачиваться от вас, поэтому будьте к этому готовы.

Также очень часто малыши любят смотреть на разнообразные фотографии, также им нравится разглядывать фигуры, узоры. Но это в большей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Отметим, что существуют некоторые особенности развития зрения у детей.

  • До первого месяца жизни ребенок еще не может фокусировать свой взгляд, останавливаться на предметах, осознавать объемы и формы;
  • К двухмесячному сроку зрение становится немного лучше. Начинают формироваться навыки фокусировки, однако ещё совсем слабые, чаще всего скользящий взгляд;
  • К четырехмесячному сроку фокусирование является уже нормальным, ребенок может останавливаться на предмете, сосредотачивать свое внимание;

У некоторых детей может проявляться косоглазие, когда взгляд на глазах скошен относительно друг друга. До полугодовалого возраста это является вполне нормальным явлением. Дело в том, что малыш ещё не умеет пользоваться обоими глазами одновременно, поэтому один смотрит в одну сторону, другой в другую. К полугодичному периоду такое состояние проходит, а если нет, то необходимо обратиться к врачу.

Как ускорить развитие ребенка

Каждый родитель может помочь своему крохе быстрее научиться нормально видеть. Для этого необходимо выполнять следующие советы:

  • Стараться ребенка чаще носить в вертикальном положении, так ваш малыш быстрее научится сосредотачивать свой взгляд на предметах, активно познавая окружающий мир;
  • Ребенку необходимо дать время, чтобы он мог сфокусировать свой взгляд на предмете. В этом случае родителям следует проявить терпение, всему свое время;
  • Если вы пытаетесь натренировать зрение малыша, то вам необходимо учесть, что расстояние до наблюдаемого объекта должно быть не менее двадцати пяти сантиметров, тогда вашему ребенку будет легче сфокусировать свой взгляд;
  • Такое расстояние следует учитывать также и при расположении игрушек в коляске и манеже. Нельзя вешать объекты для наблюдения очень близко к лицу вашего малыша, тогда ребенок не сможет правильно сфокусироваться и вместо пользы будет только вред.
  • Родителям следует учитывать, что общение с малышом должно проходить в нежной, ласковой форме, тогда ребенок будет пытаться наблюдать за вашей мимикой, сосредотачивая взгляд на вашем лице. В противном случае, ребенок будет испуган и интереса ваше лицо для него представлять уже не будет.

Итак, на вопрос «когда начинает видеть новорожденный ребенок» можно с легкостью ответить, что с момента родов, а некоторые особенности зрения (фокусировка, внимание и сосредоточивание) начинают развиваться со временем.

Когда новорожденный начинает слышать

Миф о том, что ребенок при рождении ничего не слышит – это заблуждение. Уже давно доказано, что малыши начинают слышать еще во время беременности мамы, примерно на семнадцатой неделе. Во время внутриутробного развития ребенок уже слышит и осознает голос любимой мамы. Доказано, что в последний триместр беременности, если мама читает своему животику стихи, то ребенок это запоминает.

После того, как кроха родился, эти же самые стихи вызывают знакомое чувство и реакцию малыша в виде движений ножками и ручками, и так далее. Миф о том, что ребенок начинает слышать только на третий-четвертый день после родов – неправда. Да, в ухе у малыша ещё есть не рассосавшаяся жидкость, которая притупляет слух, но не лишает малыша его вовсе.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое бронхиальная астма у детей

При рождении тихие шумы ребенку услышать сложно, однако громкие вполне ощутимы и могут вызвать определенную реакцию у малыша. Если на вашего ребенка не влияют звуки от телевизора, либо другие вполне монотонные и спокойные звуки, то это не значит, что малыш ничего не слышит. Ребенок не хочет реагировать на данные раздражители, потому что они ему не мешают.

Однако громкие звуки (крики, хлопанье и другие) могут вызвать испуг и негативное влияние на эмоциональный настрой и поведение вашего малыша. Самым первым, что начинает узнавать ребенок – это человеческий голос. Причем голос любимой мамочки для него представляет наибольший интерес и является самым узнаваемым.

Дело в том, что малыш слушал мамин голос на протяжении всей беременности, поэтому он для него стал самым любимым, надежным, узнаваемым. Мамин голос малыш не может перепутать ни с каким другим. Для человека распознавание человеческого голоса является врожденным рефлексом.

Наибольший интерес для малыша представляет интонация и темп речи взрослых. Причем малыш легко различает тембр голоса и может распознавать по тембру маму, папу, бабушку, дедушку – наиболее знакомых для него близких людей. Новорожденным также интересно слушать звуки погремушек, других предметов, но все это зависит от индивидуальных особенностей ваших детей.

Как проверить слух малыша?

Проверить слышит ваш малыш или нет вполне легко, достаточно пронаблюдать за поведением крохи.

Когда ребенок заинтересовался каким-то звуками, либо просто прислушивается, то видно замирание крохи, либо активное поведение, например, на мамин голос – малыш начинает дрыгать ножками и ручками, плачет, поворачивает голову, замирает.

Также легко пронаблюдать, позвав вашего кроху, реагирует ли он на зов или нет. Однако, если реакции нет это не значит, что малыш ничего не слышит, просто ему неинтересен данный звук.

Важно! Если все-таки есть какие-то моменты, которые вызывают у вас опасение и тревогу, то вам лучше всего обратиться к врачу.

Отметим, что вне зависимости от того на каком этапе находится ваш малыш – сон или бодрствование, слышит ребенок одинаково.

Трехмесячный порог является критерием для диагностики нормы или патологии слуха вашего малыша. Если к этому периоду ребенок активно различает звуки, реагирует на них, то это норма, а если нет, то необходимо обратиться к врачу для дальнейшей диагностики.

Для проверки слуха вашего новорожденного ребенка вы можете выполнить следующие действия: на третий – четвертый день после рождения вы можете создать искусственные раздражители – хлопнуть в ладоши, либо погреметь недалеко от ушей игрушками. Если ребенок никак не реагирует, то вам необходимо обратиться к врачу.

Резкие, неожиданные и громкие звуки могут вызвать неадекватную реакцию у вашего крохи, но это не является патологией. Дети вплоть до школьного возраста очень эмоциональны и чувствительны, поэтому могут очень резко реагировать на такие неприятные внешние раздражители. Для полноценного развития с ребенком необходимо разговаривать ласково и спокойно.

Отметим, что иногда ребенок не слышит звуки, если чем-то очень увлечен. В этом случае ребенок учится сосредотачивать свое внимание на игре и его нельзя отвлекать.

Рекомендуем также ознакомиться с мнением педиатра на этот счет, чтобы не упустить важные детали в развитии малыша:

Поэтому на вопрос когда новорожденный начинает видеть и слышать можно с уверенностью сказать, что с самого рождения. Как видите при постоянном и заботливом наблюдении за вашим малышом вы вполне сможете распознать норму и патологию в развитии своего крохи. Поэтому побольше вам терпения и внимания, и пусть ваши детки будут всегда здоровы!

Вам также может понравиться

Источник: https://lazy-mama.ru/kogda-novorozhdennyiy-nachinaet-videt-i-slyishat.html

Развитие слуха у ребенка от рождения до года

В каком возрасте дети начинают слышать

врач-отоларинголог, к. м. н.

Уже в утробе матери младенец способен различать звуки, окружающие беременную женщину. Малыш слышит голоса родителей, музыку, играющую в комнате, шум мотора автомобиля, рассказы, которые мама читает вслух, и т. д. Интересно, что сразу после рождения ребенок выделяет голос матери среди остальных . Более того, младенец предпочитает слушать те песни и стихи, которые он слышал еще до рождения, в животе у мамы. Все это говорит о том, что слуховые умения складываются еще до рождения.

После родов

Когда малыш появляется на свет, первые недели он слышит только громкие звуки. Высокие звонкие тона привлекают внимание ребенка быстрее. Именно поэтому новорожденные так живо реагируют на сюсюканья взрослых, которые, как правило, произносятся высоким голосом.

К 2−3 месяцам ребенок начинает слышать и низкие, тихие звуки, учится сопоставлять услышанное с увиденным, связывая зрительные и слуховые впечатления воедино. Теперь малыша могут разбудить или напугать резкие, неожиданные звуки, и кроха заплачет, выказывая свое недовольство. В этот же период можно увидеть и яркую положительную реакцию на лице малыша – улыбку. Причем первое время ребенок улыбается не в ответ на улыбку взрослого, а в ответ на звук его голоса.

В 4−5 месяцев реакция становится более бурной: малыш начинает лепетать, ворковать, махать ручками и ножками. Теперь ребенок уже способен понимать, где находится источник звука, и поворачивает голову на голос взрослого. Примечательно, что движения малыша во время «разговора» с родителем синхронизируются и буквально копируют движения говорящего, – по мнению ученых, таким образом ребенок готовится к будущему овладению речевыми навыками.

К 6−7 месяцам кроха уже реагирует на свое имя, а также понимает и чувствует настроение окружающих. Так, если у мамы радостное лицо, ребенок смеется, ожидая ответного смеха, улыбок, похвалы. Если же лицо взрослого сердитое, малыш может испугаться и даже заплакать, ассоциируя сердитое выражения лица с криком и бранью.

С 9 месяцев у младенцев развивается способность подражать услышанным звукам, повторять некоторые из них, к 10−12 месяцам в речи малыша появляются первые осознанные слова: «мама», «папа», «баба», «киса» и т. д. Теперь ребенок начинает понимать, что говорят взрослые, осмысливает услышанное. Его речь развивается параллельно со слухом.

Очевидно, что речь ребенка тесно связана с его слухом. Однако не все родители придают большое значение тому, что и в каких количествах слышит их ребенок. Мамы порой не знают, о чем говорить с малышом, тем более что кроха не понимает и половины из монологов родных.

Поэтому обходятся скупыми и редкими фразами и тем самым тормозят развитие ребенка. Ведь именно постоянное «слышание» и «видение» чужой речи и стимулирует развитие речи самого малыша.

Словарный запас ребенка дошкольного возраста на 90% состоит из слов и фраз, услышанных от родителей.

Старайтесь беседовать с крохой, комментировать увиденное на прогулке, читать малышу стихи, сказки. Ошибочно полагать, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Исследования показывают, что ребенок должен слышать и видеть речь не на экране, а «вживую».

Сегодня многие мамы и папы с раннего возраста начинают обучать ребенка иностранным языкам. Здесь ключевую роль играет развитие слуха.

Детям с хорошим слухом намного проще изучать иностранные языки, поскольку они улавливают тонкие нюансы и различия в произношении тех или иных звуков.

Так, например, китайский язык — особая система тонов, и выучить его способны только люди с хорошим музыкальным слухом. Впрочем, даже в стремлении к лучшему старайтесь соблюдать меру — иногда ребенку нужно послушать и тишину.

Профессор Линн Вернер из университета Вашингтона, специалист по вопросам речи и слуха, доказал, что младенцы слышат все частоты одновременно. Именно поэтому, читая ребенку книжку или беседуя с крохой, родителям стоит выключить телевизор, радио или иные источники звука, чтобы малыш не отвлекался на посторонние шумы и сосредотачивался только на голосе взрослого.

Что-то не так

К сожалению, некоторые дети страдают нарушениями слуха различной степени. Таких малышей не так уж мало – 15 новорожденных из 1000. Правда, тяжелые поражения, такие, как глухота или сильная тугоухость, встречаются лишь в 0,5% случаев. Причины нарушений самые разные. Их принято делить на врожденные и приобретенные. К врожденным относят генетические отклонения и наследственность.

Поражения слуха могут появиться также вследствие недоношенности (вес при рождении менее 1 500 г), гипоксии, остановки дыхания у младенца во время родов, из-за родовых травм, злоупотребления во время беременности алкоголем, наркотиками. Иногда такие негативные последствия могут наступить по причине заражения мамы во время беременности краснухой, герпесом, гриппом, токсоплазмозом – заболеваниями, которые особенно опасны в первые четыре месяца беременности.

Впрочем, ребенок может родиться с хорошим слухом, но потерять его (или частично потерять) из-за осложнений после бактериального менингита, энцефалита, тяжелых форм кори, свинки, хронического воспаления уха, несчастных случаев (различных травм), химиотерапии, применения ототоксических средств (особенно некоторых антибиотиков).

Беда в том, что неспециалисту в первые месяцы жизни распознать нарушения слуха у малыша довольно затруднительно. Даже полностью лишенный слуха младенец плачет в моменты дискомфорта и может ворковать, «гулить», когда ему хорошо. Поэтому родные и не подозревают, что у ребенка могут быть проблемы со слухом.

Только когда другие дети начинают лопотать более-менее осмысленно, отзываться на свое имя, выполнять просьбы, у взрослых могу возникнуть подозрения, что у их малыша не все в порядке со слухом: ребенок все время молчит, не реагирует на просьбы, громкие звуки, музыку.

Но даже в этом случае родители далеко не всегда идут к врачу, а обращаются к медикам, когда время уже упущено.

Существуют различные методы диагностики и проверки слуха грудных детей. В некоторых развитых странах всех новорожденных обследуют на предмет снижения слуха с помощью особого метода − регистрации отоакустической эмиссии. С помощью этого совершенно безопасного и безболезненного метода можно выявить нарушения слуха даже у новорожденных, проверяя, как функционирует улитка внутреннего уха.

Кроме того, слух младенца можно исследовать и с помощью компьютерной электроэнцефалоаудиограммы, которую проводят под легким наркозом. Малышу подаются определенные сигналы, и, если слух не нарушен, в коре головного мозга возникают ответные реакции. После этого компьютер выдает заключение.

Еще один метод называется «ориентировочная аудиометрия». Он подходит для детей постарше, которые реагируют на зрительные сигналы (картинки, свет) и способны понять, где располагается источник звука. Если ребенок заинтересован только изображением и не реагирует на звуковые раздражители, можно заподозрить снижение слуха.

Что делать?

К сожалению, в 90% случаев глухота необратима. Но нарушение слуха — физический недостаток, а не интеллектуальный, и дети вполне могут овладеть устной и письменной речью, научиться читать, писать, общаться со сверстниками, а в будущем поступить в вуз, устроиться на работу, обрести семью.

Разумеется, слабослышащему ребенку требуется серьезная помощь родных. В идеале ребенку нужно подобрать протезы в возрасте до 6 месяцев, ведь наилучший период для освоения речи − от 9 месяцев до 3−4 лет. Важно регулярно заниматься с сурдопедагогом, активно развивать малыша — и нарушения слуха не станут препятствием на пути к общению и обучению малыша.

Читать на эту тему:

  • Концерт для погремушки с оркестром
  • Что-то не так с ушками?
  • Теория звука

Источник: https://www.parents.ru/article/razvitie-sluxa-urebenka-ot-0do-goda/

Когда новорожденный начинает слышать после рождения

Слух у новорожденного начинает формироваться еще в животике у мамы. После рождения проходит определенное время, в течение которого слуховой аппарат малыша адаптируется к новой среде. После четвертой недели жизни ребенок может отчетливо различать окружающие его звуки.

Формирование слухового аппарата

Последние исследования доказали, что малыш способен слышать окружающие звуки еще в животике у мамы. Ребенок слышит мамин голос, он чувствует ее настроение, ласковая интонация успокаивает его. Многие мамы отмечали: если они находились в помещении с громкой музыкой или вокруг были другие резкие неприятные шумы — малыш в животике начинал активно пинаться. Если они уходили в более спокойное место — малыш успокаивался и затихал.

Можно часто встретить советы психологов о том, что нужно ласково разговаривать с будущим малышом, поглаживая животик. Считается, что особенно хорошо дети слышат низкие частоты, поэтому папин голос детки воспринимают особенно четко.

На основании последних исследований предполагают, что слух у ребенка формируется к 20 неделе беременности. Поэтому с пятого месяца будущим родителям советуют начинать общаться с ребеночком. Есть зафиксированные наблюдения о том, что новорожденные малыши активно реагировали на песни и стишки, которые мамы пели и читали им, пока они были еще в животике.

Как слышат новорожденные до месяца

Первые несколько дней после рождения ребенок слышит очень плохо. Это своеобразная защитная реакция. Рождение — стресс для ребенка, это переход из одного мира в совершенно другой. Снижение слуха в период новорожденности защищает ребенка от лишних страхов и перегрузки информацией.

Новорожденные различают речь по таким признакам:

  1. По интонации — ласковое обращение, мягкая, доброжелательная речь успокаивает малыша. Грубая резкая речь пугает.
  2. По скорости речи — если с новорожденным начинают разговаривать быстрее, он отвечает повышенной активностью. А спокойная, размеренная речь его успокаивает.
  3. Одни звуки малышу нравятся, а другие — нет. Если ребенка увлечь погремушкой, он сосредоточится на ней и не будет реагировать на другие звуки вокруг.

Малыши до месяца практически не реагируют на приглушенные звуки, шепот. На резкие, громкие звуки или грубую громкую речь ребятишки реагируют телесной реакцией: вздрагивают, могут испугаться и заплакать. Примерный срок, до скольких месяцев новорожденные не слышат шепот и приглушенную речь, — около полумесяца после рождения. К месяцу жизни слух малыша развит достаточно хорошо.

Реакция новорожденного на звуки

Малыши очень чувствительны к окружению. Пока они адаптируются к новым условиям жизни, они еще не могут адекватно реагировать на внешние раздражители. Ребенок слышит звук, но не понимает, что он означает для него. Даже негромкий звук, если он неожиданный, внезапный, способен испугать малыша.

Судорожные вздрагивания, плач, резкие движения ручками и ножками — это нормальная реакция ребенка на громкие звуки.

Этапы развития реакций новорожденного на звуки

Развитие слуховой системы новорожденного активизируют окружающие его звуки. Очень полезно болтать с малышом, проговаривать все, что придет в голову. Ласковый мамин голос помогает формироваться слуховому аппарату быстрее.

Основные этапы развития реакций новорожденного на звук:

  1. К 9-10 дню малыш вздрагивает и моргает от внезапного резкого звука, активно дергает ручками и ножками.
  2. К 18-20 дню жизни новорожденный замирает, прислушивается к звукам, пытается найти источник звука глазами. Ласково разговаривайте с малышом, пойте ему песенки.

    Не нужно создавать полную тишину в доме: тогда малыш будет спокойно засыпать и не реагировать на шум от соседей или звуки за окошком.

  3. К месяцу жизни малыш хорошо сосредотачивается на звуках. Он начинает различать не только громкие, высокие звуки, но и тихие, низкие.

Если в первый месяц жизни ребенок спокойно засыпает при включенном телевизоре, не просыпается от шума соседей, громкой музыки, это не означает, что у него проблемы со слухом. Просто природа позаботилась о том, чтобы в период новорожденности малыши были не очень восприимчивы к внешнему окружению. Самая главная их задача после рождения — хорошо кушать и крепко спать, это помогает быстрой адаптации малышей к новому миру.

В каких случаях нужно насторожиться

Диагностику слуха ребенку проводят в роддоме аудиометром через несколько дней после рождения. Если по какой-то причине этого не сделали, педиатр направляет ребенка на диагностику чуть позже.

Слух малыша формируется и развивается постепенно. По каким признакам судят, что есть проблемы со слуховым аппаратом:

  • если к 2-3 неделям ребенок не реагирует на шум, громкие звуки;
  • если малыш к двум месяцам не поворачивает голову на звук, пытаясь найти его глазами;
  • если малыш в возрасте трех месяцев не реагирует на мамин голос, не успокаивается, когда она с ним разговаривает;
  • если к четырем месяцам ребенок не реагирует на голоса и на новые звуки (например, звук новой погремушки);
  • если кроха к четырем месяцам не пытается издавать звуков, подражать интонациям близких.

При любом из этих отклонений нужно обратиться за консультацией к врачу-отоларингологу (ЛОРу).

Как самостоятельно проверить слух ребенка

Можно самостоятельно проверить, есть ли у ребенка проблемы со слухом. Врачи-отоларингологи указывают срок, до какого возраста новорожденные не слышат так же хорошо, как взрослые: это возраст до месяца.

Начиная со второй недели, можно провести такую проверку слуха ребенка:

  1. Взять незнакомую малышу погремушку и пошуметь ею, стоя позади малыша, чтобы он не видел источник звука. Наблюдайте за реакцией малыша.
  2. Когда малыш спит, сказать что-нибудь негромко (чуть кашлянуть). Малыш может отреагировать мимикой или вздохом во сне.

  3. Врачи используют такой метод: громко хлопают в ладоши. Если ребенок моргнул, вздрогнул, — это нормальная реакция.
  4. Развитие речи тесно связано с развитием слуха. С двухмесячного возраста ребенок издает первые певучие звуки.

    Если этого не происходит, это тревожный сигнал.

Как помочь развитию зрения и слуха новорожденного, советы

Природой заложено, что зрение и слух у новорожденных до месяца развиты слабо. Это предохраняет ребенка от перегрузки визуальной и звуковой информацией. Убирает излишнюю стимуляцию и раздражители. В привычном для взрослого человека понимании зрение и слух только что родившегося малыша практически отсутствуют. Но с каждым днем они развиваются, совершенствуются, и к месяцу они уже вполне развиты.

Простые, работающие советы от педиатров для развития слуха новорожденного:

  1. Почаще разговаривайте с малышом. Говорите с ним ласковым, спокойным голосом. Пойте песенки, колыбельные.
  2. Можно включать ненадолго спокойную, классическую музыку (негромко).
  3. Установите на кроватке малыша музыкальную карусель: крупные яркие игрушки будут способствовать развитию зрения крохи, а новые звуки — стимулировать развитие слуха.

  4. Не кричите рядом с ребенком, не устраивайте ссор. Это дополнительный ненужный стресс для крохи.
  5. Не включайте надолго музыку или телевизор в качестве звукового фона — это может утомить ребенка.
  6. Когда с малышом «сюсюкаются», «агукают», это хоть и выглядит смешно, но очень полезно для ребенка.

    Смена интонации, голоса тренирует слух малыша, такое ласковое «улюлюканье» он воспринимает очень хорошо.

Тесное общение с ребенком, прикосновения, объятия, ласковые разговоры, нежность и любовь — это самые лучшие помощники для гармоничного развития малыша.

4588

Источник: https://littleone.com/publication/0-6523-kogda-novorozhdennyy-nachinaet-slyshat

Когда новорожденный начинает слышать звуки

С первого дня малыша дома родители рассматривают свою кроху по сантиметру, прислушиваются к каждому его звуку, приглядываются к каждому движению. Любая реакция ребенка на все, что его окружает, вызывает у родителей радость и настороженность. Если малыш сладко спит под звуки телевизора или шум пылесоса, не реагирует на громкие звуки ремонта у соседей, то мамы и папы очень волнуются. Хорошо ли слышит их малыш? А когда вообще такие крошки начинают слышать?

После проведения многочисленных экспериментов ученые утверждают, что ребенок начинает слышать голоса и звуки еще в утробе матери, примерно начиная с шестнадцатой недели беременности.

Многие мамы во время беременности читают своему малышу стихи и сказки, включают классическую музыку. А после рождения продолжают это делать и замечают реакцию крохи, как на что-то уже давно знакомое. Ребенок своими активными движениями как бы показывает, что ему это нравится. Особенно активно ребенок реагирует на голос мамы, так как слышал его на протяжении всей беременности.

Реакции ребенка на звук

Некоторые родители считают, что в первые дни жизни новорожденный ничего не слышит. Причиной этому является жидкость во внутреннем ухе. Но это абсолютно не правильно. Уже с первой минуты появления на свет малыш различает звуки, но реагирует только на очень громкие и резкие. Монотонные звуки телевизора или спокойная однообразная музыка не вызывает активной реакции.

Удивительно, но новорожденный легко отличает голоса людей от разных других звуков. Это говорит о врожденном слуховом рефлексе. И, конечно, самым приятным голосом и звуком является голос родной мамы, на который ребенок реагирует активнее всего.

Помимо этого малыш с первого дня появления на свет может отличать не только разные звуки и звон погремушки. Он реагирует на тембр голоса, скорость речи и интонацию. Эти реакции проявляются в резком плаче или вздрагивании, а может, наоборот, в настороженном молчании и замирании. Малыш будет искать звук глазами и поворачивая голову в разные стороны. А если звук или голос вызывает у него положительные эмоции, то он будет активно двигать ножками и ручками.

Не стоит волноваться, если новорожденный на шумы и звуки не реагирует в первое время. Особо волнующихся родителей всегда сможет проконсультировать педиатр по этому вопросу. Только на третьем месяце жизни кроха начнет реагировать на звук осознанно и уверенно.

Как проверить слух

Молодые родители могут сами проверить слуховой рефлекс своего ребенка. Можно это сделать к концу первой недели жизни. На резкий хлопок, стук малыш может вздрогнуть или моргнуть. (Только без фанатизма!). А на звук музыкальной игрушки или погремушки должен повернуть голову. Если таких реакций не наблюдается, то нужно обратиться к участковому детскому врачу.

Резкая реакция на звуки

Очень часто малыши в первый месяц пугаются резких звуков, начинают громко кричать, иногда проявляются судорожные движения. Необычно то, что такая же реакция может быть у ребенка и на обычные спокойные звуки и голоса, но прозвучавшие неожиданно для него. Это только подтверждает, что у новорожденного нормальный слух и хорошо развитая чувствительность.

С возрастом эти реакции не проходят, а, наоборот, могут проявляться уже не на звуки, а на события. Так может продолжаться иногда до шестилетнего возраста. Только некоторые родители считают такие проявления капризами.

Звуки для новорожденных очень много значат. Они могут продолжительное время слушать мелодии, песенки, спокойные голоса людей. Дети любят, когда с ними разговаривают, гремят погремушкой, рассказывают сказки или читают детские стишки. Они слушают, затаив дыхание и пытаясь глазками найти источник звука. Все это способствует развитию слуха ребенка.

На втором месяце жизни на звуки малыш будет реагировать по-другому:

  • Двигательная активность будет увеличиваться вместе с ускорением темпа разговорной речи.
  • При монотонной и спокойной речи – малыш успокаивается.

Есть еще некоторые обстоятельства, при которых малыш может не отреагировать на голоса и звуки – это увлечение ярким предметом, новой игрушкой, рассматриванием окружающего мира. Малыши как бы полностью отключаются от внешнего мира, но это не значит, что у них проблемы со слухом.

Боязнь звуков

Малыш изучает мир звуков и некоторые из них могут напугать его. Как правильно поступать родителям?

  • Нужно приучать постепенно ребенка к мужским голосам, чтобы такой тембр голоса стал «не страшным».
  • Необходимо показать малышу источник звука, который его пугает (звонок в дверь или телефонная мелодия, стук молотка или шум пылесоса).
  • Не стоит ходить на цыпочках и соблюдать режим полной тишины, когда ребенок спит. Наоборот, все звуки должны продолжаться – гул стиральной машины, негромкий разговор, работа телевизора. Тогда малыш будет спокойно реагировать на все звуки.

Проблемы со слухом

Потеря слуха (полная или частичная) может быть у тех детей, чьи мамы во время беременности болели инфекционными заболеваниями (например, краснухой и корью).

На слух ребенка также влияет, если женщина во время вынашивания плода, принимала наркотики, злоупотребляла алкоголем и никотином. Любые токсические препараты также очень опасны для будущих мам и их малышей.

Если вы хотите сохранить нормальный слух ребенка, нужно как можно раньше обратиться к специалисту за помощью, провести всю необходимую диагностику и выполнить все рекомендации.

Источник: https://babymir.net/kogda-novorozhdennye-nachinayut-slyshat/

Признаки потери слуха

Знание основных этапов развития коммуникативных навыков может помочь выявить ранние признаки потери слуха.

В течение нескольких месяцев после рождения дети начинают слышать и распознавать ритм и мелодию голоса. Они часто отвечают гулением, когда вы разговариваете с ними. Запущенная проблема со слухом может оказывать разрушительное воздействие на способность ребенка к овладению речью.

В дальнейшем это отразится на его обучении в школе и в университете, карьере и общем качестве жизни. Представленные ниже основные этапы развития коммуникативных навыков смогут помочь вам выявить ранние признаки потери слуха у вашего ребенка.

Если у вас есть сомнения относительно развития вашего ребенка, обратитесь к специалисту для оценки слуха.

Как маленькие дети и грудные младенцы с нормальным слухом обычно реагируют на звук

  • Новорожденные дети — новорожденные дети обычно вздрагивают или «подпрыгивают» в ответ на внезапный громкий звук. Иногда они поворачивают голову в направлении звука.
  • К 2 месяцам слух вашего ребенка становится лучше. Теперь он может слышать звуки различной высоты, интенсивности и тональности.
  • К 3–4 месяцам ребенок начнет узнавать ваш голос (родителей) и сможет вокализировать согласные звуки (М, К, Г, П и Б), а также некоторые гласные звуки.
  • К 5–6 месяцам ваш ребенок может начать «хихикать». Лепет становится более похожим на слова.
  • К 8–9 месяцам ваш ребенок начинает понимать связь между словами и жестами.
  • К 11–12 месяцам ваш ребенок начинает понимать простые слова, такие как «молоко», «бутылочка» или «ванна». Он также начинает произносить слова, например, «мама» или «пока-пока».

Ваш ребенок может нуждаться в оценке слуха, если:

  • результаты скринингового исследования в больнице позволяют предположить наличие возможной проблемы;
  • он не проходил скрининговое исследование в больнице;
  • у него не наблюдается нормальный отклик на звук из представленного выше списка.

Ваш грудной младенец или маленький ребенок может нуждаться в полной оценке слуха, если он:

  • не реагирует на обращенную к нему речь, или создается впечатление, что он не заметил, что вы разговариваете с ним;
  • просит вас повторить сказанное (относится к детям более старшего возраста);
  • поворачивает голову направо и налево в поисках источника голоса или звука;
  • начинает говорить позже по сравнению с другими детьми его возраста (основано на отчетах учителей и пр.);
  • не может правильно произносить слова и предложения;
  • испытывает трудности с восприятием одного голоса, когда разговаривает несколько человек;
  • не слышит краткие или тихие звуки;
  • плохо успевает в школе.

Вне зависимости от возраста дети могут нуждаться в полной оценке слуха, если они:

  • просят вас повторить сказанное (относится к детям более старшего возраста);
  • перенесли заболевания, способные привести к потере слуха;
  • имеют другие заболевания, которые иногда могут провоцировать потерю слуха;
  • прошли курс лечения, побочным эффектом которого может быть потеря слуха; а также если
  • в вашем семейном анамнезе есть нарушения слуха (потеря слуха передается по наследству).

Общие характеристики поведения детей с потерей слуха:

  • грусть — из-за того, что они не понимают, почему люди кричат на них;
  • злость и разочарование — если они не способны слышать или общаться;
  • застенчивость — особенно в окружении незнакомых людей, поскольку они не понимают всего, о чем говорят;
  • уединенность и замкнутость в школе — если они плохо слышат речь учителя или не могут выполнять указания;
  • утомление — напряжение слуха отнимает много энергии. Дети с потерей слуха зачастую концу дня сильно устают;
  • непослушание — проблемы с поведением могут иногда скрывать за собой потерю слуха у детей. Часто проблемы с поведением появляются в результате чувства фрустрации из-за плохого слуха;
  • Низкая самооценка — взрослые люди и сверстники могут сделать вывод о задержке умственного развития ребенка, если он не улавливает информацию, при этом сам ребенок может начать верить, что не способен и не может делать то, что делают его сверстники.

Обратитесь в ближайшую клинику или к врачу, если считаете, что у вашего ребенка есть проблемы со слухом.

Показать все Закрыть все

Источник: https://www.cochlear.com/ru/home/understand/my-child-has-hl/signs-of-hl-on-children

Когда начинает слышать новорожденный ребенок: как проверить слух

Вопрос о том, когда начинает слышать новорожденный ребенок,  является  противоречивым:

  • одни считают, что слух начинает формироваться уже с 15 недели беременности;
  • другие, что ребенок может слышать звуки только к концу третьего триместра.

Точно доказано, что малыш слышит материнское сердцебиение, звуки снаружи. Именно поэтому для гармоничного развития ребенка рекомендуется читать ему сказки, петь спокойные колыбельные песни, а также слушать красивую музыку.

К концу первого месяца жизни у ребенка окончательно сформировывается слух. Когда малыш начинает слышать мамин или папин голос, свое имя, или просто приятную музыку, то он обязательно будет прислушиваться.

К концу третьего месяца, ребенок уже точно слышит и узнает мамин голос, начинает поворачивать голову в сторону шума. Резкие звуки могут заставить новорожденного вздрагивать.

Как слышит новорожденный ребенок?

Малыш может различать речь или звуки по нескольким признакам:

  1. Скорость речи. Новорожденный ребенок начинает активнее себя вести, если речь, обращенная к нему, ускоряется. И наоборот – спокойный, монотонный разговор быстро его успокаивает.
  2. Очень важна для ребенка и интонация. Резкий, грубый разговор может заставить малыша плакать. Ласковая манера общения, которую слышит кроха, доставит ему радость.
  3. Малыш в состоянии разделять звуки на любимые и нет. Кроме того, увлекшись любимой погремушкой, новорожденный может не слышать ничего вокруг. Это нормально и пугаться этого не следует.

Проверка слуха у новорожденного

Молодые мамы часто переживают за слух ребенка. Как проверить слух у новорожденного, и когда можно это сделать?

Возьмите колокольчик или тихую музыкальную игрушку. Звук должен быть незнаком для новорожденного. Незаметно подойдите к малышу сбоку и тихо включите музыку или позвените колокольчиком.

Даже ребенок в возрасте месяца даст понять своей мимикой, услышал ли он шум. Малыш же старше двух месяцев обязательно повернет глазки в сторону источника звука.

Если малыш спит, то в это время также можно использовать для проверки слуха. Только нужно выбрать время, когда новорожденный только уснул и находится в стадии так называемого «быстрого» сна.

Нужно тихо подойти к кроватке крохи и тихонько потереть руки или кашлянуть. Малыш среагирует движениями глазных яблок, вздохом или вскидыванием ручек.

Ни в коем случае нельзя издавать громкие, резкие звуки. Они могут испугать ребенка!

Первая проверка слуха у новорожденного происходит еще в роддоме. Делается это специальным аппаратом и называется слуховым скринингом. К сожалению, очень часто данная процедура проводить исключительно для галочки и иногда врачи упускают нарушения слуха ребенка.

Есть и другой фактор – аппарат для проверки выдает только результат, участвуют ли специальные волосковые клетки в передаче звука. А ведь в этом процессе задействовано огромное количество клеток.

Есть и другой метод для проверки – проверка слуха при помощи компьютера (аудиометрия). При такой методике в слуховой проход малыша вводят датчики, которые посылают определенный импульс. При этом фиксируется, подает ли слуховая система новорожденного ответы на раздражение. Такая проверка проходит во время сна и не доставляет неудобств. При подозрениях на нарушение слуха лучше всего пройти проверку именно на таком аппарате.

Поэтому в первые месяцы жизни родители должны тщательно следить за развитием слуха ребенка. Итак, на что нужно обращать пристальное внимание?

  • В возрасте двух недель новорожденный не вздрагивает при громких звуках.
  • В возрасте одного месяца ребенок никак не реагирует на звук сзади него. В этот период новорожденный должен поворачивать головку.
  • В три месяца малыша не успокаивает голос мамы. Можно заметить, что он его не слышит и никак не реагирует.
  • В возрасте четырех месяцев ребенок должен поворачивать голову в сторону незнакомого шума. Если реакции нет, следует обратить на этот факт внимание педиатра.
  • В возрасте двух-четырех месяцев, ребенок не подражает звукам.

Проверить слух новорожденного может и врач-невропатолог. При этом врач громко хлопает в ладоши сначала с одной, а потом с другой стороны ребенка. Новорожденный при этом вскидывает полусогнутые в локтях руки и растопыривает пальчики. Затем те же движения, но в обратном порядке. Этот рефлекс называется рефлексом Моро. Подробнее о нем и других рефлексах новорожденного>>>

Изначально эта проверка предназначена для выявления повреждения спинного мозга в шейном отделе, однако и информацию о слухе новорожденного тоже дает. Ведь если он не услышит хлопков, значит слуховая система не работает.

Какие факторы могут привести к нарушению слуха?

Статистика говорит, что количество детей с нарушениями слухового аппарата растет. Причин тому огромное количество:

  1. Плохая наследственность. Если родители, бабушки или дедушки новорожденного страдали нарушением слуха, то в 50 процентах случаев это передается ребенку.
  2. Курение во время беременности, употребление алкоголя. Даже малые дозы спиртного могут привести к нарушению развития органов слуха и зрения ребенка. То же самое касается и сигарет.
  3. Сахарный диабет у матери, нарушение функций щитовидной железы, гестоз и другие патологии беременности.
  4. Употребление антибиотиков во время беременности, лечение другими серьезными лекарственными препаратами.
  5. Стремительные или наоборот, затяжные роды, применение акушерских щипцов.
  6. Вирусная или бактериальная инфекция у мамы во время беременности. Например, токсоплазмоз в 45 процентах случаев может привести к снижению слуха.
  7. Частые отиты и воспаления среднего и внутреннего уха. Чтобы избежать частых болезней и простуд, необходимо закалять ребенка и укреплять его иммунитет. Подробнее об этом смотрите в курсе Здоровый ребенок>>>

Как развивать слух у малыша?

Чтобы развить слух у новорожденного, достаточно постоянно разговаривать с ним спокойным тоном, четко выговаривая все слова. Кроме того, современные музыкальные игрушки также направлены на тренировку слуха. Разные звуки в них – пение птиц, шелест листвы, спокойные песенки – отлично тренируют слух малыша и учат его различать звуки окружающего мира.

Очень полезно для ребенка слушать разнообразную музыку. Сейчас можно приобрести диски или же скачать из Сети различные детские песенки и классические композиции. Можно ставить ребенку записи шума моря, звуков леса и т.д. Такие записи есть и в детских игрушках. Например, в продаже есть детские ночники с записью различных успокаивающих песенок и звуков.

В доме, где проживает ребенок, не должно быть никаких скандалов и повышения голоса. Излишне громкая и раздражающая музыка также под запретом. Следите за тем, чтобы в квартире не работал «фоном» телевизор. Постоянный звук отвлекает ребенка и раздражает его нервную систему. И в то же время нельзя приучать ребенка к полной тишине, например, во время сна. Такие детки гораздо сильнее пугаются внезапных громких звуков, например, если сосед начал сверлить стену.

Ребенок, который нормально развивается, будет агукать, лепетать и стараться повторить слова, обращенные к нему.

Любите малыша и следите за его развитием.

Источник: https://uroki4mam.ru/kogda-novorozhdennyj-nachinaet-slyshat

Когда малыш в утробе начинает слышать?

Вы ещё не знакомы с вашим малышом и только представляете себе, каким он будет, когда родится. Ребенок же начинает знакомиться с вами по голосу ещё во время беременности. Примерно на 12-16-й неделе малыш начинает различать звуки, а на 24-й может реагировать на голоса мамы и папы. В последнем триместре он уже извлекает из и звуков какую-то информацию, демонстрируя различные реакции. Что именно слышит малыш и как часто нужно разговаривать с ним — читайте далее.

Ребёнок слышит вас

Конечно же, первая, кого он малыш, — это мама. Пока слуховые каналы ребёнка не сформированы, он чувствует вибрацию вашего голоса, проходящую через ваше тело, а также ваше дыхание и сердцебиение.

Малыш различает голоса

Ваш малыш слышит и различает голоса людей, которые постоянно окружают вас. Он уже хорошо знаком с голосом своего папы. Ребёнок может отдавать предпочтение какому-то голосу, приятному ему. Если голос (или любой другой звук) слишком резкий  или громкий, малыш может отреагировать на него сильными толчками.

и музыку

Знаете ли вы, что музыка, которую слышит ребёнок в утробе матери,  через нейроэндокринную систему оказывает воздействие практически на все системы и органы ребенка? В зависимости от вида и темпа музыки изменяется частота дыхания, тонус мышц, моторика желудка и кишечника малыша. Избегайте громкой и резкой музыки, давайте малышу слушать классику: Моцарта и Вивальди. Спокойная музыка способна даже убаюкать малыша.

Как часто разговаривать с ребёнком?

Конечно же, разговаривать с вашим малышом нужно как можно чаще — и маме, и папе. Используйте любую возможность, чтобы поговорить с малышом. Разговаривайте сама с собой, когда Вы что-то делаете по дому или гуляете. 

Ученые доказали, что слыша голоса родителей, ребёнок реагирует на их интонацию и успокаивается, ритм его сердца нормализуется. Поэтому тон разговора должен быть спокойным, голоса должны быть негромкими. Дети, постоянно слышащие ласковый голос мамы, рождаются спокойными и уравновешенными.

Пойте песни

Пойте малышу песни. Вскоре вы заметите, что малыш может реагировать на них — активно шевелиться.

Обращайтесь к малышу

Если вы уже знаете пол ребёнка, обращайтесь к нему по имени, которое выбрали для него. Или придумайте ласковое прозвище для малыша.

Читайте вслух

Читайте малышу книги. Это может быть любая литература: детская или взрослая, которая нравится вам. Если вы читаете перед сном, читайте вслух. Эта привычка пригодится вам, когда Ваш ребёнок появится на свет.

Избегайте шума

Старайтесь избегать шумных мест, резких звуков и громких разговоров. Если малышу что-то не нравится, он может начать сильно толкаться. 

Источник: https://www.nutriclub.ru/pregnancy/babys-development/when-baby-starts-hearing.html

Развитие слуха у детей

С момента рождения и вплоть до наступления зрелости наш организм постоянно растет и развивается. Хотя скачки роста и пубертатный период наиболее заметны, наши уши тоже проходят процесс развития.

Как и большинство других наших органов чувств, слух начинает развиваться еще внутриутробно. Однако способность слышать проходит долгий путь, прежде чем превратиться в сложно организованный процесс. Слух играет большую роль в формировании навыков общения, взаимодействия с окружающим миром и его познавании. Ниже мы подробно рассмотрим особенности детского слуха, процесс его развития и проблемы, которые могут возникнуть на ранних этапах жизни ребенка.

Как слышат дети

Слух у детей появляется еще внутриутробно, и уши у плода начинают формироваться еще на 9-й неделе беременности. Вначале появляются маленькие отростки, из которых впоследствии формируются уши малыша. К 18-й неделе плод способен слышать звук.

Ребенок способен слышать звуки снаружи матки, но они наполовину приглушены. Это происходит потому, что плод окружен жидкостью и звук не отчетливый.

Однако плод также слышит разнообразные внутренние звуки, включая сердцебиение матери, звуки пищеварительного тракта и ее дыхание.

Примерно к 24-й неделе ребенок начинает откликаться на звуки и голоса. Материнский голос — важная часть ранних этапов развития ребенка. Это самый ясный звук, который он может слышать, и со временем дети действительно становятся способны его распознавать. Хотя большинство матерей разговаривают со своим будущим ребенком, многие из них не знают, что их дети действительно их слушают.

Широко распространено заблуждение, что можно повлиять на IQ детей, если ребенок, находясь еще в утробе матери, будет слышать классическую музыку, но это не значит, что проигрывание музыки вовсе бессмысленно.

Однако следует иметь в виду, что во время беременности важно избегать воздействия громких шумов. Хотя громкие звуки и редкие концерты не навредят плоду, чрезмерное воздействие шума может привести к потере слуха еще до его рождения.

Существует ряд исследований, выявляющих связь воздействия шума и нарушения слуха у новорожденных, поэтому лучше всего бережно относиться к слуху вашего ребенка.

Как развивается слух

Как только ребенок рождается, развитие слуха продолжается. Если некоторые дети уже рождаются с потерей слуха или теряют его непосредственно после родов, у других она может развиться через короткое время после рождения, зачастую вследствие болезни. Скрининг слуха обычно проводят в первые несколько дней после рождения, чтобы обеспечить раннее выявление любых нарушений.

Также важно вакцинировать детей в соответствии с графиком, рекомендованным вашим педиатром, и избегать ситуаций, которые могут спровоцировать серьезное заболевание ребенка. Наблюдение за слухом малыша также может помочь заметить любые проблемы, прежде чем они превратятся в серьезное нарушение.

Если вы полагаете, что ваш ребенок страдает от потери слуха, следует незамедлительно обратиться к педиатру и аудиологу.

Источник: https://www.signia-hearing.ru/blog/the-development-of-childrens-hearing/

Когда начинает слышать новорожденный — Чадо Ты Мое

13.08.2019

Тревога по поводу нормального развития малыша для его родителей – естественное явление. И оно проявляется буквально во всем: от наблюдения за сном малыша, его первыми реакциями на звуковые и визуальные раздражители, и т.д.

В этой статье говорится о развитии слуха у новорожденных. Ведь отсутствие знаний и опыта часто служит причиной того, что родители не понимают, как и когда должен реагировать ребенок на те звуки, которые раздаются рядом с ним. Слышит ли он их, а если не слышит – нормально ли это в таком юном возрасте. В конце концов, что делать, если обнаружилось отклонение? Вопросов возникает много, и на всех них даются ответы в данной статье.

Из нее вы узнаете все о формировании слухового аппарата, о том, как слышит малыш и какую реакцию у него должны вызывать разные звуки в разном возрасте, а также много другого. Очень подробно рассказывается о том, когда есть причины для беспокойства, какие есть способы для самостоятельной проверки слуха у ребенка, и когда следует обратиться к отоларингологу.

Текстовый контент в статье дополнен видеоматериалом.

С появлением малыша родители открывают для себя целый новый мир, радостный, непростой, вызывающий очень много вопросов. Маленький ребенок — часто настоящая загадка для них, ведь совсем немногие молодые мамы и папы получили педиатрическое или педагогическое образование, поэтому особенности развития малышей для них в диковинку.

Один из распространенных вопросов касательно новорожденных, с которым родители обращаются к более опытным знакомым, врачам или информационным источникам — когда ребенок начинает слышать.

Как формируется слух у новорожденных, нормальны ли слабые реакции на посторонние шумы в первые недели жизни, как понять, когда бить тревогу – обо всем этом мы расскажем далее.

Когда формируется слуховой аппарат

Во многих журналах и книгах для беременных можно встретить советы будущим мамам: читать сказки, петь колыбельные или разговаривать с еще не родившимся ребенком.

Кому-то может показаться это надуманным, однако современные исследования подтверждают: ребенок, еще не родившись, уже способен слышать звуки окружающего мира, немного приглушенные из-за царящей вокруг водной среды.

Стенки живота достаточно тонкие, поэтому ученые предполагают, что малышу доступны любые звуки громче 30 децибел. Поэтому он довольно хорошо слышит не только мамин голос, но и его интонацию, и настроение.

А особенно отчетливо в такой среде улавливаются звуки низких частот, поэтому многие детские психологи советуют общаться с нерожденным малышом не только маме, но и папе.

Что касается того, когда именно ребенок начинает слышать в утробе, то здесь мнения расходятся. Некоторые исследования позволяют сделать вывод, что слуховой аппарат, а, значит, и способность слышать окружающий мир, у плода формируется к 16 неделе беременности.

Большинство же ученых считают, что слух формируется полностью к 20 неделе. То есть, начиная с пятого месяца беременности, будущим мамам рекомендуют общаться «с животиком», петь ему или читать сказки.

Исследования слуха у еще не рожденных детей довольно интересны сами по себе. В ходе таких экспериментов мамы зачитывали определенные детские стишки на последних сроках беременности, а затем снова читали их деткам уже после рождения. Психологи, наблюдающие за экспериментальной ситуацией, фиксировали у малышей реакцию узнавания на эти строки: детки начинали активно двигать ручками и ножками и улыбаться.

Как слышит новорожденный

После рождения, в первые несколько дней ребенок практически ничего не слышит из-за воды в его внутреннем ухе. Затем постепенно слуховой аппарат начинает адаптироваться к изменившимся условиям среды, становясь все более чутким.

Из-за того что слух у новорожденного ребенка в первый месяц жизни несколько притуплен, многие родители начинают беспокоиться, все ли с ним в порядке, замечая, что малыш не реагирует даже на довольно громкие звуки, не просыпается от шума телевизора или стиральной машины.

На самом деле такая постепенная адаптация обусловлена физиологически и служит на благо ребенка: после довольно спокойной и тихой среды, в которой он развивался в маминой утробе, звуки внешнего мира во всем их количестве и разнообразии казались бы малышу какофонией и перегружали бы его.

Процесс адаптации слухового аппарата длится в среднем до 4 недель и к первому месяцу жизни завершается. После 4 недель малыш начинает отчетливо слышать окружающие его звуки, а к 9-12 неделе родители могут заметить, как он старается определить, откуда они доносятся, двигая глазами и головкой.

Медики не рекомендуют излишне строго относиться к обеспечению тишины во время сна ребенка – она ему не требуется. Ведь все девять месяцев до рождения малыш непрерывно слушал, как работают органы мамы.

И после рождения гул стиральной машины, шумы с улицы или приглушенные голоса родителей не будут мешать ему.

Нормальные реакции на звуки у новорожденных

Как только слуховой аппарат малыша адаптировался к условиям среды, ребенок начинает реагировать на звуки, что иногда дает родителям новый повод для тревоги. А именно: какие реакции нормальны, а какие –нет.

Дело в том, что первое время, когда ребенок уже получает информацию от слухового анализатора, но еще не умеет реагировать на нее, его отклики могут быть странными. К примеру, реакцией даже на негромкий, однако неожиданный для ребенка звук может быть испуг и плач.

Также громкие или неожиданные шумы могут вызвать судорожную реакцию, которая, как бы странно она ни выглядела, является нормой и позволяет сделать вывод о нормальном формировании слухового аппарата. Это лишь говорит о том, что младенцы чрезвычайно сензитивны (чувствительны) к окружающей их среде.

Спустя некоторое время, обычно к двум месяцам, малыш адаптируется к окружающим его звукам и перестает так чутко реагировать на них.

Непроизвольные и судорожные реакции первого месяца жизни сменяются произвольными и упорядоченными. Малыш с удовольствием слушает обращенную к нему речь, стихи, ритмичную или классическую музыку. Можно заметить, как он старается отыскать глазами источник звука.

Когда нужно насторожиться

Поскольку слух у новорожденного ребенка формируется постепенно, многие родители испытывают тревогу, замечая, что реакции малыша отсутствуют или очень слабы. Они хотят удостовериться, что со слухом малыша все в порядке, ведь по статистике два ребенка из тысячи появляются на свет с врожденной тугоухостью.

Мы не будем описывать все возможные варианты нормы, поскольку развитие каждого ребенка протекает очень индивидуально и может быть совершенно непохожим у двух разных детей, притом, что это не будет означать, что один из них развивается с патологий.

Однако следующие закономерности позволят понять встревоженным родителям, что, возможно, что-то при формировании слуха идет не так:

  • Если в 2-3 недели малыш не обращает никакого внимания на достаточно громкие звуки.
  • Если ребенок старше месяца не пытается повернуть голову на звук, раздающийся вне зоны видимости.
  • Если трехмесячный малыш не успокаивается от голоса матери.
  • Если в возрасте около четырех месяцев малыш не обращает внимания на голоса или на необычный звук, которого он раньше не слышал, такой как шум новой игрушки.
  • Если ребенок в возрасте от двух до четырех месяцев не пытается издавать звуки, подражать интонациям, произносить первые слоги.

Если родители, наблюдая за новорожденным, замечают какие-либо странности, им стоит показать малыша врачу-отоларингологу.

Для диагностики слуха специалисты используют современное оборудование, позволяющее установить наличие нарушений даже через несколько дней после появления малыша на свет.

Как проверить слух ребенка самостоятельно

Однако прежде чем нанести визит врачу, родители могут и сами попытаться разобраться, есть ли проблемы.

Есть несколько способов, как проверить слух ребенка в домашних условиях уже в течение первого месяца его жизни:

  • Чтобы произвести проверку, нужно взять какую-то незнакомую ребенку игрушку — погремушку или дудочку, и пошуметь ей, встав при этом позади малыша, чтобы он вас не видел. При этом следует внимательно наблюдать за его реакцией.
  • Также можно проверить слух не только во время бодрствования, но и во время сна в быстрой фазе. При этом вы заметите, как через веки движутся глазные яблоки. Реакцией спящего ребенка на звук будет изменение мимики или вздох.

Ни в коем случае не стоит пугать малыша громкими звуками. Чтобы создать достаточно шума, стоит всего лишь кашлянуть или потереть ладони друг о друга.

Также стоит обратить внимание на процесс формирования речи у малыша, так как он тесно связан с формированием слуха и не может протекать нормально, если есть какие-то проблемы со слуховым аппаратом.

Уже в двухмесячном возрасте ребенок начинает издавать первые гласные певчие звуки.

Одним из признаков здорового слуха является постоянное постепенное развитие речевых навыков: ребенок начинает издавать звуки с определенным настроением, в котором он пребывает, а затем формировать простые слоги.

Если этого не происходит – стоит обратиться к врачу.

Заключение

Вопрос о том, слышат ли новорожденные – сложный и не имеющий одного ответа. Поскольку слуховой аппарат полностью сформирован уже к пятому месяцу беременности, разумеется, ребенок физиологически уже может слышать до появления на свет.

Однако адаптация к новой изменившейся среде, которую переживает новорожденный в первые недели жизни, приводит к тому, сто слух — такой, каким мы его себе представляем – почти отсутствует и формируется постепенно.

Первые недели жизни ребенок почти не воспринимает окружающих звуков, отзываясь только на громкие или внезапные, и его реакции при этом спонтанные и неупорядоченные. Но уже к месячному возрасту он начинает различать речь и с удовольствием слушает ее.

В любом случае, если у вас остались сомнения, проверка слуха у новорожденных — простой способ их развеять, для этого нужно лишь обратиться к отоларингологу.

Источник: https://tymoe.ru/blog/kogda-nachinaet-slyshat-novorozhdennyy/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наши дети
Когда можно начинать гулять с новорожденным зимой

Закрыть