Когда ребенок начинает реагировать на звуки

Что такое детский слух

Слышать и понимать сказанное – значит иметь постоянную «живую» связь с окружающими людьми и миром. В развитии ребенка слух играет особенную роль: именно слушая, ребенок учится различать звуки, имитировать их, понимать разные голоса и, соответственно, благодаря слуху он учится говорить сам.

Часто слух воспринимается как нечто само собой разумеющееся, и редко кто-либо задается вопросом: «Зачем человеку нужен слух?». Но его снижение может стать реальной проблемой, ведь ухо – это не просто один из органов чувств человека.

Воспринимаемая ухом информация играет важнейшую роль в формировании навыков общения, поведения и характера в детском возрасте.

Диагностика нарушений слуха у детей

Проблема ранней детской тугоухости в России стоит достаточно остро. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 12 млн. человек с нарушениями слуха, в том числе детей и подростков около 1,3 млн. человек. Считается, что на каждые 1 000 физиологических родов приходится рождение одного глухого ребенка.

У 20–40 детей из 1 000 новорожденных, нуждающихся в интенсивной терапии, имеются глухота или выраженные нарушения слуха* (*http://www.rsmu.ru/fileadmin/rsmu/img/fuv/c_lor/met_rekomendacii.pdf УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АУДИОЛОГИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ НОВОРОЖДЕННЫХ И ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ, Н.А. Дайхес, С.В. Яблонский, А.В. Пашков, И.В. Наумова).

С 2008 года в России реализуется Президентская программа «Дети России» (целевая программа «Дети-инвалиды»), в рамках которой сформирована единая система раннего выявления нарушений слуха у новорожденных в родильных домах и детских поликлиниках.

Согласно Приказу Минздравмедпрома РФ от 29.03.

96 №108 «О введении аудиологического скрининга новорождённых и детей 1-го года жизни» проверка слуха (аудиологический скрининг) стала частью обязательного обследования новорожденного, наравне с общими осмотрами, анализами крови и взвешиванием при выписке из роддома.

В настоящий момент до 100% родильных домов России имеют соответствующее оборудование для проведения аудиологического скрининга новорожденных методом регистрации отоакустической эмиссии (ОАЭ). При неудовлетворительном результате (ОАЭ не регистрируется) проводится второй этап исследования –регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) – в детской поликлинике по месту жительства ребенка.

Поскольку основное развитие слуховых и мозговых центров ребенка проходит в первые 18 месяцев жизни ребенка, раннее выявление факторов риска по тугоухости и глухоте имеет критическое значение для развития речи и обучения ребенка.

Успешность реабилитации слабослышащих детей, во многом зависит от того, насколько рано выявили проблему снижения слуха.

Что такое слух человека и каковы его «нормативные показатели»?

Человеческое ухо способно слышать звуки в диапазоне от 16 Гц до 22 кГц при передаче колебаний по воздуху и до 220 кГц при передаче звука по костям черепа. Эти волны имеют важное значение в жизни – так, например, зву­ковые волны в диапазоне 300—4000 Гц соответствуют человеческому голосу. Если человек не слышит или перестает различать некоторые частоты или не может различать звуки с низкой амплитудой, значит у него нарушение слуха.

Ключевым фактором здесь как раз-таки является речь: термин «слабослышащий» обычно употребляется к тем, кто частично потерял способность различать звуки на частотах человеческой речи. Таким образом, в отличие от глухих детей (с наиболее выраженной степенью потери слуха), слабослышащие дети не воспринимают лишь небольшой диапазон частот.

Это затрудняет речевое развитие слабослышащих детей, но успешно корректируется при вовремя начатой реабилитации.

Когда ребенок начинает слышать, то есть реагировать на звуки?

Возраст ребёнка Реакция ребёнка
2-3 недели после рождения Редко реагирует на фоновый шум, человеческий голос, но вздрагивает или замирает при слишком громком, резком звуке.
1-2 месяца после рождения Поворачивается в сторону слышимого звука, даже если не может понять, кто или что его издаёт. Выделяет мамин голос среди прочих.
2-3 месяца Сам издаёт звуки, пытается найти источники слышимых звуков.

Причины потери слуха в детском возрасте:

Приблизительная мировая статистика скрининга новорождённых свидетельствует о том, что из 1000 детей 1-2 рождаются с уже существующим снижением слуха (которое может быть следствием унаследования от матери определённого гена, осложнённых родов, инфекционными заболеваниями, перенесённых матерью во время беременности). В первые два года жизни ещё двое могут потерять слух в результате воспаления среднего уха (отита) и других заболеваний (ОРЗ, грипп, менингит), сопровождающихся подобным осложнением; воздействия резкого шума и т.д.

Глухой ребёнок в семье – что делать?

Осознание того, что ребенок плохо слышит, может стать для родителей сильным потрясением. Но вы не одиноки – многие уже сталкивались с подобной проблемой до вас. Для того, чтобы помочь ребенку, сначала необходимо признать, что снижение слуха – это реальность, и узнать, какие меры необходимо принять, чтобы позволить ребенку жить полноценной жизнью, невзирая на потерю слуха.

Источник: http://phonak-kids.ru/articles/facts/chto-takoe-detskiy-slukh/

Развитие слуха у ребенка от рождения до года

врач-отоларинголог, к. м. н.

Уже в утробе матери младенец способен различать звуки, окружающие беременную женщину. Малыш слышит голоса родителей, музыку, играющую в комнате, шум мотора автомобиля, рассказы, которые мама читает вслух, и т. д. Интересно, что сразу после рождения ребенок выделяет голос матери среди остальных . Более того, младенец предпочитает слушать те песни и стихи, которые он слышал еще до рождения, в животе у мамы. Все это говорит о том, что слуховые умения складываются еще до рождения.

После родов

Когда малыш появляется на свет, первые недели он слышит только громкие звуки. Высокие звонкие тона привлекают внимание ребенка быстрее. Именно поэтому новорожденные так живо реагируют на сюсюканья взрослых, которые, как правило, произносятся высоким голосом.

К 2−3 месяцам ребенок начинает слышать и низкие, тихие звуки, учится сопоставлять услышанное с увиденным, связывая зрительные и слуховые впечатления воедино. Теперь малыша могут разбудить или напугать резкие, неожиданные звуки, и кроха заплачет, выказывая свое недовольство. В этот же период можно увидеть и яркую положительную реакцию на лице малыша – улыбку. Причем первое время ребенок улыбается не в ответ на улыбку взрослого, а в ответ на звук его голоса.

В 4−5 месяцев реакция становится более бурной: малыш начинает лепетать, ворковать, махать ручками и ножками. Теперь ребенок уже способен понимать, где находится источник звука, и поворачивает голову на голос взрослого. Примечательно, что движения малыша во время «разговора» с родителем синхронизируются и буквально копируют движения говорящего, – по мнению ученых, таким образом ребенок готовится к будущему овладению речевыми навыками.

К 6−7 месяцам кроха уже реагирует на свое имя, а также понимает и чувствует настроение окружающих. Так, если у мамы радостное лицо, ребенок смеется, ожидая ответного смеха, улыбок, похвалы. Если же лицо взрослого сердитое, малыш может испугаться и даже заплакать, ассоциируя сердитое выражения лица с криком и бранью.

С 9 месяцев у младенцев развивается способность подражать услышанным звукам, повторять некоторые из них, к 10−12 месяцам в речи малыша появляются первые осознанные слова: «мама», «папа», «баба», «киса» и т. д. Теперь ребенок начинает понимать, что говорят взрослые, осмысливает услышанное. Его речь развивается параллельно со слухом.

Очевидно, что речь ребенка тесно связана с его слухом. Однако не все родители придают большое значение тому, что и в каких количествах слышит их ребенок. Мамы порой не знают, о чем говорить с малышом, тем более что кроха не понимает и половины из монологов родных.

Поэтому обходятся скупыми и редкими фразами и тем самым тормозят развитие ребенка. Ведь именно постоянное «слышание» и «видение» чужой речи и стимулирует развитие речи самого малыша.

Словарный запас ребенка дошкольного возраста на 90% состоит из слов и фраз, услышанных от родителей.

Старайтесь беседовать с крохой, комментировать увиденное на прогулке, читать малышу стихи, сказки. Ошибочно полагать, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Исследования показывают, что ребенок должен слышать и видеть речь не на экране, а «вживую».

Сегодня многие мамы и папы с раннего возраста начинают обучать ребенка иностранным языкам. Здесь ключевую роль играет развитие слуха.

Детям с хорошим слухом намного проще изучать иностранные языки, поскольку они улавливают тонкие нюансы и различия в произношении тех или иных звуков.

Так, например, китайский язык — особая система тонов, и выучить его способны только люди с хорошим музыкальным слухом. Впрочем, даже в стремлении к лучшему старайтесь соблюдать меру — иногда ребенку нужно послушать и тишину.

Профессор Линн Вернер из университета Вашингтона, специалист по вопросам речи и слуха, доказал, что младенцы слышат все частоты одновременно. Именно поэтому, читая ребенку книжку или беседуя с крохой, родителям стоит выключить телевизор, радио или иные источники звука, чтобы малыш не отвлекался на посторонние шумы и сосредотачивался только на голосе взрослого.

Что-то не так

К сожалению, некоторые дети страдают нарушениями слуха различной степени. Таких малышей не так уж мало – 15 новорожденных из 1000. Правда, тяжелые поражения, такие, как глухота или сильная тугоухость, встречаются лишь в 0,5% случаев. Причины нарушений самые разные. Их принято делить на врожденные и приобретенные. К врожденным относят генетические отклонения и наследственность.

Поражения слуха могут появиться также вследствие недоношенности (вес при рождении менее 1 500 г), гипоксии, остановки дыхания у младенца во время родов, из-за родовых травм, злоупотребления во время беременности алкоголем, наркотиками. Иногда такие негативные последствия могут наступить по причине заражения мамы во время беременности краснухой, герпесом, гриппом, токсоплазмозом – заболеваниями, которые особенно опасны в первые четыре месяца беременности.

Впрочем, ребенок может родиться с хорошим слухом, но потерять его (или частично потерять) из-за осложнений после бактериального менингита, энцефалита, тяжелых форм кори, свинки, хронического воспаления уха, несчастных случаев (различных травм), химиотерапии, применения ототоксических средств (особенно некоторых антибиотиков).

Беда в том, что неспециалисту в первые месяцы жизни распознать нарушения слуха у малыша довольно затруднительно. Даже полностью лишенный слуха младенец плачет в моменты дискомфорта и может ворковать, «гулить», когда ему хорошо. Поэтому родные и не подозревают, что у ребенка могут быть проблемы со слухом.

Только когда другие дети начинают лопотать более-менее осмысленно, отзываться на свое имя, выполнять просьбы, у взрослых могу возникнуть подозрения, что у их малыша не все в порядке со слухом: ребенок все время молчит, не реагирует на просьбы, громкие звуки, музыку.

Но даже в этом случае родители далеко не всегда идут к врачу, а обращаются к медикам, когда время уже упущено.

Существуют различные методы диагностики и проверки слуха грудных детей. В некоторых развитых странах всех новорожденных обследуют на предмет снижения слуха с помощью особого метода − регистрации отоакустической эмиссии. С помощью этого совершенно безопасного и безболезненного метода можно выявить нарушения слуха даже у новорожденных, проверяя, как функционирует улитка внутреннего уха.

Кроме того, слух младенца можно исследовать и с помощью компьютерной электроэнцефалоаудиограммы, которую проводят под легким наркозом. Малышу подаются определенные сигналы, и, если слух не нарушен, в коре головного мозга возникают ответные реакции. После этого компьютер выдает заключение.

Еще один метод называется «ориентировочная аудиометрия». Он подходит для детей постарше, которые реагируют на зрительные сигналы (картинки, свет) и способны понять, где располагается источник звука. Если ребенок заинтересован только изображением и не реагирует на звуковые раздражители, можно заподозрить снижение слуха.

Что делать?

К сожалению, в 90% случаев глухота необратима. Но нарушение слуха — физический недостаток, а не интеллектуальный, и дети вполне могут овладеть устной и письменной речью, научиться читать, писать, общаться со сверстниками, а в будущем поступить в вуз, устроиться на работу, обрести семью.

Разумеется, слабослышащему ребенку требуется серьезная помощь родных. В идеале ребенку нужно подобрать протезы в возрасте до 6 месяцев, ведь наилучший период для освоения речи − от 9 месяцев до 3−4 лет. Важно регулярно заниматься с сурдопедагогом, активно развивать малыша — и нарушения слуха не станут препятствием на пути к общению и обучению малыша.

Читать на эту тему:

  • Концерт для погремушки с оркестром
  • Что-то не так с ушками?
  • Теория звука

Источник: https://www.parents.ru/article/razvitie-sluxa-urebenka-ot-0do-goda/

Что нужно знать родителям про детский слух

Руководство для родителей

Строим будущее

Вот уже более 40 лет компания Phonak занимается разработкой и внедрением в сурдологическую практику инновационных технологий для детей с расстройствами слуха. Высокотехнологичные решения от Phonak помогли сотням тысяч маленьких пациентов с несовершенным слухом влиться в нормальную коммуникативную среду.

Это пособие предназначено для родителей, чьи дети здоровы или уже страдают сниженным слухом. Ознакомившись с ним, Вы узнаете о причинах проблемы, профилактике тугоухости, и о том, как помочь своему ребенку обрести чудесный мир звуков, если он плохо слышит. В добрый путь!

Зачем ребенку нужен хороший слух

Значение слуха в детском возрасте сложно переоценить. Благодаря этому чувству ребенок развивает речевые и коммуникативные навыки, познает окружающий мир через его многоголосое «звучание», учится читать, наслаждается музыкой, получает предупреждение об опасности.

Хороший слух — это мир, полный красок, знаний и безграничного общения — это яркое и интересное настоящее и перспективное будущее!

Как мы слышим

Узнайте как устроено ухо, и как оно функционирует. Это поможет Вам определять условия и состояния, оказывающие влияние на слух вашего ребенка.

Человеческое ухо состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего.

  • Наружное ухо – это ушная раковина. Она собирает и передает звуковые волны по наружному слуховому проходу на барабанную перепонку.
  • Среднее ухо имеет сложную конструкцию: это полость в височной кости, образованная тремя крошечными слуховыми косточками – молоточком, наковальней и стремечком. Среднее ухо проводит звуковые волны от барабанной перепонки к внутреннему уху.
  • Улитка – часть внутреннего уха, благодаря которому мозг получает звуковые сигналы. Камеры улитки заполнены жидкостью, которая колеблется, когда двигаются слуховые косточки среднего уха. Это стимулирует волосковые сенсорные клетки внутреннего уха, преобразующие звуковые вибрации в электрические импульсы.

Электрические импульсы, попадая в слуховой нерв, и являются тем, что наш головной мозг воспринимает, как звук, который мы слышим. Нарушения на любом участке этой цепочки — будь-то обычная серная пробка в слуховом проходе, отек при воспалении среднего уха, разрыв барабанной перепонки, повреждения косточек или нервов, станут препятствием для хорошего слуха у ребенка.

Как проверить слух у ребенка самостоятельно

Оценку остроты слуха у детей в плановом порядке выполняет врач — сурдолог, но ухудшение или полная потеря слуха могут наступить внезапно, поэтому главная ответственность за выявление нарушений слуха ложится на плечи родителей. Узнайте, как оценить остроту слуха у детей.

Когда ребенок начинает хорошо слышать?

Органы слуха у плода развиваются полностью к 20 неделе беременности, поэтому новорожденный малыш должен вас слышать, различать высоту звука и интонацию

А это значит, что следить за остротой слуха нужно с самого рождения.

Как нам узнать, что у ребенка слабый слух? Симптомы тугоухости зависят от степени сниженности слуха. У ребенка может присутствовать один симптом или все сразу. Типовые признаки нарушений слуха в детском возрасте:

  • Новорожденные, малыши до 3-х месяцевМалыш не реагирует на резкие звуки и на тихий голос матери, не интересуется звуковыми игрушками. Отсутствует рефлекс Моро (движение или расширением зрачков в ответ на громкий звук).
  • Дети до 3-х летРебенок не реагирует на сказанное тихим голосом, пока не увидит говорящего, инстинктивно поворачивается к источнику интересующего его сигнала ухом или приближается к нему, громко и плохо разговаривает, плохо усваивает информацию.
  • Дети от 3-х летКаверкают слова, произнося их без окончаний или пропуская часть букв, часто переспрашивают, пристально всматриваются в лицо собеседника, повышают громкость звука телевизора, плохо усваивают информацию, поданную в звуковом режиме.
  • Дети старшего возрастаЖалуются, что плохо слышат учителя, делают ошибки в словах, слабо учатся.

Этапы развития речевых и языковых навыков ребенка

Эта таблица поможет Вам узнать, правильно ли развивается Ваш ребенок.

 
Возраст  ребенка  Навыки
9 месяцев Малыш демонстрирует понимание простейших слов «мама», «папа», «да», «нет», «пока».
10 месяцев Детское «агуканье» постепенно приобретает первые признаки речи. Ребенок произносит целые серии слогов («да-да-да», «на-на-на» и т.д.), которые начинают со временем складываться в первые распознаваемые слова.
1 год Словарный запас годовалого ребенка исчисляется несколькими словами.
1,5 года Ребенок включается в беседу, показывает знакомые ему части тела и предметы, когда его спрашивают о них. Его лексикон состоит из 20-40 слов и коротких фраз.
2 года Словарь ребенка включает до 150 слов и полновесных словосочетаний. Появляется усидчивость и желание слушать читаемые вслух книги. В этом возрасте речь ребенка должны понимать уже не только родители, но и посторонние люди.
3-5 лет Ребенок активно пользуется языком для выражения своих потребностей, проявления эмоций, получения и обмена информацией. Он должен понимать собеседника без каких-либо затруднений. Словарный запас на данном этапе в норме приближается к 1000-2000 словам, пользуясь которыми, ребенок составляет сложные фразы. К моменту начала занятий в школе он должен быть в состоянии четко и разборчиво произносить все звуки.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда ребенок держит голову на животе

Отставание от графика развития может быть вызвано невнимательностью, рассеянностью или гиперактивностью, но не рискуйте! Заметив, что симптомы тугоухости проявляются регулярно, нужно немедленно записаться к детскому ЛОРу который проведет проверку слуха инструментальными методами.

Как проверяет слух ЛОР?

Слуховые способности у детей, в т.ч. у новорожденных, исследуются с помощью методов акустических стволовых вызванных потенциалов (АСВП), отоакустической эмиссии (ОАЭ), тимпанометрии. Эти тесты могут проводиться уже в первый месяц после рождения, когда ребенок спит или отдыхает. Они точны и безболезненны.

  • КСВП. В уши ребенка с помощью наушников подаются щелчки или тональные сигналы. Метод КСВП дает информацию о состоянии проводящих путей слухового анализатора до уровня ствола мозга. Острота слуха оценивается по реакции на тональные сигналы.
  • ОАЭ. Этот диагностический инструмент оценивает функциональность улитки. В ухо ребенка с помощью маленьких динамиков посылают звуковые сигналы. По реакции на них улитки можно судить о состоянии сенсорных волосковых клеток.
  • Тимпанометрия. Исследование определяет состояние и функциональные характеристики барабанной перепонки и среднего уха. Меняя давление в ухе ребенка, врач отслеживает подвижность барабанной перепонки.
  • Поведенческие тесты и игровая аудиометрия — дополнительные экспериментальные исследования. Оценочный критерий теста — реакция ребенка на негромкие звуки аудиометра. Тест используется в отношении детей старше 3 лет. В младшем возрасте используют поведенческие тесты со зрительным подкреплением (анимированные игры, видеоряд и т.д.).

Как оценивается качество слуха?

Мера измерения степени тугоухости – децибелы (дБ). Результаты диагностического исследования, проводимого специалистом отображаются в виде графика — аудиограммы. На аудиограмме фиксируется отображение остроты слуха в диапазоне от низкочастотных до выскокочастотных звуков. График показывает уровень и тип тугоухости — расшифровывает аудиограмму доктор. На основании этой информации подбирается метод коррекции слуха.

Как предотвратить проблемы со слухом у ребенка: 5 правил для заботливых родителей

Существует ряд причин, по которым слух может ухудшиться. Узнайте, как предотвратить тугоухость у своего ребенка.

  • Правило 1. Если у ребенка болит ухо, никогда не занимайтесь самолечением. Запущенный отит, применение сильных антибиотиков и неправильно подобранных ушных капель — частая причина тугоухости у детей.
  • Правило 2. Никогда не оставляйте малыша наедине с мелкими предметами, которые он мог бы засунуть в ухо. Объясните подросшему ребенку, чем закончится такая игра, и как будет больно.
  • Правило 3. Никогда не повышайте звук выше нормы. Пока ребенок растет, исключите громкую музыку, громкий звук телевизора, и не надевайте ребенку наушники.
  • Правило 4. Не запускайте заболевания, связанные с носоглоткой и легкими. Инфекция с гланд легко переходит на среднее ухо. Сильный кашель может стать причиной тугоухости и глухоты.
  • Правило 5. При первых признаках ухудшения слуха у ребенка — немедленно обратитесь к специалисту. Многие проблемы легко решаются на начальных стадиях.

Что делать, если у ребенка плохой слух

Новость о том, что у ребенка диагностировано расстройство слуха, заставляет родителей нервничать и бояться за будущее малыша. Возьмите себя в руки и узнайте, как себя вести и что делать в этой ситуации. Только четкие и грамотные действия помогут решить любую проблему.

К какому специалисту обратиться?

  • ЛОР. Начинать обследование нужно у детского ЛОРа. Этот специалист есть в любой детской клинике. Доктор проведет диагностику и вылечит заболевания, являющиеся причиной тугоухости.
  • Сурдолог.Этот врач занимается диагностикой и лечением расстройств слуха. Сурдолог оценивает показатели слуха, производит подбор слуховых аппаратов и других устройств, занимается проблемами, сопутствующими тугоухости (коммуникативные нарушения, расстройства координации движения и т.д.).
  • Сурдопедагог. Если слух значительно снижен, понадобиться помощь специалиста по развитию речи. Сурдопедагог занимается коррекцией и восстановлением речи.

Типы, причины, степени тугоухости

Причина тугоухости не всегда очевидна. Во многих случаях это не наследственное заболевание. Можно выделить целый ряд факторов и условий, способных вызывать расстройства слуха у человека. Причину тугоухости может определить только врач.

Выделяют два основных типа тугоухости: кондуктивная и нейросенсорная.

  • Кондуктивная тугоухость. Потеря способности различать тихие и средние по громкости звуки вследствие нарушения проводимости в наружном и/или среднем ухе. Кондуктивная тугоухость может быть временной или постоянной в зависимости от вызвавшей ее причины. Вызвать кондуктивную тугоухость могут: серная пробка, инородные тела, отит (инфекционное воспаление) среднего или наружного уха, разрыв барабанной перепонки, холестеатома (опухолевидное образование в полости среднего уха) и др. патологии. Если причиной кондуктивной тугоухости является скопление избыточной жидкости (экссудата) в полости среднего уха (как, например, при отите), то проблема решается медикаментозно, и слух в скором времени полностью восстанавливается. В других случаях прибегают к хирургическому лечению или использованию слуховых аппаратов.
  • Нейросенсорная тугоухость. Нейросенсорная тугоухость часто связана с повреждением улитки или нервного пути, что влияет на громкость и качество (чистоту, разборчивость и т.д.) воспринимаемых звуков. Причины нейросенсорной тугоухости — врожденные патологии, влияние токсичных медикаментов, шума, старость. Именуемая порой «нервной глухотой» (что, впрочем, не совсем верно), она не лечится ни хирургически, ни медикаментозно. Помочь могут лишь современные технологии цифровые слуховые аппараты и кохлеарные импланты.

Выделяют четыре степени тугоухости:

 
Степень тугоухости Примеры звуков Нижняя граница воспринимаемого звука, дБ Проблемы и их решения Информация носит общий характер: конкретные терапевтические опции врач-сурдолог определяет в индивидуальном порядке
Нормальный слух Шуршание листвы, тиканье часов от 20 дБ Отсутствуют
I степень Шепот, щелчки пальцами 20-45 дБ

Источник: https://you-med.ru/stati/pomoshh-detyam/detskiy-slukh

Когда ребенок начинает реагировать на погремушки, в каком возрасте дети реагируют на звук погремушек

Слуховые способности и реакции на звук появляются у детей в утробе матери. Ещё не рожденные младенцы слышат голоса и музыку. Зная об этом, многие родители уже с первых дней начинают проверять слух, устраивая малышу непосильные для него испытания. Не торопите события.

Первые выразительные признаки, когда ребёнок начинает реагировать на погремушки и другие звуковые стимулы, проявляются не ранее 2–4 недели. Это объясняется тем, что непрочные связи между частями зрительного и слухового аппарата лишают возможности качественно собирать и обрабатывать информацию. Кроха слышит, но ещё слишком мал, чтобы отреагировать на звук и развеять беспокойство родителей.

Дайте ему время освоить и привыкнуть к звуковому разнообразию, обилию зрительных образов и новизне тактильных ощущений.

О пользе погремушек для новорождённых

Присутствие погремушек в жизни малышей очень важно. Звонкие шарики, фигурки, колокольчики и зверушки обращают на себя внимание. Они очень нравятся деткам, и чем раньше интересные, яркие и звучащие предметы будут перед глазами, тем быстрее и качественнее будут развиваться органы чувств.

Самые первые игрушки побуждают к познанию окружающего мира и помогают адаптироваться. Они концентрируют внимание и стимулируют двигательную активность. В отличие от более взрослых детей, младенцам не надоедают весёлые игрушки. Они привыкают к приятным сопровождающим мелодиям, а со временем начинают различать звуковые оттенки. С развитием слуховых умений совершенствуется зрение и тонкая моторика.

Детям до 3 месяцев рекомендуют покупать негромкие и лёгкие игровые аксессуары. Погремушки не должны пугать и травмировать малыша. Пусть это будут выразительные, приятные на ощупь предметы, изготовленные из ткани или силикона. Особое внимание уделяйте безопасности материала. Не стесняйтесь попросить у продавца сертификат качества и воздержитесь от покупки игрушек с резким запахом.

Когда малыши реагируют на звук, возрастные реакции

Лучший стимул для совершенствования слухового аппарата считается мамин голос. Он всегда узнаваем и знаком малышу из внутриутробной жизни, но этого недостаточно для полноценного развития слуха. С первых дней после появления на свет звуковая картина резко меняется и дополняется так называемыми бытовыми шумами: скрипы, стуки, хлопки и т.д. В этого же время в жизни ребёнка появляются игрушки-погремушки, яркие и звонкие помощники, прекрасно выполняющие свои развивающие задачи.

Рекомендуем посмотреть нашу новую стать о том как чистить уши новорожденному ребенку.

У каждого возраста свои показатели реакции на звук. Они разные и зависят от многих факторов. Это могут быть физиологические, наследственные и психоэмоциональные особенности, влияющие на развитие.

Нет смысла ждать от младенца, которому не исполнилось и 1 месяца, активных движений головой в сторону шумной погремушки. Он всё слышит, но слаборазвитая и нескоординированная мышечная система не позволяет ему поворачивать головкой в сторону звуков.

Всему своё время, чтобы не тревожиться по поводу возможных проблем со слухом, родители должны знать, что такое правильные возрастные реакции:

  • Дети в 1 месяц реагируют только на резкие и громкие звуки, реакции проявляются в виде вздрагиваний.
  • Двухмесячный ребёнок реагирует замиранием на несколько секунд, может широко открыть глаза и попробовать повернуть голову. В этом возрасте постепенно формируется ориентировочная реакция, когда кроха пытается определить источник звука.
  • В 3–6 месяцев в слуховом поведении начинается период оживления и кардинальных перемен. Услышав погремушку, ребёнок может начать дергать ручками и ножками, уверено поворачивает голову, улыбается или, наоборот, капризничает, если звук погремушки не нравится.

Несоответствие этих реакций возрастным нормам должно насторожить родителей.

Именно они позволяют выявить или исключить наличие отклонений в слуховом аппарате. Заподозрить нарушения можно уже с первых недель. Будьте внимательны и постоянно наблюдайте за поведением новорождённого.

Что делать если ребёнок не реагирует на звук погремушки

По статистке примерно 20% из всех случаев тугоухости формируются в первый год жизни, остальные 80% — это врождённая патология. Если вы знаете, что имеются предпосылки наследственного влияния на слух, сразу обратитесь к специалистам.

Совсем другая ситуация, когда ребёнок в 2 месяца не реагирует на звук погремушки, а в семейной родословной такие случаи не наблюдались. При отсутствии своевременной реакции на звонкие игрушки родители начинают переживать. Не спешите с выводами, если дети равнодушны к погремушкам, но откликаются на мамин голос, работающий телевизор или музыку, ваши тревоги напрасны.

Проблемы со слухом — это полное отсутствие реакции на любые источники звука. Подобные нарушения можно заметить уже в первые два месяца жизни. Наблюдайте за новорождённым, не переусердствуйте, проверяя слуховые способности месячного малыша, и не пытайтесь ставить диагнозы самостоятельно. Развеять подозрения способен только специалист.

Диагностика тугоухости в наше время возможна даже у новорождённых. Врач проводит профессиональный аудиотест, а и при обнаружении нарушений необходимые коррекционные мероприятия. Реабилитация в раннем возрасте наиболее результативна, поэтому, чем раньше будут выявлены отклонения и назначено лечение, тем больше у вашего ребёнка шансов сохранить слух и не отличаться от здоровых сверстников.

Рекомендуем также посмотреть нашу новую статью о том, как почистить нос новорожденному.

Источник: https://razvivaem-rebenka.ru/kogda-rebenok-nachinaet-reagirovat-na-pogremushki/

Когда ребенок начинает слышать и видеть?

Часто мам и родственников интересует вопрос, когда их малыш начинает слышать и видеть окружающий мир? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе!

Зрение ребенка

Доказано, что на этапе внутриутробного развития, на 25 неделе жизни у плода уже есть светоощущение. Другой вопрос, что для развития зрения в утробе матери не так много возможностей. Но солнечный свет он может различать, он его видит в приглушенных оранжевых тонах.

С момента рождения ребенок способен реагировать на наличие или отсутствие света, яркие крупные предметы различает как размытые тени, но не задерживает взгляд на предметах более 3-4 секунд.

После месяца ребенок начинает следить за перемещением крупных предметов, но все равно взгляд не фокусируется, а скользит по предмету. В 3-4 месяцам следит за движущимися игрушками, и может полностью сфокусировать свой взгляд на нем. К 6 месяцам начинает улавливать мелкие предметы и узнавать родственников.

Если мама хочет, чтобы малыш ее увидел, ей нужно приблизить свое лицо на расстояние 20-25см и дать сфокусироваться. Есть сведенья, что ребенку легче сфокусироваться в вертикальном положении поэтому рекомендуют маме взять его на руки.

Слух ребенка

Слышать ребенок начинает еще на 16-17 неделе внутриутробной жизни, там он слышит работу внутренних органов мамы, (сердцебиение, дыхательные шумы, работу кишечника), а также мамин голос.

К 7 месяцам внутриутробной жизни плод уже способен различать внутренние шумы, такие как сердцебиение, возбужденное оно или спокойное, дыхание ровное или прерывистое, голос грустный или веселый. Поэтому первый звук который ребенок узнает после рождения, это голос его мамы.

Новорождённый обладает способностью различать интонацию, тембр, темп речи.

Понять родители, что их ребенок слышит, могут по нескольким признакам. На различные звуки он может реагировать по разному: пытаться найти глазами источник звука, поворачивать голову к источнику звука, вздрагивать, двигать руками и ногами, замирать, плакать. Если в первые дни жизни ребенок не реагирует на легкий шум, тихие голоса, на работающий телевизор, это вовсе не значит, что ваш малыш не слышит, он просто не реагирует.

Для ребенка очень важна интонация, с которой родители общаются с ним и между собой. Поэтому речь должна быть тихой и спокойной, тогда ребенок будет чувствовать себя комфортно и защищено.

Анна Петровна Домаш,
кафедра детских болезней ФПО ЗГМУ

Источник: http://babykrok.com.ua/p_kogda-rebenok-nachinaet-slyshat-i-videt.html

Признаки потери слуха

Знание основных этапов развития коммуникативных навыков может помочь выявить ранние признаки потери слуха.

В течение нескольких месяцев после рождения дети начинают слышать и распознавать ритм и мелодию голоса. Они часто отвечают гулением, когда вы разговариваете с ними. Запущенная проблема со слухом может оказывать разрушительное воздействие на способность ребенка к овладению речью.

В дальнейшем это отразится на его обучении в школе и в университете, карьере и общем качестве жизни. Представленные ниже основные этапы развития коммуникативных навыков смогут помочь вам выявить ранние признаки потери слуха у вашего ребенка.

Если у вас есть сомнения относительно развития вашего ребенка, обратитесь к специалисту для оценки слуха.

Как маленькие дети и грудные младенцы с нормальным слухом обычно реагируют на звук

  • Новорожденные дети — новорожденные дети обычно вздрагивают или «подпрыгивают» в ответ на внезапный громкий звук. Иногда они поворачивают голову в направлении звука.
  • К 2 месяцам слух вашего ребенка становится лучше. Теперь он может слышать звуки различной высоты, интенсивности и тональности.
  • К 3–4 месяцам ребенок начнет узнавать ваш голос (родителей) и сможет вокализировать согласные звуки (М, К, Г, П и Б), а также некоторые гласные звуки.
  • К 5–6 месяцам ваш ребенок может начать «хихикать». Лепет становится более похожим на слова.
  • К 8–9 месяцам ваш ребенок начинает понимать связь между словами и жестами.
  • К 11–12 месяцам ваш ребенок начинает понимать простые слова, такие как «молоко», «бутылочка» или «ванна». Он также начинает произносить слова, например, «мама» или «пока-пока».

Ваш ребенок может нуждаться в оценке слуха, если:

  • результаты скринингового исследования в больнице позволяют предположить наличие возможной проблемы;
  • он не проходил скрининговое исследование в больнице;
  • у него не наблюдается нормальный отклик на звук из представленного выше списка.

Ваш грудной младенец или маленький ребенок может нуждаться в полной оценке слуха, если он:

  • не реагирует на обращенную к нему речь, или создается впечатление, что он не заметил, что вы разговариваете с ним;
  • просит вас повторить сказанное (относится к детям более старшего возраста);
  • поворачивает голову направо и налево в поисках источника голоса или звука;
  • начинает говорить позже по сравнению с другими детьми его возраста (основано на отчетах учителей и пр.);
  • не может правильно произносить слова и предложения;
  • испытывает трудности с восприятием одного голоса, когда разговаривает несколько человек;
  • не слышит краткие или тихие звуки;
  • плохо успевает в школе.

Вне зависимости от возраста дети могут нуждаться в полной оценке слуха, если они:

  • просят вас повторить сказанное (относится к детям более старшего возраста);
  • перенесли заболевания, способные привести к потере слуха;
  • имеют другие заболевания, которые иногда могут провоцировать потерю слуха;
  • прошли курс лечения, побочным эффектом которого может быть потеря слуха; а также если
  • в вашем семейном анамнезе есть нарушения слуха (потеря слуха передается по наследству).
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли перевозить ребенка на переднем сидении в бустере

Общие характеристики поведения детей с потерей слуха:

  • грусть — из-за того, что они не понимают, почему люди кричат на них;
  • злость и разочарование — если они не способны слышать или общаться;
  • застенчивость — особенно в окружении незнакомых людей, поскольку они не понимают всего, о чем говорят;
  • уединенность и замкнутость в школе — если они плохо слышат речь учителя или не могут выполнять указания;
  • утомление — напряжение слуха отнимает много энергии. Дети с потерей слуха зачастую концу дня сильно устают;
  • непослушание — проблемы с поведением могут иногда скрывать за собой потерю слуха у детей. Часто проблемы с поведением появляются в результате чувства фрустрации из-за плохого слуха;
  • Низкая самооценка — взрослые люди и сверстники могут сделать вывод о задержке умственного развития ребенка, если он не улавливает информацию, при этом сам ребенок может начать верить, что не способен и не может делать то, что делают его сверстники.

Обратитесь в ближайшую клинику или к врачу, если считаете, что у вашего ребенка есть проблемы со слухом.

Показать все Закрыть все

Источник: https://www.cochlear.com/ru/home/understand/my-child-has-hl/signs-of-hl-on-children

Когда новорожденный начинает слышать: все, что надо знать родителям об особенностях слуха

Новорожденный ребёнок — это хрупкое и очень интересное создание.

Забрав его из роддома, родители не перестают смотреть на его стремительное развитие и адаптацию во внешнем мире.

Но, так как дети такого возраста ещё не могут объясняться самостоятельно, возникает вопрос — во сколько месяцев слышит малыш?

На какой неделе после рождения ребенок различает звуки?

Слух новорожденного ребёнка формируется довольно быстро. Еще до появления на свет дети способны различать звуки в животе у матери. Именно поэтому врачи часто рекомендуют больше общаться со своими малышами в период внутриутробного развития. Это помогает ребёнку в дальнейшем быстрее отличать голос матери от других звуков, окружающих его.

После рождения уши малыша около трёх дней наполнены специальной жидкостью, из-за которой слух не может быть чётким. Именно из-за этого дети поначалу реагируют только на громкие звуки или вибрацию. Уже через 3-4 недели после рождения ребёнок способен узнавать привычные звуки и шумы. Реакция выражается в:

  • способности останавливать взгляд на определенных, понравившихся, предметах;
  • во внимательном изучении человеческих лиц;
  • в небольшом косоглазии;
  • в более внимательном рассматривании черно-белых картинок, чем цветных.

Важно! Если женщина во время беременности курит, принимает большое количество лекарственных препаратов, употребляет спиртные напитки или переносит такие заболевание, как корь или краснуха, то стоит обратить особое внимание на развитие слуха у малыша.

Как слышит грудничок?

В течение первого месяца развития дети способны слышать только громкие звуки, но после этого периода времени, они начинают различать и реагировать на различные голоса и другие посторонние звуки. Чтобы понять, что ребенок начинает хорошо слышать, стоит обратить внимание на такие признаки:

  1. В зависимости от скорости речи ребёнок может вести себя активно или спокойно;
  2. Интонация — сердитый голос может расстроить малыша, а ласковый, наоборот, будет успокаивать и радовать;
  3. Происходит разделение на звуки, которые нравятся, и которые не нравятся.

Часто новорождённые дети могут увлечься каким-то одним предметом, издающим приятный для них звук, например, погремушкой. Тогда они могут на какое-то время перестать обращать внимание на другие шумы, но это вполне естественно и быстро проходит.

Что слышит малыш?

На первой неделе жизни ребёнок слышит только близкие и громкие звуки.

Он не воспринимает их как чёткие, поскольку ухо ещё недостаточно развито.

Постепенно малыш начинает активнее реагировать на голоса, особенно материнский, поскольку он способен успокоить и помочь почувствовать безопасность.

К основным реакциям на правильно развитие слуха у новорождённого можно отнести:

  • поворот головы по направлению шума.
  • поиск глазами источника звука.
  • плач, как сильный, так и всхлипывания.
  • интенсивные движения руками и ногами.
  • замирание и прислушивание.

Внимание! Специалисты не рекомендуют включать детям громкую музыку, повышать на них голос или посещать с ними места, где может быть очень шумно. Это может значительно повлиять на формирование слуха.

Как проверить детский слух?

Уже через 2-3 дня после рождения, еще находясь в роддоме, врачи делают первую проверку слуха с помощью специальной аппаратной аудиограммы.

На этом этапе можно определить отклонения и патологии. В дальнейшем детский слух нужно проверять на медицинских комиссиях.

Для того, чтобы проверить слух новорожденного дома, существует несколько методов:

  1. Хлопки в ладоши. Для этого надо сделать несколько хлопков вне зоны видимости малыша. Если нет никаких патологий или затруднений в развитии, то ребёнок вздрогнет или посмотрит в сторону звука;
  2. С помощью любой крупы. В три разные ёмкости, желательно пластиковые, нужно насыпать сушеный горох, гречку и манку. Все эти крупы создают колебания разной интенсивности. В первые несколько недель ребёнок будет реагировать на звук гороха, так как он издает низкие тональности.

Стоит помнить, что объективно оценить слух новорождённого ребенка без специальной аппаратуры не получится, так как уши и слуховые каналы только формируются.

Какие факторы могут привести к нарушению слуха

Существует две основные классификации нарушения слуха у детей: тугоухость и глухота. По своей природе они бывают наследственные, природные или приобретённые. Причин для развития этих патологий несколько:

  • вирусные заболевания или инфекции.
  • тяжелый период беременности у матери.
  • применение вредных или токсичных веществ во время вынашивания плода.
  • наследственность.
  • различные генетические мутации.
  • болезни лор-органов, например, аденоиды.

Опасность возникновения нарушений органов слуха состоит в первую очередь в том, что может произойти задержка в психологическом или же интеллектуальном развитии ребёнка, из-за чего малыш не сможет жить полноценной жизнью.

Как развивать слух?

Помимо обычных звуков и маминого голоса, которые окружают новорождённого, нужны дополнительные средства для правильного формирования слуха.

На помощь могут прийти различные музыкальные инструменты и игрушки. К примеру, это могут быть погремушки и колокольчики.

Суть метода развития слуха заключается в привлечении внимания ребёнка звуком.

Важно, чтобы эти звуки не были слишком громкие или неприятные, так как они могут напугать или расстроить малыша.

Также можно петь детские песни и колыбельные, главное — следить за голосом, он должен быть спокойным и ласковым. Не стоит забывать, что хорошо развитый слух помогает ребёнку быстрее адаптироваться во внешнем мире и быстрее начать понимать человеческую речь и разговаривать.

Совет! Малыш будет быстрее развиваться, если подвесить над кроваткой музыкальные игрушки — мобиле. Помимо слуха, будет также формироваться зрение. Ребёнок не будет скучать и сможет быстрее засыпать.

Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/do-goda/nachinaet-slyshat.html

Когда новорожденный начинает слышать после рождения

Слух у новорожденного начинает формироваться еще в животике у мамы. После рождения проходит определенное время, в течение которого слуховой аппарат малыша адаптируется к новой среде. После четвертой недели жизни ребенок может отчетливо различать окружающие его звуки.

Формирование слухового аппарата

Последние исследования доказали, что малыш способен слышать окружающие звуки еще в животике у мамы. Ребенок слышит мамин голос, он чувствует ее настроение, ласковая интонация успокаивает его. Многие мамы отмечали: если они находились в помещении с громкой музыкой или вокруг были другие резкие неприятные шумы — малыш в животике начинал активно пинаться. Если они уходили в более спокойное место — малыш успокаивался и затихал.

Можно часто встретить советы психологов о том, что нужно ласково разговаривать с будущим малышом, поглаживая животик. Считается, что особенно хорошо дети слышат низкие частоты, поэтому папин голос детки воспринимают особенно четко.

На основании последних исследований предполагают, что слух у ребенка формируется к 20 неделе беременности. Поэтому с пятого месяца будущим родителям советуют начинать общаться с ребеночком. Есть зафиксированные наблюдения о том, что новорожденные малыши активно реагировали на песни и стишки, которые мамы пели и читали им, пока они были еще в животике.

Как слышат новорожденные до месяца

Первые несколько дней после рождения ребенок слышит очень плохо. Это своеобразная защитная реакция. Рождение — стресс для ребенка, это переход из одного мира в совершенно другой. Снижение слуха в период новорожденности защищает ребенка от лишних страхов и перегрузки информацией.

Новорожденные различают речь по таким признакам:

  1. По интонации — ласковое обращение, мягкая, доброжелательная речь успокаивает малыша. Грубая резкая речь пугает.
  2. По скорости речи — если с новорожденным начинают разговаривать быстрее, он отвечает повышенной активностью. А спокойная, размеренная речь его успокаивает.
  3. Одни звуки малышу нравятся, а другие — нет. Если ребенка увлечь погремушкой, он сосредоточится на ней и не будет реагировать на другие звуки вокруг.

Малыши до месяца практически не реагируют на приглушенные звуки, шепот. На резкие, громкие звуки или грубую громкую речь ребятишки реагируют телесной реакцией: вздрагивают, могут испугаться и заплакать. Примерный срок, до скольких месяцев новорожденные не слышат шепот и приглушенную речь, — около полумесяца после рождения. К месяцу жизни слух малыша развит достаточно хорошо.

Реакция новорожденного на звуки

Малыши очень чувствительны к окружению. Пока они адаптируются к новым условиям жизни, они еще не могут адекватно реагировать на внешние раздражители. Ребенок слышит звук, но не понимает, что он означает для него. Даже негромкий звук, если он неожиданный, внезапный, способен испугать малыша.

Судорожные вздрагивания, плач, резкие движения ручками и ножками — это нормальная реакция ребенка на громкие звуки.

Этапы развития реакций новорожденного на звуки

Развитие слуховой системы новорожденного активизируют окружающие его звуки. Очень полезно болтать с малышом, проговаривать все, что придет в голову. Ласковый мамин голос помогает формироваться слуховому аппарату быстрее.

Основные этапы развития реакций новорожденного на звук:

  1. К 9-10 дню малыш вздрагивает и моргает от внезапного резкого звука, активно дергает ручками и ножками.
  2. К 18-20 дню жизни новорожденный замирает, прислушивается к звукам, пытается найти источник звука глазами. Ласково разговаривайте с малышом, пойте ему песенки.

    Не нужно создавать полную тишину в доме: тогда малыш будет спокойно засыпать и не реагировать на шум от соседей или звуки за окошком.

  3. К месяцу жизни малыш хорошо сосредотачивается на звуках. Он начинает различать не только громкие, высокие звуки, но и тихие, низкие.

Если в первый месяц жизни ребенок спокойно засыпает при включенном телевизоре, не просыпается от шума соседей, громкой музыки, это не означает, что у него проблемы со слухом. Просто природа позаботилась о том, чтобы в период новорожденности малыши были не очень восприимчивы к внешнему окружению. Самая главная их задача после рождения — хорошо кушать и крепко спать, это помогает быстрой адаптации малышей к новому миру.

В каких случаях нужно насторожиться

Диагностику слуха ребенку проводят в роддоме аудиометром через несколько дней после рождения. Если по какой-то причине этого не сделали, педиатр направляет ребенка на диагностику чуть позже.

Слух малыша формируется и развивается постепенно. По каким признакам судят, что есть проблемы со слуховым аппаратом:

  • если к 2-3 неделям ребенок не реагирует на шум, громкие звуки;
  • если малыш к двум месяцам не поворачивает голову на звук, пытаясь найти его глазами;
  • если малыш в возрасте трех месяцев не реагирует на мамин голос, не успокаивается, когда она с ним разговаривает;
  • если к четырем месяцам ребенок не реагирует на голоса и на новые звуки (например, звук новой погремушки);
  • если кроха к четырем месяцам не пытается издавать звуков, подражать интонациям близких.

При любом из этих отклонений нужно обратиться за консультацией к врачу-отоларингологу (ЛОРу).

Как самостоятельно проверить слух ребенка

Можно самостоятельно проверить, есть ли у ребенка проблемы со слухом. Врачи-отоларингологи указывают срок, до какого возраста новорожденные не слышат так же хорошо, как взрослые: это возраст до месяца.

Начиная со второй недели, можно провести такую проверку слуха ребенка:

  1. Взять незнакомую малышу погремушку и пошуметь ею, стоя позади малыша, чтобы он не видел источник звука. Наблюдайте за реакцией малыша.
  2. Когда малыш спит, сказать что-нибудь негромко (чуть кашлянуть). Малыш может отреагировать мимикой или вздохом во сне.

  3. Врачи используют такой метод: громко хлопают в ладоши. Если ребенок моргнул, вздрогнул, — это нормальная реакция.
  4. Развитие речи тесно связано с развитием слуха. С двухмесячного возраста ребенок издает первые певучие звуки.

    Если этого не происходит, это тревожный сигнал.

Как помочь развитию зрения и слуха новорожденного, советы

Природой заложено, что зрение и слух у новорожденных до месяца развиты слабо. Это предохраняет ребенка от перегрузки визуальной и звуковой информацией. Убирает излишнюю стимуляцию и раздражители. В привычном для взрослого человека понимании зрение и слух только что родившегося малыша практически отсутствуют. Но с каждым днем они развиваются, совершенствуются, и к месяцу они уже вполне развиты.

Простые, работающие советы от педиатров для развития слуха новорожденного:

  1. Почаще разговаривайте с малышом. Говорите с ним ласковым, спокойным голосом. Пойте песенки, колыбельные.
  2. Можно включать ненадолго спокойную, классическую музыку (негромко).
  3. Установите на кроватке малыша музыкальную карусель: крупные яркие игрушки будут способствовать развитию зрения крохи, а новые звуки — стимулировать развитие слуха.

  4. Не кричите рядом с ребенком, не устраивайте ссор. Это дополнительный ненужный стресс для крохи.
  5. Не включайте надолго музыку или телевизор в качестве звукового фона — это может утомить ребенка.
  6. Когда с малышом «сюсюкаются», «агукают», это хоть и выглядит смешно, но очень полезно для ребенка.

    Смена интонации, голоса тренирует слух малыша, такое ласковое «улюлюканье» он воспринимает очень хорошо.

Тесное общение с ребенком, прикосновения, объятия, ласковые разговоры, нежность и любовь — это самые лучшие помощники для гармоничного развития малыша.

4585

Источник: https://littleone.com/publication/0-6523-kogda-novorozhdennyy-nachinaet-slyshat

Ребенок плохо слышит — блог медицинского центра ОН Клиник

Нарушения слуха зачастую ассоциируются с проблемами пожилых людей. Но согласно оценкам ВОЗ, от потери слуха в настоящее время страдает 34 млн детей, то есть 7,2% от общего количества людей с таким диагнозом. Нарушения слуха, приводящие к инвалидности, развиваются по генетическим причинам, вследствие тяжелых родов, перенесенных в раннем детстве опасных инфекций. Как вовремя распознать тугоухость у ребенка и что делать, чтобы вернуть малышу способность слышать?

Особенности слуха у новорожденных

Слуховой аппарат начинает формироваться еще в материнской утробе – начиная с третьего триместра беременности плод может слушать окружающие звуки, постепенно учится распознавать голос матери. Но ухо новорожденного не до конца сформировано: например, в первые дни жизни грудничок воспринимает преимущественно сильные аудиальные раздражители, высокие тона. 

Способность различать низкие частоты появляется в 2-3 месяца – тогда малыш активнее реагирует на звуковые раздражители, вздрагивает от внезапных звуков. Если у вашего ребенка наблюдается выраженная реакция на хлопки, падения предметов – скорее всего, его слух развивается нормально.

В 4-6 месяцев дети учатся соотносить звук с источником его воспроизведения: поворачивают головку на родителей, читающих сказку, смотрят на музыкальные игрушки.

В 9 месяцев малыш распознает голоса близких людей и пытается имитировать различные звуки (начинает агукать, к примеру). Но это происходит только в том случае, если слух нормально развивается.

Если с первых дней жизни есть нарушения слуха,  малыш лишен одного из каналов взаимодействия с окружающим миром. Первые два года являются наиболее важными для формирования функций коры головного мозга: речи, познавательных и эмоциональных навыков. Если новорожденный страдает от частичной тугоухости или глухоты, важно как можно раньше выяснить ее причину и постараться компенсировать нарушения, чтобы дать возможность ребенку полноценно развиваться.

Сложность заключается в том, что в первые дни жизни грудничка родители могут не замечать у него проблем со слухом. Новорожденный реагирует на визуальные раздражители: свет, движение, и взрослым кажется, что всё в порядке. Компетентную оценку слухового аппарата малыша может дать только опытный детский отоларинголог.

Причины нарушения слуха

Специалисты разделяют причины тугоухости на врожденные и приобретенные. К врожденным относятся генетические аномалии и тяжелое протекание беременности, например:

  • недоношенность (масса тела менее 1500 г при рождении);
  • перенесенные матерью во время беременности инфекции: краснуха, желтуха, сифилис;
  • родовые травмы.

В некоторых случаях у новорожденного может быть диагностирована наследственная глухота или такие синдромы, отражающиеся на работе слухового аппарата, как Синдром Пендреда или Синдром Ушера.

Но даже если ребенок родился здоровым, есть риск развития глухоты по внешним причинам:

  • инфекции, перенесенные в раннем детстве: корь, менингит, свинка;
  • хроническое воспаление внутреннего уха;
  • травмы черепа;
  • неконтролируемый прием некоторых медикаментов.

Негативно сказывается на слухе высокий уровень шума: например, если ребенок привык слушать музыку в наушниках на большой громкости. Также привести к снижению остроты восприятия может скопившаяся ушная сера, инородное тело, попавшее в слуховой проход. Любые ушные инфекции и повреждения перепонки также вызывают временную потерю слуха, и, если не были правильно вылечены, могут стать причиной приобретенной тугоухости.

Проблемы со слухом у недоношенных детей

По официальным данным, проблемы со слухом диагностируются у 2% новорожденных. Но при перинатальных проблемах (тяжелое течение беременности, риск ее прерывания или преждевременные роды) риск увеличивается до 10%, а если малыш родился с экстремально низким весом (менее 1000 г), то до 44%. Это связано с недостаточным развитием слухового аппарата, которое необходимо вовремя диагностировать и компенсировать.

Если установить тугоухость в первые 6 месяцев жизни ребенка и подобрать методики для ее компенсации, то частичная или полная глухота не сказывается на интеллектуальном развитии ребенка и его социальной адаптации. Но поздний диагноз может привести к существенному отставанию в развитии по сравнению со сверстниками.

Чтобы исключить развитие проблем со слухом у недоношенных детей, проводится ряд мероприятий:

  • на 3-4 день после рождения проводится ЛОР-обследование малыша (если он весит более 2000 г);
  • последующие осмотры детским отоларингологом проводятся в 3 и 6 месяцев;
  • родители должны обращать внимание на развитие у ребенка реакции на звук: поворот головы на источник шума, попытки имитировать звуки.

Хорошие результаты дает аудиологический скрининг новорожденных. Для недоношенных детей он проводится в возрасте 1-1,5 месяцев. Процедура разделена на несколько этапов:

  • анкетирование родителей для выявления возможной предрасположенности к врожденной глухоте (например, наличие тугоухости в семейной истории);
  • звукометрия малыша в 1, 4 и 6 месяцев. Подается звуковой сигнал, на который должен отреагировать грудничок. Если реакции нет – это указывает на наличие слуховой патологии.

Осмотр у детского ЛОРа в первые месяцы жизни и прохождение необходимых исследований нужны для своевременного выявления даже небольшой тугоухости. Минимальное отклонение может привести к тому, что малыш будет плохо распознавать низкие звуки (например, шипящий буквы в словах), и ему сложнее будет освоить речь.

Признаки нарушения слуха у детей

Первый отоларингологический осмотр проводится грудничкам на 3-4 день после рождения. Если врач не обнаружил никаких аномалий, слуховой аппарат сформирован нормально и нет поводов для беспокойства. Но стоит записаться на внеплановый прием к детскому ЛОРу, если вы заметили, что малыш: 

  • никак не реагирует на резкие громкие звуки в возрасте 2-3 месяцев: не вздрагивает, не пугается при падении предметов или внезапном хлопке в ладоши;
  • не поворачивает голову в сторону источника звука: не смотрит на говорящего человека, лающую собаку и так далее. Этот навык формируется к 6 месяцам;
  • постоянно трогает ушные раковины: теребит их, дергает себя за мочки. Это может быть признаком дискомфорта от ушной инфекции или инородного предмета, попавшего в слуховой проход;
  • не начинает лепетать в 6-8 месяцев, или издает очень высокие звуки. Скорее всего, это означает, что ребенок плохо слышит себя;
  • не реагирует на простые просьбы («дай», «на») после года, если говорящий человек находится вне поле его зрения (нет возможности читать по губам).

У детей старшего возраста также могут появиться проблемы со слухом. Родители должны обратить внимание на следующие симптомы:

  • затрудненное освоение речи и языковые нарушения;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • сложности с усвоением школьного материала, если он не подкреплен текстом или изображениями;
  • ребенок постоянно переспрашивает, внимательно вглядывается в лицо собеседника;
  • слушает телевизор, телефон на максимальной громкости, старается сесть как можно ближе к динамику;
  • при беседе по телефону постоянно перекладывает его от одного уха к другому.

В таких случаях следует как можно скорее записаться на прием к детскому отоларингологу и пройти назначенные обследования.

Как и когда проверять слух у детей?

Первая проверка слуха у новорожденного проводится перед выпиской из роддома: на 3-4 день грудничка осматривает детский отоларинголог, осматривающий внешнее ухо, слуховой проход, целостность перепонки, проверяющий наличие реакции на звуковые раздражители.

В это же время желательно пройти скрининг. В ушко малыша вставляется компактный прибор, подающий щелкающий звук и регистрирующий реакцию внутреннего уха на него. Если реакция отклоняется от нормальной – это может свидетельствовать о патологии развития слухового аппарата и требовать дальнейшей диагностики.

Второй осмотр у отоларинголога проводится в 3-4 месяца. К этому времени малыш уже хорошо различает как высокие, так и низкие звуки. Врач может резко хлопать в ладоши (находясь вне поле зрения ребенка).

Юный пациент должен вздрагивать и проявлять признаки испуга: у него выпрямляются ручки и ножки, сжимаются кулачки, он может вздрогнуть, моргнуть. Но эта простая проверка не позволяет проверить наличие незначительной тугоухости или определить её степень.

Для этого потребуется исследования с помощью специальных аудиометрических приборов.

Если у ребенка нет никаких отклонений в развитии слуха, он реагирует на внешние источники шума, начинает лепетать, подражает звукам, развивается согласно нормам, то следующий осмотр у детского ЛОРа проводится в год. Затем желательно записать малыша на прием к специалисту в 2 года – когда ребенок осваивает речь, применяются другие методики проверки слуха.

Однако не нужно ждать планового осмотра, если вы заметили следующие аномалии:

  • малыш не поворачивает голову на резкий звук;
  • очень громко плачет (может указывать на то, новорожденный не слышит себя);
  • постоянно прикасается руками к ушкам.

В таких случаях рекомендуется как можно раньше записаться в отделение детской оториноларингологии.

Что делать, если ребенок плохо слышит?

Врожденная и приобретенная тугоухость требует коррекции и лечения. Если проблемы со слухом временные (например, вызваны инфекцией среднего уха или повреждением барабанной перепонки), врач подбирает комплекс медикаментов и физиопроцедур для скорейшего восстановления слухового аппарата. Самолечение в таких случаях недопустимо: применение растительных отваров и масел могут вызывать раздражение слухового прохода и усугубить инфекцию.

Если вернуть утраченную остроту восприятия невозможно, для коррекции подбираются слуховые аппараты или кохлеарные имплантаты — протезы, устанавливаемые под кожей и позволяющие компенсировать сильную нейросенсорную тугоухость. Они дают возможность ребенку слышать также хорошо, как и сверстники, и полноценно развиваться. Все терапевтические процедуры должен выбирать только специалист после тщательного осмотра ребенка и проведения необходимых исследований.

Также следует придерживаться простых рекомендаций по профилактике снижения слуха среди малышей:

  • не допускать попадания воды в слуховой проход;
  • одевать ребенка по погоде, закрывать уши при сильном ветре;
  • не пропускать плановые осмотра у отоларинголога;
  • сразу обращаться за врачебной помощью, если ребенок жалуется на боль в ухе;
  • не разрешать слушать музыку/смотреть фильмы в наушниках на максимальной громкости.

Подробные рекомендации можно получить на консультации детского ЛОРа.Не откладывайте осмотр у врача: при первых подозрениях на сниженный слух обращайтесь к специалисту. Это поможет вовремя распознать нарушение и подобрать соответствующие методы лечения.

Источник: https://onclinic.ua/blog/problemy-so-sluhom-u-detey

Когда малыш в утробе начинает слышать?

Вы ещё не знакомы с вашим малышом и только представляете себе, каким он будет, когда родится. Ребенок же начинает знакомиться с вами по голосу ещё во время беременности. Примерно на 12-16-й неделе малыш начинает различать звуки, а на 24-й может реагировать на голоса мамы и папы. В последнем триместре он уже извлекает из и звуков какую-то информацию, демонстрируя различные реакции. Что именно слышит малыш и как часто нужно разговаривать с ним — читайте далее.

Ребёнок слышит вас

Конечно же, первая, кого он малыш, — это мама. Пока слуховые каналы ребёнка не сформированы, он чувствует вибрацию вашего голоса, проходящую через ваше тело, а также ваше дыхание и сердцебиение.

Малыш различает голоса

Ваш малыш слышит и различает голоса людей, которые постоянно окружают вас. Он уже хорошо знаком с голосом своего папы. Ребёнок может отдавать предпочтение какому-то голосу, приятному ему. Если голос (или любой другой звук) слишком резкий  или громкий, малыш может отреагировать на него сильными толчками.

и музыку

Знаете ли вы, что музыка, которую слышит ребёнок в утробе матери,  через нейроэндокринную систему оказывает воздействие практически на все системы и органы ребенка? В зависимости от вида и темпа музыки изменяется частота дыхания, тонус мышц, моторика желудка и кишечника малыша. Избегайте громкой и резкой музыки, давайте малышу слушать классику: Моцарта и Вивальди. Спокойная музыка способна даже убаюкать малыша.

Как часто разговаривать с ребёнком?

Конечно же, разговаривать с вашим малышом нужно как можно чаще — и маме, и папе. Используйте любую возможность, чтобы поговорить с малышом. Разговаривайте сама с собой, когда Вы что-то делаете по дому или гуляете. 

Ученые доказали, что слыша голоса родителей, ребёнок реагирует на их интонацию и успокаивается, ритм его сердца нормализуется. Поэтому тон разговора должен быть спокойным, голоса должны быть негромкими. Дети, постоянно слышащие ласковый голос мамы, рождаются спокойными и уравновешенными.

Пойте песни

Пойте малышу песни. Вскоре вы заметите, что малыш может реагировать на них — активно шевелиться.

Обращайтесь к малышу

Если вы уже знаете пол ребёнка, обращайтесь к нему по имени, которое выбрали для него. Или придумайте ласковое прозвище для малыша.

Читайте вслух

Читайте малышу книги. Это может быть любая литература: детская или взрослая, которая нравится вам. Если вы читаете перед сном, читайте вслух. Эта привычка пригодится вам, когда Ваш ребёнок появится на свет.

Избегайте шума

Старайтесь избегать шумных мест, резких звуков и громких разговоров. Если малышу что-то не нравится, он может начать сильно толкаться. 

Источник: https://www.nutriclub.ru/pregnancy/babys-development/when-baby-starts-hearing.html

Развитие слуха у детей

С момента рождения и вплоть до наступления зрелости наш организм постоянно растет и развивается. Хотя скачки роста и пубертатный период наиболее заметны, наши уши тоже проходят процесс развития.

Как и большинство других наших органов чувств, слух начинает развиваться еще внутриутробно. Однако способность слышать проходит долгий путь, прежде чем превратиться в сложно организованный процесс. Слух играет большую роль в формировании навыков общения, взаимодействия с окружающим миром и его познавании. Ниже мы подробно рассмотрим особенности детского слуха, процесс его развития и проблемы, которые могут возникнуть на ранних этапах жизни ребенка.

Как слышат дети

Слух у детей появляется еще внутриутробно, и уши у плода начинают формироваться еще на 9-й неделе беременности. Вначале появляются маленькие отростки, из которых впоследствии формируются уши малыша. К 18-й неделе плод способен слышать звук.

Ребенок способен слышать звуки снаружи матки, но они наполовину приглушены. Это происходит потому, что плод окружен жидкостью и звук не отчетливый.

Однако плод также слышит разнообразные внутренние звуки, включая сердцебиение матери, звуки пищеварительного тракта и ее дыхание.

Примерно к 24-й неделе ребенок начинает откликаться на звуки и голоса. Материнский голос — важная часть ранних этапов развития ребенка. Это самый ясный звук, который он может слышать, и со временем дети действительно становятся способны его распознавать. Хотя большинство матерей разговаривают со своим будущим ребенком, многие из них не знают, что их дети действительно их слушают.

Широко распространено заблуждение, что можно повлиять на IQ детей, если ребенок, находясь еще в утробе матери, будет слышать классическую музыку, но это не значит, что проигрывание музыки вовсе бессмысленно.

Однако следует иметь в виду, что во время беременности важно избегать воздействия громких шумов. Хотя громкие звуки и редкие концерты не навредят плоду, чрезмерное воздействие шума может привести к потере слуха еще до его рождения.

Существует ряд исследований, выявляющих связь воздействия шума и нарушения слуха у новорожденных, поэтому лучше всего бережно относиться к слуху вашего ребенка.

Как развивается слух

Как только ребенок рождается, развитие слуха продолжается. Если некоторые дети уже рождаются с потерей слуха или теряют его непосредственно после родов, у других она может развиться через короткое время после рождения, зачастую вследствие болезни. Скрининг слуха обычно проводят в первые несколько дней после рождения, чтобы обеспечить раннее выявление любых нарушений.

Также важно вакцинировать детей в соответствии с графиком, рекомендованным вашим педиатром, и избегать ситуаций, которые могут спровоцировать серьезное заболевание ребенка. Наблюдение за слухом малыша также может помочь заметить любые проблемы, прежде чем они превратятся в серьезное нарушение.

Если вы полагаете, что ваш ребенок страдает от потери слуха, следует незамедлительно обратиться к педиатру и аудиологу.

Источник: https://www.signia-hearing.ru/blog/the-development-of-childrens-hearing/

Если Ваш ребенок не слышит / Дети / Слух — Центр АВРОРА, Киев

Когда в семье пополнение, родители и бабушки с дедушками погружаются в счастливые хлопоты. Внимание взрослых сосредотачивается вокруг коликов в животе и первых зубиков. А вот то, что ребенок не реагирует на звуки — часто игнорируется.

Родители считают, что малыш еще просто маленький, «перерастет» — и теряют драгоценное время. Ведь нарушение слуха — один из физических недостатков человека, который может привести к задержке интеллектуального развития.

И тогда малыш, который родился даже умнее своих сверстников, начинает отставать от других детей.

Из-за отсутствия хорошего слуха следует задержка речи. В дальнейшем такой ребенок не успевает в школе, с трудом находит друзей. Во взрослой жизни может появиться чувство неполноценности, проблемы с трудоустройством, куча комплексов и обид. Но этого печального сценария можно избежать, если вовремя помочь ребенку. Необходимые составляющие для этого — квалифицированная медицинская помощь и готовность родных поддержать своего маленького гения.

Речь — это зеркало слуха

Выявить нарушение слуха у детей до трех лет родителям достаточно непросто. Часто мама или бабушка ощущают проблему интуитивно, но не знают, куда со своими тревогами и сомнениями бежать. «Добрые советы» знакомых или ведущего из телешоу воруют драгоценное время.

Не все знают, что в возрасте ребенок до 3-х месяцев должен просыпаться даже от тихих звуков. В возрасте до шести месяцев малыш реагирует на игрушки, сам является источником различных звуков — улыбается, гулит. В полгода отзывается на свое имя. В год ребенок повторяет за родными отдельные звуки. Малыш должен реагировать на тихую речь на расстоянии, как минимум, один метр.

В 2,5 года он активно «поддерживает беседу» — демонстрирует набор слов, показывает знакомые вещи по просьбе взрослых, «озвучивает», как говорят кошка или собачка. В возрасте от года до трех ребенок должен начинать говорить.

Дети старше 3 — х лет должны обеспокоить  родителей, если они неправильно произносят слова, или совсем не говорят.

Когда педагоги замечают, что школьник не реагирует на вопросы, не может сконцентрироваться, это  тоже сигнал о том, что нужно проверить слух у «молчуна».

Центр АВРОРА — специалист и друг

Вирусные заболевания, антибиотики, резус-конфликт, неблагоприятная экология , наследственность — причин нарушения слуха множество, и зачастую нельзя установить конкретную. Дети также могут потерять слух из-за перенесенных гриппа, отитов, и даже пагубной привычки не расставаться с наушниками.

К счастью, современных методов коррекции детской тугоухости сегодня немало. Центр слуховой реабилитации АВРОРА  — лучшее место, чтобы в этом убедиться. Ведь за 23 года существования Центра здесь помогли десяткам тысяч людей в возрасте от первых дней жизни и до самого преклонного возраста. Слух могут проверить ребенку с самого рождения — и составить, шаг за шагом, программу реабилитации.

Рекомендуемый возраст для слухопротезирования младенцев — от 3-х до 6-ти месяцев.

Главный врач Медицинского центра Елена Хоменко рекомендует обследовать детей независимо от возраста, как только заподозрили снижение слуха .

В идеале ребенку с нарушением слуха нужно подобрать слуховые аппараты в возрасте до 6 месяцев (в случае врожденной потери слуха), или в течение 6 месяцев после приобретенной потери слуха и в дальнейшем регулярно заниматься с сурдопедагогом.

Родительские усилия, как правило, дают хорошие результаты — в школу пойдет нормально развитый, коммуникабельный ребенок.

В Медицинском центре можно получить диагностику слуха на высокачественном оборудовании и, если необходимо, коррекцию слуха с помощью слуховых аппаратов мирового лидера — фирмы «Отикон» (Дания), а также и занятия с сурдопедагогом, и специальные компьютерные программы для развития слуха и речи, пройти подготовку к детскому саду или школе.

Для родителей и бабушек с дедушками в Центре АВРОРА проводятся родительские семинары «Учим ребенка жить в Стране Звуков».

А еще дети находят здесь новых друзей, Центр АВРОРА проводит для маленьких пациентов праздничные утренники.

Недаром стены этого медицинского заведения украшают наряду с наградами и дипломами, певчие птицы, звонкие пчелы и ревущие машинки — звуки окружающего мира, как их изобразили дети-пациенты на своих рисунках.

Взрослые, подарите ребенку радость слышать окружающий мир! Ваша любовь — это билет малышу в полноценную взрослую жизнь!

Источник: https://aurora.ua/ru/sluh/deti/esli-vash-rebenok-ne-slyshit.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наши дети
Сколько должен спать ребенок между кормлениями

Закрыть