Можно ли оставлять ребенка 8 лет одного дома

С какого возраста можно оставлять в квартире ребёнка одного?

Можно ли оставлять ребенка 8 лет одного дома

История девочки, запертой в квартире на Ленинградке, шокировала всех. Мама надолго оставляла малышку дома одну, и она плакала так, что слышали соседи. Впрочем, когда-то нужно начинать оставлять ребёнка одного — не нанимать же няню для пятнадцатилетнего юноши. С какого возраста детей можно оставлять дома и отпускать на улицу одних?

До первого ЧП

— Российские законы не запрещают оставлять детей дома одних и не определяют точный возраст, когда это можно делать, — объясняет юрист из Хорошёвского района кандидат юридических наук Дмитрий Ярошенко. — Однако детей без присмотра нельзя отпускать на улицу ночью, — напоминает он, — временные рамки различаются в зависимости от регионов. Есть ещё статья 61 Семейного кодекса РФ, по которой за несовершеннолетних отвечают их родители. Но её трактуют, исходя из конкретного случая.

Если ребёнок остался один и всё прошло хорошо, нет проблем. А вот если он затопит соседей или отравится, родителям может грозить административное или даже уголовное наказание.

— Однажды пятилетний мальчик чуть не спалил дом: пытался включить плиту, — рассказывает юрист. — Чудом выжил. Родители получили наказание по статье 125 УК РФ «оставление в опасности». Они возместили ущерб соседям, лечили сына, ещё и заплатили штраф 80 тысяч рублей.

Сначала на минутку, потом на десять

Психологи соглашаются: возраст безопасного одиночества у всех разный. Психолог из Хорошёвского района Вероника Казанцева уточняет, что чаще всего дети готовы оставаться одни с девяти-десяти лет. В это время они уже понимают последствия своих действий, осознают ответственность.

— У меня была пациентка, которой приходилось оставлять шестилетнего сына одного, — рассказывает Вероника Казанцева.

Она была в разводе, няня приходила не всегда. Мальчик хорошо справлялся, мог играть дома сам. Но это единичный случай. Приучать ребёнка оставаться без взрослых психолог советует постепенно: сначала мама идёт выносить мусор, потом — в магазин.

Сравнивать бессмысленно

У Натальи из района Аэропорт двое сыновей, шести и восьми лет.

— Старшего пришлось оставить одного, когда ему было около шести, — вспоминает Наталья. — Я очень волновалась, но всё прошло благополучно. Сейчас он может гулять самостоятельно: знает, что нельзя уходить со двора. Я наблюдаю за ним в окно. Младшего не отпускаем. Он пока не понимает, что значит «играть у дома» или «уйти далеко».

Все дети разные — психологи призывают родителей помнить об этом, когда они решают: оставить первоклассника в квартире одного, позвать к нему бабушку или взять с собой на работу. Критерии «я в этом возрасте», «а вот у соседей», «было время, когда и в три года дети одни с ключом на шее гуляли» не подходят. Зато вы можете определить, готов ли ребёнок остаться на некоторое время в одиночестве, и если готов, то заранее подготовиться к этому.

Источник: https://severstolici.ru/s-kakogo-vozrasta-mozhno-ostavlyat-v-kvartire-rebyonka-odnogo/

С какого возраста отпускать ребенка из дома одного?

Можно ли оставлять ребенка 8 лет одного дома

Можно ли ребенка отпускать на улицу одного? Или оставлять малыша дома на полчаса без присмотра пока мама бегает в магазин? Родительские форумы бурлят, копья ломаются, а новостные ленты пестрят заметками про то, как «педофил подошел на улице к ребенку, когда тот гулял во дворе без родителей», «две девочки попали под машину» и прочими ужасами. «ProРодитель» решил выяснить, какие законы на этот счет существуют в России и что советуют эксперты.

— Федерального закона, который бы не позволял детям находиться на улице без присмотра взрослых, нет, — сообщили в аппарате Уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова. — На этот счет бывают только региональные законы. Так, на Кубани малышей до семи лет отпускать из дома без присмотра запрещено, а для подростков установлен комендантский час.

«Просвещение» представило комплект школьных электронных учебников

Получается, формально в России младенцы даже из роддома имеют право добираться домой самостоятельно.

С какого возраста детей безопасно отпускать из дома одних?

— Зависит от места, где живет семья, от того, есть ли рядом дорога, — перечисляет председатель правления общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. — Если как у Пушкина: «Малыш уж отморозил пальчик, ему и грустно и смешно, а мать грозит ему в окно», — то одно дело, лет с семи можно спокойно отпускать во двор. Младше этого возраста не стоит. Но это только в непосредственной близости от дома.

Кто отвечает за ребенка, когда тот находится на улице без присмотра?

До 18 лет ответственность за ребенка полностью лежит на родителях. Исходя из этого и надо решать, стоит ли ему давать дополнительную свободу, справится ли он с ней, сможет ли он сам проконтролировать свою безопасность.

До какого возраста стоит водить детей в школу?

— По-моему, к самостоятельному перемещению по знакомому маршруту ребята готовы в возрасте 10-11 лет, — считает председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. — Иногда отпускать одного можно и раньше, но при этом четко контролировать. Сейчас практически у всех школьников есть телефоны. И будет правильным, если достигнув цели, ребенок сразу позвонит родителям и доложит: я пришел, все в порядке.

Может ли малыш уйти из детсада домой сам или со старшим братом?

Заведующие многих детских садов требуют, чтобы детей из групп забирали только взрослые и не отпускают воспитанников даже со старшими братьями или сестрами, если тем еще не исполнилось 18 лет. Эксперты считают, что это необоснованно.

Как найти образовательные проекты для детей-«технарей»

— Конечно, детсадовца одного за ворота никто не отпустит, как тут закон не сформулируй, но есть же простые человеческие правила, — объясняет Альшулер. — Но есть и другая крайность.

У нас даже в дребодан пьяному отцу отдадут его малыша, хотя в Европе бы вызвали полицию — законы такие. И, наверное, правильно бы сделали.

Поэтому я не вижу ничего криминального в том, чтобы младших детей забирали старшие, особенно если у них разница не в пару лет, а у воспитателя на столе лежит соответствующее заявление от родителей.

А оставлять дома одного можно?

Жизнь — явление, как известно, полосатое. Есть разные семьи, бывают всякие ситуации. И многим малышам приходится привыкать обходиться самим. Просто потому, что свободной бабушки рядом нет, а маме надо отлучатся по делам. Каждый раз брать ребенка с собой не получается. Эксперты советуют одно: развивая самостоятельность не забывать о рисках. Если в квартире можно убрать из зоны доступа все потенциально опасные для малыша предметы, то зачистить так двор или улицу невозможно.

— Если бы у нас всех нуждающихся мам обеспечивали надомной работой, как это делают во Франции, можно было бы требовать от родителей обеспечить круглосуточный присмотр за детьми, — говорит Борис Альшулер. — Но у нас такого пока нет.

Из-за этого дети рано или поздно все равно остаются одни. И тут все дается на откуп родителей, их восприятия готовности малышей к самостоятельной жизни. Но я бы сам не советовал оставлять без присмотра дошкольников.

После семи лет ребята уже могут некоторое время провести самостоятельно.

Источник: https://rg.ru/2014/11/17/odindoma-site.html

Карантин в школе: как без страха, но с пользой оставить ребенка одного

Можно ли оставлять ребенка 8 лет одного дома
https://www.znak.com/2019-02-04/karantin_v_shkole_kak_bez_straha_no_s_polzoy_ostavit_rebenka_odnogo

2019.02.04

Наиль Фаттахов / Znak.com

Решение властей объявить в школах карантин по гриппу и ОРВИ способно вызвать у родителей приступ паники и отчаяния.

И это не фигура речи: в редакцию поступило сразу несколько взволнованных звонков с вопросом, как же быть тем, у кого нет возможности уйти на полторы-две недели с работы, чтобы провести это время дома, пока дети не учатся.

Понимая, что обстоятельства у всех разные, все же рискнем дать некоторые общие рекомендации. Возможно, они позволят найти выход даже, казалось бы, из безвыходного положения.

Подумайте: действительно ли не с кем оставить ребенка?

Итак, у вас ребенок младшего школьного возраста, и вам не с кем его оставить на время вынужденных каникул. Но подумайте, это действительно так? Повторимся: обстоятельства у каждого свои. И может статься, что ваша семья в самом деле поселилась вдали от бабушек-дедушек и других родственников. И об отправке ребенка к ним под присмотр в заснеженную деревню тоже не может быть речи. 

Тогда хорошее решение сейчас — отложить тревогу, взять в руки телефон и открыть вашу телефонную книгу. Вообще, это мероприятие психологи советуют устраивать всякий раз, когда вам кажется, что вы в безвыходном положении и вам некому помочь.

Если звонок другу работает в телешоу, почему бы не прибегнуть к этому приему в обычной жизни? Даже если вы так и не найдете, кому позвонить, листая книгу контактов, вы активируете вашу память.

И высока вероятность, что вспомните о чем-то или о ком-то крайне полезном в вашей ситуации.

По-прежнему нет идей? Тогда расширяем зону поиска. Чем не повод для знакомства с соседями, который все никак не представится? Среди них вы наверняка заприметили аккуратную и внушающую доверие пенсионерку, с которой не страшно будет оставить ребенка до вечера.

Тем более если оказать посильную помощь в решении ее бытовых проблем или хотя бы предложить ей символическое вознаграждение. Даже если по какой-то причине старушка с первого этажа не сможет подсобить вам сама, наверняка у нее есть подруги. Запросто может оказаться, что кто-то из них будет готов вам помочь.

Да еще и сделает это со знанием дела, имея за плечами — чем черт не шутит — многолетний педагогический опыт.

Еще один канал поиска — родительские чаты. Ту же проблему, что и ваша, как раз в эти минуты решают и другие семьи.

Так почему бы не объединить усилия? При всем разнообразии случаев трудно представить ситуацию, при которой родители соседа по парте или кого-то еще в классе не придумали, как им поступить на время карантина. Поговорите с ними.

Даже если они не согласятся, чтобы вы приводили своего ребенка, например, к ним домой (хотя психологи рекомендуют совместное времяпрепровождение детей в таком возрасте), то наверняка что-то тоже посоветуют.

На худой конец поделитесь вашей проблемой со школьным учителем. Многие школы, закрываясь на карантин, идут навстречу родителям и не запрещают им приводить детей в классы. И это очень неплохое решение. Ведь по сути ваше чадо продолжит посещать школу, пусть и в более расслабленном режиме.

Часто тем же первоклашкам это помогает лучше адаптироваться к школьной среде, если они не успели сделать это за первые месяцы обучения. Дети постарше получают шанс подтянуться в учебе.

И да, многие по себе знают: ученику достаточно на несколько дней остаться один на один с учителем, чтобы впоследствии чувствовать к себе особое расположение педагога.

Игорь Гром / Znak.com

Усвойте с ребенком простые алгоритмы безопасности

Предположим, вы не из пугливых и уверены, что ваш ребенок, отправленный на карантин, не нуждается в особо пристальной опеке и сможет хотя бы несколько часов в день спокойно проводить в одиночестве.

Хорошо, что у вас есть такая уверенность, и наверняка она возникла не на пустом месте. Но все же не будет лишним еще раз обсудить вопрос безопасности.

Предвидеть и избежать, а если избежать не удается — действовать, такова универсальная формула, в рамках которой вы должны подумать, как защитить своего ребенка от возможных неприятностей во время вашего отсутствия. 

Садитесь вместе и четко проговаривайте, как ребенок должен действовать при тех или иных обстоятельствах. Идите прямо по списку, начиная от самых обыденных вещей и заканчивая лишь гипотетически возможными ситуациями.

Что делать, если захотелось пить? На какой полке в холодильнике вы оставите бутерброды на случай, если ребенок захочет перекусить? Где включается свет, когда начнет темнеть? Что делать, если кто-то постучит в дверь, позвонит по домашнему или сотовому телефону? Наконец, как сам ребенок может быстро связаться с мамой или папой, если в этом появится необходимость? Предложите ребенку простые алгоритмы и убедитесь, что он хорошо их усвоил.

Обязательно придумайте и запомните вместе кодовое слово. Оно пригодится вам на тот случай, если придется прибегнуть к помощи кого-то из посторонних, и не только во время школьного карантина, но и в других ситуациях.

Так ребенок сможет отличить, кто действительно свой и пришел помочь, а кто чужой и кому доверять не следует (ваш школьник ведь уже знает, что с чужими людьми нужно быть настороже?). Неплохо облечь это в игровую форму: пусть у вас будет не только пароль, но и ответ.

И обязательное условие, что ребенок ни с кем никуда не пойдет и даже не заговорит, пока в ответ на слово «пароль» не услышит ваше кодовое слово.

И конечно, было бы здорово, если бы ребенок оставался один не на целый день. Если некому побыть с малышом все время, пока вы отсутствуете, то, возможно, получится договориться хотя бы о непродолжительном визите — покормить его в обед и просто убедиться, что с ним все в порядке. 

Игорь Громм / Znak.com

Напоминайте ребенку, что карантин — это не каникулы

Вопрос безопасности в немалой степени зависит и от того, чем будет занят ваш ребенок, оказавшись на карантине. Помните сами и по мере необходимости напоминайте своему ученику, что карантин — это все-таки не каникулы, а продолжение учебного года, пусть и вне стен самой школы.

То, что с утра не надо спешить за парту, вовсе не отменяет ранний подъем: психологи советуют отсрочить его максимум на один час, но однозначно ребенок не должен оставаться в постели до обеда. А вот после обеда был бы полезен сончас, особенно для младших школьников, благо домашний режим это позволяет.

Разумеется, из распорядка дня не должны уходить уроки. Отправляя класс на карантин, в школе наверняка позаботились о том, чтобы ваши дети не бездельничали, так что проследите за тем, чтобы ребенок действительно не расслаблялся. Стахановские нагрузки ни к чему: распределите полученные задания на весь период вынужденного домашнего обучения и старайтесь придерживаться уже ставшего привычным расписания: два-три урока в день по 30–40 минут с 10–15-минутными перерывами. 

Если понимаете, что объем заданного недостаточен, а учитель не руководит процессом посредством удаленного доступа, берите инициативу в свои руки. Ваша задача — занять ребенка. Тем самым вы в том числе исключите саму возможность для праздных шатаний. И, соответственно, снизите вероятность каких-то ЧП домашнего масштаба. 

Совсем не обязательно, чтобы школьник, отправленный на карантин, сидел все время над учебниками. Пусть читает, разучивает стихи или песни, рисует или лепит. Впереди праздники, когда надо поздравлять сначала папу, а потом маму — вот пусть и займется этими подарками. Очень полезное занятие — генеральная уборка в детской: в обычное время ни у вас, ни у малыша до этого, как правило, не доходят руки, а теперь это прекрасная возможность занять, по крайней мере, пару дней.

Постарайтесь с вашим ребенком договориться о каком-то желаемом результате по итогам вынужденной паузы в посещении школы.

Пусть к концу карантина он продемонстрирует вам знание новых слов или фраз на английском, расскажет наизусть солидный отрывок из «Сказки о царе Салтане», подтянется на перекладине не меньше 10 раз.

Разумеется, за достижение «целевых показателей» вы должны ребенка соответствующим образом поощрить. Иначе он будет чувствовать себя обманутым и договариваться с ним впредь вам будет крайне трудно.

Не забывайте, что у ребенка должно быть и личное время, когда он — в пределах разумного, конечно, — предоставлен сам себе, без необходимости выполнять какие-то задания и поручения родителей и педагогов. Кто-то попросит поставить ему любимый мультик, кто-то посидит за компьютером или игровой приставкой, кто-то займется любимыми играми, а кто-то просто полежит и помечтает. 

Пусть это безделье вас не пугает, ведь и безделье бывает разным. Психологи говорят, что такое времяпрепровождение крайне важно, причем как для ребенка, так и для вас. Ребенок получает наибольшую возможность творить, а вам наблюдение за ним в этот момент должно подсказать, умеет ли малыш найти сам себе занятие и на какой стадии формирование в нем основ самостоятельности и ответственности за самого себя и за свои действия. 

Благодарим за помощь в подготовке публикации детского врача-психиатра Татьяну Смирнову.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: https://www.znak.com/2019-02-04/karantin_v_shkole_kak_bez_straha_no_s_polzoy_ostavit_rebenka_odnogo

Ребенка оставили одного при задержании Азара. Что грозит полицейским?

Амалия Затари Би-би-си

Правообладатель иллюстрации Getty Images

Вечером в понедельник полиция задержала журналиста «Новой газеты» и муниципального депутата московского района Хамовники Илью Азара. В квартире осталась его малолетняя дочь, но полицейские не стали дожидаться супругу Азара и оставили ребенка одного. Насколько это законно и что может грозить сотрудникам полиции?

О задержании Азар успел написать в своем телеграм-канале в 21:10. «Уложил ребенка спать, вышел покурить на балкон, с лестничной клетки вышли три полицейских и заявили, что я задержан по 20.2 [статье Кодекса об административных задержаниях]. Прямо в домашней одежде и тапках повели в машину. То, что дома остался один ребенок, которому нет и двух лет, их не волнует», — сообщил он.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как разложить детскую коляску трость

Жена Азара Екатерина сообщила, что, когда она приехала домой, дверь их квартиры была открыта.

«Я приехала домой, и нашла квартиру открытой, а ребенка мирно спящего в своей кровати. Одного. Это довольно страшно», — написала она в «Фейсбуке».

Сообщения супругов вызвали большую волну возмущенных комментариев в соцсетях. Тем временем Азара доставили в ОВД «Красносельский», а затем отпустили. Журналист сообщил собравшимся у отделения полиции коллегам, что просил задерживавших его полицейских дождаться супругу, чтобы не оставлять ребенка одного. Полицейские ждать отказались, сказал Азар.

«Налицо оставление ребенка в опасности»

Адвокат Татьяна Молоканова в ночь на вторник через специальную форму на сайте обратилась в прокуратуру Москвы с просьбой проверить действия полицейских, задержавших Азара.

«[Азар] находился дома вдвоем с ребенком, дочерью 2017 года рождения. Несмотря на неоднократное информирование полицейских о малолетнем ребенке, который спал, предложении дождаться супругу или иного близкого родственника, полицейские проигнорировали указанную информацию, вывели Азара И.В. из квартиры, посадили в полицейский автомобиль и доставили в красносельский ОВД по делу об административном правонарушении», — говорится в жалобе.

«Тем самым сотрудники полиции оставили малолетнего ребенка в опасности, — делает вывод адвокат. — Супруга Азара приехала в квартиру, дверь была открыта, ребенок один находился в помещении».

Во вторник в городскую прокуратуру обратился уполномоченный по правам ребенка Москвы Евгений Бунимович. «Есть достаточно внятная процедура, как действовать в таких случаях, они могли подождать маму, либо связаться с соцзащитой. Они не связывались. Я звонил — ни соцзащита, ни органы опеки ничего не знали», — сказал он Интерфаксу.

«Если все эти обстоятельства подтверждаются, то это налицо оставление ребенка в опасности, поэтому я обратился к прокурору Москвы, потому что необходимо разобраться в обстоятельствах задержания и правомерности действий полиции», — заявил Бунимович РИА Новости.

Сам Азар во вторник сказал Интерфаксу, что напишет жалобу на полицейских в Следственный комитет России (СКР).

По закону прокуратура обязана рассмотреть поступившие обращения в течение 30 дней.

Три варианта, как может повести себя прокуратура

«Прокуратура не рассматривает уголовные дела, поэтому просьба [Молокановой] была — проверить законность действий полиции в широком смысле, — рассказал Би-би-си глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков. — Поэтому есть три варианта того, как может повести себя прокуратура».

«Первый — не увидеть в действиях полиции ничего незаконного, второй — увидеть в них дисциплинарные нарушения, третий — усмотреть в них нарушения Уголовного кодекса и направить материалы в Следственный комитет», — перечислил правозащитник.

«Я думаю, что мы находимся между первым и вторым вариантом, и будет удачей, если прокуратура или само МВД установит в действиях полицейских какие-то нарушения», — добавил Чиков.

Азар после освобождения из полиции сказал журналистам, что задерживавшие его сотрудники звонили кому-то по телефону и совещались.

«То есть приказ задерживать дало начальство и, следовательно, наказывать надо начальство», — делает вывод Чиков.

Оставление в опасности?

Политик Алексей Навальный накануне писал в «Твиттере», что действия сотрудников полиции при задержании Азара близки к составу преступления, описанному в статье 125 УК РФ (оставление в опасности). О том же сказал Интерфаксу Азар — он собирается писать жалобу в СКР именно по этой статье.

Чиков с этим не согласен. «У представителя власти может быть только статья 285 УК или 286 УК — злоупотребление должностными полномочиями или их превышение. 125-й статьи быть не может, потому что это спецсубъекты», — пояснил он.

Но «оставлять ребенка 2017 года рождения одного — точно нарушение закона, вопрос в том, был ли он в опасности», добавил Чиков. По его мнению, у полицейских было несколько вариантов, как действовать в такой ситуации: «Не торопиться и дождаться приезда кого-то из близких родственников (жену Азара было ждать 30-40 минут) или вызывать представителя опеки, чтобы он остался с ребенком».

Будут ли привлечены к ответственности полицейские, правозащитник прогнозировать не берется. «Вероятность того, что кого-то накажут, зависит от того, насколько широкий будет скандал, а также от количества вовлеченных лиц», — считает Чиков.

Помимо Азара полиция также задержала оппозиционера Николая Ляскина и юриста Фонда борьбы с коррупцией и незарегистрированного кандидата в депутаты Мосгордумы Любовь Соболь. На Ляскина и Соболь составили административные протоколы в связи с прошедшей 31 августа акции протеста против политических репрессий, которая не была согласована с властями.

На Азара полицейские также составили протокол по части 8 статьи 20.2 Кодекса об административных правонарушениях (повторное нарушение правил проведения митингов). Его должен был рассмотреть во вторник Мещанский суд Москвы, но утром суд вернул протокол обратно в ОВД для устранения ошибок. По этой статье Азару грозит административный арест до 30 суток. Речь идет тоже о событиях 31 августа.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-49562317

Не бюллетень. В Общественной палате нашли способ оставить дома родителей школьников — Радио 1. Регион — Радио 1: Главные новости Подмосковья

Родители школьников, которых перевели на дистанционное обучение из-за коронавируса, не могут оформить больничные листы по уходу за ребёнком. Об этом сообщили в Минтруда РФ.

В такой ситуации родители, вынужденные уходить на работу, рискуют жизнью и здоровьем детей и могут попасть под уголовную ответственность, заявил «Радио 1» эксперт ОНФ, зампредседателя Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ Сергей Рыбальченко. Он предложил привлечь к решению проблемы работодателей.

«На сегодняшний день больничный по карантину оформляется только родителям, у которых дети дошкольного возраста. Если ребёнок старше, больничный родителям не оформляем. Я считаю, что это неправильно. Это нужно пересмотреть в срочном порядке. Потому что сейчас, когда дети переведены на дистанционный режим, они, во-первых, сами себе предоставлены.

А во-вторых, существует норма закона, в соответствии с которой ребёнка до 14 лет нельзя оставлять без надзора. То есть фактически родители сейчас находятся в законодательной ловушке, когда с одной стороны они не могут взять больничный и должны ходить на работу, а с другой – не имеют права оставлять ребёнка без надзора», – сказал Рыбальченко.

Он подчеркнул, что правительство должно в ближайшее время исправить эту ситуацию.

«Оформлять больничный, кончено, нелогично, ведь ребёнок не болен, так что это другая статья расходов. Но решения должны быть приняты, чтобы не возникла ситуация, когда родителя могут привлечь к ответственности, если с ребёнком что-то произойдёт, пока он был без надзора.

Сейчас органы власти, правительство должно предпринять максимальные усилия, чтобы вывести эту ситуацию из тупика. Решением вполне могла бы стать настоятельная рекомендация работодателям, а для госорганов это должно стать обязательным решением, переводить родителей детей младше 14 лет на дистанционную занятость.

Если такой ребёнок учится дистанционно, то и родители тоже должны получить возможность работать из дома», – пояснил Рыбальченко.

Школы в Подмосковье и Москве закрыты для очного посещения с 21 марта по 12 апреля.  

В Минздраве России назвали лекарства для лечения коронавируса

Источник: https://radio1.news/article/ne-byulleten.-v-obschestvennoj-palate-nashli-sposob-ostavit-doma-roditelej-shkolnikov-39762

Памятка для молодых родителей

В целях снижения детской заболеваемости, инвалидности, предупреждения случаев младенческой смертности, связанных с  необеспечением родителями  правил безопасного ухода и присмотра за детьми раннего возраста,  Департаментом здравоохранения Ивановской области разработана и утверждена Памятка для молодых родителей. Информационная Памятка выдается под роспись при выписке матерей с детьми из родильных отделений и родителям, имеющих детей раннего возраста.

Что нельзя делать!

1. Кормить ребенка лежа. Укладывать спать ребенка с собой.

Никогда не кладите ребенка первых 6 месяцев жизни рядом с собой на свою кровать при кормлении или укладывая спать на ночь! Уснув рядом с ним, Вы рискуете придавить ребенка своим телом и создать препятствие для его дыхания, что может привести к трагическим последствиям – асфиксии (удушению) младенца.

2. Оставлять ребенка без присмотра одного в целях предотвращения несчастных случаев.

Однако, если Вам поневоле придется ненадолго отлучаться и хотя бы на несколько минут оставлять малыша одного, необходимо соблюдать ряд несложных правил.

Ребенка, даже не умеющего переворачиваться, ни на секунду нельзя оставлять одного на высоте (пеленальном столе, диване, кровати): положите его в кроватку или на пол. Оптимальным вариантом является укладывание ребенка на боку. При этом следите за тем, чтобы голова была повернута в сторону, и периодически меняйте ее положение влево-вправо. Нельзя класть ребенка первые шесть месяцев на спину, потому что в этот период возможны срыгивания, и положение на спине становится по-настоящему опасным.

В детских кроватках не должно быть мягких матрацев и подушек. Плотный матрац без подушки полностью исключает возможность задохнуться во время сна. Большинство младенцев до трехмесячного возраста не пытаются освободиться при сжимании ноздрей.

В этом случае возникает остановка дыхания на 10-15 секунд. К остановке дыхание могут привести и корочки слизи, перекрывшие носовые ходы.

Вот почему врачи настоятельно рекомендуют не укладывать детей в мягкие пышные кроватки и в комнатах с теплым (выше 23 градусов) и сухим воздухом.

Не оставляйте их спать при открытом окне, даже если оно загорожено москитной сеткой, ограничьтесь открытой форточкой: даже маленькие дети могут выпасть из окна!

3. При купании нельзя оставлять ребенка без поддержки рукой, нельзя отвлекаться и оставлять его одного! Уровень воды в ванночке должен быть не более 10–15 см, чтобы после погружения над поверхностью воды находилась верхняя часть груди и голова ребенка.

4. Оставлять электрические розетки без защиты.

Закройте электрические розетки заглушками или купите розетки, включающиеся только с поворотом крышки. К розеткам, в которые включены бытовые приборы, и к электрическим проводам доступ нужно обязательно перекрыть. Лучше всего спрятать их за тяжелой мебелью.

5. Включать бытовые нагревательные приборы без защитных экранов.

6. Перевозить ребенка в автомобиле без специальных удерживающих средств.

7. Оставлять ребенка без присмотра у открытых и искусственных водоемов.

8. Разговаривать с ребенком во время еды.

9. Оставлять одного ребенка наедине с животными. Самый добродушный и умный пес вряд ли стерпит, если маленький ребенок будет проверять, вынимаются ли у него глазки и можно ли оторвать ему нос.

10. Оставлять ребенка без присмотра на лестничных площадках и лестничных маршах.

11. Переходить дорогу в неположенных местах, переходите в специально предназначенных для этого местах, убедившись в безопасности движения.

12. Давать играть мелкими, колющими, режущими предметами, полиэтиленовыми пакетами, храните их вне зоны доступа ребенка. Мелкие предметы малыш может затолкать в нос или дыхательное горло, что может привести к удушению.

13. Находиться около плиты и готовить еду с малышом на руках: он может получить ожог паром, так как вам трудно будет одновременно обеспечить процесс приготовления пищи, собственную безопасность и безопасность ребенка. Не наливайте в посуду горячую жидкость, находясь поблизости от малыша.

Другие советы

  • Храните лекарственные и химические средства вне зоны доступа ребенка.
  • Фиксируйте тяжелые вещи, расположенные на высоте (антресоль, телевизор и др.).
  • Детей постарше, уже умеющих ползать, отучите приближаться к плите, подоконникам, всякий раз предупреждая: “Опасно!”.
  • Острые углы на мебели нужно закрыть специальными защитными насадками, продающимися в магазинах.
  • Поднимите все опасные вещества, способные вызвать отравление, на высоту не ниже 1,5 м, а лучше всего лекарства, витамины, уксус, косметику, средства бытовой химии и т.п. держать под замком.
  • Уберите скатерти и клеенки, края которых неплотно прилегают или свисают – потянув за них, малыш может уронить на себя посуду, книги или цветочный горшок.
  • Спрячьте столь привлекательные для детей стеклянные баночки, керамическую посуду, вазы, графины и все, что может разбиться и травмировать Вашего малыша. Под открытым солнцем гуляйте с ребенком непродолжительно, используя головной убор и соблюдая питьевой режим.

Источник: http://ivrd4.ru/services-2/recommendations-2/

Как оставить ребенка дома одного: без страхов и травм

Когда я впервые уходила из дому от своего ребенка — всего на 20 минут — я была полна дурных ожиданий. Мне казалось, дочь испугается, будет плакать, скучать по мне, и никакие мультики не помогут. Ей тогда было года четыре, она приболела, а с новым жителем нашего дома — щенком таксы — надо было выйти в любом случае. В общем, поговорив с дочкой и объяснив ей проблему, я вышла за порог.

Вернувшись, я с замиранием сердца повернула ключ в замке, открыла дверь и увидела что все в порядке: в комнате горит теплый свет, а дочь смотрит мультфильм. С сыном все было еще проще: с ним оставалась старшая сестра, которая могла уже и мне позвонить, и к соседке сходить, если вдруг понадобится срочная помощь.

Однако даже при таком, вполне благополучном развитии сюжета всегда хочется знать немного больше. Чем может быть опасно оставлять ребенка одного — в психологическом и правовом аспекте?

Юридическая сторона вопроса

В России не прецедентное право, да и закона, регулирующего возраст, с которого можно оставлять детей одних дома, нет. Судебное преследование грозит родителям только в одном случае: если ребенку был причинен вред. Согласно статье 61 Семейного Кодекса РФ, родитель полностью отвечает за ребенка до достижения им совершеннолетия (18 лет).

Если родитель оставил ребенка без присмотра, ему может грозить административная ответственность по ст. 5.35. КРФоАП: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних».

В некоторых случаях родитель может быть привлечен к суду и по статье 125 Уголовного Кодекса РФ «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние».

Таким образом, в задачи современного родителя в первую очередь входит благополучие ребенка — даже если самого его нет рядом. Как сделать так, чтобы ребенок не причинил себе вреда, и сохранить квартиру в целости? Как при этом — хотя бы даже случайно — не травмировать его психику?

Действовать постепенно

Руфина Кашапова, практический психолог, основатель «Натуральной школы», считает: готовить ребенка к тому, что когда-нибудь мамы и папы не будет рядом, надо постепенно. Первая сепарация происходит в 9 месяцев, следующий этап — от 2 до 4 лет, затем — к 5-6 годам. Задача родителя — помочь ребенку пройти все эти стадии благополучно. Это значит, что, с одной стороны, надо приветствовать отделение ребенка, а с другой, — не навязывать.

«Ребенку нельзя предоставлять слишком много самостоятельности, иначе он может просто потеряться в этой свободе, почувствовать себя одиноким и заброшенным, ему будет страшно. Но нельзя и противостоять формированию самостоятельности, чтобы ребенок не боролся, не возмущался.

У родителей должно быть ощущение меры: сколько самостоятельности предоставлять, начиная с самого первого этапа, когда младенец учится ползать, что-то открывать, искать. И каждый раз мера находится заново.

Этот баланс выстраивается только в контакте с ребенком, здесь важно, чувствует ли родитель благополучие своего чада, хорошо ему или нет».

Когда слишком рано для свободы

Формальными признаками психологического неблагополучия ребенка является появление страхов и растерянности, при этом у него падает инициатива. Это происходит, когда оказывается, что ему слишком рано предоставлять свободу, его психика еще не созрела. Ребенок начинает жаться к маме: «Я туда не пойду, я туда не хочу!».

Надо дать ребенку время, советует Руфина Кашапова, чтобы он привык к свободе, чтобы у него был благополучный телесный опыт освоения нового пространства рядом с родителем. Желательно, чтобы мама была возле, но не контролировала. Когда такой опыт благополучного освоения мира имеется, можно все дальше и дальше отступать за спину ребенка. Он должен чувствовать, что родители есть, но не препятствует свободному движению вперед.

С психологической точки зрения, ребенок готов оставаться один к 6 годам. Попробуйте сначала оставить его на полчаса, может быть, даже на 15 минут, отойдя в магазин за хлебом.

Затем можно постоянно увеличивать этот период, а потом обсуждать с ребенком, каково ему было, когда мамы не было рядом. Это проговаривание необходимо, ведь мама только так может получить представление о том, каково было ребенку, а сам он может и не сказать этого вслух.

Не потому, что это тайна, а потому, что ему не пришло в голову, он уже отвлекся на что-то другое.

Второй важный момент проговаривания — ребенок размещает свое беспокойство, отдает его маме. Причем мама в любом случае должна предоставить поддержку: «Ты молодец, справился» — даже если ребенок был зажат от ужаса, сидел в углу, — он молодец. «Тебе было немного страшно, но посмотри, — говорите вы ребенку, — ты в порядке, жив и здоров, дом цел, значит, ты справился».

Кроме того, родитель должен адаптировать ребенка к разным бытовым вещам. Надо дать ему возможность постепенно осваивать бытовые приборы. У каждого ребенка это получается в свое время: у кого-то с 2-х, у кого-то с 4-х лет.

Подведем итог: родителю нужно не бояться давать ребенку осваивать бытовое пространство и постепенно увеличивать время его свободы. При этом у ребенка всегда должно быть ощущение того, что родитель у него «за спиной», защищает.

Хищные бытовые приборы

О технике безопасности детей дома рассказал Евгений Лапочкин, поисковик и старший по обучению поискового отряда «Лиза Алерт», технический директор в центре формирования навыков безопасности «РИКОН».

«Лиза Алерт» проводит тренинги для детей, обучая, что ребенку на улице нельзя ни с кем уходить, даже если это кто-то знакомый, где-то страдает кошечка или собачка и так далее. Любой взрослый может оказать себе помощь сам, не привлекая ребенка, — вот что важно донести до своих детей. Эти правила касаются и нахождения детей одних дома.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли прописать новорожденного ребенка с бабушкой

Основная опасность здесь, с технической точки зрения, это плиты, газовые баллоны, зажигалки. Надо рассказывать об этом детям, объяснять им, может быть, даже показывать ролики о пожарах. На втором месте стоит электричество, потому что в розетки пихается все, что может туда влезть. На третьем месте — вода. Открыть кран и налить тонну воды на пол запросто может любой ребенок.

Существует чисто техническое решение этих проблем — это системы класса «умный дом», которые фиксируют все возможные утечки: воды, газа и пр. Можно подключить и камеры, и сигнализации, чтобы контролировать все, что происходит дома дистанционно, по мобильному гаджету. Так родителю будет гораздо спокойнее.

Но тут возникает вопрос: кто будет реагировать. Вот на полу появилась вода, а ребенок не может впустить незнакомых, потому что взрослому человеку помощь от ребенка не потребуется, — мы об этом постоянно говорим, это основа безопасности. То есть позвонить в дверь должен кто-то знакомый, например, бабушка из подъезда, соседка, подруга. Но вы должны этому человеку доверять.

Пугать ребенка, рассказывая ему об опасностях, уточняет Евгений Лапочкин, — нельзя, иначе ребенок вам потом это «вернет». Можно что-то объяснять словами, но дети совершенно иначе мыслят, слова для них — только слова.

Должно задействоваться образное мышление и практика, то есть поговорили — и давай пойдем в лес, в парк на специально оборудованную площадку, я дам тебе зажечь костер. А дома это делать не надо по таким-то причинам. Только тогда слова будут работать.

Прятать спички и зажигалки бесполезно, — заключает Евгений.

Самые необходимые правила

Перечислим основные моменты, которые должны запомнить родители и которые нужно объяснить детям.

Правило 1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме должен соблюдаться не только для красоты, но и для безопасности. Если ребенок маленький, лучше ему вовсе не брать такие предметы, когда он один.

Правило 2. «Никогда не тяни за электрический провод руками. Не подходи к оголенным проводам и не дотрагивайся до них».

Правило 3. «Не пробуй никакие лекарства: они невкусные и, скорее всего, ядовитые».

Правило 4. «Не трогай никаких упаковок с бытовой химией, ею можно отравиться».

Отдельный блок правил связан с поведением во время утечки газа. Надо донести до ребенка мысль о том, что газ очень опасен. Оптимально, конечно, на время вашего отсутствия перекрыть газовый вентиль, однако ребенок все равно должен знать, что делать в случае, если он учует запах газа.

Правило 1. Срочно скажи о запахе взрослым.

Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.

Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите.

Правило 4. Немедленно позвони по телефону 04.

Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.

Также следует ознакомить подрастающего человека с правилами поведения во время пожара. Число детей, погибших при пожарах, никогда не было в России маленьким, однако, по статистике, представленной в ноябре 2018 года, в прошлом году эта цифра выросла почти на 20%.

Основная инструкция при подозрении на пожар

Если в квартире появился запах дыма, надо постараться найти источник. Пройди по квартире, закрывая все окна и двери — огонь не должен распространиться. Проверь не только квартиру, но и балкон, выгляни на лестничную клетку.

Если в доме появился источник огня, но ты не можешь потушить его сам, уходи из квартиры. Береги дыхание, рот и нос закрой влажной тканью.

Выйдя из квартиры, сразу вызывай пожарных по телефонам 01 или 112. Четко отвечай диспетчеру на вопросы: спросят твое имя, адрес, уточнят обстоятельства.

Уходя из квартиры, закрывай за собой все двери, отключай электричество. Вещи с собой брать не надо.

Предупреди соседей, после чего спускайся вниз по лестнице. Не пользуйся лифтом — это опасно для жизни. Выйдя на улицу, оставайся возле подъезда и жди пожарных.

Вместо итога

Резюмируя, составим пошаговый план, как подготовить ребенка (и себя) к такому важному этапу сепарации, как «один дома».

  1. Подготовьте ребенка к тому, что ему предстоит побыть одному. Здесь поможет проигрывание сценария, когда, обнимая ребенка и глядя ему в глаза, вы проговариваете, что будет происходить в тот или иной момент. Перед тем как уйти, оставьте малышу какой-то знак, чтобы вы любите его, «поцелуй в ладошке». Это может быть ваше фото или рисунок.
  2. Заранее подготовьте ребенка к столкновению с бытовым миром дома: огнем, газом, водой, техникой, ножами и вилками. Здесь должны действовать простые и доступные правила. Должны быть и запреты, например, в нашем доме дети не зажигают плиту, хотя она как раз «умная» и перекрывает поток газа, если огонь не загорелся.
  3. На стене рядом с дверью или на любом видном месте напишите ваш телефон, номера мужа, бабушек, соседки, а также номер 112. Научите ребенка пользоваться быстрым доступом на стационарном телефоне, чтобы в случае крайней необходимости малыш мог до кого-то дозвониться. Научите его не открывать дверь чужим. В этом могут помочь тренинги, организуемые «Лизой Алерт», а также книги Людмилы Петрановской из серии «Что делать, если».
  4. По возвращении поговорите с ребенком о том, что он чувствовал, пока вас не было, контейнируйте его страх и неуверенность, похвалите его.

В любом случае, если вы не находитесь в крайней ситуации, в решении вопроса «оставлять ребенка одного или нет» надо отталкиваться от психологического состояния вашего малыша. Тогда отделение пройдет успешно и без травм.

Источник: https://www.matrony.ru/kak-ostavit-rebenka-doma-odnogo-bez-strahov-i-travm/

Когда и как можно оставлять ребенка дома одного

Надеемся, все помнят комедию «Один дома», где малыш, позабытый в предпраздничной суете, проводит несколько дней в одиночестве. Помимо грабителей, которым он дает достойный отпор (спишем этот сюжетный поворот на фантазию сценаристов), он сталкивается со множеством бытовых и психологических проблем, о которых, уверены, вы до этого даже не задумывались.

Пусть и не таким экстремальным способом, но шаг к самостоятельности и автономности вашему ребенку рано или поздно придется сделать. Когда можно попытаться оставить ребенка дома одного? Насколько это безопасно? Как подготовить ребенка к самостоятельному времяпровождению?

Это вообще легально?

В законодательствах обычно не указан возраст, когда ребенок может оставаться дома один. Исключением, пожалуй, можно считать США где, как вы знаете, действуют собственные правила в каждом из штатов. Там возраст, достаточный для оставления ребенка дома, колеблется от 7 лет в Небраске до 14 лет в Иллинойсе, но и в Америке в 35 штатах нет таких законодательных ограничений.

Большинство стран регулируют этот вопрос рекомендациями органов опеки (обычно подходящим возрастом считается 12-13 лет).

Если нет закона, значит можно оставлять ребенка дома хоть с рождения? Не совсем.

Во-первых, в Уголовном кодексе есть статья №125: «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности» (наказание довольно разнообразно – от штрафа до лишения свободы на срок до года).

Следует отметить, что просто оставление ребенка в квартире – не относится к понятию «опасное для жизни и здоровья состояние», поскольку пребывание дома ничем ребенку не угрожает, Однако если вы оставили малыша запертым на день без еды и воды – вами займутся компетентные органы.

И все же чаще страдают шустрые малыши из вполне благополучных семей, которые в отсутствии (а иногда и в присутствии) мамы и папы добираются до открытых окон, газовых кранов, спичек, таблеток, бытовой химии.

В этом случае вступает в действие статья № 5 — 35 Кодекса административных правонарушений РФ: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей».

Наконец, если вы постоянно оставляете ребенка дома одного, и он рыдает там часами, что, естественно, вызывает беспокойство и опасения соседей, в дело вступают сотрудники органов опеки и попечительства, которые руководствуются статьей №77 Семейного кодекса РФ.

Статья 77 СК РФ: «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится».

Тут мы должны отметить, что в российской юридической практике толкование понятия «непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка» в статье 77 СК гораздо шире, чем в статье №125 УК, хотя формулировки, казалось бы, одинаковы. По сути, является ли угроза жизни и здоровью ребенка непосредственной, определяют органы опеки и, зачастую, «на глаз».

Однако если ваш ребенок спокоен и весел, не страдает в ваше отсутствие от голода и жажды, не может добраться до окон, ножей, спичек, газовой плиты, то не существует законодательного ограничения, которое не позволило бы вам оставить ребенка дома. Поэтому советуйтесь с собственным здравым смыслом!

Как определить, готов ли ваш ребенок остаться один дома

Психологи уверены, что не существует единой возрастной отметки, когда можно оставлять ребенка дома одного. Упомянутый выше возраст 12-13 лет – это, скорее, возраст, когда ребенок достаточно социализирован, чтобы попав в потенциально опасную ситуацию, действовать адекватно.

Однако на деле один ребенок и в пять лет достаточно спокоен, благоразумен и житейски опытен, чтобы провести время дома. Другой и в 10 и даже в 12 лет не готов брать на себя ответственность за собственную безопасность.

Попробуйте определить готовность ребенка к самостоятельному времяпровождению с помощью небольшого теста. Итак, ваш ребенок

  • умеет пользоваться телефоном, может набрать ваш номер и номера экстренных служб?
  • умеет и любит проводить время самостоятельно, может заниматься своими делами, не привлекая вашего внимания, по меньшей мере, час?
  • не имеет ярко выраженных фобий, не боится темноты или чудовищ?
  • знает и соблюдает запреты, связанные с играми с опасными предметами?
  • не склонен наносить увечья себе или окружающим?
  • имеет домашние обязанности, которые четко и регулярно выполняет?
  • знает свой распорядок дня и охотно его соблюдает?
  • не мстителен, не злопамятен, не склонен устраивать «диверсии» в ответ на запреты или наказания?

Если на все вопросы вы ответили «да», то, скорее всего, вы можете попробовать оставить малыша дома. Обычно считают, что среднестатистический ребенок может оставаться дома на час и больше, начиная с 7-8 лет.

Потенциально опасные ситуации

Обсудите с ребенком возможные потенциально опасные ситуации. Позаботьтесь, чтобы у него была с собой таблица с важными телефонами.

Сорвало кран (прорвало трубу)

Позвонить вам, позвонить в аварийную службу, отключить электроприборы, обратиться за помощью к соседям, открыть дверь, остаться в безопасном месте.

Пожар

Покинуть квартиру и позвонить в пожарную часть, при возможности предупредить соседей, максимально быстро выйти на улицу, не пользуясь лифтом. Если покинуть квартиру невозможно, то сперва позвонить в пожарную часть, и сразу запереться в ванной, заложив дверь мокрыми полотенцами. Позвонить вам, наполнить ванну водой и забраться в воду, дышать через влажную ткань. Не паниковать!

Запах газа

Покинуть квартиру и позвонить в аварийную службу. По возможности предупредить об опасности соседей (в двери стучать, а не звонить!) Сразу же выйти на улицу и позвонить оттуда вам.

Убедитесь, что ваш ребенок знает запах бытового газа.

В дверь кто-то стучит или звонит

Позвонить вам. Если стук продолжается, спросить из-за закрытой двери «кто?», не открывая дверь. Дверь можно открыть, только если визитер хорошо знаком ребенку (родственник, ближайшие соседи) и предупреждает его о реальной опасности (пожар, угроза взрыва).

Если в дверь стучит незнакомец, ни в коем случае не говорить, что родителей нет дома. Объяснить, что они устали и спят, или вернутся с минуты на минуту (у соседки, в ближайшем магазине, выгуливают собаку).

Если визитеры не уходят – позвонить в полицию.

” Никогда не оставляйте ребенка дома запертым без возможности покинуть квартиру! Это небезопасно!

Необходимые навыки для самостоятельного пребывания дома

Если вы оставляете ребенка дома одного, у него должны быть сформированы минимальные бытовые навыки. Прежде чем оставить его, потренируйте малыша на кухне: он должен уметь, как минимум, уметь налить себе питье и приготовить простой перекус (хотя бы бутерброд).

Если вы планируете оставлять ребенка надолго (например, первоклассник несколько часов дожидается дома вашего возвращения), учите его пользоваться бытовыми приборами – разогревать приготовленную вами еду на плите или в микроволновке. Он должен уметь отрезать хлеб, помыть фрукты, наливать горячие напитки.

” Нужно отметить, что даже если вы не планируете оставлять ребенка дома, все равно необходимо обучить его бытовой самостоятельности, так что с четырех-пяти лет вы можете доверить ему простую помощь на кухне!

Один дома – в первый раз

Итак, вы впервые решили оставить ребенка дома одного. Как это сделать?

Во-первых, отлучка не должны быть долгой. Придумайте, куда вы можете выйти на 15-20 минут.

Во-вторых, ребенок должен понимать, что контролирует ситуацию, поэтому заранее обговорите с ним время вашего ухода и возвращения. Прекрасно, если ребенок уже умеет определять время по часам, но если он еще плохо это делает – поставьте метки на циферблате.

В-третьих, придумайте, чем ребенок будет занят во время вашего отсутствия. Предложите ему новую книжку или игрушку, дайте какое-то задание, которое его увлечет, но при этом не вызовет затруднений.

Обязательно еще раз обсудите, чего делать категорически нельзя: открывать окна, подходить к плите, играть с огнем, пользоваться электроприборами – список можно скорректировать в зависимости от возраста и навыков ребенка.

И, конечно, будьте на связи!

Мама вернулась!

Вполне возможно, придя домой, вы обнаружите разлитое молоко (хотел попить), разбитый цветочный горшок (хотел полить) и гору конфетных фантиков. Прежде всего – не ругайтесь!

Отделите ситуации, представляющие реальную опасность, от неловкости и недисциплинированности ребенка. Если вы обнаружите прожженное пятно на столе, разобранную на составляющие аптечку, следы ревизии ваших запасов алкоголя или сигарет – оставлять ребенка одного дома рано, даже если дети всех ваших знакомых в этом возрасте уже абсолютно автономны.

” Не сердитесь, если ребенок хотел, как лучше, а получилось «как всегда». Помните, что его благие намерения искупают неудачные последствия, а остальное – просто вопрос тренировки.

Наконец, если ребенок сознательно нарушил важный, но не опасный для жизни запрет (съел сладкое, включил телевизор) – обсудите с ним еще раз, почему вы просите не делать те или иные вещи, и почему важно прислушиваться к вашим просьбам.

А вам, как педагогу, нужно задуматься – почему ребенок набросился на конфеты и включил телевизор.

Может, все же боялся и пытался заглушить страх? Может, вы слишком строги, и соблазн съесть недельную дозу сладкого был слишком велик? Может, ребенок сердится на ваше решение оставить его дома, и хулиганит назло вам? Очевидно, что ваша реакция будет отличаться во всех трех случаях.

Ребенок один дома – это огромное беспокойство для родителей, но ведь это и новая степень свободы, причем и для мамы, и для ребенка. Отпускать от себя ребенка трудно, но нужно. Расскажите о вашем опыте приучения детей к самостоятельному пребыванию дома!

18.04.2018

Подготовила Анна Первушина

  
  о детях от 7 до 10 лет, о детях от 4 до 7 лет, братья и сестры

Источник: https://sibmama.ru/odin-doma.htm

Что делать с детьми на карантине

Оптимисты говорят, что это время дано нам для того, чтобы лучше узнать себя и побыть рядом с близкими. Фаталисты втайне считают, что расплачиваются сейчас разом за все свои переработки и командировки, от которых, будем честны, иногда можно было бы и отказаться (но зачем?).

И только родители тихо сидят в своих импровизированных кабинетах на балконах, кухнях и в ванных комнатах, откупаясь от шумных детей гаджетами и сладостями, покрываясь испариной при фразе «давай поиграем».

В знак солидарности и поддержки мы вспомнили весёлые игры и занятия, где вам не понадобится ничего особенного, кроме самих детей и вещей, которые наверняка уже есть у вас дома.

Вода

Кажется, это довольно сложно — увлечь детей чем-то, кроме маминого компьютера и папиного телефона (вещи, которые магнитом притягивают любого ребёнка). В этой ситуации вас могут спасти игры с водой: выдайте ребёнку ложки, кастрюли, дуршлаг и формочки для печенья.

Не ограничивайте свою фантазию: если есть чистые пипетки, мерные ложечки или любые другие ёмкости — доставайте! В принципе это всё: на ближайший час вы свободны. Единственное, о чём всегда нужно помнить — не оставляйте ребёнка одного в ванне или рядом с ванной, заполненной водой.

Лучше, если малыш будет играть у вас на виду.

Лёд

Когда вода надоест, превратите её в лёд! Заморозьте его в стаканах и чашках, в специальных формочках или в контейнерах для ланча. Чем больше льда у вас получится и чем разнообразнее выйдет его форма, тем интереснее потом будет играть.

В воду перед заморозкой можно поместить фигурки животных или просто небольшие игрушки, а потом играть в археологов, извлекая их из «вечной мерзлоты». Изо льда можно строить крепости, перевозить его на машинах, а когда устанете — насыпать на него соль и смотреть, как красиво он тает.

Можно порисовать на нём красками — получится интересно.

Крупы

Идея «игр с едой» нравится не всем, но рис, макароны и другие сыпучие продукты — самый благодатный материал для сенсорных занятий. Из макарон можно делать бусы, рис интересно пересыпать в разные ёмкости, а ещё его можно красить, прятать в нём разные игрушки и проводить «раскопки». Единственное «но» — пока ваш ребёнок исследует мир круп, рядом всегда должен присутствовать кто-то из взрослых.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Куда устанавливать детское кресло в машине

Краски

Рулон старых обоев может стать для вас настоящим спасением: на нём можно рисовать сразу нескольким детям одновременно, а главное, если что-то пойдёт не так, отмотать на чистое место и начать всё заново.

Если рулона нет, берите любую бумагу или картон и действуйте: тут всё зависит не только от вашей фантазии, но и от того, как долго вы готовы убираться после.

 Можно оставлять на бумаге разноцветные следы рук и ног, делать отпечатки разных форм (деталек лего и других игрушек, которые легко отмыть), делать на поверхности вырезанные из овощей штампы.

Ещё можно:

  • сделать тесто для лепки или кинетический песок (в интернете есть много простых рецептов из разных ингредиентов, начиная манкой и крахмалом и заканчивая пеной для бритья) Учтите, что убираться потом придётся долго;
  • построить дом из одеял и подушек;
  • выложить из книг дорогу и перевозить по ней что-нибудь в грузовых или строительных машинах.

Оставайтесь дома: экораскраски для детей от Greenpeace

Ролевые игры

Здесь не придётся ничего делать — просто подкидывайте детям идеи и работайте дальше. Вспомните всё, во что сами любили играть в детстве: «дочки-матери», магазин, больница, путешествие на Луну или спасение мира. Если детей несколько, можно предложить им ходить друг к другу «в гости».

Домашний театр

Игра может лечь в основу спектакля: предложите детям поиграть в театр со всеми атрибутами — приглашениями, программками и обязательными бутербродами в антракте. Это может быть костюмированный спектакль, теневое или кукольное представление. Пусть дети готовятся и придумывают наряды и декорации, а вы вечером придёте в ложу для гостей смотреть спектакль.

Мультфильм

При помощи камеры и простейших видеоредакторов в телефоне можно осваивать азы анимации. Если ребёнок ещё слишком маленький, чтобы монтировать самостоятельно, предложите ему вырезать или слепить героев, а с остальным помогите попозже, когда будете свободны.

Игры

Прятки, жмурки и даже «колдунчики» — это то, во что можно играть с детьми, если позволяют ваше терпение и пространство квартиры.

Если хотите обойтись без шума и пыли, предложите детям более спокойные развлечения — «холодно-горячо», «колечко», игры со словами, настольные игры.

Если дома есть малярный скотч, им можно «расчертить» клеточки на полу и устроить соревнования по «классикам». При помощи ниток можно устроить в квартире лабиринт-паутину, из которого дети должны будут найти выход.

7 книг для детей про нефть, мусор и изменение климата

Что делать с подростками?

Сложнее всего в самоизоляции приходится детям старшего возраста и подросткам: не хватает общения со сверстниками и привычных активностей. Здесь на помощь придут онлайн-занятия и видеоконференции, а также подкасты и фильмы.

Многие музеи открыли доступ к своим коллекциям: теперь без проблем можно «побродить» по Эрмитажу, спуститься в Парижские катакомбы, послушать лекции известных учёных. Проект Google Arts&Culture даёт возможность заглянуть в Тадж-Махал или обойти вокруг Колизей.

В открытом доступе трансляции концертов, спектаклей, интервью и разных спортивных активностей.

Психологи и коучи рекомендуют посвятить это время освоению новых навыков: возможно, сейчас самое время записаться на онлайн-курсы или дистанционное обучение по предмету, который давно интересует вашего ребёнка.

Не забывайте про движение, сейчас это особенно важно. Устройте себе и детям спортивный челлендж, танцуйте всей семьёй, оттачивайте разные движения и приёмы.

Большинство этих идей и советов основано на личном опыте сотрудников Greenpeace. Мы понимаем, как сложно совмещать бытовые дела, детей и работу, не выходя из дома, и надеемся, что этот текст поможет и вам, и вашим детям!

дети

Источник: https://greenpeace.ru/blogs/2020/04/02/chto-delat-s-detmi-na-karantine/

С какого возраста можно оставлять ребенка одного дома?

Еще до начала каникул многие родители перестали водить детей в школу. При этом в воздухе повис вопрос: кто находится с детьми, пока родители работают? «Удаленка» доступна далеко не всем, а бабушки-дедушки в ситуации с коронавирусом тоже не лучшие помощники. «Ребенок.BY» узнал у специалистов, с какого возраста ребенка можно без проблем оставлять одного дома.

«Некоторых и в 17 страшно одних оставлять»

Ольга Чемоданова, пресс-секретарь МВД Беларуси:

— Законодательно у нас нигде не прописано, в каком возрасте ребенок может оставаться один дома. Вся ответственность за ребенка лежит на родителях, и они должны быть полностью уверены в своем ребенке: в том, что он будет следовать рекомендациям.

Каникулы — хорошее время для того, чтобы попробовать дать ребенку чуть больше самостоятельности, дать проявить себя. Ежеминутно контролировать его неправильно. Но важно подготовить ребенка к тому, чтобы оставлять одного, проговорить и проиграть возможные опасные ситуации, дать советы, что делать в том или ином случае.

А что касается возраста — цифра здесь не так важна. Некоторых и в 17 лет страшно дома оставлять, а иногда и младшие школьники хорошо справляются.

Кстати, на сайте МВД есть немало информации относительно детей, которую я бы рекомендовала изучить родителям — особенно тем, кто оставляет детей одних дома. Там есть советы для родителей, советы для детей и много другой полезной информации.

«Нельзя оставлять младших детей на попечение старших»

Виталий Новицкий, пресс-секретарь МЧС:

— Каждый родитель принимает это решение самостоятельно. Очевидно, что детей дошкольного возраста без присмотра оставлять нельзя. И нельзя оставлять малышей на попечение старших детей, ведь контроль — это функция взрослого человека. А в остальном каждый родитель должен самостоятельно принять решение о том, что его ребенок достаточно взрослый и знает, как не допустить чрезвычайной ситуации, а также как действовать, если она произошла.

«В 6-7 можно пробовать оставлять детей одних, но ненадолго»

Наталья Белая, психолог, многодетная мама:

— Перед тем как оставить ребенка одного дома, вы должны убедиться, что ребенок знает обо всех мерах безопасности. С 6-7 лет можно пробовать оставлять без присмотра на короткое время — буквально 10-15 минут. Далее можно постепенно увеличивать время вашего отсутствия.

Сейчас время мобильной связи, поэтому родителям и детям легче сохранять контакт. Конечно, нужно учитывать психологическое состояние ребенка и готовить его к новому этапу. Обязательно составьте список того, что делать нельзя: открывать дверь незнакомым людям, открывать окна, включать плиту и т.п. Расскажите, почему это под запретом. Но при этом очень важно не запугивать ребенка, не описывать в красках, как все это опасно. Достаточно рассказать об элементарных методах предосторожности.

Что важно сделать перед уходом из дома, оставляя ребенка одного:

  • Осмотрите квартиру критическим взглядом и уберите подальше опасные вещи — колющие и режущие предметы, лекарства, спички и т.д.
  • Проговорите с ребенком, чем именно он будет заниматься в ваше отсутствие и как часто вы будете звонить друг другу. Объясните ему, куда и зачем вы идете, чтобы у ребенка не возникло ощущение, что его бросили.
  • Закройте балконы и окна, предотвратив таким образом случайное падение из окна. Возраст не имеет значения: не только малыши могут вести себя неосторожно у подоконника.
  • Убедитесь, что у ребенка будет все, что ему нужно, в ваше отсутствие: еда, занятия, развлечения. Важно, чтобы от скуки он не стал искать себе приключений. Предложите ему достойную альтернативу.
  • Напомните ребенку, что делать, когда звонят в дверь или по телефону и как действовать в непредвиденных ситуациях. Ребенок должен знать, куда позвонить и к кому обращаться в случае опасности.

В некоторых странах закон запрещает оставлять детей до определенного возраста

В мире действуют разные правила о том, когда можно оставлять детей одних дома. Чаще всего их можно трактовать неоднозначно, что накладывает еще большую ответственность на родителей.

Польша. В соседней с нами Польше оставить одного ребенка нельзя до 7 лет. Однако в законе есть дополнение «в ситуации, которая может быть опасной». До достижения детьми 15 лет родителям предписано «заботиться о ребенке и не бросать его».

Франция, Италия. В этих странах нет строгих предписаний о возрасте, с которого можно оставлять детей одних. Зачастую родители оставляют детей одних с 7-8 лет и уходят на работу.

Великобритания. Здесь неоднократно проводились судебные разбирательства против нерадивых родителей, которые оставляли детей одних дома. Речь идет не только о малышах, но и детях, которым 10, 12, 15 лет. Зная об этом, британцы стараются не рисковать и не оставляют детей одних как минимум до 12 лет.

США. В разных штатах США существуют свои законодательные нормы, но в большинстве из них до 12 лет ребенка одного оставлять нельзя.

А в случае, если ребенок имеет эмоциональные проблемы или проблемы со здоровьем, этот возраст может увеличиваться до 15 или 16 лет. Также запрещено оставлять младших детей под присмотром старших до достижения им 21 года.

Считается, что это возраст психологической и юридической зрелости, в котором человек может полностью нести ответственность за свои поступки.

Новая Зеландия. В этой стране действуют очень строгие правила: по закону до 14 лет дети не могут оставаться дома одни без уважительной причины.

Источник: https://onlinebrest.by/novosti/s-kakogo-vozrasta-mozhno-ostavlyat-rebenka-odnogo-doma.html

С какого возраста можно оставлять ребенка одного?

Возможно, вы замечали, что во многих зарубежных фильмах родители ни при каких обстоятельствах не оставляют младших детей одних. За ними либо присматривают старшие братья и сестры, либо нанятые нянечки из числа подростков, либо взрослые няни. Если же никого такого в распоряжении не оказывается, то родители забирают ребенка с собой.

Все это потому, что во многих странах есть свои законы, согласно которым оставлять ребенка дома одного можно только с определенного возраста. Например, в разных штатах Америки этот возраст варьируется с 10 до 18 лет. И если родители ослушаются буквы закона, то с них могут взять штраф, а то и подвергнуть их более серьезному наказанию (особенно в том случае, если они оставят совсем маленького ребенка под присмотром того, кому и самому еще нельзя оставаться одному).

Вероятно, вы и сами не любите оставлять маленького ребенка одного, потому что если вы хоть раз попробовали это сделать – то напереживались сами и застали дома такого же издерганного малыша. Но до какого возраста такое положение вещей нормально? Попробуем разобраться.

Требования российских законов

Стоит сразу отметить, что в нашей стране нет законов, которые бы четко ограничивали возраст, до которого ребенка категорически запрещено оставлять дома одного. Другими словами, этот вопрос остается на совести родителей.

Но нужно учитывать, что в нашем законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за заведомое оставление без помощи того, кто не в состоянии позаботиться о себе сам, и кому вы оказать помощь могли.

То есть если вы оставите ребенка одного дома, и с ним что-то случится – это будет целиком и полностью ваша вина. И вы понесете за нее правовую ответственность.

Кроме того, в России несовершеннолетним запрещено находиться на улице без сопровождения взрослых после 22:00 (или 23:00, в зависимости от региона). В некоторых областях/краях/республиках гулять ночью без взрослых можно с 16 лет, в некоторых – только с 18 лет.

Почему ребенка опасно оставлять дома одного?

Скорее всего, вопрос о том, с какого возраста ребенка можно оставлять одного, заинтересовал вас не в контексте потенциального несения административной или уголовной ответственности, а в связи со стремлением позаботиться о своем малыше. Поэтому начнем с того, что выясним, почему это в принципе важный вопрос.

Вероятно, вы замечали, что стоит только отвернуться – как ваш ребенок уже находит себе новое веселье. Причем в лучшем случае оно может быть связано с порчей имущества, а в худшем – с возникновением угрозы для его здоровья или жизни.

Даже в аккуратной квартире с относительно безопасной техникой кроется множество потенциальных источников опасности. Открытые розетки и слабые сетки на окнах, тяжелые предметы на верхних полках шкафов, даже лампочки в люстрах и обычная ванна.

И если вы думаете, что ваш ребенок никогда и ни за что не додумается набрать полную ванну воды и поиграть в ней в подводную лодку, создав опасность своего утопления, то не зарекайтесь.

Вы должны понимать, что дети живут в своем мире, который достаточно разительно отличается от нашего, мира взрослых. И это продолжается достаточно долго (по сути, вплоть до тех пор, пока ребенок сам не вырастет в относительно взрослого человека).

У него хорошо развито воображение и фантазия, и он вполне может придумать себе занятие, которому вы не найдете никакого логического объяснения.

И сделает он это не для того, чтобы вас разозлить, не для того, чтобы что-то испортить, а просто потому, что он так воспринимает мир.

Истерика оставленного ребенка

Не каждый ребенок, оставленный дома в одиночестве, начинает с интересом исследовать окружающее пространство и придумывать себе разнообразные развлечения. Многие малыши просто пугаются из-за того, что их бросили, и начинают сильно из-за этого переживать.

Ребенка не успокоит, что вы сказали ему, будто бы вышли за лекарствами и вернетесь очень скоро. Он начинает фантазировать, что вы ушли навсегда, что вы никогда больше не придете (или придете очень нескоро), минуты тянутся для него, как часы. Поэтому по возвращению вы рискуете застать если не навредившего самому себе малыша, то ребенка в слезах, соплях и дикой истерике, которого долго придется успокаивать.

Сколько лет должно быть ребенку, чтобы его можно было спокойно оставлять дома одного?

  • Если говорить о том, чтобы оставлять ребенка одного дома вообще без каких-либо сомнений, то можно назвать возраст на уровне 12-14 лет. Это возраст, когда он умеет беспроблемно пользоваться любой домашней техникой, понимает назначение каждой вещи, да и практически уходит из мира детских фантазий. И волноваться из-за того, что он остался дома в одиночестве, подросток точно не будет.
  • Если речь идет не столько о желании, сколько о необходимости оставить ребенка одного (та же покупка лекарств, или, например, работа, какие-то непредвиденные ситуации), то, в принципе, рубеж может начинаться с 7-8 лет. Хотя здесь многое зависит от уровня развития вашего ребенка, его способностей к самообслуживанию и реальному взгляду на вещи.
  • Если вам нужно куда-то уйти в экстренном порядке, то с натягом можно сказать о теоретической допустимости оставления дома одного ребенка в возрасте порядка 5-6 лет. Иначе лучше взять его собой или попросить присмотреть за ним кого-то, кому вы доверяете.

Как обезопасить ребенка, оставшегося одного дома?

Итак, с вопросом о том, со скольки можно оставлять малыша одного, мы более-менее разобрались. Теперь выясним, что вы должны предусмотреть, если все же окажетесь вынуждены пойти на подобный шаг с достаточно маленьким ребенком:

  1. Уберите как можно дальше все, что теоретически может представлять для него опасность. Это колющие и режущие предметы, лекарства, спички и тому подобные вещи. Причем лучше сделать это не под непосредственным «присмотром» малыша: ему может стать интересно, что вы от него прячете, и в ваше отсутствие он полезет в тот самый верхний ящик шкафа, в который вы, например, спрятали интересные разноцветные «конфетки».
  2. Закройте балконы и окна, в крайнем случае – откройте их в режиме для проветривания. Ребенок не понимает, что если сильно опереться о сетку, то упадет. Равно как и не понимает, что если он выпадет из окна, то он будет травмирован (или даже погибнет). Поэтому вероятность подобного нужно свести к нулю.
  1. Обучите ребенка использованию газовой плиты, чайника, телевизора и других приборов, которые теоретически могут ему понадобиться. Об этом нужно побеспокоиться заранее. Если же вам срочно понадобилось уйти, а ребенок еще, например, не приучен пользоваться газовой плитой – на всякий случай перекройте газ. Одних наказов не подходить к ней может оказаться недостаточно.
  2. Убедитесь, что у вашего чада есть достаточный запас еды, и он знает, где она расположена. В противном случае он может полезть куда-нибудь, куда ему лезть не стоит, просто в стремлении найти что-нибудь съестное.
  1. Четко и понятно объясните малышу, куда вы уходите, почему вы это делаете, и когда вы вернетесь. Это очень важно для его психологического комфорта. Крайне желательно оставить ребенку телефон, чтобы он мог позвонить вам, если начнет волноваться. Или чтобы вы сами могли набрать ему и поговорить, если засомневаетесь, что с ним все в порядке.
  2. Расскажите ребенку, что делать, если кто-то позвонит в дверь или по телефону. В случае с дверью, вероятно, лучше всего запретить малышу открывать ее в принципе. В случае с телефоном – запретить рассказывать кому-либо, что он остался дома один.
  1. Объясните ребенку, что такое полиция, МЧС, служба газа, скорая помощь, и научите дозваниваться до этих служб. Само собой, у него также должен быть ваш номер, а еще номера соседей, если у вас с ними хоть сколько-нибудь неплохие отношения. Малыш должен иметь четкую инструкцию действий на тот случай, если кто-то начнет ломиться в дверь, или если в квартире начнется возгорание.
  2. Помогите малышу выучить свою фамилию, имя и отчество, а также ваши ФИО и точный адрес своего проживания. Это может понадобиться в том экстренном случае, если ему все же придется звонить в полицию или МЧС. При этом нужно дать ребенку понять, что выдавать такую информацию каждому встречному ни в коем случае не стоит.

Если вы позаботитесь обо всем вышеперечисленном, то сможете оставить ребенка дома одного относительно спокойно.

В завершение отметим, что по мере роста и развития малыша тенденция становится в корне противоположной.

Если тогда, когда его действительно можно назвать малышом, оставлять его одного дома крайне нежелательно, то ребенку подросткового возраста, напротив, это по-своему необходимо. Ему уже нужна свобода, личное пространство и личное время.

Поэтому сумейте постепенно ослабить контроль по мере взросления своего ребенка, чтобы помочь ему вырасти гармоничной личностью и не испортить отношения с ним.

Похожие посты

Оставить

Источник: https://mamsy.ru/blog/s-kakogo-vozrasta-mozhno-ostavlyat-rebenka-odnogo/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наши дети
Сколько дней обычно длится овуляция

Закрыть