Что такое бронхиальная астма у детей

Признаки бронхиальной астмы у ребенка

Что такое бронхиальная астма у детей

Загрязнение окружающей среды и постоянный рост респираторных инфекций оказывают пагубное влияние на иммунитет детей. Как следствие дети страдают различными аллергиями и бронхиальной астмой. Астма – это болезнь, вызванная воспалительными процессами дыхательных путей, вследствие чего появляются спазмы бронхов с обильным выделением слизи.

Данное заболевание носит хронический характер, а сама слизь препятствует нормальному прохождению воздуха в легкие.

Бронхиальная астма бывает 2-х типов:

  1. аллергенная
  2. неаллергенная.

Аллергенная астма проявляется при длительном присутствии определенного аллергена. Самые распространенные из них это пыль, пыльца, пищевые продукты, шерсть домашних питомцев и парфюмерная продукция. 90% детей страдают именно первым типом астмы.

Второй тип астмы встречается намного реже и ее проявление связанно с большой чувствительностью малыша к различным инфекциям.

Детская бронхиальная астма: первые признаки и симптомы

Протекание заболевания можно подразделить на легкую, среднюю и тяжелую степень. Зависимо от степени врачи назначают определенные медицинские препараты. Зачастую бронхиальная астма передается генетически. Кроме наследственности на гены ребенка пагубно влияет окружающая среда.

К первым признакам бронхиальной астмы у детей относят:

  • Выделение водянистой слизи, частое чихание после ночного или дневного сна.
  • Через несколько часов проявляется слабый сухой кашель.
  • Во второй половине дня кашель усиливается и становится слегка влажным.

Первые признаки бронхиальной астмы у детей до года проявляются на 2-й день, когда кашель характеризуется приступами. К основным из них можно отнести:

  • сильный приступообразный сухой кашель до или после сна;
  • капризное состояние из-за заложенности носа до приступа;
  • одышка;
  • прерывистое свистящее дыхание с частыми и неполными вдохами.

Если ребенку больше чем год, то к вышеперечисленным признакам присоединяются другие:

  • Давление на грудную клетку, что не дает полноценно вдохнуть.
  • Сильный сухой кашель без мокроты.
  • Зуд, видимые высыпания связанные с аллергией.
  • Приступы вызваны определенными условиями: мама использовала парфюм, дома появился букет цветов и т.д.

Родители должны сразу обращать внимание и фиксировать такие признаки, а также периодически измерять температуру тела малыша. Это поможет определиться, связан ли кашель с банальной простудой или нет. Если малыш страдает тяжелой степенью астмы, то приступы могут случаться не только после сна, но и в любое время суток.

Первопричины возникновения астмы у детей

Основным фактором возникновения приступов астмы у детей является гиперреактивность бронхов, которые очень резко реагируют на появление аллергена.

Все причины можно разделить на такие группы:

1) Влияние генов и состояние иммунитета:

  • пол ребенка. Из-за узости просветов бронхиального дерева астмой в основном болеют мальчики;
  • ожирение. Полные дети больше подвержены астме, потому что диафрагма располагается выше, и дыхание ограничивается;
  • наследственность.

2) Внешние факторы:

  • пищевые привычки. Приступами страдают дети, часто употребляющие орехи, цитрусовые, шоколад и другие аллергенные продукты;
  • присутствие в доме животных, цветов с пыльцой, плесени;
  • редкая уборка в доме и наличие пыли;
  • прием лекарственных препаратов, способствующих развитию аллергии.

3) Факторы, вызывающие спазм бронхов:

  • наличие в воздухе выхлопных газов или парфюма;
  • физическая нагрузка, приводящая к одышке;
  • холодный или сухой воздух;
  • использование в быту различных химических средств;
  • частые простуды и вирусные инфекции.

Родители должны внимательно относиться к малышу, чтобы вовремя определить начало приступа и быстро его ликвидировать. Для этого достаточно самостоятельно послушать и проанализировать дыхание ребенка, ведь дети зачастую пугаются, замыкаются и скрывают необъяснимые для себя новые болезненные ощущения. Также важно обратить внимание на внешний вид ребенка – если область губного треугольника стала синеть, то ребенок нуждается в срочной госпитализации, потому что идет резкая нехватка кислорода.

Медикаменты для лечения астмы у детей

К сожалению, никакие современные медицинские препараты не способны вылечить ребенка с хронической бронхиальной астмой.

Существуют препараты, ликвидирующие приступы и выводящие аллерген из организма. Причем прописываются они в зависимости от степени тяжести приступов и с поэтапным увеличением доз.

Дозировку постоянно должен контролировать врач, а родители безукоризненно придерживаться ее.

Современные лекарственные препараты от астмы делятся на 2 группы:

Симптоматические – помогают снять спазм и облегчают прохождение воздуха к легким. Принимают их при приступах в качестве мгновенной помощи, для профилактики их запрещено применять.

Базисные – снимают воспаление и выводят аллергены. Используются для постоянного лечения и профилактики, но мгновенным действием не характеризуются. Назначаются для уменьшения и устранения воспалительных процессов в бронхах, а также для полной ликвидации приступов.

Базисные препараты необходимо принимать длительный срок, потому что результаты лечения проявляются не ранее чем через 2-3 недели.

К данным препаратам относятся глюкокортикоидные гормоны, которые имеют ряд побочных эффектов:

  • ухудшение иммунитета и гормонального фона,
  • набор веса,
  • заболевания ЖКТ
  • и другие.

Но современная медицина разработала эффективные глюкокортикоидные препараты с минимальными побочными действиями, которые выпускаются в форме распылителей и отлично переносятся большинством детей.

Кроме ингаляторов есть ряд других методов лечения астмы. К ним можно отнести физические тренировки, различные рефлексотерапии, а также дыхательные гимнастики, которые очень результативны именно у детей.

Сейчас организовывают специализированные школы для детей, лечащих астму. При прохождении курса лечения дети посещают эти школы, где им рассказывают о профилактических мероприятиях и медикаментах, обучают правильному дыханию, а также подбирают индивидуальную диету и препараты для лечения.

Профилактические мероприятия для детей, страдающих астмой

Для устранения приступов астмы, кроме применения лечебных препаратов обязательно необходимо уделять внимание профилактике. А именно, повышать иммунитет и улучшать здоровье малыша. Если астма имеет генетический характер, то профилактика должна стать обязательной мерой.

Что же должны делать родители с целью профилактики данного заболевания у детей раннего возраста?

— Очень важным является грудное вскармливание. Желательно продлить его как можно дольше, минимум – давать грудь первый год. Если же молока нет или мама вынуждена прекратить вскармливание, то смесь должна очень тщательно подбираться и даваться малышу только после согласования с педиатром.

Введение прикорма возможно только после одобрения врача и в строгой последовательности. Новые продукты необходимо вводить постепенно, избегая аллергенную пищу.

— Очень важно устранить в доме предметы, которые собирают пыль – ковры, гобелены, плотные тюли и шторы. Важно также чаще проветривать помещение и проводить без чистящих средств влажную уборку.

— Лучше не заводить дома животных, потому что их шерсть это самый распространенный аллерген. Стоит отказаться даже от аквариума, ведь корм для рыб содержит массу негативных веществ.

— В доме должны быть только гипоаллергенные бытовые средства, подушки и одеяла.

— Также эффективным методом профилактики является закаливание ребенка – оно отлично повышает и укрепляет иммунитет.

Кроме того ребенок должен чувствовать заботу, любовь и поддержку семьи и родителей. Для этого создайте счастливую атмосферу в семье и тогда недуги будут намного реже появляться в вашем доме.

Источник: http://kerchbolnica1.ru/index.php/roditelyam/zdorove-detej/1944-priznaki-bronkhialnoj-astmy-u-rebenka

Качество жизни при легкой бронхиальной астме у детей

Что такое бронхиальная астма у детей

Кузина Елена Николаевна–  кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии ИПДО; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Революционная ул., 5, Ярославль, 150000, Россия. Тел.: 8 (4852) 25-26-35.E-mail: [email protected]
Спивак Евгений Маркович–  доктор медицинских наук, профессор кафедры факультетской педиатрии с пропедевтикой детских болезней; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Революционная ул., 5, Ярославль, 150000, Россия. Тел.: 8 (4852) 44-32-17.E-mail: [email protected]

Аннотация

Цель работы: дать характеристику качества жизни при атопической бронхиальной астме у детей во взаимосвязи с параметрами физического здоровья и клиническими показателями.

Пациенты и методы. Обследовано 126 детей 4—15 лет с атопической бронхиальной астмой в стадии клинической ремиссии.

Оценка степени контроля над симптомами БА осуществлялась по результатам АСТ-теста и по функциональным параметрам (пикфлуометрия с определением суточной лабильности показателей, объем форсированного выдоха за первую секунду, бронхоконстрикторный тест с физической нагрузкой).

Для определения функционального состояния организма детей использовались показатели динамометрии, спирометрии, степ-теста. Качество жизни оценивалось с помощью русскоязычной версии вопросника Pediatric Asthma Quality of Questionnaire (PAQLQ).

Рассчитывались 4 показателя: ограничение активности — объем повседневной активности больного БА; симптомы — степень выраженности основных признаков БА; эмоциональная сфера — степень влияния заболевания на психоэмоциональное состояние пациента; общее качество жизни (ОКЖ) — интегральный критерий. Значения показателей оценивались по семибалльной шкале. Анкета PAQLQ включала 3 вопроса, отвечая на которые ребенок должен был определить 3 вида деятельности, наиболее значимые для него.

Результаты. При оценке качества жизни достоверных различий, связанных с возрастом, не установлено. Одновременно выявлено, что по мере возрастания стажа заболевания отмечается более чем двукратное снижение доли детей, у которых двигательная активность является предпочтительным видом деятельности.

По мере уменьшения уровня контроля над астмой ухудшается качество жизни, что прямо коррелирует с нарушением адаптивного резерва мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Показатели КЖ были также связаны с важнейшими клиническими характеристиками заболевания. Наибольшее влияние на них, по данным корреляционного анализа, оказывают уровень контроля астмы и ее персистирующее течение.

Максимальное число достоверных взаимосвязей зарегистрировано для показателя «активность», что отражает роль гиподинамии в ухудшении функционального состояния организма детей.

Ключевые слова: бронхиальная астма; дети; качество жизни.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Введение

Бронхиальная астма (БА) является одним из самых частых хронических заболеваний дыхательной системы, и в последние два десятилетия наблюдается увеличение ее распространенности в детской популяции.

Пациенты с БА имеют ряд физических и социальных ограничений. При этом с позиции больного они могут иметь большее значение, чем контроль симптомов астмы в понимании врача [1; 2; 8].

В этой связи становится актуальным поиск комплексного критерия, позволяющего оценить состояние ребенка с атопической БА.

В современной медицине в качестве такого критерия используется качество жизни (КЖ). По определению С.В. Бычковской (2011), в педиатрии под ним следует понимать «интегральную характеристику физического, психологического и социального функционирования здорового или больного ребенка, основанную на его субъективном восприятии и/или субъективном восприятии родителей и других лиц из ближайшего окружения» [Цит. по: 2, c. 9].

Работы, посвященные КЖ при бронхиальной астме у детей, немногочисленны. Самым первым крупным многоцентровым исследованием, проведенным в нашей стране, был анализ КЖ этой категории пациентов, осуществленный в рамках проекта ИКАР (Исследование качества жизни в России). Был собран репрезентативный материал в 18 крупных городах Российской Федерации.

Результаты его анализа показали, что легкое течение астмы сопровождается незначительным негативным влиянием на КЖ, тогда как при среднетяжелой и особенно при тяжелой форме заболевания параметры КЖ существенно отклоняются от среднепопуляционных значений.

Среди факторов, достоверно влияющих на КЖ при атопической БА у детей, важная роль отводится достижению контроля заболевания и степени ограничения физической активности больных [4; 6; 10]. Значимое воздействие на КЖ оказывает также проведение базисной медикаментозной терапии. Показано, что исходно сниженные параметры КЖ, регистрируемые до ее начала, к концу лечебного периода у детей значимо увеличиваются [7; 9].

Большинство исследований, посвященных КЖ у детей с атопической БА, подтверждает связь этого параметра с тяжестью заболевания. По данным авторов последней редакции Национальной программы «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика» (2017), наличие среднетяжелой БА сопровождается ограничениями физического функционирования и семейной активности при сохранном психоэмоциональном статусе ребенка.

Максимальная выраженность нарушений КЖ имеет место у больных с тяжелой астмой [5]. С другой стороны, некоторые авторы отмечают, что у всех детей, независимо от степени тяжести и периода заболевания, параметры КЖ не отличаются от нормальных значений [3; 11].

Основными причинами ухудшения КЖ у больных БА является повышенное внимание к своему состоянию самого пациента, членов его семьи и ближайшего окружения в коллективе. У школьников и студентов к этим факторам присоединяется снижение показателей внимания и памяти, что создает трудности в обучении.

Дети, имеющие неконтролируемое течение астмы, живут в ожидании приступа удушья, часть из них испытывает страх смерти.

Отрицательное влияние на КЖ оказывают необходимость постоянного приема лекарств и посещений врачей, диетические ограничения, противопоказания к занятиям в спортивных секциях, невозможность содержания домашних животных [1; 3; 9].

В современной структуре БА у детей доминируют легкие формы заболевания. Считается, что при них КЖ изменяется мало [5], однако этот вопрос требует дальнейших исследований. Оценка КЖ важна для объективной характеристики состояния больного, эффективности лечебных и реабилитационных программ.

Цель настоящей работы: дать характеристику качества жизни при атопической бронхиальной астме у детей во взаимосвязи с параметрами физического здоровья и клиническими показателями.

Пациенты и методы

Под нашим наблюдением находились 126 детей в возрасте от 4 до 15 лет, больных легкой атопической бронхиальной астмой в периоде клинической ремиссии заболевания.

Оценка степени контроля над симптомами БА осуществлялась по результатам АСТ-теста и по функциональным параметрам (пикфлуометрия с определением суточной лабильности показателей, объем форсированного выдоха за первую секунду, бронхоконстрикторный тест с физической нагрузкой). Для определения функционального состояния организма детей использовались показатели динамометрии, спирометрии, степ-теста. Основные характеристики БА представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности БА у детей, включенных в исследование

Следовательно, преобладали пациенты с персистирующим течением астмы, что соответствует современным особенностям заболевания. Все они получали базисную терапию. Обращает на себя внимание, что, несмотря на это, полный контроль над симптомами БА имел только каждый десятый ребенок, в остальных случаях (89,7%) регистрировалась та или иная степень его утраты.

Для оценки КЖ использовался специализированный «Вопросник оценки качества жизни у детей с бронхиальной астмой» — авторизированная русскоязычная версия вопросника Pediatric Asthma Quality of Questionnaire (PAQLQ), который заполнялся врачом методом интервьюирования.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком возрасте можно получить инн

Рассчитывались 4 показателя: ограничение активности — объем повседневной активности больного БА; симптомы — степень выраженности основных признаков БА; эмоциональная сфера — степень влияния заболевания на психоэмоциональное состояние пациента; общее качество жизни (ОКЖ) — интегральный критерий. Значения показателей оценивались по семибалльной шкале. Анкета PAQLQ включала 3 вопроса, отвечая на которые ребенок должен был определить 3 вида деятельности, наиболее значимые для него.

Статистическая обработка материала проводилась с применением пакета прикладных программ «StatPlus2009». Рассчитывались средние величины (М), их ошибки (m), стандартное отклонение (SD). Вариационные ряды анализировались на соответствие закону нормального распределения с помощью признака Шапиро — Уилка.

Статистическая значимость различий средних величин при нормальном распределении определялась по критерию Стьюдента, в остальных случаях использовались непараметрические критерии Колмогорова — Смирнова и Манна—Уитни. Для оценки взаимосвязей применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Статистическую значимость различий относительных величин (% и ‰) определяли с помощью углового преобразования Фишера.

Результаты исследования

При оценке качества жизни достоверных различий, связанных с возрастом, не установлено. Одновременно выявлено, что по мере увеличения стажа заболевания отмечается более чем двукратное снижение доли детей, у которых двигательная активность является предпочтительным видом деятельности (таблица 2).

Таблица 2

Показатели КЖ пациентов в зависимости от возраста

Примечание: здесь и далее знаками *, ** и *** обозначена достоверность различий при значениях р

Источник: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2017_6_47/nomer04.php

Бронхиальная астма у детей

Что такое бронхиальная астма у детей

Заболевание лечит:
Детский пульмонолог

статьи

Бронхиальная астма представляет собой хроническое заболевание дыхательных путей, носящее воспалительный характер и сопровождающееся удушьем, кашлем и другой тяжелой симптоматикой.

Дети обычно страдают атопической формой болезни. Ее причина – аллергическая реакция, вследствие которой сужается просвет бронхов. Данная реакция проявляется из-за вдыхания аллергенов: пыли, пыльцы и др.

У детей самого раннего возраста поводом к развитию болезни часто становится употребление пищевых аллергенов.

Самая редкая форма для детей – инфекционно-аллергическая, которая проявляется вследствие хронических инфекционных недугов дыхательных путей.

Признаки бронхиальной астмы у ребенка

Бронхиальная астма очень схожа с другими заболеваниями органов дыхания. Ее часто путают даже с обычной простудой. Поэтому родителям нужно крайне внимательно наблюдать за ребенком. Первыми признаками болезни являются:

  • свистящее дыхание (хрипы) – возникает периодически, иногда во время смеха, сна, плача, может иметь различную тональность;
  • сухой кашель, приступы которого случаются чаще ночью или сразу после пробуждения, может носить аллергический характер – возникать при вдыхании аллергенов, а также усиливаться при плаче, смехе, физической нагрузке;
  • затрудненное, стесненное дыхание;
  • периодическая одышка.

Как выглядит приступ бронхиальной астмы у детей?

Приступ может развиваться по-разному, однако обычно имеет довольно типичную клиническую картину. Начинается с кашля, который может сопровождаться кожной сыпью, ринитом. Дыхание малыша становится неровным, присутствуют короткие вдохи, а выдохи даются с явным трудом. Дыхание сопровождается свистящим хрипом, со стороны приступ выглядит так, словно ребенок ловит ртом воздух. При этом может бледнеть кожа, синеть губы. 

Что делать при приступе?

Когда у детей проявляется бронхиальная астма, родители испытывают страх и нередко – панику, однако необходимо успокоиться и принять такие меры, как:

  • посадить ребенка на что-то твердое;
  • наклонить торсом вперед, попросить опереться локтями на колени;
  • открыть окно, но без переохлаждения комнаты;
  • дать ребенку ингалятор, прописанный врачом;
  • пока неприятная симптоматика не пройдет, успокаивать ребенка, отвлекать его разговорами или чтением вслух.

Даже если Вы волнуетесь и переживаете, не показывайте этого, не провоцируйте страх у ребенка – это значительно усугубит его состояние.

Если состояние ребенка не изменяется на фоне приема препарата и принятых мер, необходимо вызвать скорую помощь.

Причины бронхиальной астмы у детей

  • Наследственность. Ребенок, у которого оба родителя больны, имеет более чем в 6,5 раз больший риск астмы. Если болен только один родитель, то риск повышается примерно в 2,5 раза.
  • Курение матери. Если мать курила во время беременности, то риск подвергнуться астме у ее ребенка на четверть выше, чем у остальных.
  • Пассивное курение. Вероятность и тяжесть течения болезни напрямую зависят от того, сколько взрослые курят рядом с ребенком.
  • Невылеченный атопический дерматит в раннем возрасте.
  • Плохая экология.

Источник: https://detskiy-medcentr-spb.ru/doctor/detskij-pulmonolog/zabolevaniya-pulmonolog/1152-bronkhialnaya-astma-u-detej

Как предотвратить развитие бронхиальной астмы у детей

Сегодня словосочетание «бронхиальная астма» становится известным практически каждому. И происходит это, прежде всего, из-за все большего и большего распространения этого заболевания, как в мире, так и в нашей стране.

Чтобы понять всю серьезность происходящего, достаточно просто взглянуть на сухие цифры статистики. В настоящее время число больных бронхиальной астмой в мире колеблется по разным оценкам от 235 до 300 млн. человек.

При этом во многих регионах мира наблюдается взрывной рост заболеваемости астмой, что приведет к увеличению числа больных на 100-150 млн. уже к 2025 году.

Не лучше дела обстоят и в России. Сегодня в нашей стране зарегистрировано 900 тыс. больных бронхиальной астмой. Каждая из 250 смертей в мире происходит по причине бронхиальной астмы. При этом 14% от всех больных  астмой – это дети. И это только статистика по заболеваемости астмой. Кроме нее мы наблюдаем рост целого букета заболеваний легких.

Можно ли уберечься от болезней легких? Безусловно, можно. Для этого пока ваш ребенок еще здоров, необходимо выполнять определенные правила первичной профилактики. Основной целью такой профилактики как раз и является предупреждение болезни, а, как известно, предупредить болезнь проще, чем ее лечить. Профилактических мероприятий несколько: правильное питание, прогулки на свежем воздухе, физические нагрузки и, пожалуй, одно из самых важных – обеспечение благоприятных условий жизни ребенка.

Обычно под благоприятными условиями жизни ребенка подразумевают чистоту в помещениях, отсутствие аллергенов, но при этом очень часто забывают о необходимости поддержания оптимального температурно-влажностного режима.

Как высокий уровень влажности, так и низкий в равной степени вреден для органов дыхания.

При сухом воздухе происходит систематическое пересушивание органов дыхания, при слишком влажном – в помещении развиваются грибки, плесень, иные болезнетворные микроорганизмы, поражающие дыхательную систему.

Оптимальным уровнем влажности в помещении является 4060%.

При этом человек по своим ощущениям может лишь приблизительно определить текущий уровень влажности в помещении, чаще всего люди называют воздух влажным, когда значение относительной влажности превышает 80%. А это уже недопустимый уровень влажности.

А теперь представьте, что такая влажность не только дома, но и в детском саду, школе, т.е. ребенок круглые сутки вдыхает воздух, который может явиться одной из причин болезней легких.

А ведь контролировать параметры влажности очень легко. Для этого нужно просто использовать современные измерители влажности (еще они называются гигрометры). Современные гигрометры – это компактные электронные приборы, с высокой точностью измеряющие параметры влажности. Одним из таких приборов является электронный Bluetooth– гигрометр RELSIB WH52.

Гигрометр RELSIB WH52 не только с высокой точностью измеряет значения влажности, но и передает эти показания на мобильный телефон. Вы можете установить границы допустимого диапазона значений, и прибор сам оповестит вас при выходе этих значений за установленные границы. Вам останется только включить увлажнитель или осушитель воздуха. Сегодня создать себе и своим детям здоровый микроклимат в доме стало очень легко!

См. статьи:

Александр Глухов

05 июля, 2019

Источник: https://relsib.com/articles/kak-zaschitit-rebenka-ot-bronhialnoj-astmy

Бронхиальная астма — воспаление бронхов.: причины, жалобы, диагностика и методы лечения на сайте клиники «Альфа-Центр Здоровья»

Дыхательная система человека устроена подобно дереву: воздух проходит из трахеи бронхи, сначала в крупные, а затем во все более мелкие (мелкие бронхи называются бронхиолами) и потом уже попадают в альвеолы, откуда кислород уже и всасывается в кровь.

Бронхиальная астма — это заболевание, в основе которого лежит повышенная чувствительность бронхов к различным раздражителям (в частности, аллергенам). В ответ на действие этих раздражителей развивается сужение (обструкция) бронхов.

Этот процесс обусловлен несколькими причинами: повышением тонуса бронхов, избыточного отделяемого в просвет бронхов и их воспаления. При астме приступы чаще всего возникают эпизодически, например после контакта с раздражителем.

При тяжелой астме обструкция бронхов часто сохраняется и между приступами. 

Одно из наиболее опасных осложнений бронхиальной астмы — астматический статус — угрожающий жизни приступ, не поддающийся обычному лечению. Такие пациенты нуждаются в немедленной госпитализации в отделение реанимации. 

Бронхиальная астма — очень распространенное заболевание, ею страдает примерно 5% населения. Среди детей распространенность астмы еще выше, во многих случаях у детей она проходит. Бронхиальная астма у взрослых — это хроническое заболевание, требующее постоянного лечения под руководством специалиста. 

Большую роль в возникновении астмы играет наследственность: если один из родителей страдает астмой, то вероятность того, что она возникнет у ребенка составляет почти 50%, а если оба — 65%.

Виды астмы

У многих больных бронхиальной астмой вырабатываются антитела к одному или нескольким аллергенам. Эта форма получила название аллергической бронхиальной астмы. Она нередко сочетается с кожными болезнями (нейродермитом) и аллергическим ринитом (насморком). Аллергическую бронхиальную астму называют еще экзогенной, в противоположность эндогенной бронхиальной астме, в развитии которой не играют роль ни предрасположенность к аллергии, ни аллергены из окружающей среды. 

Аллергическая бронхиальная астма обычно развивается в детском и молодом возрасте. К самым частым аллергенам относятся пыльца, плесневые грибы, тараканы, домашняя пыль и эпидермис (внешний слой кожи) животных, особенно кошек.

Пищевые аллергены бывают причиной астмы гораздо реже, чем воздушные, но некоторые продукты и пищевые добавки могут провоцировать тяжелые приступы. Нередко у больных бронхиальной астмой обнаруживают рефлюкс-эзофагит (заброс кислого содержимого желудочка обратно в пищевод), и его лечение может уменьшить тяжесть бронхиальной астмы.

При бронхиальной астме повышена чувствительность дыхательных путей к целому ряду раздражителей, в том числе к холодному воздуху, парфюмерии, дыму. Приступ удушья могут спровоцировать тяжелая физическая нагрузка и учащенное, избыточное дыхание (вызванное смехом или плачем). 

Лекарственные средства служат причиной примерно 10% приступов бронхиальной астмы. Самый частый вид лекарственной астмы — аспириновая астма. Непереносимость аспирина и других нестероидных противовоспалительных средств обычно развивается в 20—30 лет.

Приступ бронхиальной астмы могут спровоцировать бета-адреноблокаторы (пропранолол, метопролол, тимолол), в том числе те, которые входят в состав глазных капель.

Жалобы

Основные жалобы — одышка (ощущение удушья, нехватки воздуха), кашель, свистящее дыхание. 

Одышку периодически то нарастает, то уменьшается. Нередко она усиливается ночью, и может выясниться, что появилась она после острого респираторного заболевания (простуды) или вдыхания какого-либо раздражающего вещества. Хотя при обструкции бронхов сопротивление воздушному потоку усиливается на выдохе, больные обычно жалуются на затруднение вдоха (что вызвано усталостью дыхательных мышц). 

Кашель иногда бывает единственной жалобой, тогда подтвердить диагноз помогает исчезновение или ослабление его после назначения бронходилататоров (средств, расширяющих бронхи). Появление кашля с мокротой во время приступа предвещает его окончание. Приступ астмы обычно развивается в течение 10—30 минут после контакта с аллергеном или раздражающим веществом. 

Диагностика

Основной метод диагностики бронхиальной астмы — спирометрия (исследование функции внешнего дыхания). Спирометрия заключается в том, что пациент совершает форсированный (усиленный) выдох в аппарат, и тот рассчитывает основные параметры дыхания.

К главным из них относятся объем форсированного выдоха за 1-ю секунду и пиковая объемная скорость.

Спирометрия почти обязательно включает в себя и исследование реакции на бронходилататоры: для этого пациенту дают сделать несколько (обычно четыре) вдоха сальбутамола или иного бронходилататора быстрого действия и проводят спирометрию повторно.

Спирометрию необходимо проводить и для контроля за ходом лечения астмы: необходимо ориентироваться не только на наличие или отсутствие жалоб на фоне лечения, но и на объективные показатели, которые дает спирометрия. Существуют несложные приборы (пикфлуометры) для самостоятельного использования больными астмой.

В межприступный период функция легких может быть нормальной; иногда в этих случаях проводят провокационные пробы, обычно с метахолином. Отрицательная проба с метахолином исключает бронхиальную астму, но положительная — еще не подтверждает этот диагноз. Проба с метахолином положительна у многих здоровых людей; она может быть положительной, например, в течение нескольких месяцев после респираторной вирусной инфекции.

Рентгенография грудной клетки обязательна при тяжелых приступах, так как позволяет выявить скрытые осложнения, требующие немедленного лечения. 

Лечение

Лечение назначают в соответствии с тяжестью и длительностью заболевания. Течение бронхиальной астмы предсказать невозможно, и ее лечение требует от врача индивидуального подхода к каждому больному. Показано, что частота госпитализаций ниже среди тех больных, за которыми тщательно наблюдают и которых обучают правильно применять лекарственные средства.

Форма назначения противоастматических препаратов бывает разной: широко используют ингаляторы (индивидуальные и компрессорные — так называемые небулайзеры) и турбухалеры (для вдыхания порошкообразных препаратов).

Преимущество ингаляционного введения в сравнении с пероральным (внутрь) и парентеральным (внутривенно) путями введения состоит в том, что в легких достигается более высокая концентрация препарата, а число побочных эффектов минимально.

Иногда целесообразно назначить лекарственное средство именно внутрь или реже парентерально, так как эти пути введения позволяют препарату достичь тех участков легких, в которые не может проникнуть аэрозоль из-за тяжелого бронхоспазма и закупорки бронхов мокротой.

Широко применяют ингаляционные бета-адреностимуляторы, в том числе сальбутамол, тербуталин, битолтерол и пирбутерол. Эти препараты действуют дольше, чем их предшественники, и реже вызывают сердечно-сосудистые осложнения. Самым продолжительным действием обладает сальметерол. Его можно использовать для профилактики ночных приступов. Однако эффект сальметерола развивается медленно, и препарат не подходит для лечения приступов. 

Есть опасение, что к адреностимуляторам развивается привыкание. И хотя этот процесс воспроизводится в эксперименте на лабораторных животных, клиническое значение привыкания пока не ясно.

В любом случае возникшая у больного потребность в более частом применении препарата должна побудить пациента немедленно обратиться к своему врачу, так как может быть признаком перехода астмы в более тяжелую форму и необходимости в дополнительном лечении.

Раньше ингаляционные адреностимуляторы рекомендовали применять регулярно (например, по 2 вдоха 4 раза в сутки), но ввиду частых сердечно-сосудистых осложнений и привыкания в настоящее время при легком течении бронхиальной астмы допускается более редкое применение, а также применение по необходимости. 

Ингаляционные глюкокортикоиды широко применяют при бронхиальной астме. Они предназначены для достижения максимального местного эффекта при минимальном всасывании и наименьших осложнениях.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли давать ребенку мед

Их можно использовать для отмены глюкокортикоидов после длительного приема, для ослабления зависимости от адреностимуляторов и уменьшения частоты приступов при физической нагрузке. Кандидозный стоматит можно устранить или предупредить, если тщательно полоскать рот после вдыхания препарата. Следует иметь в виду, что ингаляционные глюкокортикоиды не дают быстрого эффекта.

Для того чтобы состояние стало улучшаться, их надо регулярно применять в течение нескольких недель, а чтобы добиться максимального эффекта — в течение нескольких месяцев.

Метилксантины (теофиллин, эуфиллин) для лечения бронхиальной астмы в настоящее время почти не используют.

Антагонисты лейкотриенов — препараты, блокирующие лейкотриеновые рецепторы (зафирлукаст, монтелукаст), как правило, применяют при легком или среднетяжелом течении астмы, обычно в комбинации с другими препаратами. 

Ингаляционные M-холиноблокаторы (например, ипратропия бромид) применяют главным образом при хроническом обструктивном бронхите, но в ряде случаев — и при бронхиальной астме. 

При бронхиальной астме, обусловленной аллергией на клещей и отдельные виды пыльцы, в отсутствие помощи от обычного медикаментозного лечения может помочь десенсибилизация, хотя наиболее эффективна она все-таки при аллергическом рините.

Источник: https://www.alfazdrav.ru/zabolevania/zabolevanie-bronkhov/bronkhialnaya-astma/

Лечение

Лечение детей в приступаем периоде симптоматическое. Для лечения больного в астматическом статусе используются те же принципы, что и у взрослых. В послеприступном периоде широ­ко используются интал, задитен, способные блокировать освобождение медиаторов анафилаксии из тучных клеток. Эти препараты особенно эффективны при атопической форме.

Спе­цифическая гипосенсибилизация проводится во вре­мя стойкой ремиссии. Большое значение в лечении и реабилита­ции больных имеют местные санатории и курорты.

Целесообраз­но создание специализированных местных санаториев для детей с респираторными аллергозами, где этапное лечение вклю­чает продолжение специфической гипосенсибилизации, широко используются климатолечение, рефлексотерапия, лечебная физ­культура.

Прогноз бронхиальной астмы в детском возрасте благоприя­тен при раннем уточнении диагноза и правильном лечении. За­болевание, возникшее в дошкольном возрасте, обычно прекра­щается в пубертатном периоде.

Более тяжело протекает брон­хиальная астма, сочетающаяся с упорным аллергодерматозом.

Летальные исходы у подростков при тяжелом течении бронхи­альной астмы определяются передозировкой препаратов симпа- томиметического действия в домашних условиях, развитием ас­фиксии на фоне вторичной надпочечниковой недостаточности.

Патогенез

Бронхиальная астма у детей, преимущественно атонического генеза. Среди предрасполагающих факторов под­тверждена роль наследственной отягощенности: у кровных род­ственников детей, больных бронхиальной астмой, аллергиче­ские заболевания регистрируются от 60 до 90 % [Ширяева К. Ф. н др., 1981 *].

В ранней сенсибилизации ребенка имеют значе­ние токсикозы беременности, раннее искусственное и смешан­ное вскармливание, профилактические прививки, особенно вакцинация коклюшной вакциной. При неинфекционной сенсиби­лизации у детей первыми органами-мишенями являются кожа, пищеварительная и дыхательная системы.

После пищевой сен­сибилизации присоединяется сенсибилизация различными экзо- аллергенами: эпидермальными, пылевыми, пыльцевыми и т. д. Сенсибилизация к инфекционным и грибковым аллергенам ча­ще встречается у детей старшего школьного возраста. Первые проявления респираторной аллергии (предастмы) у большинст­ва больных развиваются на 2-3-м году жизни ребенка.

Типич­ные приступы появляются позже, на 3-5-м году жизни. Бес­спорно значение инфекционных заболеваний респираторного тракта, предшествующих и провоцирующих развитие бронхи­альной астмы.

У большинства детей бронхиальная астма протекает по 1 (анафилактическому) типу аллергических реакций по Gell и Coombs, который определяется генетически детерминированной избыточной продукцией IgE (реагинов).

Высказаны предполо­жения, что выраженные и длительные приступы удушья, сопро­вождающиеся повышением температуры тела, рентгенологиче­ски выраженной периваскулярной инфильтрацией, лейкоцитов зом и эозинофилией в периферической крови, характерны для генеза бронхиальной астмы, протекающей с участием III типа аллергических реакций (преципитин-зависимого, связанного с образованием иммунных комплексов).

Профилактика

Профилактика бронхиальной астмы у детей включает раннее выявление детей с аллергическим диатезом, предупреждение высоких антигенных нагрузок (искусственного вскармливания, профилактических прививок, необоснованной медикаментозной терапии и т.д.) в позднем антенатальном и раннем постнатальном периодах; раннее распознавание и правильное лечение респи­раторных аллергозов (предастмы).

К каким докторам следует обращаться?

Пульмонолог

Терапевт

Педиатр

Источник: http://www.aptekar76.ru/bolezni/detail/Bronhialnaya_astma_u_detej/

Признаки бронхиальной астмы

Самый характерный признак бронхиальной астмы у ребенка — затрудненное дыхание. Трудно дышать становится при определенном стечении обстоятельств — во время физической нагрузки или ночью во сне, при переживании сильных эмоций — испуга или радости. Проблемой становится выдох.

Если ребенок может легко и свободно вдохнуть воздух, но при выдохе раздается хрип или свист, нужно обязательно уделить этому внимание и обратиться к врачу пульмонологу!

Обратите внимание! Необычные хрипы при дыхании могут быть признаком не только астмы, но и ряда других заболеваний, таких, например, как простуда или ОРВИ. Однако, поставить точный диагноз и своевременно начать лечение может только специалист, опираясь на результаты проведенных исследований.

Коварность заболевания заключается в том, что очень часто оно начинается плавно и незаметно, и при неправильной диагностике и лечении, приобретает хронические стадии. Поэтому очень важно не упустить его из внимания на начальных стадиях.

Признаки бронхиальной астмы:

  • Кашель, усиливающийся во время сна
  • Периодическое дыхание со свистом или хрипом (особенно после контакта с аллергеном)
  • Усиление кашля после эмоционального всплеска
  • Неэффективность препаратов от кашля
  • Насморк и головная боль
  • Общий упадок сил и упадок настроения

Диагностика бронхиальной астмы

У маленьких детей симптомы астмы проявляются значительно менее ярко, чем у взрослых. Из-за этого заболевание часто могут спутать с чем-то другим, а значит, начать неправильное лечение.

Для того, чтобы избежать ошибки, необходимо проводить правильную диагностику заболевания, состоящую из нескольких этапов:

  1. Сбор анамнеза. Анамнезом называется общая картина состояния здоровья ребенка. При сборе анамнеза врач уточняет, имеются ли случаи болезни у близких родственников, чем еще страдает малыш, собирает максимальное количество информации о его здоровье.
  2. Осмотр ребенка. На этом этапе доктор осматривает ребенка, определяет его симптомы и их сложность.
  3. Лабораторные и аппаратные исследования. На данном этапе у малышу берут все необходимые анализы, при необходимости проводят ряд исследований: анализы мочи и крови, анализ мокроты, рентген или УЗИ, в зависимости от назначений врача.

Лечение бронхиальной астмы

Программа лечения каждого отдельно взятого случая бронхиальной астмы может сильно различаться в зависимости от формы заболевания, степени ее развития, вызывающих ее причин и даже наследственности ребенка.

Но существует определенные протоколы лечения бронхиальной астмы, которые прошли уже достаточное испытание временем и показали свою высокую эффективность. Они помогают поддерживать жизнь пациента во вполне комфортном состоянии и делают ее полноценной.

Многие дети, страдающие бронхиальной астмой, благодаря правильно подобранному лечению, занимаются спортом, ведут активный образ жизни и даже общаются с домашними питомцами.

Препараты для поддерживающей терапии назначает лечащий врач ребенка. В основном, это, так называемые, топические стероиды. Эти препараты помогают малышу облегчить дыхание, при этом давая минимальное количество побочных эффектов. Это достигается благодаря тому, что данные препараты не попадают в кровь.

Профилактика бронхиальной астмы

Если ребенку уже поставлен такой неприятный диагноз, как бронхиальная астма, в силах взрослых создать условия, при которых вероятность наступления приступа станет минимальной.

Основные принципы профилактики:

  • Регулярный прием назначенных лечащим врачом препаратов в необходимых дозировках
  • Регулярная влажная уборка дома
  • Правильный подбор постельных принадлежностей — одеяла, подушек и матраса, чтобы избежать контакта с аллергенами
  • Четкое соблюдение всех рекомендаций доктора
  • Регулярные осмотры пульмонолога.

Большинство специалистов сходятся в одном едином мнении — правильное лечение бронхиальной астмы и внимательное отношение взрослых к здоровью детей — это залог успеха. Поэтому будьте бдительны в тех вопросах, которые касаются здоровья — Вашего и Ваших детей!

Санаторий “ДиЛУЧ” желает Вам крепкого здоровья и всегда готов прийти на помощь!

Источник: https://m.diluch.ru/simptomy-boleznej/bronhialnaya-astma-u-detej.html

Терапия бронхиальной астмы у детей

По данным статистики только в России около 3,5 миллионов деток страдают этим заболеванием!

1. Что такое бронхиальная астма и чем она опасна?

Бронхиальная астма у ребёнка Приступы удушья, свистящего изматывающего кашля не дают ребёнку возможности жить полноценной жизнью: затормаживают физическое и психическое развитие, ограничивают в занятиях спортом. Ребёнку-астматику нельзя выезжать без сопровождения родителей в загородные лагеря, на сборы, в походы с классом. Нельзя посещать зоопарк, цирк.

Из-за обострений заболевания ребёнок намного больше пропускает занятий в школе, ему труднее учиться. Астма часто приводит к инвалидности. Приступы, плохо поддающиеся контролю, часто приводят к хронической дыхательной недостаточности, очень плохо сказываются на работе сердца. Приступ астмы может даже закончиться трагически.

Врачи считают, что это хроническое заболевание имеет несколько причин, и у детей чаще всего это аллергическое воспаление в бронхах.

Учёные ищут ответ на вопрос, что же делает дыхательную систему ребёнка уязвимой для аллергенов? Ведь одни и те же внешние условия (загрязнённый воздух, пыльца растений, шерсть животных, определённая пища) у какого-то ребёнка вызывают затруднения дыхания, свистящие хрипы, кашель, в то время как его сосед по песочнице или одноклассник чувствует себя прекрасно.

Аллерген — это триггер (спусковой крючок) астмы, но только ли от попадания аллергена начинается астматическая реакция?

Есть два типа лекарств для достижения контроля над бронхиальной астмой: препараты базисной терапии, которые позволяют тормозить аллергическое воспаление в бронхах, тем самым сокращая количество обострений, и так называемые препараты «скорой помощи», которые снимают бронхоспазм, если он уже развился.

Препараты базисной терапии ребёнок вынужден принимать годами, они дорого стоят, имеют много нежелательных побочных эффектов и практически никогда полностью не устраняют обострения. Тем не менее базисная терапия, если она назначена врачом, — это то, что даёт возможность более-менее контролировать заболевание.

По международным протоколам лечения бронхиальной астмы, если в течение года не было обострений, то объём базисной терапии можно постепенно снижать и в конце концов отказаться от неё полностью. Но на практике все, кто сталкивался с необходимостью лечить бронхиальную астму, знают, как трудно это воплотить в жизнь. Ребёнок заболел ОРВИ, перенервничал, перегрузил себя в спортивной секции, надышался пыльцой цветущих растений — и всё начинается заново.

Приходится снова на несколько месяцев возвращаться к высоким дозам препаратов, иногда даже существенно превышающим те, которые были назначены изначально.

Возможно ли отказаться от препаратов базисной терапии или существенно снизить их дозировку, сохранив контроль над бронхиальной астмой?

2. В темноте забрезжил свет!

К счастью, в последнее время был проведен ряд научных исследований, которые установили четко выраженную взаимосвязь (корреляция на уровне 75% !!!) астматических проявлений с дисфункцией определённых отделов головного мозга.

В развитии и реализации синдрома повышенной реактивности дыхательных путей (бронхов) ключевую роль играет центральная нервная система. В научной литературе имеются описания экспериментальных моделей получения экспираторного бронхоспазма путём раздражения определенных подкорковых мозговых структур.

Таким образом, патогенетические причины астмы во многом основаны на центральном пароксизмальном нейрогенном механизме бронхоспазма и последующего воспаления. Нейрогенные механизмы заболевания можно рассматривать именно как генераторные, запускающиеся под действием множественных триггерных факторов!

Медикаментозная терапия бронхиальной астмы сводится к двум направлениям: одно из них предполагает воздействие на факторы, вызывающие аллергическую реакцию, и на различные звенья патогенеза аллергической реакции, а второе заключается в воздействии на периферические рецепторы, расположенные в просвете бронхов.

Оба эти направления, в сущности, предусматривают воздействие на триггерные факторы!

На основе последних достижений нейрофизиологии, неврологии и клинической психологии я разработал уникальную систему корригирующих упражнений, позволяющую нормализовать работу тех мозговых структур, «сбой» в работе которых связан с детской астмой.

Это не медикаментозное лечение, а система упражнений, которая воздействует на те зоны мозга ребенка, которые регулируют дыхание!

Методика уже показала отличные результаты у тех деток, с которыми я занимался лично.

3. Что дальше: научное исследование!

Чтобы продвигать свой метод мне нужно провести масштабное научное исследование, которое докажет эффективность методики и позволит продвинуть систему терапии для массового использования.

Для того, чтобы результаты исследования были значимыми, и их можно было активно популяризировать для терапии астмы необходимо соответствие эксперимента всем стандартам современной науки: в исследовании должно участвовать около ста детей с непременным разделением на экспериментальную и контрольные группы.

4. Нужна ваша помощь!

К сожалению,мне не хватает ресурсов для проведения такого исследования: необходимо арендовать подходящие помещения, в которых будут проводится занятий с группой детей и оплатить работу ассистентов и врачей (пульмонологов и неврологов) по обследованию маленьких пациентов до и после курса терапии.

Мне очень нужна ваша поддержка, ведь вместе мы сможем помочь огромному количеству малышей!

Результаты исследования будут опубликованы в научном издании и станут доступны всем желающим. Спонсорам проекта я готов предоставить подробное описание своей методики и предоставить всю необходимую информацию.

У нас есть шанс помочь детям, давайте сделаем это благородной и важное дело вместе!

Источник: https://boomstarter.ru/projects/625108/terapiya_bronhialnoy_astmy_u_detey

Астма: взрослая болезнь у детей

Бронхиальную астму считают заболеванием взрослых. Но, к сожалению, подвержены ей могут быть даже крошечные дети. Педиатры часто упускают возможность развития астмы у детей, а вместе с этим упускают и время.

В силу недостаточной диагностики начальных форм астмы у детей зачастую правильный диагноз своевременно не устанавливают и болезнь, постепенно прогрессируя, приобретает тяжёлое течении. Так, у 60-80% взрослых пациентов бронхиальная астма дебютировала в раннем детстве, но диагноз установлен не был. В то же время при своевременном и адекватном лечении болезнь могла бы протекать более благоприятно.

Детскую астму надо лечить

Бронхиальная астмаВ ее основе лежит аллергическое воспаление бронхов, сопровождающееся их гиперактивностью. Астма имеет наследственную предрасположенность, которая реализуется только под воздействием факторов внешней среды.

По официальной статистике, около трети миллиона детей в России больны бронхиальной астмой (БА). Но руководитель отделения Московского НИИ педиатрии и детской хирургии профессор Юрий Мизерницкий в интервью корреспонденту Infox.ru привел другие цифры: «По данным эпидемиологических исследований истинная распространенность астмы составляет в 7-8 раз большую цифру. При этом у многих пациентов диагноз ставят с опозданием на 4-5 лет, а нередко болезнь и не диагностируют вовсе».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что нужно для записи ребенка в 1 класс

«На практике врачи нередко боятся постановки диагноза, а это приводит к развитию тяжелых инвалидизирующих форм болезни. В нашей клинике мы часто имеем дело именно с такими пациентами, которые приезжают к нам со всех регионов страны», — говорит Юрий Мизерницкий.

По официальной статистике, в последние годы смертность детей от бронхиальной астмы возросла с единичных случаев до нескольких десятков в год. Среди причин — тяжелое течение болезни на протяжении ряда лет, врачебные ошибки, отсутствие плана лечения у больного.

Причём, наиболее опасными являются младенческий и подростковый возраст пациентов.

Особенности у детей

Национальная программаВ 1997 году по инициативе председателя Российского респираторного общества академика А. Г. Чучалина была принята первая Национальная программа по лечению и профилактике бронхиальной астмы у детей. Впервые был выработан стандарт, который стал руководящим пособием для всех педиатров.

Астма является одним из самых распространенных хронических заболеваний детского возраста. Её симптомы могут проявляться уже в первые месяцы жизни, но они непостоянны. У 60-70% детей до 6 лет случаются эпизодические приступы астматического кашля, которые усиливаются при респираторной инфекции. Именно транзиторный (преходящий) характер симптомов и сбивает врачей с толку. Серьезный диагноз не спешат ставить, заменяя его такими формулировками, как  «ОРВИ с бронхообструктивным синдромом», «обструктивный бронхит», «астматический бронхит», «астматический компонент при респираторно-вирусных инфекциях». Бронхиальной астмой чаще болеют мальчики, но в подростковом возрасте у 30-50% детей болезнь уходит в ремиссию. К понятию «выздоровление» при бронхиальной астме следует относиться с большой осторожностью. Длительная ремиссия может нарушиться под влиянием самых различных факторов в любом возрасте.

Дети от 0 до 2 лет

Астма в этом возрасте проявляется одышкой, втяжением либо вздутием грудной клетки, навязчивым (иногда до рвоты) сухим или влажным с небольшим количеством мокроты кашлем, хрипами в легких, шумным свистящим дыханием, бледностью лица, цианозом (синюшностью) носогубного треугольника, акроцианозом (синюшностью конечностей).

Если наследственность по астме отягощена, велика вероятность развития ее и у ребенка.

Настороженность должны вызывать: высокая частота аллергии на пищевые продукты (куриный белок, белок коровьего молока, злаки, рыбу, желто-красные фрукты), а также на домашнюю пыль и пылевого клеща, на медикаменты и профилактические прививки. Как правило, первым приступам экспираторной одышки предшествует атопический дерматит.

Неблагоприятным фоном раннего развития заболевания могут быть внутриутробные повреждения центральной нервной системы вследствие патологического течения беременности и родов, гипоксия плода, родовые травмы.

От 3 до 5 лет

Астма у детейВ МНИИ педиатрии и детской хирургии уже давно начали лечить бронхиальную астму у детей самого раннего возраста. Тогда по инициативе выдающегося врача и ученого Самуила Юрьевича Каганова было создано первое в стране детское пульмонологическое отделение.

В этом возрасте наиболее частыми провокаторами астматических приступов выступают респираторные вирусные инфекции. Хотя на самом деле причиной болезни является повышенная чувствительность сначала к пищевым, а затем к бытовым и пыльцевым аллергенам. Спектр сенсибилизации (повышенной чувствительности) расширяется с возрастом. Для точного его определения детям необходимо провести кожные тесты и лабораторные обследования на аллергены.От 6 до 12 лет

Астматические приступы вызывают уже самые разнообразные аллергены и часто провоцируют вирусные инфекции. Нередко отмечаются сезонные обострения.

Подростки

Подростковый возраст у многих пациентов является переломным в течении аллергических заболеваний, и дальнейшее прогрессирование болезни зависит от успешности лечения и профилактики. Но именно в этом возрасте у врачей появляются дополнительные проблемы.

Подростки не оценивают в полной мере серьёзность своего состояния и потому отказываются регулярно принимать лекарства, многие начинают курить.

К тому же нередко дети «выпадают» из-под наблюдения врача в связи с переходом от педиатра к подростковому врачу и дальше к терапевту.

Не бояться диагноза

На сегодняшний день уровень диагностики и профилактики БА у детей позволяет не дать болезни приобрести тяжелую форму. Существуют разнообразные методы лабораторной и рентгено-функциональной диагностики, которые позволяют не только точно устанавливать вариант болезни, но и контролировать эффективность назначенного лечения. Лечение стало более эффективным. В прошлом остались капельницы и лекарства, имеющие много побочных эффектов. Теперь используется современная ингаляционная техника.

Поэтому, как говорит главный детский пульмонолог страны, заведующий отделением пульмонологии МНИИ педиатрии и детской хирургии профессор Юрий Мизерницкий: «Бояться надо не факта постановки диагноза, а самой болезни. Своевременное и адекватное лечение позволяет достичь отличных результатов. Тогда не будет тяжелых инвалидизирующих форм и болезнь не будет угрожать жизни. Астма — серьезный диагноз, но, деликатно с ней обращаясь, можно обеспечить вполне благоприятный прогноз заболевания».

Источник: https://www.infox.ru/news/117/24378-astma-vzroslaa-bolezn-u-detej

Анализ медико-социально-психологического статуса дошкольника из группыриска по формированиюбронхиальной астмы

Воронина Светлана Николаевна

– кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры специальной (коррекционной) педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.

E-mail: [email protected]

Маскова Галина Станиславовна

– кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической педиатрии Ярославской государственной медицинской академии.

E-mail: [email protected]

Аннотация. Проблема механизмов возникновения, течения и леченияпсихосоматических расстройств у детей становится все более актуальнойдля современной психологической науки. В статье представлен анализмедико-социально-психологических особенностей детей, страдающихбронхиальной астмой, и из группы риска по ее формированию.

Ключевые слова: дети, страдающие бронхиальной астмой, группа риска,дошкольный возраст, атопия, социальные факторы, психологическийстатус, семейное воспитание.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Проблема психосоматических взаимоотношений в детском возрасте не толькочрезвычайно важна, но и имеет свои специфические особенности.Отрицательное влияние болезни на психику в детском возрасте, какправило, ведет к более тяжелым или даже необратимым последствиям,особенно если речь идет о длительном, хроническом, серьезномзаболевании.

На сегодняшний день всеми авторами признается, что бронхиальная астма– это хроническое аллергическое воспаление в дыхательныхпутях и гиперреактивность бронхиального дерева.

Несмотря на то, что убольшинства детей удается доказать этиологическую роль экзогенныхнеинфекционных аллергенов, бронхиальную астму следует рассматривать,как заболевание, возникающее в результате взаимодействия целого рядапредрасполагающих и повреждающих факторов (Шабалов Н.П., 2004).

Факторы, вызывающие приступы при бронхиальной астме у детеймногообразны: аллергены, вирусные респираторные инфекции, изменениеметеоситуации,  экологическое воздействие ксенобиотиков,табачного дыма, физическая и психоэмоциональная нагрузка и др. (ReesL., 1964; Sharma, Nandkumar, 1981; Федосеев Г.Б., 1988).

Общепризнанным является, что бронхиальная астма взрослыхотносится к психосоматическим заболеваниям и локальный спазм бронхиолможет быть спровоцирован как воздействием специфического аллергена, таки эмоциональными факторами. Вопрос же о соотношении ивзаимодействии между соматическими и психологическимифакторами, провоцирующими приступы бронхиальной астмы у детей иутяжеляющими её течение до настоящего времени остается дискуссионным.

В свое время Block выдвинул гипотезу о реципроктных отношениях междуаллергией и психологическими переменными, задействованными в этиологиии патогенезе БА. Так он показал, что у детей, больных БА и имевшихвысокий аллергический потенциал, психопатологические явления выраженызначительно меньше по сравнению с детьми, аллергии у которых выявленоне было (Block с соавт., 1964).

Resh также отмечала, что пациенты«с астмой неясного происхождения психологически отличаются отбольных, имеющих в основе заболевания выявленную аллергию»(Resh, 1970). На этом основании многими авторами предлагалось отделятьтак называемую «психосоматическую» астму от другихформ этого заболевания, при которых имеются отчетливые свидетельствабиологической обусловленности симптомов (Richter, Dahme, 1982).

Такоеделение имеет определенный смысл при назначении мер лечения астмы:очевидно, что эффективность, в частности, психотерапии будет различнойв зависимости от степени участия психологических факторов в этиологиизаболевания [25]. Даже в тех случаях, когда эмоциональные переживания«запускают» болезнь, они не обязательны длядальнейшего течения и новых обострений бронхиальной астмы.

Кроме того,Wright считает, что при изучении роли различных факторов БА следуетучитывать возможность маскировки эмоциональными переживаниями действиядругих этиологических факторов [17].

Остается открытым вопрос о том, являются ли аллергические иэмоциональные факторы независимыми друг от друга по своемупроисхождению. По данным J. Kiecolt-Glaser и R. Ader (1991)аллергическая предрасположенность и эмоциональная чувствительностьвзаимодействуют друг с другом, а восприимчивость к эмоциональной травмеи аллергенам часто сочетается у одного человека и является проявлениемодного и того же основного конституционального фактора.

Как выясняется в процессе эмпирических исследований, личностныепризнаки детей, больных бронхиальной астмой не являются тольковторичными, зависящими от болезни чертами психики (в частности,проявлениями вторичной невротизации).

По данным Mayer и Weitermeyer(1967) у детей-«астматиков» с самого начала болезниотмечаются определенные черты, которые не усиливаются, а наоборот могутнивелироваться на протяжении болезни: недостаточные способности,агрессивность, направленная на окружающих, и самообвинения в этойагрессивности.

Для личности ребенка с бронхиальной астмой характернабоязливость с истерическими или ипохондрическими чертами [17].

Исследование черт личности больного бронхиальной астмой школьника взависимости от степени тяжести болезни, выполненное В.И. Горемыкиным иА.А. Протопоповым [6], показало, что в целом у детей сбронхиальной астмой имеет место сниженная самооценка, повышеннаятревожность и психастеничность, более выражены истероидно –демонстративные черты, всегда есть нарушения внутрисемейных отношений.

По мнению К.

Леонгарда акцентуация характера детей так жезависит от степени тяжести болезни: у детей с легким течением астмыпреобладают гипертимные черты (стремление к социализации) в 87% иперепады настроения – в 60% случаев; у детей со среднетяжелымтечением чаще выявляется экзальтированность (в 61% случаев) идемонстративность (в 68% случаев); а при тяжелой бронхиальнойастме диагностируется замкнутость у 65% пациентов ивозбудимость – у 58% [16]. В исследованиях Е.Ю. Соловьевой[18], посвящённых изучению механизмов психологической защитыу  детей 8-12 лет, страдающих бронхиальной астмой, обнаружено,что дети с бронхиальной астмой были склонны к вытеснению здоровья иуходу в болезнь, а здоровые – к различным формам«борьбы за здоровье».

По мнению большинства авторов,  вероятно, не существует единойвсеобъемлющей структуры личности, характерной для всех больныхбронхиальной астмой. Чаще всего в поведении и чертах личности больныхбронхиальной астмой обнаруживаются реакции с защитой эмоциональных,прежде всего агрессивных, побуждений [8, 18, 20, 26].

Таким образом, особенности психологического статуса, с однойстороны, являются преморбидными факторами и могутспособствовать возникновению БА у одних больных; с другой стороны– могут возникать на фоне болезни и влиять на её течение.

Огромное влияние на формирование личности ребенка оказывает егомикроокружение (семья). Очень важна роль, которую играетболезнь в опосредовании семейных взаимоотношений. Чем болезнь являетсядля ребенка, для родителей, как с помощью болезни родители воздействуютна ребенка и наоборот, «выгодна» ли болезнь ребенкуи родителям? [7].

При этом важно учитывать не тольковоздействие на ребенка со стороны родителей, но и собственнуюактивность ребенка. Его болезнь, как отмечает Е.В. Иванова, может статьсредством решения проблем не только для него самого, но и для егородителей.

Такое включение болезни в мотивационную структуру всехчленов семьи приводит к снижению эффективности лечения (или даже котсутствию его положительных результатов).

К психологическим семейным факторам, способствующим формированию иподдержанию заболевания бронхиальной астмой относят: инфантилизмматери, пониженную самооценку, коррелирующую с таковыми у ребенка,супружеский конфликт в семье [17, 22, 24].

Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий (1990, 1999) отмечают, что семьи детей сбронхиальной астмой характеризуются сдержанностью в проявлении эмоций уее членов. Родители стремятся контролировать и подавлять инициативусвоих детей, блокировать несанкционированные ими эмоциональныепроявления [16].

При бронхиальной астме в большинстве работ показаноизменение психологического статуса матерей при болезни ребенка.Обнаружено преобладание сверхзаботливых, сверхактивных и во всевмешивающихся матерей, что приводит к чрезмерной зависимости ребенка[15]. Ю.Ф. Антропов и Ю.С.

 Шевченко [1] констатировали воспитание потипу кумира семьи и гиперопеки в семьях детей, больных бронхиальнойастмой в 57,1% случаев.

Итак, на сегодняшний день очевиден существенный вклад психологическихособенностей, как самого ребенка, так и его макросоциального окруженияв развитие и течение бронхиальной астмы, разработаны разнообразныепрограммы психотерапевтической помощи больным детям и их семьям.

Однаконе менее важно знать и учитывать психологические особенности детей наэтапе предрасположенности  к заболеванию, для того чтобыначинать превентивную психологическую помощь в группах риска поформированию болезни. Различным заболеваниям всегда предшествуютпредболезненные состояния (психо-вегетативный синдром по А.В. Вейну),то есть реакции и состояния, не достигающие степени болезни и явленийдезадаптации.

Задолго до появления явных психосоматических расстройству детей можно обнаружить отдельные признаки стойкого, но обычнонеявного эмоционального напряжения [8]. Хотелось быподчеркнуть, что в доступной нам литературе мы не нашли описанияпсихо-вегетативного синдрома у детей из группы риска по возникновениюбронхиальной астмы и у детей, страдающих бронхиальной астмой вдошкольном возрасте, а также их личностных особенностей.

В основномисследуются особенности личности при выраженных проявленияхреспираторных расстройств с нередкой констатацией факта, что началозаболевания приходится на ранний детский возраст [8, 17, 23].

Целью нашего исследования было выявление особенностейпсихологического,социального и соматического статусов детей дошкольного возраста,страдающих бронхиальной астмой и из группы риска по развитиюбронхиальной астмы, а также особенностей их семейного воспитания.

Материалы и методы исследования

Работа выполнена на базе МУЗ детской поликлиники № 5 г. Ярославля в2004-2007 г.г. Для выполнения поставленных в работе задач былообследовано 67 детей в возрасте 3-7 лет. Экспериментальную группу 1 (вдальнейшем обозначаемая ГБА – группа бронхиальной астмы) составили 40детей с установленным диагнозом бронхиальной астмы вмежприступном периоде болезни.

Все дети имели атопическую форму БА,легкой или средней степени тяжести. Экспериментальную группу 2 (вдальнейшем обозначаемая ГВР – группа высокого риска)составили 27 детей из «группы риска» повозникновению БА. Согласно Национальной программе «Бронхиальная астма. Стратегии лечения и профилактика» 2004г.

[2], в группу высокого риска поформированию астмы относятся дети с наследственным предрасположениями каллергическим заболеваниям и прежде всего к аллергическим болезняморганов дыхания, а так же дети, в анамнезе которых имеют место указанияна наличие атопического дерматита, повторные эпизоды крупа,бронхообструктивного синдрома при ОРВИ. Группу сравнения составили 30здоровых детей (ГС – группа сравнения).

Все группы были сопоставимы повозрасту и полу. Для изучения особенностей семейного воспитания былиобследованы 67 матерей в возрасте от 23-45 лет.

Изучения соматического статуса детей проводилось совместно сврачом-педиатром с изучением генеалогического, биологического исоциального анамнезов с комплексной оценкой уровня здоровья всоответствии с рекомендациями В.А. Доскина и З.С. Макаровой (1995).

Результаты исследования и их обсуждение

Большинство исследователей на сегодняшний день первичным признаётгенетическую детерминированность болезни [4]. Однако, на возникновениезаболевания, сроки его манифестации, тяжесть и течение влияет множествофакторов на различных этапах онтогенеза ребёнка [2].

В частности, нами установлена высокая отягощённость в наследственностине только атопическими, но и психосоматическими заболеваниямиродословной детей как больных астмой, так и из группы риска её развития.

Частота встречаемости атопических заболеваний в родословной как у детейс бронхиальной астмой, так и из группы риска БА была значительной.Психосоматические заболевания регистрировались в родословной больныхастмой и детей из группы риска примерно у каждого второго ребёнка, в товремя как у здоровых детей только в 13% случаев (рис.1).

Примечание: * – р

Источник: http://www.mprj.ru/archiv_global/2010_4_5/nomer/nomer02.php

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наши дети
Как быстро уложить ребенка спать

Закрыть